Статья "Деятельная жизнь"
Специальный коррекционный детский дом №23.
Статья: Деятельная жизнь
Автор-составитель
Сахарова Лидия Ивановна
Воспитатель
высшей
квалификационного категории
специального (коррекционного)
детского дома №23.
Санкт-Петербург
2011
г.
ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Я родилась в небольшом провинциальном городке Ефремове, который расположен на берегу реки Красивая Меча. Прозрачные воды реки красиво огибают высокие холмы, усаженные вековыми лесами и полевыми цветами. Именно об этих местах «русской Швейцарии» писал И.С.Тургенев в рассказе «Касьян с Красивой Мечи».
Окончила школу с золотой медалью. В этой же школе преподавала физику и математику моя мама. В первом классе я училась небрежно: неаккуратно писала, разливала чернила в портфель, задачи не понимала. Мама переживала, думала, что я останусь посредственной ученицей.
Во втором классе во мне «проснулся интерес» к учебной деятельности: старалась красиво писать, много читать, отвечала только на «5». В дальнейшем очень полюбила учебный труд.
После окончания школы поступила в Воронежский госуниверситет на биологический факультет. Увлекалась химией, биохимией, формулами и экспериментами. Занималась научным исследованием: влияние регуляторов роста растений на повышение сахара в свекле, содержание белка в зерновых культурах.
Во время педагогической практики я увлеклась профессией педагога. Куратор педагогической практики считала, что я понятно объясняю и, если нужно, не один раз. Общалась со всеми вежливо. Дети меня считали доброй, открытой и справедливой. Они часами говорили со мной о школьной жизни, о своих успехах и обидах, о моде. Работая с детьми, мы всегда остаемся молодыми и красивыми, как и дети хотим все знать.
Я люблю свою работу. Мне посчастливилось работать на различном педагогическом поприще: учителем в школе, завучем и преподавателем в среднем специальном учебном заведении, мастером производственного обучения в училище.
С рождением дочери я увлеклась дошкольной педагогикой. Вместе с дочкой «пошла в детский сад». Все дети мне казались родными и милыми. Участвовала в конкурсе педагогического мастерства воспитателей детских садов Петроградского района в 2007 году. Заняла II место.
Дочь подросла, стала учиться в старших школьных классах. У меня появилось желание работать с детьми подросткового возраста. Перешла работать воспитателем в детский дом на группу девочек 13-16 летнего возраста. Подростки - совершенно особые создания: уже не дети, но еще и не взрослые. Они живут своей удивительной жизнью. Для подросткового возраста важно мнение ровесников и возможность самоутверждения. В 6 лет детьми усваивается норма не драться, в 15 лет - осваиваются свои честь и достоинство, а также других людей. Общаться между собой становится весьма и весьма не просто. Одни становятся слишком робкими, а другие – чересчур развитыми.
Однажды утром в дверь моей квартиры раздался стук. Гостей я не ждала, моими посетителями оказались две женщины. «Как вы считаете, возможен ли в России в данное время экономический подъем?» и, не дождавшись моего ответа. «Вот и библия говорит…,» -это были Свидетели Иеговы. Ну, а дальше мне едва удалось проводить их восвояси. Не скрою, я разнервничалась. Включила телевизор: в одной программе речь шла о карме, в другой о биоэнергетике, о космическом разуме, в третьей астрологи рассказывали как жить и чего остерегаться в ближайшую неделю, в четвертой услышала о чакрах, матрах, медитации. На душе тяжёлое чувство беспокойства. Вся жизнь показалась мне в черных красках. Особенностью нашего времени можно считать разнообразие и рост различных идеологий. Как разобраться в таком многообразии различных жизненных установок? Что принять на веру, что отвергнуть? Не всякий взрослый человек может найти ответ на эти вопросы, а что происходит в душе ребенка? Ребенка, который не имеет жизненной опоры в лице любящих матери и отца. Остро стоит проблема общения ребенка с окружающими, воспитания душевно, психологически и физически здорового человека.
Поэтому ведущим направлением моей работы является «этика и основа коммуникации». От уровня владения навыками общения зависит успех профессиональной деятельности, активность в социальной сфере, личное счастье человека.
Именно школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, его социализации, который Л.С. Выгодский рассматривал как, «врастание в человеческую культуру».
Первичная диагностика, проведенная в начале 2007 года, показала низкий уровень положительного общения детей друг с другом: дети стремились, но часто не умели вступать в контакт, не могли слушать партнера, в решении конфликтов фиксировались на самозащитных формах поведения, некоторые девочки проявляли агрессию. Лишь у 30% детей были сформированы стабильные доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми. Разными путями дети попадают в детский дом, но у всех одна примета: они из трудных, не благополучных семей. В нашем детском доме девочки живут и воспитываются не один год. Имеют идеальные условия для учебы, отдыха, полноценного развития. Здесь же они получают опыт перехода к самостоятельной жизни.
Основной целью моей работы является развитие коммуникативных навыков общения детей для успешной социально- бытовой адаптации в обществе, осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы. На занятиях мною создаются условия, помогающие ребенку преодолеть отчуждение между ним и окружающим миром. Определяя методы и приемы воспитательного воздействия, считаю, что главным является создание интереса. Именно поэтому большая часть материала преподносится во время экскурсий, прогулок по городу, посещения музеев, выставок, театров, т. е через приобщение ребенка к общественной жизни. Данное направление работы объединяет в комплексную систему такие направления работы с детьми, как «Социально-бытовая адаптация»,«Валеология», «Основы правоведения», «Петербурговедение». Психологи отмечают важность воспитания привычек у аномального ребенка для формирования нравственности. Э. Сеген считал, что ребенка с проблемами здоровья «хорошие привычки могут спасти, а дурные погубить», ибо «к проблеме не хочет выполнять требования», ребенок имеет проблему «не может выполнять».
Я изучила диагностику представления детей о межличностных отношениях в группе, представлениях о себе и о своих сверстниках. На осознание ребенком своих отношений со сверстниками влияет опыт общения, контактность ребенка и уровень развития интеллекта.
Самокритичную оценку себе дали 20% девочек группы. С отрицательной стороны охарактеризовали себя 10%. Рассказы детей о себе представляют перечисление тех качеств и поступков, за которые их хвалят окружающие, а не ценных для них. Дети, имеющие сложность в общении и новички выбирают либо «звезд», отличающихся физической привлекательностью, либо таких же неудачников, как они сами или детей младшего возраста.
Среди качеств, вызывающих симпатии на первое место выходит красивая внешность и доброта. Дети, имеющие сложность в общении и «новички» выбирают в качестве симпатии взрослых. Однако таких выборов немного. Одной из причин небольшого количества выбора взрослых в качестве симпатии может служить отсутствие способности соотносить себя настоящего с собой будущим.
Рассказы о симпатиях сопровождаются эмоциональным оживлением и интересом. Среди рассказов о людях, на которых дети не хотят быть похожими, основное количество антипатий приходится на одногруппников. Аргументами таких отношений выступают агрессивное поведение в отношении окружающих (бьется, обзывается), непривлекательная внешность, неудачи в учебе.
Высокое оценивание себя является проявлениям не завышенной самооценки, а неспособности оценивать себя самостоятельно. Дети воспроизводят в своих оценках оценки взрослого, что образно можно назвать « эффектом зеркала». Древнегреческий философ Аристотель считал, что «труднее всего познать самого себя».
Проводила организацию экспериментальных ситуаций, в которых каждый ребенок должен был осуществлять выбор по принципу предпочтения в следующих заданиях:
Подарить открытку.
Выбор соседа по столу.
С кем бы ты хотел дежурить?
Как ты думаешь, кто подарит тебе открытку?
Как ты думаешь 1)кто захочет с тобой дружить?
2)подарить открытку тебе?
Проводила анкетирование по методике А.В. Байбородовой. По полученным данным подсчитала статус испытуемого по формуле: m=P/N, где m – статус испытуемого,P – общее число полученных им выборов. N- число членов группы.
Были определены статусные группы:
I – «звезды» - дети, получившие 6 и более выборов
II – « Предпочитаемые » - получившие 3-5 выборов.
III – « Пренебрегаемые » - получившие 1-2 выбора.
IV – «Изолированные» - не имеющие ни одного выбора.
Наибольшее количество детей вошло в группы II и III – 70-90 %/. Дети, составившие группу II отличаются дружелюбием, физической привлекательностью, успешностью в учебе. Среди личных качеств детей III группы выделяется слабая успеваемость, физическая непривлекательность, неумение вступать в контакт, агрессивность. В IV группу не вошло ни одного ребенка.
В процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, мини-конкурсов, обсуждений литературных произведений, конференций, викторин, диспутов, тестовых занятий, дети усваивают понятия «хорошо-плохо», «добро-зло», «правда-ложь», «друг», «дружба», учатся понимать значения слов, знакомятся с правилами общения и поведения, учатся находить решения в конфликтных ситуациях.
Диагностику восприятия материала провожу с группой детей индивидуально, по подгруппам на протяжении 3 – х лет. Контрольные срезы осуществляю 3 раза в год: сентябрь, январь, май. При проведении диагностики использую разнообразные творческие задания. В качестве методов работы провожу самопроверку, взаимопроверку, «мозговой штурм», действия по алгоритму, анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез.
Использую технологии: арт-терапию; проектное обучение, коммуникативно-диалоговое обучение в сотрудничестве (команде), учебные игры.
В завершении занятия обсуждаем с детьми процесс и итоги работы, групповые и личностные достижения (рефлексия).
Прослеживается тенденция улучшения психологического климата во взаимоотношениях детей друг с другом и взрослыми и в новых для них коллективах. У воспитанников появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Ребенок создает собственное мнение на основе сравнения своего мнения с мнением сверстников и взрослых. Это важно для будущей жизни.
Воспитанницы моей группы принимают активное участие в творческой жизни детского дома, а также участвуют в разнообразных городских конкурсах и мероприятиях, где занимают призовые места.
Сегодня в век глобальных изменений, политического , экономического и социального преобразования, проблема «Каким быть современному человеку?» стала крайне актуальной. Кардинально меняются установки на нравственные ценности. В 1985 году исследование О.А. Ещеркина выявило, что в нравственном идеале 70 % испытуемых выдвигают такие качества, как доброта, скромность, вежливость, отзывчивость, самостоятельность.
Исследования в новом тысячислении показали совсем другое. Сегодня на первое место выступает гибкость, рассудительность, верность, целеустремленность, умение добиться своего. Родители желают воспитывать в детях «напористость», деловитость, твердость характера как в мальчиках, так и в девочках.
Отметили необходимость воспитывать доброту у девочек 9 % родителей, у мальчиком – 6 %, скромность у девочек – 1,5 % , у мальчиков – 0,5 %, вежливость у девочек – 1 %, у мальчиков – 0 %, самостоятельность у девочек – 1 %, у мальчиков – 3 % (Щуркова Н. Е. ).
Остро стоит проблема духовности человека.
«Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней».
Перед воспитателем детского дома стоит социально-культурная миссия: быть человековедом, чтобы помочь сделать правильный выбор воспитаннику сиротского учреждения. Эта задача находит свое подтверждение в словах великого педагога В.А. Сухомлинского:
«Быть воспитателем – значит быть человековедом, значит видеть, как ребенок познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Лидия Ивановна
→ л1и2дия 22.05.2011 3 2616 436 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.