Доклад "Формирование проектно-исследовательской культуры учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности"
Актуальность темы. (Слайд 2)
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей деятельность учителя должна быть направлена на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся I ступени обучения к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Согласно федеральному образовательному стандарту одним из таких видов деятельности является проектно - исследовательская деятельность.
Актуальность темы для меня. (Слайд 3)
Выбор темы основан на анализе имеющихся в классе ресурсов: анализ УМК «Школа России» и результатов готовности обучающихся к школе по методике Л.А.Ясюковой за 2012-2013, 2013-2014 уч. г. УМК «Школа России» предполагает деятельный подход к обучению, но построение материала в учебниках не способствует в полной мере развитию исследовательских навыков школьников. Сравнительный анализ мониторинга показал, что уровень понятийного логического мышления обучающихся моего класса выше на 18 % (показатель составляет 68 %), чем показатели предыдущего класса (50 %). Свою задачу вижу в том, чтобы не потерять имеющийся потенциал учащихся и развивать их мышление дальше.
Ведущая педагогическая идея (Слайд 4) заключается в том, что правильно организованная проектно - исследовательская деятельность создает условия, способствующие развитию творчества и познавательной активности учащихся.
Новизна опыта: (Слайд 5) интеграция урочной и внеурочной деятельности детей, направленной на формирование проектно - исследовательской культуры учащихся. Формирование навыков исследовательской деятельности осуществляется на учебных занятиях, а развитие понятийного логического мышления, памяти, читательской компетенции учащихся реализуется через введение в образовательный процесс компьютерной системы «СИРС», УМК «Умники и умницы».
Данная интеграция дает возможность взаимодополнять и взаимообогащать каждый компонент образовательного пространства. Подобная система позволяет создать условия, способствующие:
- активизации познавательного интереса, обеспечивающего учебную мотивацию учащихся
- в проектной деятельности;
- созданию атмосферы исследовательской активности и практической деятельности при
- работе над проектом;
- разработке и внедрению алгоритмов проектно-исследовательской деятельности субъектов
- образовательного процесса;
- организации систематического мониторинга с целью выявления результативности
- проделанной работы.
Теоретическая база опыта. (Слайд 6)
В основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д.Б., Андреева В.И., Давыдова В.В.,.Занкова Л.В., Якиманской И.С.. Богоявленская Д.Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей идет нелинейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится юношескому возрасту, а именно в 11 лет (5 класс), поэтому правильно организованная исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию познавательной, творческой активности в этом возрасте.
В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Компьютерная система «СИРС» (Слайд 7) создана Сибирским институтом электронных программно-методических средств обучения РАО (С 2007 г. – Институт педагогических исследований одаренности детей РАО). Данным институтом совместно с Центром интенсивных технологий в образовании и медицине (г. Новосибирск) разработана компьютерная система интенсивного развития способностей для школьников 1-11 классов (научный руководитель кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, зав. лабораторией развития творческих способностей Буров А.Н.)
Данная компьютерная программа «СИРС» состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
В своем 2 классе я использую модули: «Развитие памяти», «Быстрое чтение», «Запоминание цветов», которые направлены на развитие когнитивных способностей.
Технология опыта. (Слайд 8)
Педагогическая цель: создание образовательной среды для формирования и развития проектно-исследовательской культуры учащихся, вовлечения их в активную проектно-исследовательскую деятельность.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соболева Тамара Васильевна
→ tomara74 28.03.2015 0 4033 548 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.