Презентация и доклад "Использование современных образовательных технологий в начальной школе"


Использование современных образовательных технологий

в начальной школе.

Белоненко С. А., учитель начальных классов

МБОУ «Кисловская СОШ»

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: (Перечень педагогических технологий, применяемых мною)

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества

  • Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Игровые технологии

  • Проблемное обучение

  • Проектно-исследовательская технология

  1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

  • Технология уровневой дифференциации обучения

  • Групповые технологии

  • Информационно-компьютерные технологии

  1. Технология развивающего обучения:

  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова

  • Общие основы технологий развивающего обучения

  1. Здоровьесберегающая технология

В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий: (Таблица № 1)

Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

  • подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);

  • создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;

  • ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;

  • «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;

  • участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

  • электронная почта;

  • изучение основ информатики и вычислительной техники;

  • составление отчётов, графиков, диаграмм;

  • тестирование по предметам, проверка техники чтения;

  • поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;

  • проведение родительских собраний и лекториев;

  • воспитательные события и социальные проекты;

  • музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;

  • тренажёры по предметам, тестирования;

  • развивающие игры по предметам;

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.

Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ.

Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время курсовой переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Своим кумиром считаю педагога с большой буквы Шалву Александровича Амонашвили с его гуманно-личностной педагогикой.

Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества.

В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:

  • административных контрольных работ;

  • областного мониторинга – выше средних показателей района и области;

  • стабильно высокое качество знаний по предметам (89 – 93%), 100% уровень обученности учащихся в классе;

  • преобладание учебно-познавательных мотивов;

  • систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;

  • участие и победы в научно-практических конференциях и социальных проектах

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Литература

  1. Полат Е.С. Метод проектов. 

  2. Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.

  3. Педагогические Интернет-ресурсы.

  4. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».

  5. Программа «Перспективная начальная школа». Москва, Академкнига/Учебник, 2007 год.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. 



3


Слайд 1
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» Работу выполнила: Белоненко С. А. учитель начальных классов МБОУ «Кисловская СОШ»
Слайд 2
….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования)
Слайд 3
Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному Создать условия для возможности росту к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.
Слайд 4
 Ученик испытывает радость от  Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» двойки,  «неуда» на контрольной работе или желания увернуться от нее преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.  Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.  Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Слайд 5
Четыре основания образования
Слайд 6
Современные педагогические технологии – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
Слайд 7
Причины выбора инновационных технологий Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Слайд 8
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества Гуманноличностная технология Ш. А. Амонашвили
Слайд 9
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Слайд 10
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного  Технология перспективного обучения с использованием процесса опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова )  Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)  Групповые технологии  Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Слайд 11
Частнопредметны е Технология технологии совершенств Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) ования общеучебны х умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
Слайд 12
Технология развивающего обучения
Слайд 13
Слайд 14
Этап урока Варианты использования образовательных технологий Актуализация Игровые технологии знаний Педагогика сотрудничества Здоровьесберегающая технология Сообщение темы и целей урока Проблемное обучение Педагогика сотрудничества Работа по теме урока Индивидуальный и дифференцированный подход Гуманно-личностная технология Компетентностно-ориентированное обучение Информационно-коммуникативные технологии Информационно-коммуникативные технологии Развивающее обучение Физминутка Игровые технологии Проблемное обучение Здоровьесберегающая технология Индивидуальная Индивидуальный и дифференцированный (самостояподход тельная) работа Подведение итогов урока Рефлексия Метод и приёмы Создание игровой ситуации. Совместная деятельность. Эвристическая беседа. Психофизическая тренировка (настрой на урок). Алгоритмическая разминка. Создание проблемной ситуации Работа в группах, парах. Эвристическая беседа. Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация) Индивидуальная, групповая, парная работа. Создание ситуации успеха. Исследовательская работа в группах, парах. Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания. Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения. Игровая ситуация. Создание проблемной ситуации. Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж. Разноуровневые задания. Информационно-коммуникативные технологии Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК. Педагогика сотрудничества Коллективный вывод. Подведение итогов в паре. Создание ситуации успеха. Создание ситуации успеха. Гуманно-личностная технология Гуманно-личностная технология
Слайд 15
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ХХI ВЕКА. Отсюда следуют цели использования ИКТ: • Повысить мотивацию обучения; • Повысить эффективность процесса обучения; • Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; • Совершенствовать методики проведения уроков; • Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; • Планировать и систематизировать свою работу; • Использовать как средство самообразования; • Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Слайд 16
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с на владеть основами работы применением компьютере ИТ: иметь навыки работы с мультимедийными программами владеть основами работы в Интернете
Слайд 17
Слайд 18
Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям
Слайд 19
Использование готовых электронных продуктов (Цифровых образовательных ресурсов)
Слайд 20
Работа с ресурсами Интернет
Слайд 21
Проведение уроков Изобразительной деятельности на компьютерах в ИЦШ при помощи программы Paint NET
Слайд 22
сообразительным ГОЛОВОЛОМКА "РАДУГА" Здесь спряталась известная пословица. Чтобы ее отыскать, надо "пройти по радуге": сначала прочитать все буквы красного цвета, затем оранжевого и так далее. Чтение - как в книге: слева направо, с верхнего ряда до нижнего. Начинай с красной буквы "Н". В мае 2010 года обучающиеся приняли участие во всероссийской викторине «Школьная страна»
Слайд 23
ХХІ век- век информационных технологий • Электронные учебники • Тренинговые компьютерные программы • Компьютерные лабораторные практикумы • Контрольно-тестирующие комплексы…
Слайд 24
Компьютер – это уже не роскошь – это необходимость
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в
Слайд 28
Слайд 29

Полный текст материала Презентация и доклад "Использование современных образовательных технологий в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белоненко Светлана Анатольевна  svetlanka17234
11.06.2013 1 74909 10921

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК