Статья "Оценка качества образования через мониторинг воспитательной деятельности"
Пластинина Юлия Львовна
Зам. директора по ВР МОУ СОШ 11
Г. Благовещенск
Работа экспериментальной площадки
«Оценка качества образования через мониторинг воспитательной деятельности»
Вопросы оценки образовательных достижений учащихся, эффективности работы учителей, результативности воспитательной работы находятся сегодня в центре внимания не только педагогической общественности, но и самых широких слоёв нашего общества. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс. Мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.
Основная цель мониторинга заключается в выявлении способности учреждения образования (в частности воспитательной системы школы) содействовать развитию личности ребенка. Это проявляется в обеспечении эффективного информационного отражения состояния воспитания и образования в школе, аналитическом обобщении результатов деятельности, разработке прогноза развития воспитательной системы школы.
Отмеченные обстоятельства определили выбор темы исследования «Оценка качества образования через мониторинг воспитательной деятельности». Объект исследования: воспитательная деятельность педагогического коллектива. Предмет: степень влияния на качество обучения воспитательной деятельности.
Целью данного эксперимента является выявление возможности воспитательной работы как фактора повышения качества знаний. Были определены следующие задачи: 1. изучить историю и современное состояние проблемы мониторинга качества школьного образования; 2. определить содержание, структуру качества образования, сущность и принципы мониторинга, организуемого для его оценки; 3. разработать критериально - оценочный комплекс; 4. оценить качество знаний через мониторинг воспитательной деятельности; 5. отследить формирование ценностных ориентаций учащихся (эвристические, утилитарные, социальные).
Данный эксперимент рассчитан на период с 2007 до 2012г. и включает 4 этапа. Воспитание - гуманитарная сфера деятельности, в которой далеко не всё поддаётся фиксации, алгоритмизации и статистической обработке. Результаты воспитательной деятельности никогда не лежат на поверхности, их оценка требует напряжённой работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Для определения результативности воспитательной деятельности школы необходимы адекватные «гуманитарные» критерии. Поиск таких критериев приобретает особое значение в условиях гуманизации воспитания.
Именно поэтому на первом этапе «пилотажном» для реализации эксперимента была создана творческая группа, в состав которой вошли классные руководители, учителя -предметники, зам. директора по ВР и УВР, школьный психолог. Был изучен теоретический материал по проблеме, сформулированы задачи с указанием конечной цели, условий; установлен уровень разработанности проблемы; определены перспективы; стратегия достижения целей.
На втором этапе «подготовительном» были выдвинуты и уточнены основные гипотетические положения о реализации инновации, разработан критериально-оценочный комплекс, позволяющий судить о качестве образования школы. Также велась целенаправленная работа по повышению психологической устойчивости, укрепления здоровья учащихся и учителей за счет оптимального, сбалансированного развития физической, психоэмоциональной, интеллектуальной и духовной сфер. Планы воспитательной работы скорректированы согласно направлениям работы в классах. По результатам анкетирования с каждым учителем был разработан план дальнейших действий. Даны рекомендации родителям, спланирована индивидуальная работа с учениками.
Задачи, поставленные на этих этапах, были выполнены. Проведен мониторинг, результаты рассмотрены на методсовете и методическом объединении классных руководителей. С апреля 2008г. классы вступили в основной этап эксперимента, который продлится до февраля 2012 года.
Мониторинг воспитательной деятельности педагогов экспериментальной группы проводится по следующим направлениям: 1.обеспечение жизни и здоровья школьников; 2.обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями; 3. содействие освоению школьниками образовательных программ;
4. осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся; 5. определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, планирование работы с классом; 6.определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности.
Важным критерием эффективности воспитательной деятельности школы является оценка учащимися воспитательных мероприятий, в которых они принимают участие. На первом месте по числу ответов детей оказались события школьной жизни, которые повлияли на их мировоззрение («Если бы я не поучаствовал в акции милосердия «Подарок детям!» для Областной детской больницы, отделения гематологии (собраны и переданы настольные игры, игрушки, канцтовары, письма); акции «Протяни руку помощи детям» для дома-интерната №19 п. Семиозерка, акции для детского дома «Мечта», в акции «Ветеран живет рядом!» благотворительная помощь ветеранам ВОВ и труда совместно с ООС «Центральный» и Советом ветеранов, не встретился с этими людьми, не поучаствовал в благотворительной акции «Поможем животным приюта» для приюта «Остров спасения» (собраны и переданы корма, медикаменты) вся моя жизнь могла пойти по другому пути»);
На втором - события, которые оказали влияние на их интеллектуальное развитие («Я и до этого мероприятия слышал и читал о М. Ломоносове, но после докладов на интеллектуальном марафоне вся имеющаяся в моей памяти информация объединилась, и я теперь точно это знаю»).
Третье место заняли события, оказавшие положительное воздействие на самооценку ребят. По мнению детей, положительная оценка была дана такому мероприятию, как конкурс талантов, который стал традиционным для нашей школы. («Я участвовал в этом конкурсе. И все увидели, какой я талантливый и остроумный человек, но главное - это увидел я сам!»).
В течение 3 лет в школе работает программа «Лидер», разработанная совместно с МУ ГМЦ «Выбор». Сертификаты по правовым курсам для школьников в рамках программы «Правовая академия: путь к знаниям» в конце учебного года получили 10 чел. Обучающиеся приобрели практические навыки работы в команде, научились корректно отстаивать свое мнение, планировать коллективное дело, проводить его. В процессе развития ученического самоуправления проявляются тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
Специфичным для воспитательной деятельности школы является удалённость во времени результатов воспитания: многое из того, что даёт школа, проявляется позже, на этапе взросления бывших школьников, в процессе переоценки ценностей. С этих позиций в качестве важного результата школьного воспитания может быть рассмотрен выпускник - человек, который вобрал и интегрировал в себе все результаты многолетних и разнообразных воспитательных воздействий, влияний, действий и взаимодействий.
Выпускники нашей школы, работавшие в школьном активе, более быстро адаптируются в новом ученическом коллективе при поступлении в учебные заведения, являются лидерами и организаторами молодежных движений (так например, Фокина П. выпускница 11 «Б» кл. 2007/08 уч.г. является организатором Благовещенской городской молодежной общественной организаций «Т.Е.М.А.»).
Работа в школьной газете «Форсаж» помогла выпускникам определиться при выборе будущей профессии. Многие ребята по окончанию школы (2007/08уч.г. – 5 чел., 2008/09уч.г. – 4 чел., 2009/10уч.г. – 6 чел.) поступили на отделение журналистики АМГУ. Отчетливо прослеживается на протяжении 5 лет работы Совета лидеров, что выпускники-активисты нашли свое достойное место в условиях современного рынка рабочей силы, об этом они говорят на встречах выпускников.
В процессе проведения эксперимента мы используем критерии, базовые, общие и конкретные.
К базовым критериям относятся: 1. гуманность, которая понимается нами как уважение к личности и правам школьников и педагогов, признание личностного роста и гармоничного развития ребёнка приоритетным направлением и главной целью воспитания, 2. экологичность, понимаемую нами как отказ от любых форм экспансии и форсированного формирования, ориентацию на максимально личностнообразные, ненасильственные и неманипулятивные, «экологически чистые» способы влияния, обеспечивающие безопасную для ребёнка среду, его душевное и психическое здоровье и учитывающие индивидуальные особенности каждого ребёнка, 3. демократичность воспитания, как опора на демократические принципы и создание условий для осознанной и ответственной подготовки ребёнка к жизни в гражданском обществе, развития у него способностей конструктивного и нравственно полноценного межличностного взаимодействия и общения, 4. толерантность.
Общие критерии
использовались нами для оценки
психологического состояния субъектов
воспитательной деятельности. К ним
относят: 1.«интраперсональные»
критерии - необходимы при оценке таких
процессов, как принятие себя, открытость
внутреннему опыту переживаний, понимание
себя, ответственная
свобода, целостность и динамичность,
проявляющиеся в по
ведении;
2. «интерперсональные»
критерии - при оценке процессов принятия
других,
понимания других,
социализированность и творческая
активность.
Конкретные критерии, которые в нашем исследовании были важны при оценке таких составляющих воспитательной деятельности школы, как:
воспитательное пространство школы;
воспитательная деятельность педагогов;
школьники как результат воспитания.
Отслеживание состояния обученности классов ведется по показателям: % обученности, % качества знаний. В конце каждого четверти анализируется состояние успеваемости класса и успешность работы коллектива. Такое отслеживание необходимо, чтобы поддержать достигнутый уровень обученности или внести коррективы, выявить причины отрицательной динамики, если она наблюдается. Ведется мониторинг, на каждого классного руководителя заполняется бланк «Критерии и уровни эффективности деятельности классного руководителя». При оценивании используется шкала: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
При исследовании результатов и эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность и достоверность результатов (методика «Определение школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова), методика изучения воспитанности учащихся (Н.П. Капустин, М.И. Шилова, М.П. Нечаев), методика «10 слов» (А.Р. Лурия), диагностика личностной тревожности, методика жизненных ценностей Л.М. Фридмана и др.
В конце учебного года заполняется сводный лист результатов деятельности классного руководителя, составляется рейтинг их деятельности и анализируется индивидуальная деятельность классных руководителей. По итогам полугодий классные руководители подают подробную аналитическую справку о своих достижениях, о достижениях учащихся своего класса.
По истечению трех лет эксперимента школа достигла следующих результатов:
1. наблюдается положительная динамика уровня качества знаний учащихся в 4 «а» (во 2 классе – 60%, в 3 классе – 62,5%, в 4 классе – 74,1%), 4 «г» (во 2 классе – 66%, в 3 классе – 68%, в 4 классе – 70%) классах по годам, в 7 «б» (в 4 классе – 68%, в 5 классе – 67%, в 6 классе – 65%, в 7 классе – 67%), 7 «в» (в 4 классе – 64%, в 5 классе – 64%, в 6 классе – 54%, в 7 классе – 61%) классах остался на прежнем уровне с незначительным изменением. Хотелось бы отметить, что в 9 «д» классе, созданном в 2007-08уч.г. работа по эксперименту дала возможность сохранить полученные результаты, до конца 2009-10 учебного года (в 6 классе – 30%, в 7 классе – 26%, в 8 классе – 25%, в 9 классе – 25%).
2. уровень обученности составил во всех классах 100%.
3. более пристальное внимание уделяется работе с резервом классов (с учащимися, имеющими одну «3» по какому-либо предмету).
4. ведется целенаправленная работа по привлечению родительской общественности к жизни класса и школы. Для этого применяются современные формы работы интерактивные, сотрудничество, сотворчество.
По сравнению с началом 2007-08уч.г. уровень эффективности деятельности классного руководителя вырос: у Горской Н.Г. (с 50 до 52 балла – от среднего уровня до выше среднего); средний уровень у Хохловой В.Г. (с 50 до 49 баллов - средний уровень), у Бухановской О.Н. (с 45 до 42 баллов – средний уровень) – по объективным причинам (смена классного руководителя); у Данченко Т.В. (с 46 до 42 баллов - средний уровень), у Шейман С.И. (с 43 до 42 баллов – средний уровень). Такое отслеживание необходимо, чтобы поддержать достигнутый уровень обученности или внести коррективы, выявить причины отрицательной динамики, если она наблюдается. Я хотела бы более подробно остановиться на одном из направлений, на примере одного из экспериментальных классов: обеспечение жизни и здоровья школьников.
Классными руководителями активизирована работа с учащимися и их родителями по пропаганде здорового образа жизни (проведение бесед врачами, участие в различных мероприятиях), предупреждение школьного и дорожно-транспортного травматизма. Пропаганда здорового образа жизни осуществляется через индивидуальную работу с детьми и родителями. Эта работа включает внеклассную работу по физкультуре, декадники, спортивные турниры, участие в городских спортивных мероприятиях. Большая работа по предупреждению вредных привычек ведется совместно со специалистами детской поликлиники №3.
По сравнению с 2007/08уч.г. в 1 «а» классе наблюдается уменьшение количества учащихся имеющих патологии: снижение зрения (2007/08уч.г. – 10 чел, 2008/09уч.г. – 9чел., 2009/10уч.г. – 8чел., 2010/11уч.г. – 8чел.), нарушение осанки (2007/08уч.г. – 8 чел, 2008/09-6чел., 2009/10уч.г. – 5чел., 2010/11уч.г. – 4чел.); через комплекс мер по охране и укреплению здоровья, пропаганду здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции (2007/08уч.г. – 10чел, 2008/09-12чел., 2009/10уч.г. – 13чел., 2010/11уч.г. – 15чел.).
Наблюдается положительная тенденция – усиление активности учащихся в участии в общешкольных мероприятиях таких классов, как 4 «а», 4 «г», 7 «б» кл. Эти классы отмечены, как «Лучшие ученические коллективы».
4 этап «итоговый» придется на март – май 2012г. Он включает обработку аналитических материалов; изучение результатов анализа, определение направлений совершенствования деятельности классных руководителей; проведение педсовета по итогам эксперимента; обобщение собранного материала в виде методических рекомендаций для учителей, различных методических статей, пособий.
Воспитательная деятельность школы обеспечивает личностный рост детей при следующих условиях: если она представляет собой воспитательную систему гуманистической ориентации; присутствуют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения в системе «учитель-ученик» при доминанте последних; воспитательная деятельность школы строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребёнка; в воспитательной деятельности школы учитываются как позитивные, так и негативные характеристики пространства Детства и существуют способы использования позитива и блокирования, нейтрализации и компенсации негатива; в школе создано гуманистическое воспитательное пространство, живя в котором, ребёнок проходит путь активного самопознания, самопроявления и саморазвития;
При анализе результатов исследования особое внимание уделяется выявлению тенденций (динамике) изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволяет более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функционирования или регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Обсуждение полученных результатов проводится на заседаниях педагогического совета, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования учебно-воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания и обучения школьников.
При организации мониторинга необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в учебно-воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность также носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач.
Список литературы:
1. Бардовский Г.А. Управле-ние качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин.- СПб.- 2001.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер.-2006.
3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000
4. Горб В.Г. Технологические аспекты педагогического мониторинга взаимоотношений субъектов образовательной деятельности в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003.
5. Денисов А.А. Современные проблемы системного анализа: Информационные основы. - СПб.: СПбГПУ.- 2003
6. Казакова Н.Е. Оценка каче-ства подготовки учителя в систе-ме непрерывного образования / Н.Е. Казакова, И.А. Валеева // Современные диагностические и оценочные средства для аттес-тации качества образования и применение компьютерно-ин-формационных технологий. -- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.- 2006.
7. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.- 1975.
8. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения ка-чества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина. -- М.- 2000.
9. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просве-щение.- 1988
10. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. -- М.: Экономика.- 1999.
11. Моисеев Н.Н. Элементы теории оптимальных систем. -- М.: Наука.-1974..
12. Новиков А.М. Методология образования. -- М.: Эгвест.- 2002.
13. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. --М.: Большая Российская энциклопедия.- 1998.
14. Нуждин В.Н. Стратегия и тактика управления качеством образования / В.Н. Нуждин, Г.Г. Кадамцев [и др.]. -- Иваново.- 2003.
15. Умайский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -- М.- 1980.
16. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: Владос.- 1995.
17. Якунин В.А. Педагогическая психология. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус».- 1998.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пластинина Юлия Львовна
→ fizik-35 13.03.2011 1 3444 546 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.