Мониторинг "Определение уровня сформированности личности подростка в классном коллективе"
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) * |
Орлова Ольга Дмитриевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) * |
Учитель химии и биологии |
Образовательное учреждение |
МОУ Никитовская СОШ им. А.С.Макаренко Красногвардейского района Белгородской области |
Название материала * |
Система мониторинга уровня сформированности личности подростка в коллективе |
Класс (возраст) * |
14-16 лет |
Учебный предмет * |
Классное руководство |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) * |
Текстовый документ |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) * |
Нет |
Цели, Задачи материала * |
Основная цель применения педагогических диагностик: - средство выявления, фиксирования и оценивания воспитательных результатов развития личности подростка. |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). * |
Описанную систему методик можно применить в процессе работы с детьми по их социально – психологическому развитию, включив в общую систему воспитания в качестве средства выявления, фиксирования и оценивания воспитательных результатов, а также как способ проверки эффективности реализуемой модели личностно – ориентированного воспитания.
|
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники *
|
Вагурина С.Д., Савина Н.М., Строкач С.В. Педагогическая диагностика учебно – воспитательного процесса. Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Белгород, 2005. – 127 с. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп.- М.,1991.- 240 с. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Учебно – практическое пособие. – Ростов – н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160 с. Ратанова, Т.А., Психодиагностические методики изучения личности/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.- М.,1998.- 264 с. Тараненко, О. Диагностика воспитательной работы в классе// Воспитание школьников.-2004.- №7.- С. 20-27. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.- 206 с. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.: педагогическое общество России, 2002. – 96 с. |
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Возрастные психолого – педагогические особенности подростка………. 1-2
Воспитательная система «Развитие коллектива учащихся
через развитие личности каждого»……………………………………………3-4
Основные направления воспитательной работы в классе…………………………5
Тест “Нарисуй скорее дом”.............................................................................6-7
Тест “Ассоциации” (по В.Гарбузову)............................................................8-9
Методика «Десять моих Я»………………………………………………10-11
Тест «Я – лидер»………………………………………………………….12-13
Структура организации самоуправления в классе………………………..14
Школьный тест умственного развития (ШТУР)……………………….15-19
Методика «Цветик – семицветик»…………………………………………20
Методика «Пейзаж – зеркало настроения»………………………………..21
Методика «Мой класс»………………………………………………….22-23
Методика «Ладошки»………………………………………………………..24
Результаты личностного участия в общественных делах
класса и школы…………………………………………………………………25
Итоговая рейтинговая оценка ………………………………………………26
Сравнение результатов некоторых диагностик, проведенных
с целью выявления динамики тенденции воспитанности учащихся........27-28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Возрастные психолого – педагогические особенности подростка
Старший подростковый возраст (13-15 лет)
Особенности физического развития |
Особенности умственного развития |
Особенности социального развития |
Особенности эмоционального и духовного развития |
1. Очень быстро растут. 2. Девочки растут быстрее, чем мальчики. 3. В организме происходит много внутренних перемен. 4. Обычно они неуклюже. 5. Безмерная активность сменяется периодами слабости, усталости |
1. Острая память. 2. Им интересны открытия и приключения. 3. Способны по-настоящему мыслить (движения к абстрактному). 4. Часто подвергают сомнению авторитеты. 5. Делают поспешные суждения. 6. Имеют активное воображение 7. Имеют большое чувство юмора. |
1. Хотят быть взрослыми. 2. Хотят быть независимыми от взрослых. 3. Хотят принадлежать «группе». 4. Имеют сильное чувство преданности. 5. Обычно счастливы. 6. Их социальные проблемы отражают их сексуальное развитие. 7. Ищут модель героя. |
1. Они требуют практической веры – здесь и теперь. 2. Представляют свое служение – хотят сами служить. 3. Ими овладевают сомнения в вопросах православия. 4. Ищут идеал (в мыслях и поступках людей)
|
Юношество (16-18 лет)
Особенности физического развития |
Особенности умственного развития |
Особенности социального развития |
Особенности эмоционального и духовного развития |
1. Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. 2. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. 3. У них очень сильный аппетит. 4. Формируются физические привычки. 5. Обеспокоены своей сексуальной природой.
|
1. Их мышление достигает новых высот. 2. Любят дебаты и споры. 3. Очень творчески и идеалистичны. 4. Вырастают в суждениях. 5. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. 6. Субъективны в своих суждениях.
|
1. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе. 2. Они привлекательны для противоположного пола (хотя и не всегда). 3. Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. 4. Хотят социального утверждения. 5. Пытаются найти свое место в обществе. 6. Растет желание помочь другим.
|
1. Возрастают сомнения в вере. 2. Они способны оценить абстрактные понятия и атмосферу поклонения. 1. Эмоции все еще напряжены. 2. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции. 3. Они могут быть не в настроении, угрюмы. 4. Частая смена настроения. 5. Склонны к депрессиям. 6. Ищут безопасности. 7. Любят развлечения и удовольствия. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Воспитательная система
«Развитие коллектива учащихся через развитие личности каждого»
Цель: формировать культурную, нравственную, физически развитую личность, социально активную, осознающую свою необходимость обществу, занимающую достойное в нём место, ведущую здоровый образ жизни, толерантную, уважающую культурные традиции своего родного края и других народов.
Задачи:
Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.
Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создание условий для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формирование самостоятельности обучающихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
Структура воспитательной системы класса:
Личность,
способная к
Личность, способная
к позитивному преобразованию мира
мупреобра-
зованию
на
на
Субъекты воспитательной системы класса
В оспитанники
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Основные направления воспитательной работы в классе
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Тест “Нарисуй скорее дом”
Фамилия _____________________ Имя ______________ Класс ________
Инструкция: нарисуйте дом.
Цель: анализ всех деталей позволит лучше понять ребёнка, изучить личностные качества, поможет выбрать методы воспитательного воздействия.
Интерпретация результатов:
Городской дом
Речь идёт о многоэтажном здании. Его не очень часто рисуют дети, тем не менее, рисунок этого дома позволяет нам сказать о замкнутости человека, о его склонности сосредотачиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.
Небольшой низкий дом
Тот, кто рисует его с очень низкой крышей, скорее всего чувствует себя очень усталым, утомлённым, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нём обычно не находит много приятного.
Средневековый замок
Такой рисунок раскрывает чисто ребяческое в характере, несерьёзное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение, стремление везде успеть, и всем помочь, но никогда не успевает со всем этим справиться.
Простой сельский дом
Он означает неудовлетворённость, дискомфорт. Если ребёнок, который рисует этот дом, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность в общении, стремление войти в коллектив. Если дом окружён неприступной железной оградой, то это, скорее всего, говорит о замкнутости. Если вокруг дома низкая изгородь, то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению.
Двери
Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о ещё большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности, такой ребёнок не так легко идёт на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, это свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, а также о великодушии, иногда даже чрезмерном.
Трубы
Отсутствие трубы на рисунке – признак бесчувственности.
Труба, из которой не идёт дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.
Окна
Огромное окно говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окно с решётками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.
Результаты
Дети приветливые, гостеприимные, великодушные, общительные – 58%
Дети, испытывающие потребность в общении, стремлении войти в коллектив, трудно идущие на контакт – 3%
Дети, обладающие преувеличенным воображением, стремлением везде успеть и всем помочь, - 10%
Дети, уверенные в себе, оптимисты по натуре, склонны к общению – 29%
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Тест “Ассоциации” (по В.Гарбузову)
Цель: определение доминирующего типа инстинктивности поведения
Инструкции для участника:
Выберите цифру: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9
Выберите дерево: тополь, сосна, яблоня, клен, бук, каштан, дуб
Какая из фигур могла бы быть Вашим символом ?
Выберите близкую для вас фигуру
Доминирующий тип инстинкта, представленный в бессознательном выборе
Тип инстинкта |
I
|
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
«цифры» |
1 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
«дерево» |
тополь |
сосна |
яблоня |
клен |
бук |
каштан |
дуб |
«символ» |
|
|
|
|
|
|
|
«фигура» |
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов
I. Эгофильный тип
С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности (ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т.п.), нетерпим к боли (отказы от лечения зубов, от посещения врачей и т. п.).
Это люди, для которых «безопасность и здоровье — превыше всего!», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет».
II. Генофильный тип
Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение.
Это люди, которые ценят «интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом — моя крепость».
III. Альтруистический тип
Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, забота о близких, особенно пожилых, они способны отдать другим последнее, даже необходимое самим.
Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо: «Доброта спасет мир, доброта превыше всего».
IV. «Исследовательский тип»
У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству.
Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Их кредо: «Творчество и прогресс — превыше всего».
Доминантный тип
С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения;
Кредо: «Дело и порядок превыше всего», «Будет хорошо всем — будет хорошо каждому».
Либертофилъный тип
Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма.
Кредо таких людей: «Свобода превыше всего!»
Р езультаты
Эгофильный тип – 10%
Генофильный тип - 14%
Альтруистический тип – 18%
«Исследовательский тип» - 14%
Доминантный тип – 26%
Либертофилъный тип - 18%
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Методика «Десять моих Я»
Цель: изучение личности учащегося, выявление склонности детей к объективному самоанализу
Инструкции для участника
1. Ученик напротив каждой буквы “Я” пишет, ранжируя, положительные и отрицательные качества своего характера.
2. Учитель перемешивает листы и зачитывает вслух полученные характеристики.
3. Ребята определяют, о ком идет речь, анализируют объективность результатов.
Качества личности
Ум
Сообразительность
Работоспособность
Физическая сила
Сила воли
Память
Наблюдательность
Выдержка
Терпение
Упорство
Самокритичность
Целеустремленность
Организованность
Самоконтроль
Самоанализ
Самостоятельность
Чуткость
Отзывчивость
Доброта
Справедливость
Требовательность
Строгость
Упрямство
Леность
Коллективизм
Индивидуализм
Злость
Вредность
Невоспитанность
Гордость
Честность
Порядочность
Эгоизм
Воспитанность
Личная выгода
Жадность
Замкнутость
Конфликтность
Коммуникативность
Ложь
Нервозность
Враждебность
Мечтательность
Презрение
Безволие
Хамство
Милосердие
Сострадание
Грубость
Страх, паника
Месть
Равнодушие
Послушание
Бланк для внесения ответов
№ |
Я |
Положительные качества |
№ |
Я |
Отрицательные качества |
1 |
я |
|
1 |
я |
|
2 |
я |
|
2 |
я |
|
3 |
я |
|
3 |
я |
|
4 |
я |
|
4 |
я |
|
5 |
я |
|
5 |
я |
|
Какой же «Я»? |
|
Интерпретация результатов
Внутренний конфликт личности - 3 чел. 16%
Полная гармония личности - 2 чел. 10,5%
Самооценка занижена - 5 чел. 26%
Самооценка завышена - 4 чел. 21%
Самокритичность занижена - 5 чел. 26%
Самокритичность завышена - 5 чел. 26%
Нормальная самооценка - 7 чел. 37%
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Тест «Я – лидер»
Цель: изучение организаторских способностей личности
Инструкция: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1.Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2.Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3.Я знаю, как преодолевать трудности.
4.Люблю искать и пробовать новое.
5.Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6.Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7.Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8.Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9.Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10.Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11.Я хорошо планирую своё время и работу.
12.Я легко увлекаюсь новым делом.
13.Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14.Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15.Ни один человек не является для меня загадкой.
16.Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17.Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18.Для меня важно достижение цели.
19.Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20.Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21.Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22.У меня всегда всё получается.
23.Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24.Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25.Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26.Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27.Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28.Принимая решение, перебираю различные варианты.
29.Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30.Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31.В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32.Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33.Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34.Я никогда не поступал так, как другие.
35.Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36.Я никогда не поступал так, как другие
37.Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38.При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39.Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40.Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41.Никто и никогда не испортит мне настроение.
42.Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43.Решая проблемы, использую опыт других.
44.Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45.Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46.Я умею контролировать работу моих товарищей
. 47.Умею находить общий язык с людьми.
48.Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: А – умение управлять собой; Б – осознание цели (знаю, чего хочу); В – умение решать проблемы; Г – наличие творческого подхода; Д – влияние на окружающих; Е – знание правил организаторской работы; Ж – Организаторские способности; З – умение работать с группой.
Результаты:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
|
|
|
|
|
|
|
|
А – 4%
Б – 12%
В – 3%
Г – 8%
Д – 3%
Е – 4%
Ж – 6%
З - 5%
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Класс – город
«МАКСИМУМ»
Девиз:
Максимум солнца, максимум света!
Так просто мы добьемся успеха!
Герб города
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
(разработан учеными НИИ ОПП РАН)
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста.
Ход проведения. Учащимся зачитывается следующая инструкция: «Сейчас Вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить Ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от тех, что Вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий Вам понадобятся ручка и бланки, которые я Вам раздам. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание теста и на примерах объясняется способ его решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок».
После того, как исследователь убеждается в том, что учащиеся подготовлены к работе с тестом, школьникам предлагается выполнить поочередно шесть наборов заданий (субтестов). Каждый субтест выполняется за ограниченный промежуток времени:
1. Осведомленность 1—8 минут.
2. Осведомленность 2 — 4 минуты.
3. Аналогии — 10 минут.
4. Классификации — 7 минут.
5. Обобщения — 8 минут.
6. Числовые ряды — 7 минут.
Наборы заданий субтестов.
Описание и примеры набора заданий № 1
В каждом из предложений не хватает одного слова. Из пяти приведенных слов вы должны подчеркнуть одно слово, которое правильно дополняет данное предложение.
Набор заданий № 1
1. Начальные буквы имени и отчества называются ... а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.
2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это ... а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.
3. Система взглядов на природу и общество есть ... а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.
4. Гуманный — это ... а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.
5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется... а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.
6. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.
7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется ... а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.
8. Противоположностью понятия «лицемерный» будет ... а) искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный.
9. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ... а) компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах: д) противоречии.
10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему — это ... а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость.
11. Начитанность, глубокие и широкие познания — это ... а) интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.
12. Этика — это учение о ... а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.
13. Противоположностью понятия «идентичный» будет ... а) тождественный; б) единственный; в) внушительный; г)различный; д) изолированный.
14. Цивилизация — это ... а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.
15. Оппозиция — это... а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.
16. Человек, который скептически относится к прогрессу, является ... а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д) анархистом.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и ... а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.
18. Коалиция — это ... а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.
19.Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и ... а) человеколюбие; б') взаимоотношение; в) вежливость;г) эгоизм; д) нравственность.
20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнивание в правах — это ... а) закон; б) эмиграция; в) воззвание; г) действие; д) эмансипация.
Описание и примеры набора заданий № 2
К слову, находящемуся в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним, и подчеркнуть его.
Набор заданий № 2
1. Прогрессивный — а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый.
2. Аннулирование — а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.
3. Идеал — а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.
4. Аргумент — а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
5. Миф — а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука.
6.Аморальный — а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.
7. Анализ — а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.
8. Эталон — а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.
9. Сферический — а) продолговатый; б) шаровидный; и) пустой; г) объемный.
10. Социальный — а) приятный; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.
11. Гравитация — а) притяжение; б) отталкивание; и) невесомость; г) подъем.
12. Аграрный — а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.
13. Экспорт — а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.
14. Эффективный — а) необходимый; б) действенный; и) решительный; г) особый.
15. Радикальный — а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.
16. Негативный — а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.
17. Мораль — а) этика; б) развитие; в) способность; право.
18. Модифицировать — а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.
19. Субъективный — а) краткий; б) общественный; в) личный; г) скрытый.
20. Сентиментальный — а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; г) странный.
Описание и примеры набора заданий № 3
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово Вам следует найти и подчеркнуть.
Набор заданий № 3
1. Глагол : спрягать = существительное : а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.
2. Фигура : треугольник = состояние вещества : а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.
3. Тепло : жизнедеятельность = кислород : а) газ; б) вода; в) растение; г) развитие; д) дыхание.
4. Роза : цветок = капиталисты : а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитал; г) класс; д) фабрика.
5. Холодно : горячо = движение :а) инерция; б) покой; в) молекула; г) воздух; д) взаимодействие.
6. Слагаемое : сумма = сомножители: а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.
7. Числительное : количество = глагол • а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.
8. Растение : стебель = клетка : а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.
9. Молния : свет = явление тяготения : а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля
10. Стихотворение : поэзия = рассказ: а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.
11. Север : юг = осадки : а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.
12. Первобытнообщинный строй: рабовладельческий строй = рабовладельческий строй: a) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.
13. Горы : высота = климат: а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; ) растительность.
14. Старт: финиш = пролог: а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.
15. Война: смерть = частная собственность: а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.
16. Диаметр : радиус = окружность : а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.
17. Колумб : путешественник = землетрясение : а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление
18. Папоротник: спора = сосна: а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.
19. Понижение атмосферного давления: осадки = антициклон: а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.
20. Рабовладельцы : буржуа = рабы : а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.
21. Молоток: забивать = генератор : а) соединять; б) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать.
22. Прямоугольник : плоскость = куб : а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона.
23. Эпителий: ткань = аорта: а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.
24. Богатство: бедность = крепостная зависимость: а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.
25. Роман: глава = стихотворение : а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.
Описание и примеры набора заданий № 4
Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть.
Набор заданий № 4
1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.
2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.
3. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
4. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.
5. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.
6. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.
7. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.
8. литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.
9. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.
10. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.
11. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.
12. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражительность; д) размножение.
13. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.
14. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
15. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
16. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.
17. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.
18. а) барометр; б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.
19. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.
20. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.
Описание и примеры набора заданий № 5
Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.
Набор заданий № 5
1. Сказка — былина.
2. Атом — молекула.
3. Ботаника — зоология.
4. Мозаика — икона.
5. Азия — Африка.
6. Ампер — вольт.
7. Сердце — артерия.
8. Копенгаген — Манагуа.
9. Феодализм — капитализм.
10. Стойкость — мужество.
11. Канал — плотина.
12. Сумма — произведение.
13. Жиры — белки.
14. Облачность — осадки.
15. Газ — жидкость.
16. Наука — искусство.
17. Цунами — ураган.
18. Классицизм — реализм.
19. Иносказание — описание.
Результаты теста
1. От 0 до 20 баллов – низкий интеллектуальный уровень – 3 ч. 16%
2. От 20 до 52 – средний уровень - 36%
3. От 53 до 82 – выше среднего – 6 ч. 32%
4. От 83 до 104 – высокий уровень – 3 ч. 16%
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Методика «Цветик – семицветик»
(составлена И.М. Витковской)
Цель: выявление направленности интересов школьников.
Ход проведения.
Учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых учащимся больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ученик сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.
Результаты
1 .Устойчивость желательных ценностных отношений к людям, к жизни, к самим себе – 14 ч. 74%
2.Устойчивость нежелательных ценностных отношений к окружающей действительности – 5 ч. 26%
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Методика «Пейзаж – зеркало настроения»
Цель: определить степень адаптации учащихся в школьном социуме.
Инструкция для участников
Рассмотреть пейзаж.
Определить свое место на пейзаже в соответствии с твоим местом в школьном социуме.
Раскрасить пейзаж.
Сделать комментарии к рисунку.
Результаты
Стадия знакомства - 2 чел. 10,5%
С редняя степень адаптации - 4 чел. 21%
Дискомфортное состояние - 1 чел. 5,5%
Высокая степень адаптации – 12 чел. 63%
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Методика «Мой класс»
Цель: выявить степень сформированности взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности подростков своим коллективом; определить состав микрогрупп и лидеров в них.
Инструкции для участников
1. «Фотография класса»
Вы – фотограф. Сделайте снимок своего класса: изобразите свой класс, себя в нем, классного руководителя.
2. «Дом, в котором я живу»
Пирамиду, которая символизирует многоэтажный дом, заселите значимыми для вас людьми – друзьями, родителями, одноклассниками и т.д.
«Круги на воде»
В круги впишите имена одноклассников, по степени значимости для себя. В каждый круг – не более 3 человек.
Результаты
В соответствии с полученными данными всех членов коллектива можно отнести к следующим группам:
«Звезды» – 5 чел. 26%
«Предпочитаемые» - 8 чел. 42%
«Принимаемые» - 6 чел. 32%
«Непринимаемые» - нет
«Отвергнутые» - нет
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Методика «Ладошки»
Цель: выявить наиболее значимые для окружающих личностные качества друг друга (как положительные, так и отрицательные), развить элементы критики и самокритики.
Инструкция для участников (класс разбивается на группы из 5 человек)
Необходимо обвести собственную ладошку.
Передать рисунок соседям по группе, которые пишут на пальчиках те качества личности, которые считают наиболее ярко выраженными у этого ученика. Каждый член группы пишет только одну черту характера.
Рисунок вернуть испытуемому, который на центре ладошки пишет свою самую значимую, по его мнению, черту характера.
Обсуждая результаты, необходимо выявить, совпали ли мнения окружающих с мнением самого участника; объективны ли результаты наблюдений.
Испытуемому предлагается сделать выводы об отношении одноклассников к нему.
П РИЛОЖЕНИЕ 14
Личностное участие учени __ 10б класса
Ф.И. ________________________________________________
в общественной жизни класса и школы.
№ п/п |
Форма общественной занятости |
Классное или общешкольное мероприятие |
Личное или командное |
Результативность участия |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
“Сравни себя с собой вчерашним!”
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Степень участия каждого в общественно – полезных
классных и общешкольных мероприятиях
(итоговая рейтинговая оценка)
У тебя все получится! |
Молодец! |
Светить всегда, светить везде! |
Не останавливайся на достигнутом! |
Критерии выбора:
Набрано небольшое число баллов
Число баллов близко к среднему
Большое число баллов
Максимальное число баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Сравнение результатов некоторых диагностик, проведенных с целью выявления динамики тенденции воспитанности учащихся
Год |
Результаты диагностики |
Год |
Результаты диагностики |
2008 |
«Нарисуй скорее дом»
Вывод: увеличилось число детей, с присущими им такими качествами, как приветливость, радушие, общительность с 50% до 58%. |
2009 |
Нарисуй скорее дом»
Ч исло детей, испытывающих трудности в общении, уменьшилось с 16% до 3%. |
2008 |
«ШТУР»
Вывод: число учащихся с низким уровнем интеллектуального развития значительно уменьшилось – с 36% по 16%. |
2009 |
«ШТУР»
Процент учащихся с высоким уровнем интеллекта стал больше – от 6% до 16%.
|
2009 |
«Цветик – семицветик»
Вывод: увеличилось число учащихся, у которых явно выражена устойчивость желательных ценностных отношений к людям, к жизни, к самим себе с 68% до 74%.
|
2010 |
« Цветик – семицветик»
|
2008 |
«Мой класс»
Вывод: в классе постепенно начал складываться достаточно дружный коллектив, отсутствует в 2009 году % детей, не принимаемых или отверженных коллективом сверстников. |
2009 |
«Мой класс»
Но, вероятно, в связи с психологическими особенностями подросткового периода, число лидеров, «звезд» возросло с 20% до 26%. Стоит задуматься над методами воспитания. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Никитовская средняя общеобразовательная школа
имени А.С.Макаренко
Красногвардейского района
Белгородской области
Система мониторинга уровня сформированности личности подростка в классном коллективе
Из опыта работы
классного руководителя
МОУ Никитовская СОШ
им. А.С.Макаренко
Орловой Ольги Дмитриевны
Никитовка, 2011
Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.
Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей: последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.
В бушующем «море» сложившейся ситуации в современном образовании, а значит, и воспитании подрастающего поколения, мы – учителя, ученики, родители – находимся на корабле, терпящем бедствие. Фактически мы уже на дне (а скандально известный широкой аудитории зрителей сериал «Школа» тому подтверждение), но кислород еще не закончился. Наши сигналы «SOS» как бы приняты и нас как бы готовятся спасать. Но процесс оказания помощи несколько затянулся. Очевидно, что всплывать и плыть к берегу нам придется самостоятельно, опираясь на уже имеющиеся средства спасения и внимательно присматриваясь к вновь появляющимся. Но доплывут только умеющие плавать…
Сразу возникает вопрос: а при чем здесь кораблекрушение и заявленная тема опыта работы классного руководителя?
Отвечаю: в настоящее время между педагогической наукой и воспитательной практикой сложилась крайне противоречивая ситуация. Уважающий себя и детей классный руководитель стремится организовывать воспитание не в соответствии с «научными» рекомендациями (надо отметить, что таковых сейчас предостаточно), а, зачастую руководствуясь своими душевными порывами, пробиваясь интуитивным путем проб и ошибок к созданию собственных воспитательных программ, стремясь порождать собственные смыслы педагогической деятельности, опираясь на ведущие идеи гуманистической педагогики.
Работая с детьми, я пришла к пониманию простой истины: чтобы учение и поведение ученика стали гуманными, т.е. человечными, соответствующие его людской, а не механической природе, необходимо изменение режима работы его сознания.
Целевая установка гуманистического воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностный подход».
По моему мнению, именно личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.
Исходя из достаточно большого опыта работы, я ни в коей мере не отрицаю необходимость индивидуального подхода, но считаю, что личностный подход предполагает опору в воспитании на индивидуальные особенности детей, то есть оказание помощи воспитанникам в нахождении своего способа субъективации в той или иной деятельности, в жизни вообще. И в этих поисках совершенно неоценима роль детского коллектива.
Коллектив как гуманное организованное сообщество фильтрует негативные воздействия общества, защищает личность, развивает личностные качества, благодаря которым у каждого человека появляется способность противостоять этим негативным влияниям и строить свою жизнь, используя все положительное, что есть в социальном опыте. Тем самым коллектив выполняет охранительно–стабилизирующую и помогающую функции по отношению к личности.
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. А мне, как учителю химии и классному руководителю, приходится, в основном, работать именно с подростками – учащимися 8-11 классов. И проблемы подросткового возраста мне очень хорошо знакомы (Приложение 1).
Подростковый
- это самый трудный и сложный из всех
детских возрастов, представляющий собой
период становления личности.
Главное содержание подросткового
возраста доставляет его переход от
детства к взрослой жизни. Все стороны
развития подвергаются качественной
перестройке, возникают и формируются
новые психологические новообразования,
закладываются основы сознательного
поведения, формируются социальные
установки. Этот процесс преобразования
и определяет все основные особенности
личности детей подросткового возраста.
Главная новая черта, появляющаяся в
психологии подростка - это более высокий
уровень самосознания, потребность
осознать себя как личность. Подросток
начинает всматриваться в самого себя,
как бы открывает для себя свое “Я”,
стремится познать сильные и слабые
стороны своей личности. У него возникает
интерес к себе, к качествам собственной
личности, потребность сопоставления
себя с другими людьми, потребность в
самооценке.
Как правило, общественная
оценка классного коллектива значит для
подростка больше, чем мнение учителей
или родителей, и он обычно очень чутко
реагирует на воздействие коллектива
товарищей. Приобретенный опыт коллективных
взаимоотношений прямо сказывается на
развитии его личности, а значит
предъявлении требований через коллектив
– один из путей формирования личности
подростка.
В этом возрасте создаются
неплохие условия для формирования
организаторских способностей, деловитости,
предприимчивости и других полезных
личностных качеств, связанных с
взаимоотношениями людей, в том числе
умения налаживать деловые контакты,
договориться о совместных делах,
распределять между собой обязанности
и т.д. Подобные личностные качества
могут развиваться практически во всех
сферах деятельности, в которые вовлечен
подросток и которые могут быть организованы
на групповой основе: учение, труд, игра.
Могу смело
утверждать, что особое значение в работе
с подростками имеют два основных
момента:
1) в общении с ними очень
важно тёплое, сердечное, доброжелательное
отношение. Озлобленности, подозрительности,
недоверчивости подростка надо
противопоставить доброту, душевную
теплоту и мягкость;
2) воспитателю
необходимо уметь выявлять то положительное,
что имеется в личности каждого школьника,
даже самого трудного, самого педагогически
запущенного и стараться опереться на
это положительное в работе по его
перевоспитанию.
Когда я в 2008 году стала классным руководителем тогдашнего 8б класса и поближе познакомилась с ними, сразу стало ясно – дети имеют достаточно сформировавшиеся собственные взгляды на жизнь, определенное мнение об окружающей их действительности, не боятся высказываться, достаточно критичны к окружающим. Но наряду с этим - самокритика развита слабо, признавать свою неправоту не спешат, характеры далеко не простые, многие стремятся к лидерству, успехам друг друга особенно не рады.
Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что единственно правильный метод воспитания – использование личностного подхода с одновременным формированием классного коллектива. Но для успешной реализации данного метода воспитания возникла крайняя необходимость знать больше о ходе становления некоторых характеристик воспитанников и фиксировать результаты. Это могло позволить мне, как классному руководителю, успешно корректировать процесс воспитания личности, совершенствовать способы работы с подростками, обогащать содержание воспитательного процесса.
Так возник опыт использования «рабочих диагностик». Эту систему методик я применила в процессе работы с детьми по их социально – психологическому развитию, включив в общую систему воспитания в качестве средства выявления, фиксирования и оценивания воспитательных результатов, а также как способ проверки эффективности реализуемой модели личностно – ориентированного воспитания.
Временные рамки опыта: начало работы – сентябрь 2008 года, окончание - май 2011 года, когда нынешние мои десятиклассники завершат обучение в школе.
Но я понимала, что педагогическое диагностирование не решает педагогических проблем воспитания личности, не может заменить необходимости работать с детьми, не способно заменить собой систему воспитания и снять высокие требования к профессиональной культуре педагога.
В практике моей работы диагностирование – вспомогательный элемент воспитательной системы, средство, но не цель. В силу своего предназначения рабочие диагностики мобильны, просты, легки в организации и доступны любому педагогу – практику. Однако они требуют хорошо развитого профессионального мышления педагога, который обязан отдавать себе полный и строгий отчет в том, что он предпринимает, обратившись к диагностированию.
Очень важно помнить, что любая диагностика выступает фактором воздействия на развитие ребенка, в той или иной мере оказывая на личность влияние. Поэтому, избирая методику диагностирования, необходимо предусмотреть характер такого влияния. Более того, сам процесс диагностирования точно так же, как содержание диагностик, вплетается в многоцветное полотно воздействия школы на личность. В связи с этим, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы содержательная или процессуальная сторона диагностирования разлагающим образом воздействовала на ученика. Еще один немаловажный фактор пришлось учитывать – любая диагностика фиксирует положение на данный миг жизни и, значит, не может служить основанием для создания личностной характеристики как чего – то статичного и устойчивого. Но появляется реальная возможность с помощью последующих методик выявить и очертить тенденцию формирующегося отношения подростка к окружающей его действительности
Сказать, что складывалось все гладко, нельзя. Я столкнулась со многими проблемами, но отступать было поздно.
Как построить парадигму воспитания? Как продолжить воспитательную работу по выбранному и уже испытанному направлению? На эти вопросы необходимо было искать ответы. Что же получилось?
Во - первых, я определила для себя, как классного руководителя, основные направления воспитательной работы:
1) непосредственное воздействие на ученика:
-
изучение индивидуальных особенностей,
его развития, окружения, интересов;
-
программирование воспитательных
воздействий;
- реализация комплекса
методов и форм индивидуальной работы;
2) создание воспитывающей среды:
-
сплочение коллектива;
- формирование
благоприятной эмоциональной атмосферы;
-
включение учащихся в разные виды
социальной деятельности;
- развитие
детского самоуправления;
3) коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:
-
социальная помощь семье;
- взаимодействие
с педагогическим коллективом;
-
нейтрализация негативных воздействий
социума.
Во – вторых, определила
воспитательную систему и программу
воспитания, учитывая возрастные,
психологические и ключевые ценностные
особенности учащихся конкретного
класса:
а) воспитательная система «Развитие коллектива учащихся через развитие личности каждого», разработана мною на основе опыта Е.Н.Степанова (Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова. Псков, 2004) и (Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2000), (Приложение 2);
б) программа воспитания «Здоровая личность» является составной частью воспитательной системы класса и единой воспитательной системы школы.
Основная цель программы – создать благоприятные условия для саморазвития и самореализации личности воспитанников – потребовала постановки и решения следующих задач:
развитие субъективности личности каждого учащегося;
создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
поддержка творческих устремлений и действий каждого ученика.
Главным системообразующим фактором программы является коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Воспитательная программа была реализована по следующим направлениям: «Здоровье», «Интеллект», «Я – гражданин», «Нравственность», «Общение», «Досуг», Семья» (Приложение 3).
Программа воспитания содержит указания на ключевые ценностные отношения подростка - «общество», «образ жизни». Я обозначила эти ключевые ценностные отношения как содержательную основу работы с учащимися по подготовке их к жизни и попыталась использовать методику диагностирования потому, что почувствовала необходимость выявления степени эффективности своей профессиональной деятельности по реализации воспитательной программы, педагогически обоснованного преодоления возникающих в рамках программы воспитания, проблем и проблемных ситуаций.
Во время реализации опыта отшлифовывалась технология диагностирования: я искала все более интересные формы, более точные методики обрабатывания получаемого диагностического материала, а значит, более объективной вырисовывалась картина формирующихся ценностных отношений моих десятиклассников. Теперь уже можно говорить, что в систему воспитания учащихся моего класса успешно внедрен элемент педагогического диагностирования. Дети восприняли предложенную им форму работы позитивно. Каждый раз ожидают новых диагностик, но требуют обязательного коллективного (если это возможно) обсуждения результатов, высказывают свои мнения и суждения, соглашаются или нет с полученными результатами.
Какие же диагностики помогают мне в работе класного руководителя выстроить наиболее результативную систему воспитания личности подростка?
Выбор той или иной диагностики, как правило определяется сложившимися определенными ситуациями в классном колективе или в работе с отдельно взятой личностью (Вагурина С.Д., Савина Н.М., Строкач С.В. Педагогическая диагностика учебно – воспитательного процесса. Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Белгород, 2005)
Начало пути – к основному костяку класса добавились новые учащиеся, их много – 9 человек из 19. Сразу же возникла необходимость выявить определенные черты характера вновь прибывших ребят, а заодно проанализировать степень изменений личностных качеств у моих учащихся. Для этого применила сразу несколько методик: “Несуществующее животное” (графический тест на выявление психомоторной связи через анализ рисунка выдуманного ребенком животного); “Нарисуем свой характер” и “Нарисуй скорее дом” (Приложение 4) - графический тест на определение таких основополагающих качеств человеческой личности, как целеустремленость, честолюбие, уверенность в себе, коммуникабельность и т.д.; тест “Ассоциации” (Приложение 5) позволил определить психологический тип личности подростка; “Десять моих Я” – методика выявления приоритетности качеств личности – положительных и отрицательных (разработана автором опыта), выявление склонности детей к объективному самоанализу (Приложение 6).
По результатам диагностики личностных качеств в классе выявился достаточно большой процент учащихся, стремящихся занять лидерские позиции в коллективе. Для того, чтобы более точно выявить потенциальных лидеров, способных проявлять на деле организаторские качества, а значит, войти в актив класса и составить ядро системы самоуправления, использовала диагностическую методику “Я – лидер” (Приложение 7). Результаты диагностики были использованы при определении состава мэрии класса – города “Максимум”(Приложение 8).
В период подготовки к школьному и районному турам предметных олимпиад решила выяснить уровень сформированности умений рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное: тест умственного развития (ШТУР) (разработан учеными НИИ ОПП РАН) (Приложение 9). Результаты диагностики помогли выявить потенциальных участников олимпиад, т.е. детей с достаточно высокой степенью умственного развития.
С целью выявления направленности интересов школьников использовала методику “Цветик – семицветик” (составлена И.М.Витковской) (Приложение 10). Результаты показали, что у большинства школьников сформировалось ценностное отношение к жизни, к людям, к самим себе.
Так как в класс пришли новенькие ученики, возникла необходимость проанализировать степень их адаптированности в школьном социуме с помощью методик “Пейзаж – зеркало настроения”(Приложение 11). В результате выявлена у большинства учащихся – 63% - высокая степень адаптации к сложившимся (а для половины учеников класса – новым) условиям школьной жизни.
В классе сложился коллектив. А какой он по мнению учащихся? Ответ на вопрос позволили найти методики “Фотография класса”, “Дом, в котором я живу”, “Круги на воде”(Приложение 12).
Очень важно в настоящем коллективе умение прислушиваться к мнению друг друга, даже если оно содержит долю критики. Методика “Ладошки” позволила выявить наиболее значимые для окружающих личностные качества друг друга (как положительные, так и отрицательные), развить элементы критики и самокритики (Приложение 13).
Некоторые методики разработала сама, исходя из собственного опыта. Так например, для повышения собственной самооценки, мы вместе с детьми придумали (и успешно теперь внедряем) схему анализа индивидуальной динамики развития каждого ученика нашего класса (Приложение 14). Суть этой схемы состоит в том, что личностные достижения каждого ученика в различных сферах школьной жизни фиксируются им самим в специальном бланке. На общем собрании коллектива класса (1 раз в месяц), по утвержденной на заседании актива шкале, проставляются баллы (от 1 до 10), определяющие уровень, достигнутый учеником при выполнении указанного дела. По итогам года все баллы суммируются, определяется степень участия каждого в общественно – полезных классных и общешкольных мероприятиях. Очень важно заметить, что награду или поощрение получает каждый, но ее “весомость” зависит от количества набранных баллов (Приложение 15). Такая форма оценки личностных достижений способствует в значительной степени удовлетворению потребности самоуважения и уважения другими, способствует развитию таких важных качеств личности, как коммуникабельность, успешность, уверенность, независимость. Создается позитивная мотивация личностного развития, которую можно определить принципом восточной педагогики: “Сравни себя с собой вчерашним!”
В итоге включение педагогического диагностирования в воспитательную систему класса позволило сформировать пространство для развития и проявления индивидуальности учащихся. Внутренняя и внешняя среда учебного заведения и класса превратилась в пространство для самореализации и самовыражения природных и социально приобретенных возможностей и способностей детей. Ребята убедились в полезности и востребованности проявлений своей индивидуальности, появилось ощущение значимости собственных достоинств в достижении общей цели.
А из личностных достижений постепенно сложилась успешность коллектива:
По итогам 1 полугодия в классе на “отлично” учится 5% учащихся; на “хорошо и отлично” 32%; 10% учащихся имеют одну оценку “3”, остальные “4” и “5”.
В составе школьного научного общества учащихся “Под знаком 21 века” из 21 члена НОУ – 8 ( 38%) учащихся 10б класса, получивших рекомендации кураторов секций и решивших серьезно заняться научно – исследовательской деятельностью, выбрав секцию по своим интересам.
Хорошо справившись с заданиями школьного тура предметных олимпиад, 6 (31%) учащихся показали неплохие результаты на районном этапе (Рубцова Ирина заняла 1 место в олимпиаде по литературе).
В районном экологическом конкурсе исследовательских работ по экологии в рамках фестиваля «Наука. Творчество. Развитие», в номинации «Ландшафтная экология и геохимия» исследовательская работа ученицы 10б класса Рубцовой Ирины по теме «Исследование состава атмосферного воздуха и осадков в районе автомагистрали Валуйки – Алексеевка» признана лучшей и направлена на областной этап конкурса.
На областной конференции школьников “Открытие”, состоявшейся в г.Шебекино 4 декабря 2009 года, с результатами научного исследования по теме “Исследование питательных показателей качества молока” ученица 10б класса Дорохина Ирина получила диплом за лучшую работу (единственный дипломант в секции “Химия”), а Иванова Лидия и Рубцова Ирина– сертификат участника.
Учащиеся класса стали активно заниматься спортом: школьные и районные соревнования по мини – футболу, легкой атлетике, биатлону, лыжный кросс, теннис - личные 2 и 5, командные 2,3,5 места.
При организации и проведении школьных досуговых мероприятий проявились сценические и вокальные способности отдельных учащихся; а в целом практически все учащиеся класса участвуют в проведении коллективных творческих дел (за период сентябрь – февраль подготовили два общешкольных вечера “От всей души” и “Встреча школьных друзей”).
В школьной театральной студии занимаются 4 учащихся (21%).
В конкурсе чтецов, посвященном 65 – летию Победы 1,2, и 3 место заняли учащиеся 10б класса.
Выступив с литературно – музыкальной композицией «65-летию Великой Победы посвящается! Выпускникам 1941 года посвящается!», представленной на школьный конкурс патриотической песни, заняли 1 место.
Редколлегия класса обеспечивает регулярный выпуск конкурсных газет, листков дежурной смены.
Реализуя свои художественные возможности, девочки класса, оформив композицию из еловых веток и вязанных цветов, игрушек в кашпо из лозы, представили работу под названием “Новогодняя фантазия” на районный конкурс “Букет вместо елки”и победили.
Реализуя свои способности, как фотохудожника, Дорохина Ирина представила свои фотоработы “Зима”и “Подснежники” на районный конкурс “Лесная прогулка” и заняла 1 место.
Результаты хорошие. Можно и успокоиться. Но останавливаться на достигнутом невозможно, так как подросток стремительно развивается, в его личностном развитии происходят качественные скачки, формируется картина динамики ценностных отношений, указывая на меру воспитанности учащихся, т.е. меру принятия либо игнорирования ценностей жизни.
Со временем я научилась избирать адекватную методику диагностирования; создавать сама простые и точные диагностики, определяя какие отношения и какие стороны ценностных отношений необходимо выяснить в настоящий период возрастного развития детей, и – что очень важно! – способны ли учащиеся в этот период воспринимать и реагировать на ситуацию диагностирования. И, бесспорно, очень важна педагогическая интерпретация диагностического материала.
Как производится анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала?
Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые диктовали избранную диагностику. Это можно осуществлять через группирование высказанных и выявленных разных предпочтений (Приложения 4-7, 9-13), составлении графиков, диаграмм, сферограмм, гистограмм, таблиц, описательных характеристик и т.д.
Разовая диагностика может содействовать профессиональной коррекции работы педагога, но так как главным назначением диагностики является выявление динамики тенденции воспитанности, то полученные обработанные и зафиксированные материалы должны быть сопоставлены с новыми, которые предоставят аналогичные методики через определенный временной период (месяц, четверть, год и т.д.). Например, некоторые из описанных в опыте диагностик я проводила через довольно большой промежуток времени – 1 год, сравнивая и сопоставляя результаты и выявляя положительную динамику воспитанности учащихся (Приложение 16).
Оформленные, зафиксированные и проанализированные результаты диагностирования могут сохраняться достаточно долгое время, пока дети учатся в школе. Но и после выпуска полезно хранить материалы, чтобы уже через довольно большое количество лет (5, 10 и более) произвести сравнение поколений и понять принципиальные отличия сегодняшних детей от вчерашних, так как жизнь, а значит и ребенок в своем личностном становлении обладает динамичностью, и не может быть зафиксирован в постоянных характеристиках.
Опираясь на опыт своей работы по внедрению педагогического диагностирования в практику воспитания личности, признавая необходимость и возможность диагностических программ в школе, я отдаю себе отчет в том, что воспитание много сложнее, чем дело проверки результативности воспитания. Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что сам процесс диагностирования инициирует духовно – интеллектуальную активность личности школьника, направляет его внимание на ценности некоторых объектов мира и жизни, а также на ценность его собственной личности и ее отдельных сторон и черт; но содействует его развитию только при наличии хорошо организованного культурного взаимодействия ученика с широким и многообразным, постоянно стремящемся подняться на ступеньку выше, миром.
Но личностно – ориентированное воспитание школьников невозможно без учета влияния на процесс становления личности самого воспитателя. Как не вспомнить в связи с этим слова великого педагога и знатока детских душ Ш.А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Обращение к реально гуманной деятельности в рамках воспитательного процесса требует изменения ценностных отношений учителя – воспитателя, а не только ученика к сознанию, как носителю нравственных ценностей, являющихся источником и механизмом саморазвития. А сейчас это важно, как никогда, ведь статус современного учителя, к сожалению, не так уж и высок.
Исчезает под действием различных «циркуляров» и «рецептурных рекомендаций» то самое педагогическое творчество, личностная составляющая, эффект неповторимого обаяния, неодинаковости действий учителя - воспитателя, чем он и западает в душу и память учеников.
Современный воспитатель оказался в ситуации, когда ему приходится делать свой выбор. Он вынужден научиться не столько выбирать тот или иной метод воспитания, сколько размышлять над тем, почему именно этот метод необходим в работе с данным коллективом учащихся. Для этого уже недостаточно знать, какой метод (прием, средство) следует поставить в ту или иную ячейку учебно – воспитательного процесса. Необходимо понимание смысла этого места, поиск созвучия в своей душе – это необходимые шаги в направлении к собственному педагогическому творчеству.
Однажды в нашем предметном методическом журнале «Химия в школе» я прочла стихи моего коллеги, учителя химии из Курской области В.А.Долженко.
Они поразили меня глубиной понимания смысла самого понятия «настоящий учитель, воспитатель», выражением тех морально – этических норм, которые, к сожалению, постепенно теряют свою ценность в современном обществе.
Но тем людям (к ним я отношу и себя), которые уже не мыслят себя без заливистых школьных звонков, извечной суматохи на переменках, и детей – таких разных, но горячо любимых – эти слова как бальзам на душу, как признание их ежедневного, кропотливого труда по воспитанию личности.
Это отражение и моего личного восприятия смысла понятия «учитель»:
У учителя рубашка белая,
Рубашки белые ему к лицу.
Скажет что иль что – то сделает –
Он всегда у всех на виду.
Жизнь учителя – сплошь экзамены:
В чем истоки сил? Где предел?...
Собирает он всех под знаменем
Светлых помыслов, добрых дел.
Если рядом с ним встанут многие,
То достаточно пары лет –
Экология человечности
Станет символом всех побед!
У учителя рубашка белая,
Жизнь по светлому маяку.
За учителем слава бегает
И бесславие начеку.
Озабоченность бесконечная,
Все единое – явь и сны,
Что – то новое, что – то вечное
От осенних дней до весны.
Всё тревожится: время тяжкое –
Вдруг сойдет на нет человек,
Застучит душа деревяшкою,
Предназначенной для калек.
У учителя рубашка белая –
Белизне подай чистоту!
Ту, которая его делает
Узнаваемым за версту.
В класс заходит он, как на исповедь:
Не криви душой и не лги.
Надо выдержать, годы выстоять,
Чтоб звучал в душе светлый гимн.
Неумелые и умелые –
Нужно всем задать высоту.
У учителя рубашка белая…
Нелегко хранить белизну!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вагурина С.Д., Савина Н.М., Строкач С.В. Педагогическая диагностика учебно – воспитательного процесса. Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Белгород, 2005. – 127 с.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп.- М.,1991.- 240 с.
Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Учебно – практическое пособие. – Ростов – н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160 с.
Ратанова, Т.А., Психодиагностические методики изучения личности/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта.- М.,1998.- 264 с.
Тараненко, О. Диагностика воспитательной работы в классе// Воспитание школьников.-2004.- №7.- С. 20-27.
Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.- 206 с.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.: педагогическое общество России, 2002. – 96 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Орлова Ольга Дмитриевна
→ nikitovka118 18.07.2011 4 7613 968 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.