Из опыта работы по развитию мотивации достижения успеха
Карлина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 37 г.Краснодара
Из опыта работы по развитию мотивации
достижения успеха
По словам А.Барбюса, «личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя, напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования». Ребенок, обучаясь в школе, может стать успешным только тогда, когда он принят в коллективе, получает положительные эмоции от общения с одноклассниками.
Целью воспитательной работы в 6-м классе я ставила создание благоприятного психологического климата в коллективе и развитие навыков коллективной творческой деятельности. В начале учебного года в классе обсуждался список мероприятий, которые можно было бы провести в течение года. Оказалось, что ребят интересуют такие дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Еще мы пришли к выводу, что конкурсы, проводимые между классами, помогают коллективу сплотиться, в отличие от тех, что проводятся между командами внутри класса. В этом случае соревновательный элемент только разъединяет ребят, они начинают ссориться.
В 6-м классе у детей уже достаточно развиты творческие способности, ответственность, они активны, с удовольствием участвуют в разных мероприятиях, многое умеют делать сами. Классному руководителю важно помочь в организации какого-либо дела, часто достаточно всего лишь направить, подсказать, правильно распределить обязанности, так как зачастую даже у самых активных ребят не хватает терпения довести начатое до конца.
Классные и школьные мероприятия должны быть разнообразными, интересными и развивающими, тогда ребята не только будут получать положительные эмоции от участия в них, но и научатся новым видам деятельности, приобретут бесценные навыки работы в группах. Я старалась сделать так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя там, где он будет успешным, помочь раскрыться способностям. Столкнулась с тем, что когда в классе объявляется подготовка к какому-то конкурсу («Мисс Осень», «А ну-ка, девочки!», «Рыцарский турнир» и т.д.), то готовиться начинают только те, кто в нем участвует. Тогда я начала объяснять остальным детям, что мы без их участия тоже не справимся. Ведь команда представляет класс, а значит, ценными могут быть любые идеи и предложения.
Это было нашим достижением! Так девочки с удовольствием взялись помогать мальчикам: рисовали эмблемы, придумывали костюмы, репетировали с ними песню, учили заплетать косички. А мальчики подавали идеи, помогали в оформлении газет.
В 6-м классе я проводила тренинги общения, на которых ребята учились взаимодействовать друг с другом, не бояться откровенно рассказывать о себе, своих чувствах, понимать и принимать чувства другого человека. Последнее оказалось самым сложным, и над развитием эмпатии работать предстоит еще долго. Самое главное, чтобы ребята поняли, что каждый человек индивидуален и имеет свой взгляд на мир. Поэтому никто не имеет права вторгаться во внутренний мир другого человека, навязывать свою точку зрения и правила поведения.
В этом плане у нас интересным получился классный час «Мои права и права других людей, мои обязанности». С удивлением ребята обнаружили, что часто, сами того не замечая, они нарушают права других людей (берут чужие вещи, мешают вести урок, обижают одноклассников). Примеров набралось много. А потом я предложила подумать над тем, как сделать, чтобы ничьи (в т.ч. и твои) права не нарушались (обсуждали в группах).
В нашем классе прижилась хорошая традиция отмечать Дни рождения ребят. Мы отказались от Дней именинника , так как очень важно получить поздравления в тот день, когда ты родился. Это теплые слова, пожелания, открытки и небольшой сувенир. И в 7-м классе ребята решили, что также будут приносить угощение в свой День рождения. Я уже не переживаю, что кто-то останется без поздравлений. Всегда бывает много желающих сделать комплимент имениннику, сказать в его адрес что-то хорошее. Ребята уже поняли, что если ты от души желаешь кому-то добра, то тебе отплатят тем же.
Новым для нас видом деятельности оказалась работа с портфолио учащихся. Поначалу шестиклассники восприняли эту затею без особого энтузиазма. Они не видели в этом смысла. Я тоже не была уверена, что заполнение индивидуальных карт достижений будет способствовать активности учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Но уже подведение итогов 1 четверти показало, что идея «начинает работать». Портфолио помогает каждому оценить степень своего участия в жизни класса, дает возможность научиться ставить перед собой реальные и вполне достижимые цели, выработать самокритичное отношение к себе. Ребята радовались, когда видели, как много они сделали, в скольких мероприятиях участвовали. Конечно, нашлись и такие, у кого все колонки оказались почти пустыми. Я думаю, что в дальнейшем эти ребята тоже будут стараться проявить себя. Очень важна такая форма работы и для детей с низкой самооценкой, потому что они начинают верить в собственные силы.
Особая графа – «Мои задачи» - оказалась самой сложной для заполнения. Не все дети смогли сразу понять, над чем им надо работать. В основном записи касались исправления оценок. Это вполне объяснимо, т.к. самооценка ребят в этом возрасте во многом определяется успешностью в учебе. Я думаю, что по мере развития навыков рефлексии, они научатся видеть те качества, черты характера, которые им захочется выработать у себя или от которых захочется избавиться.
Благодаря портфолио, активу класса было легко подвести итоги деятельности каждого в конце года, а мне – сделать педагогические выводы для себя и определиться с рекомендациями для ребят. Кроме того, мы использовали прошлогодние карты для составления плана работы на этот учебный год.
Портфолио достижений
учении__ _________класса МБОУ СОШ № __
_______________________________________________________________
Результаты аттестации по четвертям
Предмет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мои достижения
участие |
Предметные мероприятия |
Классные мероприятия |
Школьные мероприятия |
Занятия вне школы |
1 четверть |
|
|
|
|
2 четверть |
|
|
|
|
3 четверть |
|
|
|
|
4 четверть |
|
|
|
|
Мои награды
1 четверть |
|
2 четверть |
|
3 четверть |
|
4 четверть |
|
Итоги года |
|
Мои задачи
|
Надо исправить |
Отметка о выполнении |
Буду добиваться |
Смог сделать |
1 четверть |
|
|
|
|
2 четверть |
|
|
|
|
3 четверть |
|
|
|
|
4 четверть |
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карлина Ирина Владимировна
→ Irina__Vladimirovna 20.10.2012 0 5431 1293 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.