ИГРОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ,


АНО ДО «планета детства «Лада»

Д/с № 161 «Лесовичок»







«Игровые и практические ситуации,

способствующие коммуникативному развитию детей»

(сообщение из опыта работы)





Воспитатель: Никитина И.В.






Тольятти

2008

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разо­браться в сложном мире взаи­моотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общения или коммуникативные способности необходимо раз­вивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности включают в себя:

  • желание вступать в контакт;

  • умение организовать общение;

  • знание норм и правил при общении.

Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспита­телями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаи­моотношений с окру­жающими огромно, и их нарушение – это один из пока­зателей отклонения в разви­тии. Ребенок, который мало общается со сверст­никами и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уяз­вленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнуто­сти. Задача педагога вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить от­ношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути его раз­вития личности.

Социально-эмоциональное развитие ребенка представлено в программе «Из детства в отрочество» как одно из направлений образовательного пространства.

Образовательное пространство в программе «Из детства в отрочество» включает в себя важнейшие сферы: окружающий мир, искусство, азы математики, художествен­ной литературы и развития речи. Каждая из этих сфер обладает особыми возможно­стями для социально-личностного развития дошко­льника.

Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстни­ками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Из опыта работы с детьми могу сказать, что успех социально-эмоциональ­ного развития детей зависит от:

  • эмоционально комфортного климата в группе;

  • содержательного личностно-ориентированное взаимодействия воспитателя с детьми;

  • участия воспитателя в делах и проблемах детей;

  • умения поддержать инициативу детей и побуждения их к проявлению добрых чувств.

Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словар­ного запаса, фор­мирование словообразовательных навыков). Однако за низ­ким уровнем речевого раз­вития ребенка скрывается более серьезная про­блема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в це­лом.

Работая с нашими детьми третий год, мы с Любовь Николаевной обратили внимание, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладе­нии ком­муникативной деятельностью. Это дети с заниженной само­оценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивно­стью, кон­фликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед пе­дагогами задачи, требующие интеграции всех разделов: с ролевой и театрализован­ной игрой, музыкально – ритмическими движениями,  художественной лите­ратурой и прочее.

Работу планируем и проводим исходя из задач коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста:

  • развивать уверенность в себе и в своих возможностях;

  • развивать активность, инициативность, самостоятельность;

  • формировать доверие к взрослому как партнеру по внеситуативно - личностному общению;

  • формировать групповые нормы и положительные взаимоотношения.

В своей практике использую такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками как игровые практические ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативных способностей и качеств:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огор­чений;

  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербаль­ных средств;

  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-эмоцио­нального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда включают в себя близкую ре­бенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

В каждой ситуации педагогу необходимо:

  • заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее, вве­сти ребенка в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла про­блема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?»;

  • вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы испытывали тогда?»;

  • побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участ­нику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим вместе все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха»;

  • включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, вы­разить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.п.;

  • помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, по­нять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними: «Все удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши про­блемы».

В работе можно использовать игровые и реальные ситуации, не требующие особой подготовки:

    • игровые ситуации иллюстрирующего типа «Инсценировки с игрушками – готовое чтение»

Цель: показать детям конкретные способы правильного разрешения бытовых ситуа­ций общения, образец социально одобряемого поведения.

    • игровые ситуации активного участия типа «Инсценировки с игрушками – подскажи решение»

Цель: подключить детей к поиску правильного решения.

    • игровые ситуации непосредственной помощи типа «Поможем нашим игрушкам»;

Цель: подключить детей к решению проблемы: не только обсуждение, но и осущест­вление необходимых действий.

    • практические игровые ситуации и реальные ситуации, направленные на освоение культурных норм поведения и общения (этикет).

Цель: формирование культурных привычек, норм культурного поведения.

Культурные привычки формируются постепенно, поэтому организация таких ситуа­ций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения:

  • здороваться;

  • прощаться;

  • пригласить пройти в группу;

  • подать стульчик;

  • пригласить присесть;

  • поинтересоваться как дела.

Уже с младшего дошкольного возраста важно, чтобы воспитатель приучал детей за­мечать трудности других людей и пытаться помочь им.

    • практическая ситуация типа «Наша забота нужна всем». Задача воспитателя - ув­лечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим;

    • практические ситуации гуманистического выбора. Ребенок ставится в ситуацию вы­бора: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?;

    • практические ситуации проблемного характера типа «Как быть? Что делать?»

Цель: побудить проявить самостоятельность, инициативу, сообразительность, отзыв­чивость детей, готовность искать правильное решение;

    • практические ситуации типа «Мы самые старшие в детском саду»

Цель: умение проявить заботу о малышах;

    • практические ситуации типа «Мы дружим со школьниками»

Цель: углубить интерес к школе, снятие тревожности, связанной с предстоящим обу­чением в школе, формирование опыта межвозрастного общения;

    • практические ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Цель: побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и со­трудничества.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

5



Полный текст материала ИГРОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ, смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никитина Инна Валнтиновна  Никитина
14.05.2009 0 5729 2395

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК