Слайд 1
Педагогический совет
«Личностное развитие школьника
через систему развития семьи и
школы »
Учитель начальных классов
МБОУ «Ашковская основная школа»
26.03.2014 г.
«Личностное развитие школьника
через развитие семьи и школы».
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Антон Семенович Макаренко
Когда ребенок приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его школьных первых успехов. Ребенок учится тому, что видит он в своем дому, родители пример тому.
Семья хоть и передает эстафету воспитания школе, но продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. Процесс личностного формирования ребенка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект – семья и вторичный, столь же мощный – школа.
Связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести форму альянса, потому что обоюдным интересом такого союза выступает ребенок – уважаемый школой и любимый родителями. У них общий объект заботы и этот объект обладает тонкой и нежной душой, чуткой и впечатлительной, ранимой и слабой.
В Концепции новых стандартов говорится, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной.
слайд
Образовательный стандарт в новом понимании – это «общественный договор», соглашение общества, семьи и государства. Общество желает получить социально приспособленного человека, государство – законопослушного гражданина, родители хотят, чтобы их ребёнок был успешным в жизни. Нынешние стандарты личностно – ориентированны, направлены на взаимодействие семьи и школы. Такое взаимодействие особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребёнка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители. Первейшее условие взаимодействия семьи и школы -это исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга и устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, по нашей школе мы можем наблюдать увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей, которые уже являются «группой риска».
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителя. В течение всей своей практической деятельности мы пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, анкетирование, материалы детского творчества.
Слайд - проект «Осенние листья»
В дальнейшем классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог и зам. директора по ВР готовят паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей.
Посещения на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Одного раза достаточно, чтобы иметь представление о семье, другие же посещения должны быть только по причине и если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.
Изучая теорию личностно-ориентированного обучения, внедряя в обучение и воспитание данные технологии мы приходим к проблеме: что процесс этот окажется «хромыми» на одну ногу, если родители не будут участвовать в нем. Нам необходимо сотворчество: учителя-обучающиеся-родители.
Подходы
взаимодействия семьи и школы
Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, а это не всегда приносит позитивные результаты. ( собрания классные и общешкольные)
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: Значительное место во взаимодействии семьи и школы отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.(индивидуальные беседы со специалистами)
К
участию во внеурочной деятельности
младших школьников можно привлечь
родителей различными способами. Среди
них выделим следующие:
1)
скрытое привлечение, когда учитель
незаметно, исподволь включает родителей
во внеурочную работу, опираясь на
интересы и потребности родителей, их
личностные качества, профессиональную
компетентность в вопросах, изучаемых
детьми на кружковых занятиях, в
индивидуальной и массовой деятельности;
(проект «Моя семья», проект «Домашние
животные» и т.д.)
2) открытое
привлечение, когда педагог не только
высказывает свое желание сотрудничать
с родителями ребенка, но и излагает цель
и содержание данной работы (как совместной,
так и отдельно родительской – ведение
танцевального кружка , ремонт кабинета
и т.д.)
3)
использование комбинированного способа
(сочетающего два вышеуказанных): в
этом случае учитель может высказать
родителям пожелание о сотрудничестве
в определенных видах внеурочной
деятельности и изложить часть причин,
побуждающих его к совместному труду;
по мере развития сотрудничества педагог
может находить и иные причины, побуждающие
его подключать родителей к работе с
учащимися ( поездка в дом-музей Ю.А.
Гагарина и поделка «Солнечный конь»
Первоначально
для привлечения родителей ко внеурочной
работе следует использовать различные
способы психического воздействия
(убеждение, внушение) Родители, в своем
большинстве, желают сотрудничать с
учителями. Их может отпугнуть не только
авторитарный способ привлечения к
внеурочной работе с детьми, но и общий
фон взаимодействия с учителем (неумение
последнего общаться на равных, отсутствие
способности четко излагать цели и
содержание совместной деятельности и
т.п.). Родители учащихся не приемлют
авторитарности в общении: их необходимо
заинтересовать предстоящей деятельностью
или перспективой ее, выраженной через
различные результаты (например, повышение
уровня воспитанности своего ребенка,
потребность в передаче своего ремесла
детям, получение материальных средств
детьми: призов, грамот)
Совместная
внеурочная деятельность родителей и
детей многообразна и широка. Данный вид
работы предполагает участие родителей
как во внеурочной школьной, так и (даже
в большей мере) во внеурочной внешкольной
жизнедеятельности детей.
Весьма
эффективной формой внеурочной деятельности
родителей и учащихся являются домашние
творческие задания. Такие задания
готовятся учителями по различным учебным
дисциплинам. Эти задания направлены
как на развитие творческих способностей
учащихся, так и на формирование опыта
партнерства детей с родителями. Не так
часто родители бывают реально включены
в педагогический процесс. Данная же
форма предполагает активное участие
взрослых в учебно-воспитательной работе.
Целевые исследовательские
домашние задания для детей и родителей
позволяют открыть в домашних условиях
семейный исследовательский центр,
активизировать интеллектуальные силы
детей и взрослых, создать дома творческую
атмосферу и, как следствие, исключить
глобальные семейные конфликты. Наблюдения
за ростом растений , поведением животных
(проект «домашние животные», проведение
систематизации и классификации природных
явлений могут вызвать интерес и
плодотворное сотрудничество детей и
взрослых. Важное место в домашней
исследовательской работе занимает не
только сам процесс, но и оформление и
анализ полученных результатов.
В общении с детьми и их родителями:
1.Не будь назойливым.
Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей.
2.Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше.
3.Сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас.
4.Доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!
5.Избегай обвинений.
6.Покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего-то не знаешь.
7.Развивай в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!
Основная и главная задача педагога в проблеме развития школьника – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:
Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
Автор: Синёва Наталья Александровна
→ yfnflkl 05.10.2015 0 9234 632 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы