Туристический поход как средство формирования личности и повышения статуса образовательного учреждения


Фалькенберг Ольга Ананьевна, учитель

МОУ СОО «Москаленский лицей»

Москаленского МО

Туристический поход как средство формирования личности и повышения статуса образовательного учреждения

Современная модель образования на период до 2020 года предусматривает изменение социального статуса образовательных учреждений в сторону повышения их привлекательности для родителей, которые приводят туда своих детей для получения образовании, и для инвесторов, которые вкладывают средства в развитие образовательных учреждений. На какой школе остановит свой выбор родитель, когда его ребёнок станет первоклассником? Безусловно, на той, где его ребёнку будет интересно, где максимально раскроются его таланты и разовьются способности, где воспитывают не нудными нотациями и нравоучительными беседами, а живым делом, в котором ребёнок принимает непосредственное участие. Можем ли привлечь в наше образовательное учреждение детей и их родителей мы, рядовые учителя, ведь в нашем арсенале нет никаких материальных возможностей? Безусловно можем. В нашем арсенале знания возрастной психологии, педагогики, любовь к детям, и наконец, огромное желание отдать им всё, что позволяет наш творческий потенциал.

Ни для кого не секрет, что ведущим мотивом подростков 13 – 17 лет является общение. И часто детей в школе привлекает больше общение со сверстниками, чем учебно-воспитательный процесс. Для учителя наоборот, ценен образовательный процесс, а общение школьников иногда ему даже мешает. А нельзя ли изменить ситуацию?

Не секрет, что не урок, а именно внеклассная форма организации деятельности учащихся даёт наибольшую результативность в формировании личности ребёнка. Не заорганизованные мероприятия, не нудные нравоучения и беседы на тему «как надо правильно жить», а дело, в котором каждому найдутся и место, и работа, и признание; где каждый ощущает себя нужным коллективу. Таким делом, на наш взгляд, является дальний туристический поход.

Туристический поход – уникальное средство обучения, развития и воспитания подрастающего поколения и вносит неоценимый вклад в формирование личности человека. Многие думают: «Чему можно научить в походе, если это – форма активного отдыха?» Многие, но не ребята нашего лицея.

Уже в 5, 6 классах ребята учатся обслуживать себя в походных условиях: варить еду, ставить палатки, заготавливать дрова, подолгу идти с тяжёлым рюкзаком… Но главной задачей педагога в этот период - «зацепить на крючок », т.е. сформировать мотивацию на походную жизнь. И это, надо сказать, не так уж трудно – романтики в походе хватает.

Позднее, в 7, 8 классах педагог организует конкуренцию, конкурсный отбор в группу, которая пойдёт в очередной поход, а если поход ещё дальний и многодневный, то есть ради чего постараться. Причём успеваемость здесь не на первом месте, хотя и имеет значение. Гораздо больше ценятся «человеческие качества», такие как: ответственность за порученное дело, добросовестность, сила воли, надёжность, толерантность, доброта, готовность взять на себя более трудную работу, груз товарища.

Перечислим, какие задачи ставит педагог, организуя туристический поход:

В области обучения:

  • Обучение основам техники горного туризма;

  • Приёмам техники безопасности жизнедеятельности;

  • Выживанию в походных условиях;

  • Расширение и углубление знаний по географии, биологии, экологии, химии;

  • Навыкам исследовательской деятельности.

В области развития:

  • Формирование творческой, познавательной и созидательной активности;

  • Формирование толерантности и способности бесконфликтного существования в коллективе;

  • Формирование навыков организации и участия в коллективной деятельности, объективной оценки своего вклада в общий результат;

  • Физическое развитие и укрепление здоровья;

В области воспитания:

  • Патриотизма и чувства гордости за свою Родину;

  • Экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по её изучению, охране и воспроизведению;

  • Культуры труда и общения, чувства ответственности за порученное дело;

  • Чувства милосердия и сострадания, оказание помощи и поддержки слабым;

  • Самообладания и силы воли, умения преодолевать трудности;

  • Чувства прекрасного, умения видеть красоту окружающего мира;

  • Потребности в здоровом образе жизни;

  • Коррекция отклоняющегося поведения.

«У похода есть начало, а конца походу нет…» Эти слова из туристской песни говорят о том, что поход не ограничивается летними месяцами, вся наша жизнь – поход.

Этапы организации туристического похода:

  1. Подготовительный (октябрь - март):

  • овладение тур. техникой,

  • физические тренировки,

  • подготовка личного снаряжения,

  • проявление личностных качеств в учебном процессе, общественной жизни класса и школы, позволяющих «заслужить» участие в походе.

2. Организационный (апрель - июнь):

  • утверждение маршрута похода,

  • финансовое обоснование поиск денежных средств,

  • формирование группы,

  • оформление проездных и иных документов,

  • сбор снаряжения,

  • распределение поручений в походе и по его подготовке.

3. Туристический поход (июль или август)

4. Подведение итогов похода (сентябрь):

  • анализ результативности и оценка деятельности участников похода,

  • просветительская работа (рассказ о походе ребятам из других классов, родителям, публикация статьи о походе в районной газете),

  • оформление исследования и отчёта о походе,

  • Изготовление слайд-фильма для лицейского кабельного телевидения.

Именно просветительская работа, информация о результатах похода работает на создание положительного имиджа лицея в посёлке. Результатом многолетней работы является признание успешности Москаленского лицея в этом направлении не только на муниципальном, но и региональном уровне:

  • 2006 год – поход на озеро Шавло в горах Алтая занял 2е место в областном конкурсе на лучшее туристическое путешествие в номинации «Многодневные, степенные походы» (областная станция туристов);

  • 2007 год – поход на Урал и 1 место в том же конкурсе;

  • 2008 год – по тому же маршруту прошёл другой класс (учитель Михайлова Галина Ивановна), в областном конкурсе занял 2 место;

  • 2007 и 2008годы – Попова Ольга – лауреат региональной научно-практической конференции учащихся «Поиск» - результат исследовательской работы в походе;

  • 2009 год – поход на Байкал и Хамар-Дабан (администрация района берёт на себя оплату проезда группы по железной дороге, а это 60% затрат на поход);

  • Число двоечников в классе, где апробировалась такая система работы с учащимися снизилось с 8 до 1 человека;

  • За 4 года в классе – ни одного правонарушения.


Контактный телефон: 8 381 742 24 31 или 8 960 997 3680


Полный текст материала Туристический поход как средство формирования личности и повышения статуса образовательного учреждения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фалькенберг Ольга Ананьевна  spec
16.12.2009 0 4701 642

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК