Статья "Методы работы с детским хором, вокальным ансамблем и солистами"; для младших и средних классов
Методы вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением детей.
Способы обучения и приёмы , с помощью которых педагог даёт учащимся навыки и знания вокально-хорового образования являются результатом многолетнего опыта.
На протяжении всех лет обучения перед детьми ставятся одни и те же задачи, только они постоянно усложняются и варьируются.
Детские голоса необходимо развивать очень постепенно и осторожно.
Основными методическими принципами постановки голоса являются:
- выработка певческого тона в среднем регистре, начиная от примарных тонов звучания (для большинства детей «фа – ля»).На примарных звуках легче всего настраивать голос на звукообразование и дальнейшее развитие ; - постановка дыхания с опорой на диафрагму , в основе «опоры» лежит экономное расходование выходящего дыхания ;
- мягкая атака звука , с фиксированием красивого тембра и посылом звука вперёд (вверх);
- формирование внутреннего слуха , чистой интонации и высокой певческой позиции (купола).
Конечная цель обучения – добиться , чтобы ученики пели свободно , полётным звуком , серебристым тембром , без всякого напряжения.
В задачу педагога входит и исправление певческих дефектов звукообразования : горлового звука, носового звука , «белого» звука и так далее. От верно поставленных примарных звуков и создаётся дальнейшая линия звучания.
Когда мы выровняли примарные звуки диапазона , то начинаем дальше укреплять звуки низкого регистра , то есть фундамент голоса и опору для высоких нот.
Детские голоса отличаются от взрослых полётностью и звонкостью ; самые летящие гласные : «и» , «э» ; самое маленькое количество обертонов у гласных : «о» , «у» ; гласная «а» - промежуточная.
У каждого типа детского голоса есть наилучшие зоны звучания :
Дисканты - «си» Iой - «ми» II ой октавы
Сопрано – «ре» Iой – «ля» I ой октавы
Альты – «фа» малой – «до» Iой октавы.
Одни дети сразу же проявляют склонность к использованию грудного регистра, другие – фальцетного. Переходные звуки в голосе детей могут быть ярко выражены или оставаться незаметными.
Хоровая работа с самого начала ведётся так , чтобы использовать пение по группам , по регистровой природе (хоровые партии ).
В методике первоначального обучения, чтобы дети не утомлялись при разучивании , можно использовать фальцетный тип голосообразования , но дальнейшее выключение из работы грудного и смешанного звучания будет тормозить развитие детских голосов.
Эта методика развития голоса от центра (примарных тонов), к тонам окружающим его сверху и снизу , называется концентрическим методом.
Фонетический метод – это способ настройки голосов на определённое тембровое звучание.
В процессе распевания или вокализации мелодии необходимо чередование гласных и выстраивание их в единую манеру звуковедения и артикуляции.
Гласная «у» отличается наименьшим разнообразием способов артикуляции . При заглублённом звуке лучше поучить мелодию на гласной «и», а при плоском звучании попеть на гласную «о». Такой приём называется «выглаживанием» гласных в одном фокусе, в единой манере звукообразования.
Достижение звонкости и близости вокальной позиции тоже зависит от артикуляции : ощущения верхней губы , ноздрей , пения с закрытым ртом на «м». Данный фонетический метод полезен при вокализации мелодии и работы над кантиленой при разучивании песен.
Все согласные при пении надо научиться произносить очень быстро , «спрессовано» между гласными ,чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции.
Признаком хорошо поставленного голоса является стабилизация положения гортани при пении различных гласных.
Большое применение в работе с детьми получил иллюстративный метод , то есть показ музыкального материала голосом учителя. Дети воспроизводят услышанное по принципу подражания. Показ песни должен сопровождаться объяснением характера звучания в исполняемых произведениях.
Метод сравнения нужен , чтобы учащиеся слышали недостатки своего пения. Полезно использовать записи с прослушиванием выступлений учащихся и их подробно анализировать, разбирать все неточности исполнения. Разные методы вокальной работы с детьми обычно дополняют друг друга и их надо умело сочетать.
Своя методическая система существует и в распеваниях , упражнениях для разогрева голоса , настраивания его к работе. Распевания тоже развивают вокальные навыки и выразительное звучание голосов.
Первой , начальной целью распевания является активация смыкания голосовых связок.(см. упражнения №1, №6.) Для этого используется staccato на гласных : «у» , «о» , «а» , при котором возникает естественное смыкание связок , затем переносимое на leqato . Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и становится основой для правильного звукообразования. Перед началом работы дети внимательно изучают правила пения , специально написанные для малышей и для старшей группы.( см. приложение)
Работа над динамикой тоже ведётся в распеваниях с самого начала, с использованием средней силы звука , затем piano и forte. Дальше разрабатывается подвижность голоса от умеренного к быстрому темпу, затем агогические нюансы, затем идёт работа над гармоническим строем ( двух-трёхголосием )
В результате первых годов обучения учащиеся должны уметь:
- Правильно применять певческую установку и пользоваться дыханием с ощущением опоры.
- Правильно формировать гласные , выравнивать их звучание и чётко произносить согласные.
-Следить за чистотой интонации , не форсировать звук.
- Научиться слышать и интонировать двухголосие.
Целью вокально-хоровых упражнений является выработка умений , позволяющих владеть певческим голосом .
Это комплекс методов и приёмов , относящихся к звукообразованию , дыханию, артикуляции ,дикции и выразительности пения.
Способы обучения и приёмы , с помощью которых педагог даёт учащимся навыки и знания вокально-хорового образования являются результатом многолетнего опыта.
На протяжении всех лет обучения перед детьми ставятся одни и те же задачи, только они постоянно усложняются и варьируются.
Детские голоса необходимо развивать очень постепенно и осторожно.
Основными методическими принципами постановки голоса являются:
- выработка певческого тона в среднем регистре, начиная от примарных тонов звучания (для большинства детей «фа – ля»).На примарных звуках легче всего настраивать голос на звукообразование и дальнейшее развитие ; - постановка дыхания с опорой на диафрагму , в основе «опоры» лежит экономное расходование выходящего дыхания ;
- мягкая атака звука , с фиксированием красивого тембра и посылом звука вперёд (вверх);
- формирование внутреннего слуха , чистой интонации и высокой певческой позиции (купола).
Конечная цель обучения – добиться , чтобы ученики пели свободно , полётным звуком , серебристым тембром , без всякого напряжения.
В задачу педагога входит и исправление певческих дефектов звукообразования : горлового звука, носового звука , «белого» звука и так далее. От верно поставленных примарных звуков и создаётся дальнейшая линия звучания.
Когда мы выровняли примарные звуки диапазона , то начинаем дальше укреплять звуки низкого регистра , то есть фундамент голоса и опору для высоких нот.
Детские голоса отличаются от взрослых полётностью и звонкостью ; самые летящие гласные : «и» , «э» ; самое маленькое количество обертонов у гласных : «о» , «у» ; гласная «а» - промежуточная.
У каждого типа детского голоса есть наилучшие зоны звучания :
Дисканты - «си» Iой - «ми» II ой октавы
Сопрано – «ре» Iой – «ля» I ой октавы
Альты – «фа» малой – «до» Iой октавы.
Одни дети сразу же проявляют склонность к использованию грудного регистра, другие – фальцетного. Переходные звуки в голосе детей могут быть ярко выражены или оставаться незаметными.
Хоровая работа с самого начала ведётся так , чтобы использовать пение по группам , по регистровой природе (хоровые партии ).
В методике первоначального обучения, чтобы дети не утомлялись при разучивании , можно использовать фальцетный тип голосообразования , но дальнейшее выключение из работы грудного и смешанного звучания будет тормозить развитие детских голосов.
Эта методика развития голоса от центра (примарных тонов), к тонам окружающим его сверху и снизу , называется концентрическим методом.
Фонетический метод – это способ настройки голосов на определённое тембровое звучание.
В процессе распевания или вокализации мелодии необходимо чередование гласных и выстраивание их в единую манеру звуковедения и артикуляции.
Гласная «у» отличается наименьшим разнообразием способов артикуляции . При заглублённом звуке лучше поучить мелодию на гласной «и», а при плоском звучании попеть на гласную «о». Такой приём называется «выглаживанием» гласных в одном фокусе, в единой манере звукообразования.
Достижение звонкости и близости вокальной позиции тоже зависит от артикуляции : ощущения верхней губы , ноздрей , пения с закрытым ртом на «м». Данный фонетический метод полезен при вокализации мелодии и работы над кантиленой при разучивании песен.
Все согласные при пении надо научиться произносить очень быстро , «спрессовано» между гласными ,чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции.
Признаком хорошо поставленного голоса является стабилизация положения гортани при пении различных гласных.
Большое применение в работе с детьми получил иллюстративный метод , то есть показ музыкального материала голосом учителя. Дети воспроизводят услышанное по принципу подражания. Показ песни должен сопровождаться объяснением характера звучания в исполняемых произведениях.
Метод сравнения нужен , чтобы учащиеся слышали недостатки своего пения. Полезно использовать записи с прослушиванием выступлений учащихся и их подробно анализировать, разбирать все неточности исполнения. Разные методы вокальной работы с детьми обычно дополняют друг друга и их надо умело сочетать.
Своя методическая система существует и в распеваниях , упражнениях для разогрева голоса , настраивания его к работе. Распевания тоже развивают вокальные навыки и выразительное звучание голосов.
Первой , начальной целью распевания является активация смыкания голосовых связок.(см. упражнения №1, №6.) Для этого используется staccato на гласных : «у» , «о» , «а» , при котором возникает естественное смыкание связок , затем переносимое на leqato . Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и становится основой для правильного звукообразования. Перед началом работы дети внимательно изучают правила пения , специально написанные для малышей и для старшей группы.( см. приложение)
Работа над динамикой тоже ведётся в распеваниях с самого начала, с использованием средней силы звука , затем piano и forte. Дальше разрабатывается подвижность голоса от умеренного к быстрому темпу, затем агогические нюансы, затем идёт работа над гармоническим строем ( двух-трёхголосием )
В результате первых годов обучения учащиеся должны уметь:
- Правильно применять певческую установку и пользоваться дыханием с ощущением опоры.
- Правильно формировать гласные , выравнивать их звучание и чётко произносить согласные.
-Следить за чистотой интонации , не форсировать звук.
- Научиться слышать и интонировать двухголосие.
Целью вокально-хоровых упражнений является выработка умений , позволяющих владеть певческим голосом .
Это комплекс методов и приёмов , относящихся к звукообразованию , дыханию, артикуляции ,дикции и выразительности пения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грибанова Тамара Федоровна
→ tata-gigi 03.02.2012 2 17841 1157 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК