Слайд 1
Публичная речь – как
одна из форм
представления
инновационного опыта
МБОУ ЛУКОВЕЦКАЯ СОШ
ГУДКОВА Л.В. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Публичная речь – как одна из форм представления инновационного опыта.
- особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь адресованная определенной аудитории, ораторская речь. Слайд 2
С
нововведения
в содержании образования инновации
в методиках, методах учебно-воспитательного
процесса инновации
в организации учебно-воспитательного
процесса нововведения
в управляющей системе школы ЛОКАЛЬНЫЕ новые
приемы, новый учебник, новые программы
по предмету. МОДУЛЬНЫЕ одновременно
новые программы и новые технологии,
несколько новых программ СИСТЕМНЫЕ новые
программы, технологии – создание новой
программы развития ОУ нетрадиционные
уроки, новые методы, введение проектной
технологии введение
советов наблюдения
Изобретение речи (инвенция). Слайд 3
Определение темы, проблемы, цели выступления.
Требования к выбру темы выступления: Слайд 4
Тема должна соответствовать познаниям и интересам выступающих.
Тема должна соответствовать месту, времени и характеру аудитории (учащиеся, родители, коллеги, конкуренты в конкурсе педмастерства).
Тема должна развивать аудиторию (должна быть достаточно новой, но уже известной). Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с известными аналогами.
Тема выступления должна быть в достаточной мере спорной.
Цель выступления.
Расположение речи (диспозиция). Слайд 5
Обдумывание
композиции речи (не следует приводить
более 4-5 положений, основных мыслей).
Краткость придает речи весомость и
достоинство, а многословие производит
впечатление неуверенности и оправдания.
Композиция состоит из трех частей. При
подготовке публичной лекции особое
внимание следует уделить началу, как
самой трудной части выступления,
отвечающей за сохранение интереса к
материалу лекции и установлению контакта
с аудиторией. Следует учесть психологический
закон «края» (человек лучше запоминает
информацию, расположенную в начале и
конце выступления). Эти части должны
быть максимально ясными, информативными,
эмоционально окрашенными. Цикл внимания
равен 10-15 минутам, далее нужно предусмотреть
паузу, шутку, смену деятельности, темы.
Лучше, если выступление длится 10 минут,
у аудитории остается запас внимания.
Приемлем тон доверительный, уверенный,
без морализации и назиданий, выражающий
уважительное отношение к людям. Опытный
докладчик предпочитает сказать «вы,
конечно, уже знаете...», нежели «вы,
конечно, еще не знаете...»; «вам, безусловно,
известно мнение...», чем «вряд ли вам
известно мнение...» и т. п. Тональность
доклада указывает на внутреннюю культуру
выступающего.
Язык выступления
является визитной карточкой докладчика.
Лаконичность, точность, выразительность
языка способствуют лучшему восприятию
излагаемой проблематики. По этой же
причине фразы не должны быть длинными.
Для
того чтобы удержать внимание слушателей
в течение всего выступления, доклад
должен быть: содержательным, динамичным,
доступным, композиционно и логически
организованным, соответствовать теме,
месту и аудитории, акцентировать внимание
на главном, вызывать интерес. Заранее
ответьте себе на вопросы: Будет ли
понятен доклад в таком виде слушателям?
Какие слабые места есть в моем выступлении?
Какие вопросы могут быть заданы?
«Минусы» выступления
Вступление – извинения по поводу своей ораторской неопытности, недостаточной профессиональной компетентности, банальности, цитирование предыдущего автора, ссылка на отсутствие ораторских умений, попытка шутить, можно, но не в начале выступления.
Концовка – банальности (высказывание, лишенное оригинальности; обыденность).
Выражение речи (произнесение). Слайд 6
Анализ. Самоанализ. Рефлексия. Полнота реализации замысла, логика изложения, эстетическая выразительность. Слайд 7
Слайд 8 Классификация выступлений.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ (доставить удовольствие аудитории + сообщить новую информацию) |
||
ИНФОРМАЦИОННЫЕ (сообщить аудитории новую информацию) |
||
АГИТАЦИОННЫЕ (повлиять на слушателя и изменить смысл жизни) |
||
ВООДУШЕВЛЯЮЩИЕ |
УБЕЖДАЮЩИЕ |
ПОБУЖДАЮЩИЕ |
в чрезвычайной
ситуации, человек обладающий авторитетом. присоединение
аудитории к своей точке зрения, о спорной
проблеме. слушатель
должен пойти и сделать – реклама
Слайд 9 Приемы управления аудиторией:
Прямое требование внимания;
неожиданный вопрос;
тайна занимательности;
вопросно-ответный ход (вопросы должны быть простыми, предполагающими ответ да, нет);
юмор;
прием сопереживания, соучастия;
аппеляция (обращение) к речи предыдущего автора (в аргументах);
аппеляция к погодным условиям;
ссылка на авторитеты, компетентные источники;
аппеляция к интересам аудитории;
аппеляция к личности оратора;
обращение к аудитории;
голосовые приемы (ИЗБЕГАЙТЕ МОНОТОННОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ, МОНОТОННОСТЬ СОЗДАЕТ ЭФФЕКТ ПРЕСЫЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И ПОРОЖДАЕТ УСТАЛОСТЬ);
пауза (опытные ораторы умело пользуются паузой, чтобы выделить важную мысль и повысить внимание слушателей).
Слайд 10 Обязательная подготовка к выступлению
за несколько дней: у педагога должно быть время осмыслить все, что он намерен рассказать.
Разберитесь в теме выступления (Что от Вас хотят? О чем говорили предыдущие ораторы? Регламент? Технические возможности?)
Узнайте, какая аудитория будет в зале.
Изучите тему, о которой Вы будете говорить.
Проработайте текст выступления.
Прорепетируйте.
Побывайте там, где будете выступать.
Налаживайте отношения с аудиторией заранее.
Все проверьте!
Внешний вид. Оратор должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, искренним, уверенным в себе.
Говорите и все получится!
Проанализируйте все самое хорошее.
Слайд 11 Жанры публичной педагогической речи
Эссе
(критическое осмысление учителем
оснований, идей, методов своей деятельности
– рефлексия своего педагогического
опыта). Эссе
- диалог Лекция с
паузами; с
постановками и решением проблемы.
Слайд 12 Оценивание
Содержание выступления (тема, цель, вступление, логика основных частей, заключение).
Нормы культуры речи и стилистики.
Внешний облик оратора.
Оценка произнесения речи (тон, темп, тембр).
Оценка артикуляции.
Вопреки
распространенным представлениям о том,
что главным в докладе является содержание,
Д. Карнеги свидетельствует: дело не
столько в том, что вы говорите, сколько
в том, как вы говорите. В этом главная
особенность публичного выступления.
Доклад,
произнесенный в невыразительной
монотонной манере, совершенно не
воспринимается слушателями. Еще одно
остроумное высказывание по этому поводу
принадлежит лорду Морли: «В речи имеют
значение три вещи: кто говорит, как
говорит и что говорит. Из этих трех вещей
наименьшее значение имеет третья».
Итак, в прозвучавшем Докладе: Слайд 13
Главное... публичная речь – это одна из распространенных, в настоящее время, форм представления инновационного педагогического опыта; это ораторская речь.
Полезное... мы сейчас научились (или обобщили свои знания) строить публичную речь, повторили требования к выступлению.
Новое...классификация публичных выступлений, жанры публичной педагогической речи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Слайд 14
Автор: Гудкова Людмила Валерьевна
→ Mila2885 10.11.2014 1 6902 761 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.