Проект "Использование историко-познавательных сведений при формировании общекультурной компетенции"
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный областной гуманитарный институт
Проект на тему
«Использование историко-познавательных сведений при формировании общекультурной компетенции»
Подготовила слушатель ФПК,
учитель начальных классов
МОУ «Ново-Снопковская ООШ»
Прошина В.В.
г.Орехово-Зуево
2010 г
Пояснительная записка
Математика, в отличии от других предметов, имеет отвлеченный, абстрактный характер. Приходится оперировать такими понятиями, как число, мера, пространственные формы, и учащимися они воспринимаются как формальные оторванные от жизни. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача преодолеть эту тенденцию. Связать обучение с жизнью, показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека и является результатом обобщения им явлений действительности.
В ходе урока редко создаются такие условия, чтобы школьники имели возможность наблюдать, как, из каких источников вытекают математические истины. С этой целью рекомендуется знакомить детей с некоторыми сведениями из истории математики, показывать отдельные явления в динамике.
В рамках введения нового Стандарта образования использование на уроках математики историко-познавательных сведений способствует формированию общекультурной компетенции личности.
В настоящее время мир переживает важнейший поворотный момент в своей истории.
Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации, которые меняют наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния. Мощь человеческого мозга, знания и творческий подход будут все больше и больше применяться в качестве основного капитала общества.
Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений. Будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной.
Известно, что наибольшая способность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера. Складываются многообразные отношения с окружающим миром.
В рамках введения Стандарта второго поколения основной целью российского образования становится воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В новом стандарте цели образования выступают не в виде суммы знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных особенностей.
Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. Именно в ней закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.
В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующих учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний.
В рамках концепции начального обучения математике учитель формирует ценностно-ориентационную, общекультурную, когнитивную, информационно-технологическую, коммуникативную компетенции, а также компетенции социального взаимодействия и личностного саморазвития. Реализовать все компетенции возможно на уроках математики в начальной школе.
Общекультурная компетенция – это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.
В данном случае компетентностный подход не регламентирует отбор информационного компонента, не определяет, насколько глубоко и в какие области научного знания ученику необходимо погружаться. Однако важность формирования целостной картины мира, ориентации в ней, представления совокупности существующих элементов и взаимосвязей между ними выявляет необходимость интегрированных знаний (философских, науковедческих, культурологических).
В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности: интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), умения поиска, переработки, использования и создания информации, а также наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д. (в случае научно-познавательной деятельности).
Математика, в отличие от других предметов, имеет отвлеченный, абстрактный характер. Приходится оперировать такими понятиями, как число, мера, пространственные формы, и учащимися они воспринимаются как формальные, оторванные от жизни. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача преодолеть эту тенденцию, связать обучение с жизнью, показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека и является результатом обобщения им явлений действительности.
Включение элементов истории в урок способствует укреплению познавательных интересов к математике, углублению понимания изучаемого фактического материала; расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
В программе по математике нет конкретных указаний на то, какие сведения из истории математики следует сообщать учащимся, в каких классах, в каком объеме и по каким разделам математики. Школьные учебники таких сведений тоже не содержат. Попытаемся определить место элементов истории в процессе обучения математике младших школьников.
1 класс |
|
Изучаемая тема |
Тема исторической справки |
Числа от 1 до 10. |
О числе и цифре 3. Как люди научились считать. |
Число 0. |
Открытие нуля. |
Сантиметр. |
Из истории линейки. |
Задачи в два действия. |
Как решали задачи в древности? |
Дециметр. Измерение дециметром. |
Как измеряли в древности? |
2 класс |
|
Вычитание вида 30 – 6 . |
Как в древности выполняли арифметические действия? |
Прямоугольник. |
Знакомство древних народов с простейшими геометрическими фигурами. |
Квадрат. |
О названиях геометрических фигур. |
Час. Минута. |
Из истории часов (от солнечных до электронных). |
3 класс |
|
Таблица умножения. |
Умножение на пальцах. |
Доли. Получение и обозначение долей. |
Из истории долей. |
Время и его измерение: год, месяц, неделя. |
Измерение времени у древних народов. |
Класс единиц, класс тысяч. |
О бесконечности ряда натуральных чисел. Что такое квадриллион? |
Площадь фигуры. |
Меры площади на Руси. |
4 класс |
|
Тонна, центнер. |
Из истории мер массы. Система мер массы в России. |
Многозначные числа. Нумерация. |
Абак. Счет на пальцах. |
Деление многозначных чисел. |
Из истории деления. |
Практический опыт ряда учителей показывает, что введение элементов истории в доступной для детей форме положительно сказывается на развитии познавательного интереса, на развитии интереса к математике, к чтению дополнительной литературы.
Так, например, работа над разделом «Меры длины» сводится обычно к выполнению тренировочных упражнений по выражению более крупных мер мелкими и наоборот. Но значительно интереснее проходят уроки, которые содержат небольшие экскурсы из истории математики.
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русских, убедительно раскрывают связь математики с жизнью, показывают, что единицы измерения люди не придумывали, а принимали вначале в качестве мер части своего тела, которые постепенно превращались в общепринятые образцы.
Фрагмент урока по теме «Меры длины».
Перед вами три отрезка ленты: красная, синяя и зеленая. Как узнать, одинакова ли их длина? Какие меры длины вы знаете? Всегда ли существовали эти единицы измерения длины?
Сегодня мы узнаем о том, как появились меры длины.
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений. Даже первобытный человек прибегал к измерениям в ходе строения своего жилища.
Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаг. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от кончиков пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь – на четыре пальца. (Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает это проделать двум-трем ученикам. Количество локтей (мер) получается разное).
Почему получилось различное количество локтей?
Полный оборот ткани вокруг локтя иногда называли двойным локтем. Чтобы измерения получались более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь и палец. Теперь уже не важно, какой длины рука у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т.е. условной палочкой, длиной в один локоть. Им пользовались при строительстве сооружений и проведении других работ. Образец же «священного локтя» хранился жрецами в храме.
В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (в переводе с голландского означает большой палец), равный длине трем ячменным зернам, вытянутым из средней части колоса и приставленным друг к другу концами, и фут (от английского слова нога).
Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами или тростями. Иногда использовалась и двойная трость, равная четырем шагам. Еще до нашей эры в Римском государстве. А впоследствии в Италии, в странах Азии и Африки для измерения больших расстояний использовали тысячу тростей, откуда и произошла новая мера – миля ( от латинского слова тысяча). Большие расстояния измерялись также переходами, привалами, днями. Например, говорили, что расстояние от одного города до другого три дня пути.
Беседа о том, какими мерами пользовались в России, проводится на следующих занятиях.
Сегодня мы узнаем о мерах длины, которые применялись на Руси. Самыми древними из них были локоть и сажень. О локте мы говорили на предыдущем занятии. Сажень же различали косую и маховую. Маховая сажень – расстояние между раскинутыми в стороны руками, косая – от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Иногда о человеке говорят: «В плечах – косая сажень». В каких случая употребляют это выражение?
Для измерения больших расстояний применялась верста, равная 500 саженям.
В XVII веке в результате развития торговли с восточными народами вошла в употребление мера аршин (от персидского арш – локоть). Он равен 71 см 12 мм. Пришел он на Русь вместе с купцами из далеких стран.
Купцы привозили невиданные ткани: тончайшие китайские шелка, сделанную из настоящих золотых и серебряных нитей тяжелую индийскую парчу, бархат. Купцы ими торговали и их приходилось отмерять. Как же это делалось? В наших магазинах пользуются деревянными метрами. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинам.
Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у нее существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они были, длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же кусок, а аршинов больше.
Но однажды этому пришел конец. Продавать «на свой аршин» властям было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только казенный аршин.
Казенный аршин – линейку, длиной в чью-то руку, - изготовили в Москве, потом с него сделали копии и разослали во все концы России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковали железом и пометили печатью.
Десятки лет уже не измеряют аршинами, но слово это не забыто. До сих пор о проницательном человеке говорят: «видит на три аршина под землю». А о человеке, который судит обо всем только по себе, говорят «меряет на свой аршин».
Таким образом, включение историко-познавательных сведений в образовательное пространство младшего школьника решает следующие задачи:
Установление диалектической взаимосвязи между историей страны, края, человечества и историей развития математики;
Раскрытие причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса;
Углубление, расширение, конкретизация, повторение и закрепление знаний по предмету;
Активизация познавательной деятельности учащихся, установление взаимосвязи между учебной и внеучебной работой учащихся и приобщение их к самостоятельному добыванию знаний.
Использование на уроках математики историко-познавательных сведений способствует формированию у учащихся общекультурной компетенции.
Литература.
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. – С-Пб, 2004.
2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA –2000. – М., 2005.
3. Лицейское образование: опыт, проблемы, перспективы // Под ред. О.Б. Репиной. – М., 2007.
4. Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.
7. В.Ф.Ефимов. Использование исторических сведений на уроках математики // Начальная школа, 2004, № 6.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прошина Валентина Витальевна
→ ботаниччка 17.10.2012 0 1849 588 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.