Туристический поход как средство формирования личности и повышения статуса образовательного учреждения
Фалькенберг Ольга Ананьевна, учитель
МОУ СОО «Москаленский лицей»
Москаленского МО
Туристический поход как средство формирования личности и повышения статуса образовательного учреждения
Современная модель образования на период до 2020 года предусматривает изменение социального статуса образовательных учреждений в сторону повышения их привлекательности для родителей, которые приводят туда своих детей для получения образовании, и для инвесторов, которые вкладывают средства в развитие образовательных учреждений. На какой школе остановит свой выбор родитель, когда его ребёнок станет первоклассником? Безусловно, на той, где его ребёнку будет интересно, где максимально раскроются его таланты и разовьются способности, где воспитывают не нудными нотациями и нравоучительными беседами, а живым делом, в котором ребёнок принимает непосредственное участие. Можем ли привлечь в наше образовательное учреждение детей и их родителей мы, рядовые учителя, ведь в нашем арсенале нет никаких материальных возможностей? Безусловно можем. В нашем арсенале знания возрастной психологии, педагогики, любовь к детям, и наконец, огромное желание отдать им всё, что позволяет наш творческий потенциал.
Ни для кого не секрет, что ведущим мотивом подростков 13 – 17 лет является общение. И часто детей в школе привлекает больше общение со сверстниками, чем учебно-воспитательный процесс. Для учителя наоборот, ценен образовательный процесс, а общение школьников иногда ему даже мешает. А нельзя ли изменить ситуацию?
Не секрет, что не урок, а именно внеклассная форма организации деятельности учащихся даёт наибольшую результативность в формировании личности ребёнка. Не заорганизованные мероприятия, не нудные нравоучения и беседы на тему «как надо правильно жить», а дело, в котором каждому найдутся и место, и работа, и признание; где каждый ощущает себя нужным коллективу. Таким делом, на наш взгляд, является дальний туристический поход.
Туристический поход – уникальное средство обучения, развития и воспитания подрастающего поколения и вносит неоценимый вклад в формирование личности человека. Многие думают: «Чему можно научить в походе, если это – форма активного отдыха?» Многие, но не ребята нашего лицея.
Уже в 5, 6 классах ребята учатся обслуживать себя в походных условиях: варить еду, ставить палатки, заготавливать дрова, подолгу идти с тяжёлым рюкзаком… Но главной задачей педагога в этот период - «зацепить на крючок », т.е. сформировать мотивацию на походную жизнь. И это, надо сказать, не так уж трудно – романтики в походе хватает.
Позднее, в 7, 8 классах педагог организует конкуренцию, конкурсный отбор в группу, которая пойдёт в очередной поход, а если поход ещё дальний и многодневный, то есть ради чего постараться. Причём успеваемость здесь не на первом месте, хотя и имеет значение. Гораздо больше ценятся «человеческие качества», такие как: ответственность за порученное дело, добросовестность, сила воли, надёжность, толерантность, доброта, готовность взять на себя более трудную работу, груз товарища.
Перечислим, какие задачи ставит педагог, организуя туристический поход:
В области обучения:
Обучение основам техники горного туризма;
Приёмам техники безопасности жизнедеятельности;
Выживанию в походных условиях;
Расширение и углубление знаний по географии, биологии, экологии, химии;
Навыкам исследовательской деятельности.
В области развития:
Формирование творческой, познавательной и созидательной активности;
Формирование толерантности и способности бесконфликтного существования в коллективе;
Формирование навыков организации и участия в коллективной деятельности, объективной оценки своего вклада в общий результат;
Физическое развитие и укрепление здоровья;
В области воспитания:
Патриотизма и чувства гордости за свою Родину;
Экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по её изучению, охране и воспроизведению;
Культуры труда и общения, чувства ответственности за порученное дело;
Чувства милосердия и сострадания, оказание помощи и поддержки слабым;
Самообладания и силы воли, умения преодолевать трудности;
Чувства прекрасного, умения видеть красоту окружающего мира;
Потребности в здоровом образе жизни;
Коррекция отклоняющегося поведения.
«У похода есть начало, а конца походу нет…» Эти слова из туристской песни говорят о том, что поход не ограничивается летними месяцами, вся наша жизнь – поход.
Этапы организации туристического похода:
Подготовительный (октябрь - март):
овладение тур. техникой,
физические тренировки,
подготовка личного снаряжения,
проявление личностных качеств в учебном процессе, общественной жизни класса и школы, позволяющих «заслужить» участие в походе.
2. Организационный (апрель - июнь):
утверждение маршрута похода,
финансовое обоснование поиск денежных средств,
формирование группы,
оформление проездных и иных документов,
сбор снаряжения,
распределение поручений в походе и по его подготовке.
3. Туристический поход (июль или август)
4. Подведение итогов похода (сентябрь):
анализ результативности и оценка деятельности участников похода,
просветительская работа (рассказ о походе ребятам из других классов, родителям, публикация статьи о походе в районной газете),
оформление исследования и отчёта о походе,
Изготовление слайд-фильма для лицейского кабельного телевидения.
Именно просветительская работа, информация о результатах похода работает на создание положительного имиджа лицея в посёлке. Результатом многолетней работы является признание успешности Москаленского лицея в этом направлении не только на муниципальном, но и региональном уровне:
2006 год – поход на озеро Шавло в горах Алтая занял 2е место в областном конкурсе на лучшее туристическое путешествие в номинации «Многодневные, степенные походы» (областная станция туристов);
2007 год – поход на Урал и 1 место в том же конкурсе;
2008 год – по тому же маршруту прошёл другой класс (учитель Михайлова Галина Ивановна), в областном конкурсе занял 2 место;
2007 и 2008годы – Попова Ольга – лауреат региональной научно-практической конференции учащихся «Поиск» - результат исследовательской работы в походе;
2009 год – поход на Байкал и Хамар-Дабан (администрация района берёт на себя оплату проезда группы по железной дороге, а это 60% затрат на поход);
Число двоечников в классе, где апробировалась такая система работы с учащимися снизилось с 8 до 1 человека;
За 4 года в классе – ни одного правонарушения.
Контактный телефон: 8 381 742 24 31 или 8 960 997 3680
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фалькенберг Ольга Ананьевна
→ spec 16.12.2009 0 4701 642 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.