Слайд 1
«Почему они нарушают
дисциплину?
Педагогическое общение с
«трудными» подростками»
Кобелева Ю.А.
Преподаватель математики ГОУ НПО ПУ № 16
Автор: Кобелева Ю.А. преподаватель математики, ГОУ НПО «Профессионального училища № 16», г Пермь.
Доклад на тему:
«Почему они нарушают дисциплину?
Педагогическое общение с «трудными» подростками»
«Плохое поведение учащихся» - это понятие весьма оптикаемое. Точнее сказать это поведение «не угодное окружающим». Обсуждая данный вопрос, каждый взрослый (учитель, мастер, воспитатель) должен знать, что существуют законы поведения учащихся:
Ученик выбирает определенное поведение в определенной ситуации;
Любое поведение учеников подчинено общей цели, а именно, чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни;
Нарушая дисциплину, ученик осознает, что делает плохо, но при этом может не осознавать, что за его поведением стоит одна из 4-х целей:
привлечение внимания;
власть;
месть;
избегание неудач.
В сороковых годах XIX века американский педагог и психолог Рудольф Дрейкрус предложил классификацию мотивов плохого поведения. К ней он предлагает несложную диагностику, которую может провести любой педагог без привлечения психолога, опираясь на собственные ощущения и наблюдения. Эта классификация не ищет ответа на вопрос, почему ребенок ведет себя так, а указывает на то, что необходимо сделать, чтобы ребенок как можно меньше хотел вести себя таким образом. Вашему вниманию предлагаю таблицу «Мотивы «плохого» поведения детей» (см. таблицу стр.4-5).
Все способы, которые предлагает Рудольф Дрейкрус, имеют одно постоянное повторение – оказание поддержки ребенку.
Психологическая поддержка – вера в ребенка, один из факторов, способных улучшить взаимоотношения ребенка со взрослым.
Поддерживать можно посредством:
отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово». «вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «спасибо, все прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рада, что ты попробовал это сделать, хотя получилось не совсем так, как ты ожидал»);
прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять ребенка)
совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его);
выражением лица (улыбка, подмигивание, кивок головы, совместный смех)
Необходимо помнить, что любое «плохое» поведение учеников весьма субъективно. Один и тот же поступок ребенка воспринимается взрослыми по-разному, т. к. отношение к происходящим событиям зависит от «границ психики». На бытовом уровне можно сказать, что все люди делятся на «толстокожих» и «тонкокожих».
Американский психолог Эрнст Хартман ввел понятие «границ психики» и составил специальный вопросник – тест на определение толщины психологических границ. Проводя исследования, Хартман пришел к общим выводам. Люди значительно отличаются по толщине своих защитных барьеров.
Например, те, кто по результатам теста, имеют тонкие психологические границы, чаще страдают от громких звуков и яркого света. Психика женщин, как правило, менее защищена, чем психика мужчин. Люди с тонкими барьерами белее мнительны, у них чаще бывают интересные, яркие и запоминающиеся сны. Люди с более плотными границами психики легче вступают в брак. У всех нас «кожа» с возрастом утолщается.
Люди с тонкими границами психики часто бывают творческими личностями, они склонны менять свои взгляды под влиянием опыта. Личность со слишком толстыми границами психики часто испытывает затруднения в контактах с окружающими. «Тонкокожий» человек может со временем укрепить свои границы, защищаясь от внешнего мира
И у «толстокожих», и у «тонкокожих» есть свои преимущества и недостатки, и к ним можно привыкнуть. Зато «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» - странные и чудаковатые типы.
Попробуйте на себе тест Хартмана. (см. презентацию) Он состоит из 18 утверждений, и вы должны оценить верность каждого по отношению к себе по шкале из пяти баллов – от 1 (совершенно неверно) до 5 (это полностью относится ко мне), 2 (скорее неверно, чем верно), 3 (иногда), 4 (скорее верно, чем неверно).
Мои чувства незаметно перетекают одно в другое.
Мне очень легко вспомнить свои детские чувства.
Меня легко обидеть или задеть.
Много времени у меня уходит на мечты и фантазии.
в художественной литературе, театре и кино я предпочитаю четкие сюжеты, имеющие определенное начало, середину и конец.
Хорошей организацией можно назвать только такую, в которой все четко представляют себе свои обязанности, и ясно, кто за что отвечает.
Всему есть своё место, и всё должно быть расставлено по своим местам.
Излишняя близость с другими людьми иногда меня пугает.
Хорошие родители – всегда немножко дети.
Я легко могу представить себя каким – нибудь животным.
когда что – нибудь случается с близким человеком или моим другом, я чувствую себя так, словно это случилось со мной.
Берясь за какую – нибудь работу, я не люблю связывать себя планом действий, а во многом следую интуиции.
персонажи моих снов часто переходят один в другой, оказываются другими людьми.
Часто мне кажется, что на меня влияют посторонние, таинственные силы.
Невозможно провести четкие границы между нормальными людьми и людьми с психологическими проблемами, невротиками и просто сумасшедшими.
Я – человек, приземленный, практичный, реалист.
По характеру я мог бы быть поэтом, художником, артистом.
Иногда я слышу, что меня кто – то зовет по имени, но, оглянувшись, не нахожу никого.
Для того чтобы оценить прочность границ психики, произведите несложные подсчеты. Надо сложить все баллы по всем 18 пунктам, кроме 5, 6, 7, 16. Баллы по этим пунктам надо считать наоборот: 1 за 5, 2 за 4, 4 за 2, 5 за 1. при таком перевороте 3 балла остается тремя баллами. (см. презентацию)
Результаты: средний человек набирает обычно 35 очков, если у вас 50 и более - ваши барьеры слишком тонки, 20 и менее – слишком толсты. Соответственно нужно сделать определенную поправку на свое отношение к происходящим событиям и к своим адаптивным возможностям.
Как же уберечь свои тонкие границы психики от негативного воздействия «плохого» поведения учеников? Необходимо помнить, что у каждого человека есть несколько зон личного пространства:
0-45 см интимная (0-15 см сверхинтимная) зона;
45 см – 1, 25 м личная зона (друзья);
1,25 м – 3,6 м деловая (коллеги);
3,6 м и более публичная зона (ученики).
И завершить выступление хочу притчей о «Монахе и его ученике».
Странствовали по миру монах и его ученик, учили мирян доброте, чистоте, праведности. Однажды подошли они к реке и увидели обнаженную девушку, Увидев странников, девушка попросила перенести её на другую сторону реки. Монах взял девушку на руки и перенес на другую сторону. Спутники отправились дальше. Долго шли они и вдруг ученик спрашивает: «Учитель, вот ты учишь людей праведной жизни. Как ты смог взять на руки обнаженную девушку?». На что монах ответил: «Я перенес и оставил её на берегу, а ты до сих пор её несешь с собой».
Уважаемые коллеги желаю вам успехов в вашей педагогической деятельности!
Мотивы «плохого» поведения детей
|
Привлечение внимания |
Власть |
Месть |
Избегание неудачи |
Суть поведения детей |
Учащиеся любыми способами привлекают к себе внимание (Ну посмотрите, какой же я!) |
Учащиеся начинают делить власть даже с учителями (Говорите, а я буду делать свое!) |
Главная цель поведения: «Ты меня обидела, - получай» |
Ничего не буду делать, чтобы не пережить неудачу! |
Социальные причины |
- Эмоциональная холодность родителей; - Акцентирование внимания родителей и педагогов на «плохое» поведение; - Сверх любовь – «кумир семьи» |
- Мода на сильную личность. - Отсутствие примеров конструктивного подчинения |
- Рост насилия в обществе. - Минимум эмоционального тепла в семье. |
Слишком высокие требования родителей и учителей (непосильные). |
Сущность поведения |
Получать особое внимание |
Ты мне ничего не сделаешь! |
Вредить в ответ на обиду. |
Не буду пробовать! Все равно не получится! |
«Сильные» стороны поведения |
Потребность в контакте с учителем. |
Смелость, сопротивление вниманием. Это, как правило, интересные и незаурядные ученики. |
Способность защитить себя от боли и обид. |
Ученики хотят успеха. |
Эмоциональная реакция педагога |
Раздражение, негодование и возмущение. |
Гнев, негодование, страх |
Обида, боль, страх, опустошение. |
Жалость. Профессиональная беспомощность. |
Поведенческая реакция педагога |
Хочется сделать замечание, прочитать нотацию. |
Прекратить выходку с помощью физического действия: «Убила бы своими руками!» |
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации. «Или я или он». |
Оправдать и объяснить неудачу с помощью специалиста. |
Реакция ученика |
Временно прекращает действия после получения внимания, если не прекращает, то это не тот мотив. |
Прекращает выходку сам, когда захочет. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию. Он победитель и наслаждается этим. |
Прекращает выходку сам. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию. |
Попадает в зависимость от учителя, он готов мыть, носить парты, но не решать задачи, т. к. боится. Продолжают ничего не делать. |
Способы предотвращения нежелательного поведения |
Больше внимания уделять хорошему поведению (хвалить); Учить учеников просить внимания конструктивно, когда они в нем нуждаются |
-отдавать часть своих организационных функций, -не читайте нотаций, -не передразнивайте, -позвольте ученику сохранить лицо. Пусть он выскажет негатив, но сделает по-вашему. |
Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем. |
Поддержка ученика. Изменение позиции с «Я не могу» на «Могу!». |
Способы педагогического воздействия |
Минимизация внимания на «плохое» поведение. Техники: Игнорирует плохое поведение Контакт глазами Становимся рядом Назвать имя Посылает «секретный знак» по доверенности. Я – высказывание Пересаживание Обращение внимания на примеры хорошего поведения |
Изящный уход от конфликта: признать власть ученика убрать зрителей перенести обсуждение вопроса используйте удаление в исключительных случаях. Привлекайте третье лицо - авторитетного взрослого. Не оставляйте без разрешения конфликтную ситуацию. |
Научиться прощать ученика, не давать оценку самому ребенку, сообщать о своих чувствах в отношении того поведения, которое он избрал здесь и сейчас. Поступок нуждается в санкциях, а вот личность – в поддержке. Изящный уход от конфликта: убрать зрителей перенести обсуждение вопроса. |
-Учить ученика позитивно высказываться о том, что он делает. - Формировать установку на успех. - Делать ошибки нормальным явлением, рассказывать об их ценности. - Подчеркивать любые улучшения. - Использовать все системы восприятия. - Минимизируйте последствия от сделанных ошибок. - Для создания конструктивного общения используйте техники и знаки внимания. |
Автор: Кобелева Юлия Асхатовна
→ ЮА 16.11.2010 20 8077 1301 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы