Классный
час на тему «О дружбе, товариществе».
Подготовила
и провела учитель I
категории МОУ «Бишеская средняя
общеобразовательная школа» Апастовского
муниципального района Республики
Татарстан Алексеева Галина Юрьевна.
(районный тур республиканского конкурса
«Учитель-2010».
Цель:
раскрыть
личностную и социальную значимость
дружбы и товарищества как высших
человеческих чувств;
формировать
умение различать дружбу и товарищество;
Оборудование:
выставка книг, плакаты с высказываниями
по теме, музыкальное оформление.
Класс
оформляется высказываниями по теме.
2-3 ученика подбирают и учат стихотворение
по теме классного часа.
Высказывания
по теме.
Для
истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но
отличить умей,
От недругов друзей.
М.
Джалиль.
Учитель:
“Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся
к этике человеческих отношений, войди
в мир тонкий и сложный. Отношения людей
близких, знакомых, посторонних, что
заслуживает вечной памяти.
Дружба,
товарищество, друг и товарищ казались
бы понятия простые, но как сложно бывает
порой разобраться в человеческих
отношениях. А от того, насколько каждому
удается сберечь и отстоять в себе и
окружающих человека, человеческое
зависит многое, зависит, какой будет
наша жизнь.
У
всех у вас есть друзья, товарищи. Так
давайте разберемся, чем отличаются
понятия “друг”, “товарищ”. Эти понятия
очень близки друг другу, но все же
различаются. Как?
Возможные
ответы: товарищ
– человек близкий с кем-нибудь общностью
взглядов.
Друг
– тот с кем могут быть близкие отношения,
основанные на взаимном доверии.
Иметь
друга и самому быть другом очень большое
счастье для каждого из нас.
Словарная
работа «Знакомый, приятель, товарищ,
друг»
Классный
руководитель: Выслушав
ваши рассказы, я поняла, что некоторые
плохо понимают смысл слова «друг». И
употребляют его там, где нужно было бы
употребить слова «товарищ», «знакомый»,
«приятель». Как вы считаете, можно ли
назвать синонимами эти слова? И как бы
вы их расположили по степени возрастания?
(Знакомый,
приятель, товарищ, друг)
А
теперь потренируемся уверенно различать,
когда и какое слово употребить. (Учитель
читает начало предложения, дети его
заканчивают и громко произносят последнее
слово)
О
человеке, с которым вы просто здороваетесь
во дворе, вы можете сказать… знакомый.
О
человеке, с которым время от времени
обсуждаете детали матча, фильм, какие-то
события, вы скажите… приятель.
Об
однокласснике, с которым за 8 лет съеден
пуд соли, скажете… товарищ.
О
человеке, которому доверяете свои тайны,
с которым делите радости и печали,
скажете… друг.
VI.
Оценка проблемной ситуации. Подбери
пословицу.
Классный
руководитель: Дружба
– это не только великий дар, но и великий
труд. Можно друга найти, но очень легко
потерять. Во многих русских пословицах
содержаться мудрые наставления о том,
как сохранить дружбу. Обратите внимание
на пословицы:
Нет
друга – ищи, а найдешь – береги.
Друга
иметь – себя не жалеть.
Друг
познается в беде.
Друга
на деньги не купишь.
Кто
друга в беде покидает, тот сам в беду
попадает.
Я
сейчас буду описывать ситуации, а вы
попробуйте подобрать одну из пословиц,
которая подскажет, как вести себя в этой
ситуации, и опишите свои действия.
Учитель:
Что считать настоящей дружбой?
Дружба
– это единство в чувствах, отношениях
к окружающему, оценках людей и поступков.
Послушайте
такую ситуацию и скажите. Была ли эта
дружба настоящей?
Как
вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа
сказала: “Костя, я не выучила басню
Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи
учительнице, что и ты не выучил”. Я
опешил и не успел сказать свое мнение,
потому что прозвенел звонок и меня
первым вызвали к доске. Пришлось мне с
выражением прочитать басню и получить
пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не
стыдно! – и отвернулась к окну”.
Итак,
ваше мнение. Можно ли обижаться в данном
случае на Костю? Можно ли в дружбе
диктовать свои требования?
Итог
учителя: этот
случай следует рассматривать как
проявление лжетоварищества. Ведь по
отношению друг другу недопустимо
потребительство. Прежде всего человек
должен быть требовательным к себе, а не
диктовать свои требования.
Учитель:
А можно ли критиковать друг друга?
Есть
ребята, которые закрывают глаза на самые
неблаговидные поступки только потому,
что их совершает друг. Такую дружбу
нельзя назвать верной, а друга, который
не готов сказать в глаза горькую правду,
- преданным. Если мы говорим о классе,
как о дружном коллективе: что здесь вы
– друзья или товарищи?
Итог
: Значит
есть дружба личная и коллективная.
Личная основана на чувствах друг друга,
а коллективная на общем деле.
Как
же добиться, чтобы в классе были товарищи
и друзья? Что для этого необходимо?
Итог
: Помогать
друг другу, знать друг друга хорошо,
быть искренним , честным по отношению
другому.
Прочитайте
следующую ситуацию и скажите:
Как
бы вы вышли из этой ситуации?
Твоя
подруга получила приз на конкурсе
читателей. Ты отлично знаешь, что надо
подойти к ней и сердечно поздравить. Но
ты не в силах заставить себя сделать
это и не испытываешь ничего кроме
зависти. Ты сама рассчитывала получить
награду и не можешь пережить успех
подруги.
Итог
: Если
ты настоящий друг, в твоем сердце не
должно быть зависти. Хотите иметь друга,
подругу – будьте и сами другом на равных,
без оглядки. Воспринимайте радости и
горести подруги, друга как собственные
и помогите ему стать счастливее.
Во
многих языках слова “друг”, “дружба”
по своему происхождению близки со
словами, обозначающими родство и любовь.
Поэты и писатели всегда сближали понятия
“любовь” и “дружба”. Они называли
дружбу “частичным браком”. Игра
«Знаю ли я своего друга?»
Классный
руководитель: Хорошо
ли вы знаете своих друзей? Внимательны
ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят,
чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите,
пожалуйста, руки те, кто считает себя
настоящими друзьями.
Я
приглашаю вас к доске, чтобы все увидели,
кто у нас в классе настоящие друзья.
Сейчас
мы поиграем в игру «Знаю ли я своего
друга?» В этой игре участвует одна пара
друзей. Я буду задавать вопросы. Один
из друзей запишет ответ на доске, потом
мы выслушаем другого. Мы сравним ответы
и сделаем вывод, хорошо ли они знают
друг друга.
(Одному
из участников игры завязывают глаза,
другой подходит к доске, чтобы писать
ответы на вопросы.)
Какой
урок у него любимый?
На
чем он любит кататься?
Какое
время года у него любимое?
Какой
вид спорта любит?
Кем
хочет стать, когда вырастет?
Какое
животное он хотел бы иметь дома?
Какие
книги любит читать?
Классный
руководитель: Ну
что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем
живет его друг, какие у него интересы,
мечты. Проверим, как обстоят дела у
(имя).
(Игра
повторяется)
(Вариант:
«К
сожалению, (имя) тоже не совсем знает,
какими интересами живет (имя друга), мне
кажется, им нужно больше интересоваться
жизнью друг друга»)
Заключительное
слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
Классный
руководитель: «Дружба
– бескорыстная стойкая приязнь» - так
определяет дружбу В. Даль в своем
знаменитом Толковом словаре. И не
случайно на первое место знаменитый
ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь
с человеком не потому, что это выгодно,
а потому что он близок тебе. Близки его
интересы, его взгляды, его внутренний
мир. Сейчас, правда, некоторые ребята
выбирают себе друга по одежке: кто богато
и модно одевается, с тем и дружат. Но
настоящих друзей они так и не находят.
А без друзей человек не может быть
счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для
этого нужно самому быть порядочным
человеком. Заступиться за слабого,
помочь старику, уступить место пожилому
человеку – все это проявления порядочности.
Лишь у порядочного человека могут быть
настоящие, верные, надежные друзья.
Друзья на всю жизнь.
Подведение
итогов
Классный
руководитель: Как
вы считаете, полезным ли был для вас
сегодняшний разговор? Что запомнилось
больше всего?