Сценарий литературного праздника "Переводчица с детского".
Литературный праздник «Переводчица с детского»
(К 105-летию со дня рождения Агнии Барто)
Автор сценария: учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 класса
Государственного образовательного учреждения Ленинградской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Назийский центр социально - трудовой адаптации и профориентации»
Французенко Татьяна Николаевна.
Цель: расширить круг знаний учащихся о жизни и творчестве Агнии Барто.
Задачи:
обучать выразительному чтению стихотворений;
учить выражать свое отношение к прочитанному;
развивать познавательную мотивацию;
развивать продуктивные отношения в детском коллективе;
развивать коммуникативную компетентность;
развивать творческие способности учащихся.
Подготовительная работа:
чтение и обсуждение стихотворений Агнии Барто:
инсценирование стихотворений;
создание рисунков к стихотворениям;
создание костюмов.
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие друзья! Наш литературный праздник мы посвящаем известной детской поэтессе Агнии Львовне Барто, которой 17 февраля 2011 года исполнилось бы 105 лет.
Сергей Михалков так отзывался о творчестве Агнии Барто: «Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек – стихи Агнии Барто. Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: "Почитать тебе Барто?" – и он кивнет головой. Барто – это для него значит – понятные, веселые и интересные стихи. Это значит – он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше».
II. Информация о жизни и творчестве Агнии Барто.
Ученик 1.
Агния Львовна Барто родилась в начале XX века, 17 февраля 1906 года в Москве.
Когда Агния Львовна уже стала известной писательницей, ребята часто спрашивали её: «В какой школе учат такие весёлые стихи писать?».
«Сколько живу, а школы такой не встречала», – смеясь, отвечала писательница. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и начала писать стихи. Это было ещё в младших классах. Серьёзные это были стихи, о принцах и принцессах. И лишь позже, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты весёлые стихи – эпиграммы о своих подружках. Они читали и громко смеялись, как будто это не о них, а ком-то другом сочинили эти эпиграммы…
Ученик 2.
Самым строгим ценителем первых сочинений Агнии Львовны был её отец Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач. Он очень любил читать, знал наизусть множество басен И.Крылова, а выше всех писателей ставил Льва Толстого. Когда Агния была совсем маленькой и не умела ещё читать, он подарил ей книгу под названием «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой книги и других серьёзных книг, без букваря, отец обучил дочь азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо «правильно» писать стихи. Но Агнию в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи.
Ученик 3.
Прошло несколько лет, и Агния поняла, что поэзия, стихи для неё важнее. И в 1925 году вышла в свет её первая книжка. Поэтессе было тогда 19 лет.
Юность Агнии пришлась на годы революции и гражданской войны. Но каким-то образом ей удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет и сочинение стихов. Но чем старше становилась Агния, тем яснее было, что ей не стать ни великой балериной, ни "второй Ахматовой". Перед выпускными зачетами в училище она волновалась: ведь после них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения Луначарский. После экзаменационных выступлений ученицы показывали концертную программу. Он прилежно посмотрел зачеты и оживился во время исполнения концертных номеров. Когда юная черноглазая красавица с пафосом читала стихи собственного сочинения под названием "Похоронный марш", Луначарский с трудом сдерживал смех. А через несколько дней он пригласил ученицу в Наркомпрос и сказал, что она рождена писать веселые стихи.
Ученик 4.
С 1925 года Агния Барто уже начала печатать свои веселые стихи. Сначала вышли «Девочка-ревушка» и «Девочка чумазая». За ними появились книги «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». В 1934 году Барто напечатала сборник «Мальчик наоборот». После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и других Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Ученик 5.
В 1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема – патриотическая. В эти же годы она начала писать сценарии для детских фильмов, которые с успехом прошли по экранам кинотеатров (телевидения тогда еще не было). Мы и сейчас с удовольствием смотрим замечательный фильм «Подкидыш» о маленькой девочке, которая одна вышла на улицу и "потерялась". Барто так построила сценарий, что сумела через призму встреч девочки с разными людьми показать их жизнь, характеры и мировоззрение. Некоторые эпизоды фильма проникнуты необыкновенным лиризмом, некоторые – сатирой и юмором. Успеху фильма во многом способствовали такие комедийные актрисы, как Фаина Раневская и Рина Зеленая, которые снимались и в других фильмах, снятых по сценариям А.Л. Барто («Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Десять тысяч мальчиков»). Слава пришла к Агнии Барто довольно быстро, но не добавила ей смелости — Агния была очень застенчива. Она обожала Маяковского, но, встретившись с ним, не решилась заговорить. Отважившись прочесть свое стихотворение Чуковскому, Барто приписала авторство пятилетнему мальчику. О разговоре с Горьким она впоследствии вспоминала, что «страшно волновалась». Может быть, именно благодаря своей застенчивости Агния Барто не имела врагов. Она никогда не пыталась казаться умнее, чем была, не ввязывалась в окололитературные склоки и хорошо понимала, что ей предстоит многому научиться.
Ученик 6.
С началом Великой Отечественной войны Барто несколько раз пыталась попасть на фронт, но ее муж, инженер-энергетик, был направлен в Свердловск (нынешний Екатеринбург). Уральцы казались людьми недоверчивыми, закрытыми и суровыми. Барто довелось познакомиться с Павлом Бажовым, который полностью подтвердил ее первое впечатление о местных жителях. Свердловские подростки во время войны работали на оборонных заводах вместо ушедших на фронт взрослых. Они настороженно относились к эвакуированным. Но Агнии Барто было необходимо общаться с детьми — у них она черпала вдохновение и сюжеты. Чтобы иметь возможность побольше с ними общаться, Барто по совету Бажова получила профессию токаря второго разряда. Стоя у токарного станка, она доказывала, что "тоже человек".
Обратно в Москву Барто вернулась в 1942 году и тогда была отправлена в качестве корреспондента "Комсомольской правды" на Западный фронт. В это время она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки.
Ученик 7.
Возвращались из эвакуации друзья, сын Гарик и дочь Татьяна опять начали учиться. Все с нетерпением ждали, когда закончится война. 4 мая 1945 года Гарик вернулся домой раньше обычного. День стоял солнечный, и мальчик решил прокатиться на велосипеде. Агния Львовна не возражала. Казалось, ничего плохого не могло случиться с пятнадцатилетним подростком в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Мальчик упал на асфальт, ударившись виском о бордюр тротуара. Мужественно пережила это горе Агния Барто. Всю материнскую любовь обратила она на дочь Татьяну. И не стала меньше работать — даже наоборот.
В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород»— рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. Этой поэме была уготована особая судьба. Стихи для детей превратили Агнию Барто в «лицо советской детской книги», влиятельного литератора, любимицу всего Советского Союза. Но «Звенигород» сделал ее национальной героиней и вернул некое подобие душевного покоя. Это можно назвать случаем или чудом. Поэму Агния Барто написала после посещения реального детского дома в подмосковном городке Звенигороде. В тексте, как обычно, она использовала свои разговоры с детьми. После выхода книги ей пришло письмо от одинокой женщины, во время войны потерявшей свою восьмилетнюю дочь. Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с ее дочерью, пропавшей во время войны. Так оно и оказалось: мать и дочь встретились спустя десять лет. В 1965 году радиостанция «Маяк» начала транслировать передачу «Ищу человека».
Ученик 8.
Поиск пропавших людей при помощи СМИ не был изобретением Агнии Барто — такая практика существовала во многих странах. Уникальность советского аналога заключалась в том, что в основе поиска лежали детские воспоминания. «Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, — писала Барто. — Не может ли детская память помочь в поисках? Не могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по их детским воспоминаниям?». Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей.
На основе рассказов о поисках детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны, Агния Барто написала книгу «Найти человека», которая вышла в 1968 году.
Ученик 9.
В течение всей своей жизни Агния Львовна активно занималась общественной деятельностью. Она стала членом Международной ассоциации детских писателей и лауреатом медали Андерсена, организатором Международного конкурса детского рисунка, много ездила по разным странам, побывала даже в США. Агния Львовна была «лицом» любой делегации: она умела держаться в обществе, говорила на нескольких языках, красиво одевалась и прекрасно танцевала.
Всю жизнь Агния Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. Умерла А.Л. Барто в возрасте 75 лет, в 1981 году.
Есть у Агния Барто еще одна необычная книга. Называется она «Переводы с детского» Поэтесса побывала во многих странах, из которых всегда привозила детские стихи «невеликих поэтов» – так она в шутку их называла. «Переводы с детского» – это стихи Агнии Барто, написанные ею от имени детей, чьё творчество она изучала во время своих поездок по разным странам. «Переводчица с детского», Агния Барто помогла своим читателям проникнуть в мир ребенка, понять его чувства, мысли, переживания.
Ученик 10.
Агния Львовна писала: «Стихи, написанные для детей должны быть неистощимо молоды». И это так. Прошло много лет, и мы видим, что они и поныне не утратили своего значения, живого звучания, так же захватывают и волнуют, как в дни появления на свет.
III. Инсценированное исполнение учениками стихотворений Агнии Барто.
Учитель.
«Сатира для детей?», «Понимают ли ее дети?», «Нужна ли она детям?» – так думали и, возможно, думают многие. Агния Барто блестяще отвечает на эти вопросы, утверждая воспитательную действенность своими сатирическими стихами. Смех – ее первый помощник в общении с детьми, главный союзник в ее работе воспитателя. Но подчас она смеется над тем, что и невесело, и нерадостно. Поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказывать и может весело пошутить.
Стихи Агнии Львовны Барто учат юных читателей быть ответственными, заботиться об окружающих, не перекладывать этот труд на плечи других. Об этом стихотворение об активисте Андрюше.
1. Стихотворение «Поручается Андрею»
(На сцену выбегает группа ребят, среди них Андрей.)
Пионер 1 (радостно):
Андрюша летом был в Крыму…
Он рассказал на сборе,
Как было весело ему
Купаться в Черном море!
(Раскладывают на столе большую яркую стенгазету.)
Пионер 2 (радостно):
Написал он в стенгазете
О камнях…
О южном лете…
Пионер 3 (радостно):
И о склонах Аю-Дага…
Пионер 1 (радостно):
И о том, как воздух чист…
Пионер 2 (радостно):
Ты, Андрюша, молодчага!
Ты, Андрюша, активист!
Пионер 3:
Раз ты выступил в печати,
Ты и шефом будешь, кстати.
Пионер 1:
В наш подшефный детский сад
Пусть тебя и пригласят!
(Вручают Андрюше длинный лист бумаги.)
Андрюша:
И пошло без передышки!
Поручений целый лист:
Обсужденье новой книжки…
Пионер 2 (похлопывает Андрюшу по плечу):
Подготовит активист.
Андрюша:
Выступленье на линейке…
Пионер 3:
Поручается Андрейке.
Андрюша:
Клеить детские игрушки…
Пионер 1:
Поручается Андрюшке.
Андрюша:
Помогать больной старушке…
Пионер 2:
Поручается Андрюшке.
Андрюша:
И пойти в оранжерею…
Пионер 3:
Поручается Андрею.
Пионер 1:
Вся дружина очень рада,
Что Андрюша так ретив…
Пионер 2 (радостно):
Нам работать и не надо,
Есть для этого актив!
(Все уходят.)
Андрюша (оставшись один, растерянно):
Есть для этого актив…
Учитель.
Стихи Агнии Барто написаны для детей — дошкольников или младших школьников, поэтому стиль стихов очень лёгкий, такие стихи нетрудно читать и запоминать детям. Один из исследователей творчества поэтессы (Вольфганг Казак) называл их даже «примитивно рифмованными». Агния Барто как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. Послушайте, как это происходит на примере стихотворения «Цветы не знали».
2. Стихотворение «Цветы не знали»
(Клумба: дети сидят, опустив головы, согнув спины, сжав ладони.
Скамейка, на ней сидят пионеры.)
Пионер 1 (насмешливо):
Астры в школьном цветнике
Поливал Андрейка.
Пионер 2 (насмешливо):
У него была в руке
Голубая лейка.
Пионер 3 (насмешливо):
И текли по лейке
Водяные змейки.
(Цветы «распускаются»: расправляют спины, поднимают головы и руки вверх, ладонями «ловят» воду из лейки.)
Андрей:
Пусть напьется школьный сад
В жаркую погоду…
Пионеры (вместе):
Стой!
Андрей:
Ребята говорят!
Пионер 1 (возмущенно):
Как ты носишь воду???
Пионер 2 (возмущенно):
Не срамись!!!
Андрей:
Кричат они,
Сидя на скамейке.
Пионер 3 (возмущенно):
Не годится в наши дни
Поливать из лейки!
Пионер 1 (важно):
И уже решен вопрос:
Заказали мы насос!
Пионер 2 (важно):
Подали заявки!
Пионеры (вместе):
И сидим на лавке!!!
Андрей (растерянно):
Что ж, пускай везут насос!
Пионер 3:
Говорит Андрейка.
(Андрей выливает остаток воды на землю мимо цветов и уносит лейку).
Пионер 1 (важно):
Лейку он в сарай отнес –
Пионер 2 (важно):
Устарела лейка!
Пионер 3 (важно):
Прибыл в пятницу насос…
Цветы (повернув головы к зрителям, жалобно):
Но цветы не знали,
Что о них решен вопрос,
И в четверг завяли…
(Цветы опускают руки, спины и головы их склоняются.)
Учитель.
Иногда (и чаще всего) герои стихов Агнии Барто – это совсем не образцовые пай-мальчики и девочки, отличники. Есть среди них и ребята с лукавинкой и с ленцой. Но Барто всегда видит и то хорошее, что есть в ее героях. И она очень любит их, хотя любовь эта нигде не декларируется прямо, она остается «за стихом» и придает ему только особую добродушную интонацию, эмоционально окрашивает.
Всем известны такие ребята, которые готовы бесконечно обещать, что они исправятся, будут хорошо учиться и хорошо себя вести. Но обещания свои они, к сожалению, не всегда выполняют. Агния Львовна хорошо знала таких ребят и написала о них стихотворение, прочитав которое, они, может быть, задумаются о своем поведении.
3. Стихотворение «Про слезы и дела»
(За столом сидят несколько ребят. Входит мальчик, останавливается, поглядывает на сидящих. Спохватывается, достает из кармана и повязывает свой пионерский галстук. Но ребята не смотрят не него: кто углубился в книгу, кто рассматривает альбом с марками, кто рисует, девочки достали вышивание. Один из пионеров встает и говорит.)
Ведущий:
Один пионер
Признавался на сборе:
Пионер (медленно, очень проникновенно, почти скорбно).
Я дрался!
Курил!
Я сидел на заборе!
Я вылил чернила
На классный журнал!
Но я поведенье свое
Осознал.
Теперь я исправился
Раз навсегда!
Я вырасту –
Буду Героем Труда!
Добрая девочка (заступаясь за пионера):
Теперь он исправился
Раз навсегда!
Пионер (подсказывая):
Я вырасту –
Буду Героем Труда!
(Но ребята за столом по-прежнему не обращают на него никакого внимания. Тогда пионер притворно всхлипывает, делает вид, что утирает слезы.)
Ведущий (возмущен равнодушием ребят):
У мальчика слезы
Текут по лицу!
Бедняжка!
Как тяжко
Сейчас сорванцу!
Быть может, учитель
Достанет платок
И тоже заплачет?
Но нет, он жесток!
И у ребят
Равнодушные лица…
Мальчишка сквозь землю
Готов провалиться!
Пионер (громко рыдает):
Ведь я же… уже…
Признавался…на сборе…
Я дрался…курил…
Я сидел на заборе…
Я вылил… чернила…
На классный журнал…
Но … поведенье свое …
Осознал…
Ведущий (растерянно):
Он плачет,
Он клятвы дает без конца!
Но что-то у всех
Очерствели сердца!
Пионер 1 (встает):
Тут надо добавить
Подробность одну:
В пятнадцатый раз
Он клянется звену!
Пионер 2 (встает):
Он вечером
Просит прощенья
На сборе,
А утром
Он курит
Верхом на заборе.
Учитель.
Агния Барто позволяет себе лишь пошутить по поводу тех или иных поступков героев. Но дети ведь и сами очень любят посмеяться, даже слегка подразнить друг друга. И без всяких скучных назиданий они безошибочно угадывают, кто хорош, кто плох, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.
Ведущий приглашает на сцену ученика, который сыграет героя стихотворения «Ах, руки, руки!». (Про этого ученика можно сказать, что «он создает одной рукой, другой он разрушает».) Ведущий просит мальчика показать, как он радуется, когда его хвалят за добрые поступки, при этом ведущий обращает внимание мальчика на рисунки, которые помогут ему сыграть роль.
4. Стихотворение «Ах, руки, руки!»
(Посреди сцены стоит Андрюша. Справа от него – строгая девочка. Слева – добрая девочка.
У самого Андрюши нет в этой сцене ни одного слова, но он не только присутствует здесь – он играет. Внешне это выражается в том, что он то высоко и гордо поднимает голову, то низко ее опускает, в зависимости от того, что о нем говорят.)
Добрая девочка (указывая за кулисы):
Смотрите, полочка для книг
Сработана отлично!
Над ней трудился ученик
Петров Андрюша, лично.
(Андрюша задирает нос, гордо посматривает на зрителей.)
Строгая девочка:
А в воскресенье на канал
Поехал он на лодке,
И так он лодку доконал,
Что больше нету лодки.
(Андрюша низко опускает голову.)
Добрая девочка (показывая куда-то в зал):
Смотрите, вот почти готов
Андрюшин ящик для цветов.
Сделано со вкусом –
На пятерку с плюсом!
(Андрюша поднимает голову.)
Строгая девочка:
Но вбежал Андрюша в зал,
Так он дверью хлопнул,
Будто пушки дали залп
По зеркальным стеклам.
(Андрей опускает голову.)
Строгая девочка (грозно):
А когда он принял душ,
Дело было хуже:
Малыши, двенадцать душ,
Вытирали лужи!
(Андрей еще ниже опускает голову. Пытается даже убежать. Но добрая девочка берет его за руку.)
Добрая девочка (держит за руку Андрея):
В мастерской он не такой,
Отметки повышает.
Строгая девочка:
Он создает одной рукой…
(Берет Андрея за вторую руку.)
Другой он разрушает!!!
Учитель.
Многие стихотворения Агния Барто стали песнями: «Любитель – рыболов», «Лешенька, Лешенька…», «Полезная коза» и другие.
Лешенька – герой одноименного стихотворения, «отстающий ученик», который гордится собой.
Сергей Михалков сказал об этом стихотворении: «Я слышал, как ребята читали его на школьных утренниках и в спортивном лагере. Оно легко запоминается и легко читается, потому что попадает не в бровь, а в глаз, а по интонациям очень близко к детской речи, легко и весело выговаривается».
5. Песня «Лешенька» (стихи Агнии Барто, музыка Д. Кабалевского)
(На сцену выходят пионерки с учебниками в руках и Лешенька.)
Девочки (просящими голосами):
Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения!
Мы к тебе прикреплены,
Помогать тебе должны.
Лешенька (отворачивается от девочек):
Я заниматься не привык,
Я отстающий ученик,
И я живу чудесно!
Ни одной пятерки нет,
А в газете мой портрет, –
Мне это очень лестно!
Девочки:
Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Хоть первое спряжение!
Мы к тебе прикреплены,
Помогать тебе должны.
Лешенька:
Я заниматься не привык,
Я отстающий ученик,
И я живу чудесно!
Вы ко мне прикреплены,
Уважать меня должны, –
Мне это очень лестно!
Девочки (растерянно):
Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Ты войди, Алешенька,
И в наше положение!
Мы к тебе прикреплены,
Что же делать мы должны??
Учитель:
Автор знает, что дети способны многое понять и почувствовать, доверяет уму ребенка. Когда вы читаете стихи Агнии Барто, то понимаете, что думать зовет каждое стихотворение, неважно, к кому оно обращено, веселое оно или грустное. Каждый из вас задумается, услышав стихотворение «Два снежка», а, задумавшись, возможно, узнает в герое стихотворения себя.
6. Стихотворение «Два снежка»
(На сцену выбегает мальчишка в пальто и шапке, бросает снежок в прохожего. Радуется: потирает руки, хлопает в ладоши. Затем обращается к зрителям.)
Мальчишка:
Погода снежная была,
Отличная погода.
Швырнул снежком из-за угла
Я прямо в пешехода!
(Со смехом.)
Он рассердился, поднял крик,
(Передразнивает.)
Что снег попал за воротник,
Что так нельзя, что стыдно так,
Что к людям я нечуток.
Подумайте, какой чудак:
Не понимает шуток!
(Прохаживается по сцене, напевает.)
Погода снежная была,
И мне гулять охота,
Охота…охота…
(Из-за кулис летит в мальчишку огромный снежок.)
Ой! Вдруг снежок из-за угла
В меня швыряет кто-то…
(Отряхивается, поеживается, говорит сердито.)
Снег тает под воротником –
Я простужусь, пожалуй!
Швырнул мне в спину снежный ком
Какой-то глупый малый!
(Кричит за кулисы.)
Он просто трус!.. И озорник!..
И человек нечуткий!..
(Зрителям, жалобно.)
Бросать снежки за воротник –
Какие ж это шутки!..
Учитель.
Сатира Барто меткая, острая, но не злая; автор знает, что у ребенка все впереди и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков. Вспомним ребят, героев стихотворения «Три очка за старичка», насчитывающих себе «очки» за добрые поступки.
7. Стихотворение «Три очка за старичка»
Автор:
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Вся в цифрах классная доска…
Лариса (важно):
За помощь маме – два очка,
За помощь брату-малышу
Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка –
Водил он в гости старичка.
Горчаков (вскакивает с места):
За это мало трех очков!..
Автор:
Кричит Андрюша Горчаков
И вскакивает с лавки.
Горчаков:
Три очка за старичка?!
Я требую прибавки!
Я с ним провел почти полдня,
Он полюбить успел меня.
Автор:
Стоит Лариса у доски,
Любовь кладет на счеты
И переводит на очки
Вниманье и заботы.
А две подружки в стороне
Ворчат, надувши губки:
Подружка 1 (сердито):
И трех очков не дали мне
За добрые поступки!
Подружка 2 (сердито):
И я не этого ждала,
Когда купала братца.
Тогда за добрые дела
Совсем не стоит браться!
Автор:
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.
А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!
Учитель.
Но был у Агнии Барто герой, который совершал добрые поступки не из корысти, а от всей души. Давайте, ребята, познакомимся с ним.
8. Стихотворение «Про Вовку»
(Выходит пионерка.)
Пионерка.
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена –
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
Вовка (вскакивает с места):
– С добрым утром!
– С добрым утром!
Пионерка:
Я спросила: – Это мне? –
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
Вовка (радостно):
– С добрым утром!
– С добрым утром!
Пионерка:
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка – есть такой!
Учитель:
Барто любит давать имена своим героям – у нее почти нет безымянных девочек и мальчиков, у нее действуют «индивидуальности», часто их имена так крепко связаны с их характеристикой, что становятся уже нарицательными. Это Леночка с букетом, Вовка-добрая душа. Вовка-добрая душа – любимый герой Агнии Барто. Искренний, приветливый мальчик полюбился и читателям. Вовка олицетворяет собой тех людей, которые делают добро от всей души. Стихи Агнии Барто про Вовку учат юных читателей быть ответственными, заботиться об окружающих, не перекладывать этот труд на плечи других.
9. Стихотворение «Жарко»
(Выходят пионер и пионерка.)
Пионерка:
У солнышка есть правило:
Оно лучи расправило,
Раскинуло с утра –
И на земле жара.
Пионер:
Оно по небу синему
Раскинуло лучи –
Жара такая сильная,
Хоть караул кричи!
Пионерка:
Изнемогают жители
В Загорске-городке.
Они всю воду выпили
В киоске и в ларьке.
Пионер:
Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил!
Пионерка:
Вовка вызвал бы грозу –
Не сговоришься с тучей.
Она – на небе, он – внизу,
Но он на всякий случай
Кричит:
Вовка (поднимает голову):
Ну, где же ты, гроза?
Гремишь, когда не надо! –
Пионерка:
И долго ждет, подняв глаза,
Он у калитки сада.
Пионер:
Жарко, жарко, нету сил!..
Пить прохожий попросил:
Прохожий (встает с места):
–Вовка – добрая душа,
Дай напиться из ковша.
Пионерка:
Вовка – добрая душа
Носит воду не дыша,
Тут нельзя вприпрыжку –
Расплескаешь полковша.
(Вовка приносит воду и дает напиться прохожему.)
Подружки:
–Вовка,
Пионерка:
– просят две подружки,
Подружки:
–Принеси и нам по кружке!
Вовка (приносит ведро воды):
–Я плесну вам из ведра,
Подставляйте горсти…
Пионер:
Тридцать градусов с утра
В городе Загорске,
И все выше, выше ртуть…
Надо сделать что-нибудь,
Что-то сделать надо,
Чтоб пришла прохлада,
Чтоб не вешали носы
Люди в жаркие часы.
Пионерка:
Вовка – добрая душа
Трудится в сарае,
Что-то клеит не спеша,
Мастерит, стараясь.
Пионер:
В городе Загорске
Горки да пригорки.
Что ни улица – гора.
Шла старушка в гору,
Причитала:
Старушка (идет, опираясь на палочку):
– Ох, жара!
Помереть бы в пору.
Пионерка:
Вдруг на горке, на откосе,
Ей подарок преподносит,
Подает бумажный веер
Вовка – парень лет пяти.
Вовка (подает старушке веер):
– Вы шагайте поживее,
Легче с веером идти:
Обмахнетесь по пути.
(Вовка раздает веера присутствующим.)
Вовка:
Получайте, граждане,
Веера бумажные,
Получайте веера,
Чтоб не мучила жара.
Раздаю бесплатно,
Не беру обратно.
Пионер:
На скамью старушка села,
Обмахнулась веером,
Говорит:
Старушка (обмахивается веером):
– Другое дело –
Ветерком повеяло.
Пионер:
Обмахнулся веером
Гражданин с бородкой,
Зашагал уверенней
Деловой походкой.
(Прохожий уходит, обмахиваясь веером.)
Пионерка:
И пошло конвейером:
Каждый машет веером.
Веера колышутся –
Людям легче дышится!
Учитель.
Ничто не дается без труда, упорства и терпения. И, прочитав об этом стихи, понимаешь: мало мечтать о том, кем ты хочешь стать в будущем, что ты хочешь завоевать в жизни. Для этого надо много учиться и трудиться.
Стихи Агнии Барто полны оптимизма. Автор верит, что дети будут хорошо учиться, помогать старшим, будут активными, добрыми, заботливыми. Об этом песня
Д. Кабалевского на стихи Барто «Вежливый вальс».
10. Песня «Вежливый вальс» (стихи Агнии Барто, музыка Д. Кабалевского)
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату люди в галошах
Не будут входить никогда.
Припев.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут,
Распустятся фиалки,
Зимой придет весна,
И в школьной раздевалке
Настанет тишина.
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Учитель.
Поэтесса считала, что постоянное общение со слушателями обогащает ее, поэтому Агнию Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок. В классе Агния Львовна наблюдала за ребятами, сидя рядом с ними. Но однажды дети разоблачили» Агнию Львовну.
– Вы в гороно работаете? – спросила её соседка по парте.
– Да, – смущенно ответила писательница.
– А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали…
С того дня Агния Львовна с больной неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы её узнавали. Зато она встречалась со своими читателями в детских библиотеках и школах. Часто, приезжая на выступления, Агния Барто предлагала:
– Я прочитаю лишь первую строчку, а вы сами продолжите остальное.
Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение. А вы, ребята, хорошо знаете стихи Агнии Барто?
IV. Викторина «Как мы знаем стихи Агнии Барто»
1. «Допиши словечко».
Был сынок у маменьки –
… маленький.
В маму был фигурою –
В медведицу бурую.
(Медвежонок из стихотворения «Медвежонок-невежа».)
Что в кармане по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о …!
(Снегирь из стихотворения «Снегирь».)
В холодном парке,
Среди льдин,
Зимует…,
Он один.
(Лебедь из стихотворения «Лебединое горе».)
Она кричит: – …, …!
Спасите, он кусается! –
Простим его, он знать не мог,
Что Зоечка красавица.
(Щенок из стихотворения «Она у нас красавица».)
Витами А. Б, Ц
Катает … на крыльце.
(Кошка из стихотворения «Петя утомлен».)
Скакала, как зайчонок,
… по траве,
Любила у девчонок
Сидеть на голове.
(Сорока из стихотворения «Вам не нужна сорока?».)
2. Назови героя по описанию.
Герой стихотворения за любую помощь брал плату. (Копейкин из одноименного стихотворения.)
Руки этого героя умеют делать и хорошие, и плохие дела (Андрей из стихотворения «Ах, руки, руки!».)
Эта героиня без устали выступает на всех праздниках и считает, что учить уроки ей совсем необязательно (Леночка из стихотворения «Леночка с букетом».)
Этот герой очень добрый и отзывчивый. Он помог старушке, черепахе, собаке и многим другим. (Вовка из цикла стихотворений «Вовка – добрая душа».)
Герой этого стихотворения побывал летом в Крыму и рассказал об этом в стенгазете. (Андрей из стихотворения «Поручается Андрею».)
3. Послушайте стихотворение и назовите стихотворение.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
(«Рыцари»)
А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?
(«Думай, думай…»)
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
– Ну, нет, теперь ты лишний! –
Ребята говорят.
(«Я лишний»)
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет…
(«Друг напомнил мне вчера»)
Но стоит только мне вздохнуть,
Сейчас же спросит кто-нибудь,
– Вздыхаешь из-за стекол?
Опять стекло раскокал?
(«Однажды я разбил стекло»)
Не замолкают голоса,
Взывает в трубке кто-то:
–А по ботанике леса,
Луга или болота?
(«Почему телефон занят?»)
4. Вспомни героев цикла стихотворений Агнии Барто «Игрушки». Найди и подчеркни лишнее слово.
Зайка, собачка, хозяйка. (Собачка)
Слон, мишка, бычок, кошка. (Кошка)
Капитан, мышки, лягушки. (Мышки.)
V. Заключительное слово учителя.
Стихи Агнии Барто любят все. С уверенностью можно сказать, что эти стихи хорошо знают ваши бабушки и дедушки, папы и мамы. И вы тоже знаете и любите стихи Барто. Не случайно общий тираж книг поэтессы превысил тридцать миллионов экземпляров, они переведены на все языки народов России и многие иностранные языки.
Список литературы.
1. Барто А.Л. Представление начинается! – М.: Издательство «Детская литература», 1963.
2. Барто А.Л. Твои стихи. – М.: Издательство «Детская литература», 1965.
3. Агния Барто. Я знаю, что надо придумать. М.: Издательство «Детская литература»,
1970.
4. Агния Барто. Избранные стихи. Москва: Планета детства, 1999.
4. Всё обо всех. Т.:. – М.: Филологическое общество «СЛОВО», 1997.
5. Кузнецова Н.И. и др. Детские писатели: справочник для учителей и родителей. – М.:
Баллас: С-Инфо, 1995.
6. Смирнова В.В. О детях и для детей. - М.: ГИДЛ МП РСФСР, 1963. - с. 47-91.
7. Смирнова В. О творчестве Агнии Барто //Барто А.Л. Стихи детям. – М.: Издательство
«Детская литература», 1981.
8. Советские детские писатели. Биобиблиографический словарь (1917— 1957), М., 1961.
10.Соловьев Б.И., Мотяшов И.П. Агния Барто: очерк творчества. – М.: Издательство
«Детская литература», 1979.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Французенко Татьяна Николаевна
→ tatianafrants 18.10.2011 1 2556 450 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.