Статья: "Развитие музыкальной культуры школьника на основе вокально-хоровой деятельности на уроке музыки"

Статья: "Развитие музыкальной культуры школьника на основе вокально-хоровой деятельности на уроке музыки"

Музыкальное воспитание - одна из форм эстетического воспитания. Без него не может быть всесторонне развитой личности.

Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность ее содержания, особенность ее воздействия на человека.

В музыкальном воспитании особую роль стоит отнести уроку музыки в общеобразовательной школе.

Как известно, основные задачи урока музыки в школе – это привить ученикам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров.

Только в школе пространство урока дает возможность ребенку прикоснуться к различным видам музыкальной деятельности и получить личный опыт исполнителя и слушателя.

Музыкальная школа и школа искусств не решают вопроса массового воспитания, так как туда ходит заниматься очень малое количество учеников.

В то же время опыт свидетельствует: процессы развития учащегося протекают особо эффективно в тех случаях, когда он практически (а не умозрительно) собственноручно оперирует с материалом.

Вокально-хоровая деятельность является важнейшей формой музыкальной деятельности в системе школьного музыкального воспитания на уроке, так как пение является одним из самых активных и доступных форм музицирования, которое в свою очередь вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие.

Направленные вокально-хоровые занятия развивают у детей не только музыкальные способности, музыкальную память, творческую активность, умение трудиться, дисциплинированность, но также формируют вкус.

Русский педагог, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский писал о воспитательных возможностях хорового пения: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов дружному делу. Песня несколько отдельных чувств, сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильное, чувствующее сердце».[слайд 1]

В своей статье я попыталась рассмотреть не только как вокально-хоровая деятельность дает возможность проживания образа и совместного музицирования, но и как она по своей природе способствует развитию музыкальной культуры.

Опираясь на изученный теоретический материал в этой области, а также свой личный педагогический опыт я позволила сделать предположение о том, что вокально-хоровая деятельность - это огромное поле на котором можно добиваться ощутимых результатов для развития музыкальной культуры школьников.

Что такое вокально-хоровая деятельность - это работа над певческим материалом. Попытаемся посмотреть на эту деятельность более широко. Что в нее входит?

  • Показ музыкального произведения учителем. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Знакомство школьников с произведением перерастает в слушательский анализ: выделение главной интонации, образа, восприятие рождает эмоции, чувства, мысли, настроение, понимание художественного образа, погружение и проживание.
  • Нахождение взаимодействия между своими чувствами и художественной выразительностью автора.
  • Историческая справка о песни - дает еще большую возможность погрузиться в ту атмосферу, в то время, что помогает более четко понять авторский текст, его замысел. Очень важно, что работая над песней, ученики сами намечали драматургию исполнения: развитие, кульминацию, манеру исполнения, чтобы они сами все это предлагали, а не слышали от учителя. Учитель только направляет.
  • Заключительный этап – исполнительство. Это момент таинства, так как это рождается здесь и сейчас. Никто не знает, какой будет результат, потому как живое исполнение, без фонограммы, это всегда чудо. Здесь происходит эмоциональное совместное рождение образа.

Пройдя все 3 стадии: анализ, режиссирование песни и общее донесение образа - все это в совокупности дает сильный рывок в развитии ребят.

Следовательно, вокально-хоровая деятельность содержит в себе не только работу над певческим материалом, но и аналитическую деятельность, которая возникает в момент знакомства с песней.

Ученики, погружаясь в «атмосферу» песни приобретают аналитический опыт. Это выход на другой уровень. Работа с песней становится материалом для развития музыкальной культуры.

Педагогическая психология доказывает, что подкрепление интеллектуальных операций деятельностью, связанной с практическим воспроизведением усвояемого материала, оказывается наиболее плодотворным.

Чтобы проверить свое предположение были разработаны несколько типов заданий на основе программ 5 и 6 классов.

Задача была сделать такие задания мобильными, чтобы они не занимали много времени, но при этом мы получили бы максимальную картину уровня обученности учеников. На основании этих задач были разработаны следующие тесты.

1 Тест - относится к знаньевому уровню: как ученики усваивают знания полученные в процессе вокально-хоровой деятельности на уроке музыки. [ слайд 2 «тест№1», слайд 3 результаты теста №1]

2 Тест - на восприятие музыкального образа - как раскрывает, как сопереживает сам ребенок.

Определения, которые дают ребята, оцениваются на основе следующих критериев:

  • Определения «громко, тихо, весело грустно» - в 1 балл, так как это изначальный уровень восприятия, и он не дает возможности определить замысла композитора;
  • Определения «динамическая, ритмическая, тембрально-богатая музыка» - здесь просматриваться знаньевый компонент. Это характеристика свидетельствует о том, что ученик владеет определенными знаниями и оценивается выше - 2 балла;
  • Определения эмоционально окрашенные, то есть те определения, которые родились у ребенка самостоятельно в процессе, не формальные определения, а настоящие переживания детей (угрожающая, невесомая, волшебная) - 3 балла.

В 5 классе было предложено произведение М.И. Глинки «Венецианская ночь».

В 6 классе эти же ученики на примере произведения М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» [ слайд 3 « результат теста №2»]

3 Тест - на творческую самореализацию, творческий продукт.

На партах разложены шумовые инструменты. ( Бубен, кастаньеты, трещетки, барабаны, маракасы, колокольчики, ложки, и т.д.). Ученикам предлагается прослушать музыкальный фрагмент и придумать ритмическое сопровождение, импровизацию.

Критерии оценки:

  • Соответствие тембров выбора инструментов, соответственно прослушанной музыке. 0 баллов - не соответствует, 1 балл - соответствует.
  • Оценка ритмического рисунка – соответствует ли заданный ритм пульсу композитора, логически встраивается в звучание или это какофония, которая не согласуется с авторским замыслом.
  • 0 баллов - не соответствует, 1 балл - частично соответствует.
  • Тембр и ритм вписывающийся, но сыграли все одинаково в унисон. Более интересно и тонко, если ребята догадаются разбить на инструменты. Стремление сделать инструментовку.

В 5 классе было предложено произведение М. Чюрлениса «Море».

В 6 классе в соответствии с программой М. Глинка «Вальс-фантазия». [ слайд 3 «результат теста №3»]

Таким образом, была прослежена динамика в знаниях ребят.

Следовательно можно сделать вывод, что развитие через погружение, проживание, через исполнение того или иного произведения дает хорошее восприятие материала и хорошо закрепленные знания.

Вокально-хоровая деятельность на уроке музыки - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств и как следствие музыкальной культуры.

Следует подчеркнуть, что межпредметные связи, существующие в вокально-хоровой деятельности, целенаправленно воспитывают музыкальную культуру школьника и гармонически развитую личность.

Музыкальное развитие школьников средствами вокально-хоровой деятельности на уроке музыки, приводит к более глубокому погружению, прочтению художественного образа, более тонкому эмоциональному восприятию, становлению индивидуального художественного вкуса и развитию музыкальной культуры в целом.


Полный текст материала Статья: "Развитие музыкальной культуры школьника на основе вокально-хоровой деятельности на уроке музыки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Навицкая Софья Александровна  Публикатор
31.08.2015 3 5565 362

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК