Статья "Индивидуальная работа с учащимися школы при ИК"


«Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше». (И. Гёте)

В арсенале классного руководителя много интересных форм работы. Я хочу рассказать об индивидуальной работе с учащимися. Это и откровенный, доверительный разговор с одним учеником, и беседы по теме, которая возникла только что, исходя из конкретной ситуации.

Работа непростая, требует много времени, терпения, такта и педагогической мудрости. Но её значение огромно, особенно в условиях общеобразовательной школы при ИК.

Наши учащиеся находятся в особых условиях. Нет рядом близких людей, родителей, нет друзей. Ребята говорят: «В тюрьме никому нельзя верить!» Они и не верят и остаются наедине со своими проблемами. Некоторые идут в церковь, их спасает вера в Бога, но таких ребят единицы. А большинство идут к нам, в школу. (Не правда ли символично, что храм и школа  находятся под одной крышей.)

- Во мне столько злобы накопилось! – откровенно признаётся мне Александр М.

Соглашается со мной, что жить с этим нельзя.

- Давай подумаем, как ты можешь сам себе помочь?
- Мне раньше музыка помогала.
- Молодец! Значит, умеешь слушать и понимать музыку. А природу ты любишь? На речку, в лес ходил раньше?
- Да, ходил с отцом.
- Хорошо. А отец жив у тебя?
- Так его-то я и убил…

Такому ученику трудно помочь, но выслушать его просто необходимо. Долго беседуем, и я чувствую, что он уходит от меня уже в другом настроении. Напряжение снято. Но такой ученик остаётся у меня под постоянным наблюдением. И это не последняя наша беседа.

Другой пример: Роман пришёл после уроков за заданием. Начинает выполнять, но вдруг бросает ручку:
- Я не могу больше! Мне 7 лет сидеть. Прошёл только год, а я уже весь нервный. Что будет через 6 лет? Я до дома не доеду, если только кто - то меня тронет…

Вот, говорят, я вор. А как жить, если я брёвна на лесоповале ворочал и получил за это 850 рублей. У нас девчонки – официантки за месяц 1500 рублей получают. (Он из Лодейного Поля).

Рассказывает об отце, который, чтобы прокормить семью, работал на трёх работах.

С благодарностью вспоминает свою первую учительницу.

В этом незамысловатом рассказе есть всё: боль, отчаяние, обида, благодарность. Роман явно зациклился на негативе. Здесь мы поступаем, как Робинзон Крузо. Берём лист, делим его пополам и пишем все «плюсы» и «минусы» его положения. Вернее, он пишет все «минусы», а я помогаю найти и «плюсы».

«Плюсов» обязательно окажется больше. И думаем не о том, что осталось сидеть 6 лет, а о том, что прошёл уже год. А когда он освободится, то навестит свою первую учительницу и скажет ей слова благодарности.
Думаю, что и Роман уйдёт сейчас тоже уже с другим настроением.

А вот примеры другого плана:

В классе человек 10 ребят. Денис, размышляет о своём будущем:

- Бросить-то мы бросили, а вот как бы снова не начать? (Речь идёт о пристрастии к алкоголю).

Вот и тема для разговора и, заметьте, инициатива идёт со стороны ребят. А значит и воспринимается беседа с живым интересом и большей отдачей.

Ещё пример. Иван мне говорит:

-Вы думаете, я буду работать, когда освобожусь?! Нет! Я привык к «лёгким» деньгам!
Здесь мы имеем дело с убеждением человека. Он уверен в том, что говорит. Я понимаю, что не смогу вот так, сразу, переубедить его.

 Моя задача – заставить задуматься: «А такие ли уж «лёгкие» эти деньги? Посчитай, сколько ты за них сидишь!»

А вот ещё один пример. Александр:

-И зачем это в Эрмитаж каждую неделю ходить? Что там делать?

Рассказала про Эрмитаж. Эффект от такой незапланированной беседы гораздо выше, т.к. инициатива идёт со стороны учащихся.

Вот так, изо дня в день идёт воспитательный процесс.

«Капля и камень долбит» - гласит народная пословица. Я думаю, что это и о нашей повседневной работе. Ну, а закончить хочется на оптимистической ноте, словами нашего выпускника Турумбетова Андрея:

(привожу его слова дословно)

- Учителя нашей школы имеют характерную особенность. Прежде всего, они хорошие люди. Второе – они отличные педагоги. Совокупность этих двух качеств в системе нашего образования практически уникальна. Не говоря уже о том, что наши учителя никогда не кричат, не кидаются указками и т.д.

Если бы у меня были такие учителя изначально, то, я думаю, что в моей жизни (а также, смею предположить, и у многих других ребят) всё бы сложилось иначе…

Может быть, это звучит слегка шаблонно, но, уверяю вас, искренне.


Полный текст материала Статья "Индивидуальная работа с учащимися школы при ИК" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Балашова Татьяна Васильевна  tatbal1951
12.12.2011 2 3084 374

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК