Слайд 1
Развитие духовно – нравственных качеств обучающихся в начальных классах на основе курса ОРКСЭ.
Внеклассное занятие.
Тема «Живи во благо себе и другим» 4 класс
Подготовила:
учитель начальных классов Киселева М.В
Цель:
создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения
Задачи:
образовательная: формировать у детей понятия о простых нравственных истинах, о влиянии слов, эмоций и поступков на жизнь окружающих
коррекционно-развивающая: развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
1. Оргмомент
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
– Давайте и мы улыбнемся друг другу, как это солнышко улыбается нам. Пусть наш день озарится светом добрых улыбок.
2. Введение в тему
-Ребята, как вы думаете, а обычные люди, такие как мы с вами, могут творить чудеса?(да, нет)
-Вот сегодняшний урок и даст ответ на этот вопрос.
-Вы готовы? Тогда отправляемся в плавание по необыкновенному морю (гудок парохода).
-А море - это человеческая жизнь, в которой бывают и бури, и спокойствие. Вот на горизонте появляются корабли – это люди в житейском море. (появляется корабли со светлыми парусами). А морские волны, раскачивающие корабль, – это эмоции и качества человека.
-Как вы думаете, какое настроение у этого человека? (Радость , восторг)
-Но вот показался корабль с чёрными парусами. Какой человек управляет этим кораблём? (злость, гнев, ненависть, жестокость)
-Как вы думаете, легко такому кораблю, т.е. человеку плыть по жизни? ( нет, тяжело жить такому человеку, он разрушает себя)
-Приятно ли общаться с таким человеком? (Нет)
- Обратите внимание на цвет парусов, вот и душа у человека чернеет от таких чувств. Давайте поможем этому человекуизбавиться от негативных, отрицательных качеств и подберём противоположные по смыслу слова
Злость-доброта
Гнев - радость
Ненависть - сочувствие
Жестокость – милосердие
(Паруса становятся белыми)
-А с таким человеком вам захочется дружить? (да)
-Вот и свершилось маленькое чудо – вы сделали радостным и светлым чей-то жизненный путь.
-Сейчас мы очень быстро подобрали противоположные качества, а в реальной жизни это легко сделать? (нет, не всегда)
- Поэтому мы должны жить так, чтобы было хорошо и радостно и нам и окружающим нас людям.
-Это и есть тема нашего урока – «Жить во благо себе и другим».
3.- Что вы хотите узнать по этой теме? (Что означает слово благо, как можно жить во благо себе и в то же время другим?)
- А как вы понимаете слово «благо»? (добро, здоровье, счастье, радость)
-Как вы понимаете слова «Жить во благо себе и другим»? (Ответ взять в учебнике стр94)
Добро – высшая нравственная ценность. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу.
Добро связано с миром и любовью к родным, к стране, к любимому делу.
Добрый человек – это значит делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать им добро.
Давайте прочитаем изречения мыслителей(стр97)
4. Составление ромашки Добра (в группах)
Какими качествами должен обладать человек, несущий добро? (нежность, ласка, забота, внимание, верность, дружба, радость, любовь, сострадание, милосердие)
(ПОЛЕ ДОБРА) из ромашек на доске
5.
-Каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания.
-Вам нравится, когда вас хвалят? ( да, конечно)
- А как вы отреагируете, если вам по- доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету? (Скорее всего)
-Можно сказать, что такой доброжелательный совет придётся во благо человека? (Да, человек становится лучше)
- А какие высказывания могут ранить, обидеть человека? (Несправедливые, оскорбительные слова, сказанные за глаза, когда человек не может защитить себя от несправедливости)
-Такие недоброжелательные слова называют осуждением. Можно их назвать благом для человека? (нет, они унижают и обижают человека)
Работа в группах
Решение ситуаций
-Давайте разберём на конкретных ситуациях – где доброжелательная критика и совет, а где обидное осуждение?
Каждая группа знакомится с ситуацией и делает вывод, обосновывая его.
Карточка 1 группы
Вера читает наизусть стихотворение. После прочтения учительница говорит девочке: « Первое четверостишие прочитала монотонно, не выразительно. Во втором четверостишии был нарушен порядок слов, а вот последнее четверостишие прозвучало с нужной интонацией, с соблюдением пауз и логических ударений».
Вопрос: Это критика или осуждение и почему так решили?
+(Это критика, т.к. после критических замечаний, девочка прочитает это стихотворение выразительно, без ошибок).
Карточка 2 группы
У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников:
- Фу, смотри какое у него кривое дерево!
-Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха!
Вопрос: Это критика или осуждение и почему так решили?
-Это осуждение, т.к. недоброжелательно и скрытно высмеивают недостатки в чужих работах, может быть даже несправедливо)
Карточка 3 группы
Мама попросила Гришу пропылесосить в комнате. Мальчик сделал это наспех, считая неинтересным занятием. Мама, увидев результат его работы, сказала: «При такой уборке твоя комната скоро превратится в горы мусора!»Грише стало стыдно.
Вопрос: Это критика или осуждение и почему так решили?
+Критикуя сына, мама хотела, чтобы ему стало стыдно, и он в следующий раз тщательнее убирался. Так мальчик станет аккуратным.
Карточка 4 группы
Бабушка заболела и попросила Лизу принести ей малиновое варенье. Девочка заигралась с подружками и забыла про бабушкину просьбу. Пришлось бабушке самой идти за вареньем к Лизиной маме. Вернувшись домой, Лиза встретилась с бабушкой. Бабушка, горестно вздыхая, ей сказала: «Когда ты болела, мы с твоей мамой заботились о тебе, а ты даже не вспомнила о моей просьбе». Лиза покраснела от услышанных слов.
( Это критика во благо, ведь Лиза оказалась забывчивой, нечуткой, может даже равнодушной девочкой, а слова бабушки пробудили в ней сочувствие и раскаяние за нанесённую обиду)
Карточка 5 группы
В классе было принято на свой день рождения приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света, откусив кусочек, поморщились и сказали «Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!»
(Хотя ребята сказали прямо в лицо Жене, но сделали это нетактично, грубо. Это осуждение. Оно пользу не принесёт, а лишь глубоко ранит, обидит Женю, ведь он не может изменить ситуацию)
-Какой должна быть критика?
+Критика должна быть справедливой, доброжелательной, тактичной (т.е. благожелательной).
Вывод: Критика, она не должна ранить душу, унижать достоинство человека, ронять его в собственных глазах и глазах окружающих.
- Если вы самокритичны и требовательны к себе, то эти качества помогут вам помнить о благе других, стремясь к своему.
Работа с пословицами
- Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы.
- У вас на столах лежат пословицы – нужно соединить начало пословицы с ее концом и объяснить их смысл.
-Слово не воробей, вылетит -не поймаешь
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном)
-Семь раз отмерь, один отрежь.
-О чём она говорит?(прежде чем сделать, высказаться подумай хорошенько, взвесь свои слова)
-Как аукнется, так и откликнется.
-Как другими словами можно сказать?(Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе).
-Но если уж так получилось, что вы кого-то обидели, ранили острым словом, то какими словами можно загладить свою вину? (Прости , извини, прошу прощения, я виноват и т.д.)
-С давних времён и по сей день на Руси существовала традиция в последний день Масленицы просить прощения друг у друга - так называемое прощёное воскресенье. В вашей семье есть такая традиция? (да)
-Замечательно! А сейчас наступает время настоящего волшебства.
6. Практически значимое задание
-Слышали ли вы выражение «голубь мира»? (Ответы детей)
- Это выражение получило известность после 2-ой Мировой войны в 1949 году и является символом мира, мирных намерений. Художник Пабло Пикассо нарисовал голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.
Но сейчас я вам предлагаю заготовленных заранее голубков подарить тому человеку, кого когда-то обидели грубым словом или недобрым поступком.(Дети начинают вручать голубков, звучит фонограмма песни «Твори добро на всей земле» в исполнении группы «Непоседы»)
-Кто не отдал своего голубка, посчитав, что не причинил никому зла?
-Я вам открою тайну- больнее всего страдает от вашего грубого слова Мама! Вы постарайтесь сегодня, придя домой, обнять её и попросить прощения. Договорились?! (да)
-Скажите, стали ли вы чуточку радостнее и счастливее от того, что принесли извинения обиженному вами человеку?(да)
-А как вы думаете, у того, кому вы вручили голубка, стало теплее на душе? (да)
-Вот и произошло настоящее чудо!
7. (Строительство доброго дома)
На слайде записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:
Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют.
Человека, у которого доброе сердце, называют..
Человек, который желает другим только добра, называют..
Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют
Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют.
Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.
Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить?
Давайте представим себя жителями Дома под названием “Доброта”
“В Доме Доброты я чувствую…”
8. Подведение итогов
- Что мы сегодня узнали? О чем говорили?
- Давайте составим с вами правила, согласно которым мы будем жить во благо себе и другим.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
ПОМНИ:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукою, обожжённою, солнце достать И подарить его людям.
С . Островой
9. Рефлексия.
– Какие добрые дела можем сделать мы с вами?
Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
(О благотворительности поговорить – посадка деревьев, участие в субботниках, уважение и почитание старших, участие в акции подари игрушку больному ребенку).
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
Так будем жить во благо себе и другим.
10. Домашнее задание
1.Конкурс рисунков «Жизнь дана на добрые дела».
2. Организовать благотворительную помощь детям Детского дома(канцтовары)
Автор: Киселева Марина Васильевна
→ Публикатор 29.11.2022 0 2497 171 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы