Плотникова
Анна Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
I
категория.
МБОУ
«Средняя
общеобразовательная школа
№35»,
Свердловская
область, г. Каменск-Уральский.
Тезисы
«Проблема
нравственного воспитания подростков
как одна из проблем классного руководства».
-Проблема
воспитания – одна из самых острых
и актуальных не только в
педагогическом, но и социальном
плане. Нравственное воспитание подростков
является важнейшей целью общества.
Ошибки в нравственном воспитании
наносят обществу невосполнимый
урон и носят необратимый характер.
По сложившейся традиции в нашем обществе
главную роль в плане нравственного
воспитания по-прежнему отводят школе
и классному руководителю.
-
Нравственность – сложное и многогранное
понятие. Моральные нормы не имеют
обязательного характера, их
соблюдение зависит от самой личности.
Нарушители моральных норм в лучшем
случае осуждаются обществом;
а в худшем – равнодушно игнорируются
этим обществом. Таким образом,
соблюдение моральных норм и правил
базируется не на принуждении, а главным
образом на сознательности самой
личности, на понимание ею
этих норм и правил и
необходимости их соблюдения.
−Процесс
воспитания осуществляется в
различных формах при
помощи разнообразных методов, приемов
и воспитательных средств.
Формы воспитания классифицируют
в зависимости от количества
воспитанников: охвачен весь класс,
небольшие группы или отдельные ученики
(фронтальная, групповая,
индивидуальная работа).
Основные приемы нравственного
воспитания – убеждение
и упражнение.
-
Основные формы и методы нравственного
убеждения
школьников, которые выделяет педагогическая
наука: классный час, беседа, читательская
конференция, диспут,
метод
коррекции поведения.
-Выделяют
типа упражнений:
организация нравственного
опыта воспитанников путём
вовлечения их в разнообразную
деятельность и специальные
упражнения для детей (воспитание
в труде, метод
игровых ситуаций, методы стимулирования,
методы воспитывающих ситуаций,
методы дилемм).
-
Мы проанализировали методы
формирования нравственного
поведения школьников. В
реальных условиях педагогического
процесса методы воспитания
выступают в сложном и
противоречивом единстве. Решающее
значение имеет не логика отдельных
«уединенных» средств, а
гармонично организованная
их система.
-
Система мероприятий по нравственному
воспитанию разрабатывалась с учетом
особенностей 7 «Б» класса Средней
общеобразовательной школы №35 (2011-2012
учебный год): недостаточная степень
сплоченности коллектива, неустойчивость
и несформированность нравственных
позиций, низкий уровень культуры общения
и культуры взаимоотношений. Эти
особенности были выявлены в результате
анкетирования, проведенного в начале
учебного года.
-
Классный
час
остается самой распространенной и
привычной в современной школе формой
убеждения.
В связи с этим была разработана серия
классных часов по теме «Нравственность»
(«Добрые слова», «Этикет», «Как избежать
конфликтов?», «Добро должно быть с
кулаками?», «Что такое милосердие»,
«Толерантность»). Данные классные часы
проводились в открытой форме для классных
руководителей школ города.
-
Еще одной формой убеждения,
принесшей ощутимый результат, была
читательская
конференция по
повести Е. Мурашовой «Класс коррекции».
В рамках конференции обсуждались
нравственные проблемы, поднимаемые
автором.
- Новой
формой убеждения
для моего опыта классного руководителя
стал диспут
«Что значит быть порядочным
человеком?».
Финал диспута остался открытым. На
уроках литературы мы вновь обращаемся
к этому вопросу, так как поставить точку
здесь достаточно сложно.
-
Различные типы упражнений,
направленных на воспитание нравственности,
позволяет применить и реализовать
социально-педагогический проект «Формула
смелости – 2013», участником которой стал
в этом учебном году 8 «Б». Кроме того,
этот проект способствует постоянному
взаимодействию с родителями, ставшими
равноправными участниками данной игры.
-
Результатом такого системного подхода
к воспитанию нравственности стало
повышение культуры межличностных
отношений внутри класса, полное отсутствие
конфликтных ситуаций с педагогами и
сотрудниками школы, увеличение степени
сплоченности коллектива; формирование
умения различать понятия
нравственность/безнравственность.
Администрация школы отмечает положительную
динамику в развитии отношений между
родительским коллективом и учителями,
между учащимися класса.
Список
использованных ресурсов:
http://pedsovet.su/load/321-1-0-34463