Презентация "Жажда борьбы и свободы. М.Ю. Лермонтов: стихотворение «Парус»"; 6 класс


Слайд 1
Конкурс презентаций «Великие люди России» Жажда борьбы и свободы М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус» Учитель ГБС(К) ОУ № 480 Кировского района Санкт-Петербурга Корейс Елена Геннадьевна Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su
Слайд 2
Цели урока: Продолжить знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова; «Парус» – «грустный приговор все отрицанию»;  Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил. Формирование навыков сопоставительного анализа текста с другими видами искусства; Формирование и развитие навыка выразительного чтения стихотворения;
Слайд 3
Михаил Юрьеич Лермонтов Сведения о жизни поэта (1814-1841) гг., Пятигорск Русский поэт, драматург Художник Офицер М.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. П. Заболотский. 1837.
Слайд 4
Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева, 1795– 1817), её памятник, установленный в часовне под склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. Не дожила до 22-х лет. Отец поэта, Юрий Родители Петрович поэта Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив
Слайд 5
Детство Лермонтова протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не М.Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. 1817–1818
Слайд 6
Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, происходила из знаменитого рода Столыпиных, страстно любила внука. Она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода
Слайд 7
Обучение в пансионе • 1826-1828 г.г. обучение в Благородном пансионе при Московском университете. Интерес к литературе • Московский период. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. Переживает драму в личной жизни, связанную с отношениями бабушки и отца. Автопортрет
Слайд 8
« Смерть поэта» начало всенародной славы. Стихотворение распространилось в списках, вызвало бурю в высшем обществе. Арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам император. Вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, бабушка, имевшая светские связи. Корнет Лермонтов переведён прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание. Ссылка на Кавказ.
Слайд 9
Трагическая гибель. 1841 В Пятигорске произошла ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Мартыновым, над которым Лермонтов посмеивался за его воинственный вид. Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту. Спустя несколько месяцев Арсеньева Памятник перевезла прах внука в Тарханы. на месте В 1889 году, поэту воздвигнут дуэли памятник в Пятигорске. М. Ю.
Слайд 10
Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова . В. Фаворского. 1931г. М.Ю.Лермонтов. Гравюра на дереве Автопортрет К.А. Горбунов 1841г. Портрет Лермонтова
Слайд 11
Сообщение темы урока -Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус». - Символом чего может быть для вас слово « парус»? - Как вы думаете, чем поражает человека море? - Какое море в тихую погоду? - А в бурю?
Слайд 12
Наблюдения по репродукциям А.И. Куинджи «Море» С.Ф. Щедрин Большая гавань на острове Капри
Слайд 13
Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Слайд 14
Анализ стихотворения •Выделите основные ключевые слова стихотворения Буря Покой Одинокий Мятежный •Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие) •Что вызывает сочувствие поэта? • («одинокий, увы…») • Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?
Слайд 15
- Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия) - Что символизирует море? (жизнь, судьбу) Айвазовский «Бурное море ночью»
Слайд 16
Работа с черновиками стихотворения Черновик « Белеет парус отдален ный» Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается? Последн яя редакция « Белеет парус одиноки й…» а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе. Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.
Слайд 17
I строфа 1 стих Вопро сы 2 стих автор а - Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? - Каким было бы изображение? (точечны м)
Слайд 18
Играют волны ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет Чтение второй строфы. И- не счастия Как от меняется изображение паруса? -Что помогает нам увидеть парус совсем бежит! рядом? ( Приближение через звук). - Каким предстает море? ( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)
Слайд 19
Обобщение учителя: - Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется. - Какое главное слово автора в первой строке? (одинокий) - А в последней? (мятежный) - Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом –« мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление) - Что же нужно парусу? (буря и покой). - Что же это за слова в русском языке? (антонимы). - А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу. - Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
Слайд 20
Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений. • Определите настроение стихотворения? • Настроение романса? • Что общего и чем эти художественные произведения различаются?
Слайд 21
Домашнее задание: 1) выучить стихотворение наизусть; 2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»; 3) принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча».
Слайд 22
Источники иллюстраций: 1. ЛИТЕРАТУРА В ЛИЦАХ Михаил Лермонтов http:// www.abc-people.com/data/lermontov/index. htm 2. Лермонтов Портреты (детство, М.Ю. Лермонтов в мундире лейб-гвардии Гусарского полка). http://www.liveinternet.ru/users/znichka/post2 3.Музей в Тарханах 08700496 / 4. Библиомаяк ( репродукции картин Айвазовского, Куинджи) http:// maykchitatetocruto.blogspot.com/2010/09/b log-post_3239.html 5.Достопримечательности Украины Феодосия - Картинная галерея
Слайд 23
Ссылки (источники текстовой информации): 1.Музей в Тарханах 2. Биография М.Ю.Лермонтова http://www.mlermontov.ru/lbiography/ 3.Энциклопедия Замечательных людей и идей http:// www.abc-people.com/data/lermontov/index.ht Романс Варламова на стихи М.Ю. Лермонтова. m 5. Текст стихотворения «Парус» 4. http://www.sbornik-stihov.ru/lermontov273.html

Полный текст материала Презентация "Жажда борьбы и свободы. М.Ю. Лермонтов: стихотворение «Парус»"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корейс Елена Геннадьевна  Кореле
03.07.2012 0 4874 676

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК