Программа деятельности классного руководителя "Старшеклассники XXI века"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Лутна
Клетнянского муниципального района Брянской области
СОГЛАСОВАНО:
зам.дир по воспитательной работе
_____________ /Бибикова О. А./
«____»__________2013г.
Программа деятельности
классного
руководителя
на 2013-2015 уч. годы.
Разработала:
классный руководитель Гапонова Лариса Викторовна
2013 г.
Программа деятельности классного руководителя
«Старшеклассник XXI века»
Цель Программы:
создание в классном коллективе условий для развитие личности учащегося, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме. создание условий для воспитания здорового образа жизни.
Задачи Программы:
- ориентировать старшеклассников на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах,
- научить старшеклассников уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей
- помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений и достижений
- развивать коммуникативную культуру старших школьников
- совершенствовать систему самоуправления классного коллектива
- активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками,
- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе
Для решения поставленных задач в программе предусмотрена работа по 7 основным направлениям: «Нравственность», «Патриотизм. Гражданственность», «Интеллект», «Здоровье», «Досуг», «Семья», «Профориентация».
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
- Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.
- Формирование у детей установки на ЗОЖ.
- Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.
- Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
Срок реализации Программы: 2013 – 2015 гг.
I.Пояснительная записка Программа деятельности классного руководителя
«Старшеклассник XXI века»
В последние годы в связи с процессом гуманизации сферы образования уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы подросткам найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни.
Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка.
Последние школьные годы (10 и 11 классы) – самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой.
Сегодня в нашем обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, фактов. Очень важно, чтобы ценностные ориентиры у старшеклассников были направлены на добро, сострадание, милосердие, патриотизм, любовь, для того чтобы у них была развита способность принятия обдуманного решения.
II.Основополагающими принципами Программы являются:
Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной и нужной.
Дифференцированный подход к воспитанию детей – это отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с условиями социума и школы, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Природосообразность воспитания, учет половозрастных особенностей детей, динамики их возрастного развития.
Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки.
Социализация, предусматривающая непрерывность и открытость освоения подростком социального опыта, определение своего места социальной среде.
"Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке".
Ведь итог работы каждого учителя - это успешность его учеников!
Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов:
Конвенция ООН «О правах ребенка»
Конституция Российской Федерации (статья 30, статья 13)
Федеральный закон «Об образовании» (статья 1, статья 35, статья 50)
Федеральный закон №124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Устав МБОУ СОШ с. Лутна Клетнянского района Брянской области.
III.Структура программы
Программа воспитательной работы «Старшеклассник» включает в себя 7 разделов, соответствующих основным направлениям воспитательной работы школы: «Нравственность», «Патриотизм. Гражданственность», «Интеллект», «Здоровье», «Досуг», «Семья», «Профориентация».
№ |
Направление |
Цель работы классного руководителя
|
Задачи |
1 |
Нравственность |
Помочь обучающимся осознать нравственные нормы и правила
|
Формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающим людям. Формировать у обучающихся осознание ценности человеческой жизни.
|
2 |
Патриотизм Гражданственность |
Формировать у обучающихся соответствующие знания о праве, об отношениях между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
|
Формировать у обучающихся правовую культуру, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом. Формировать гуманистическое мировоззрение, осознание своих прав и прав других людей.
|
3 |
Интеллект |
Оказывать помощь обучающимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде |
Определить круг реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития. Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
|
4 |
Здоровье |
Использовать педагогические технологии и методические приемы для демонстрации обучающимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения
|
Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации. Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования общественного здоровья.
|
5 |
Досуг |
Создавать условия для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развивать интерес к внеклассной деятельности |
Создать условия для равного проявления обучающимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности. Использовать нестандартные творческие формы внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся. Изучать индивидуальные интересы и потребности обучающихся во внеурочной деятельности. Консультировать обучающихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ. Постоянно демонстрировать достижения, результаты, способности обучающихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам. Развивать способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
|
6 |
Семья |
Максимально сближать интересы родителей и педагогов по формированию развитой личности |
Организовывать совместное проведение досуга детей и родителей. Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. Создавать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей. Организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, использовать активные формы просветительской деятельности. Создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе «учитель – ученик – родители»
|
7 |
Профориентация
|
Помочь обучающимся в выборе своей будущей профессии.
|
Выявить склонности обучающихся к какому-либо роду деятельности. Создать условия для благоприятного выбора профессии.
|
IV.Деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы со старшеклассниками
В работе со старшеклассниками необходимо соединять чувство и волю, давая, таким образом, новый стимул к развитию и совершенствованию интеллектуальных и нравственных качеств личности старших подростков.
Первостепенной задачей классного руководителя является учет возрастных особенностей учащихся и целенаправленное следование их развитию в организации воспитательной работы.
Решая задачи воспитания учащихся 10—11-х классов, необходимо:
- воспитать культуру здоровья, труда, знаний, семьи;
- воспитывать нравственную гражданскую позицию;
- преодолевать нравственный максимализм;
- создавать условия для социального и нравственного самоопределения;
- создавать условия для будущего профессионального самоопределения.
4.1.Развитие ученического самоуправления в коллективе старшеклассников
Ученическое самоуправление – понятие родовое по отношению к другим формам организации жизнедеятельности учащихся. Все эти виды можно классифицировать по тому, кто является субъектом. Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно – значимых целей.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленных проблем.
Роль классного руководителя в программе ученического самоуправления определяется поиском гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной с учащимися деятельности.
Важной формой работы классного руководителя с детьми является классное собрание, где дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Классное собрание – это высший орган самоуправления в ученическом коллективе. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
4.2.Работа классного руководителя с «трудными» детьми
«Трудные» дети - это не только те, что живут в семье, находящейся в социально – опасном положении, но и дети, живущие в благополучных семьях, имеющие неадекватное, девиантное поведение. Причины тому могут быть самые разнообразные. Но классный руководитель принимает их такими, какие они есть, пытаясь помочь и понять.
Проблема перевоспитания "трудных" школьников актуализируется с каждым днём. Для правильной организации перевоспитания необходимо учитывать фактор среды, а также факторы воспитания, самовоспитания и перевоспитания во взаимодействии. Чтобы добиться воздействия, следует понять цель каждого фактора, Цель воспитания - всестороннее развитие личности; Цель перевоспитания-коррекции отклонений от нормы; Цель самовоспитания - привитие желания сегодня стать лучше, чем вчера, а завтра, лучше, чем сегодня. О результате прекрасно сказал А.С. Макаренко: "На войне можно победить за несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя, но самому существу дела тут нужен срок более длинный, и надо к этому сроку приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее упорство, настойчивость и систематичность".
Чтобы помочь «трудному» ребенку, необходимо мобилизовать силы всего социума, педагогов, администрации.
Для этого необходимо:
- изучить интересы и склонности, способности ученика, возможные включения его во внеурочную кружковую, общественно-полезную деятельность;
- установить входит ли "трудный" в другие группы, компании и объединения, направленность этих групп, характер их влияния на ученика;
- изучить положение ребёнка в семье: тип семьи и трудновоспитуемого ребёнка, характер взаимоотношений, влияние семьи, пути оптимизации этого пути;
- изучение валеологического здоровья детей и подростков с помощью карты-схемы/
- вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;
- организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
- установить и поддерживать доброжелательные систематические отношения и контакты с родителями проблемных детей. Оказывать им помощь в воспитании детей;
- привлекать проблемных детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи и достижения в ней;
- развивать читательские интересы и вкусы, организовать посещение библиотек;
- организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени;
- проводить работу по правовому воспитанию10 -11классы - уроки географии, литературы, истории, классные часы/;
- оказывать помощь в организации летнего отдыха.
4.3.Профориентация будущих выпускников
В содержании работы классного руководителя 10-11-х классов по проблемам профессиональной ориентации включено следующее.
- Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка», «Как избежать безработицы» и др.
- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.
- Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведения.
- Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.
- Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.
- Рекомендации школьникам 10 -11 классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.
- Доклады на родительских собраниях на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии». Конференция на тему: «Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание».
Возрастные особенности выпускников школы и социальная ситуация требуют от педагогов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.
Большую помощь старшеклассникам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии оказывает классный руководитель совместно с психологом школы.
4.4.Классный руководитель и семьи учащихся
Программа взаимодействия классного руководителя с родителями
Цель программы:
-создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи6
- научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;
- совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
-обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Направления и формы взаимодействия семьи и класса.
Изучение условий семейного воспитания.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
Тсихолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.
Наблюдение.
Индивидуальные беседы.
Тестирование.
Анкетирование.
Диагностика.
Реализация системы взаимодействия семьи и школы.
Содержание.
Тематические собрания
Участие в работе общешкольного родительского собрания.
Консультативная работа.
Привлечение родителей для, совместной работы во внеурочное время.
Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.
Работа с семьями одаренных детей
Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек. |
В среднем и старшем звеньях - сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в
«г
саморазвитии.
Мониторинг реализации программы.
Мониторинг реализации программы включает в себя: выявление общего уровня самоактуализации участников образовательного взаимодействия с помощью анализа личностных достижений уч-ся, методики Андреева А.А. “Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью” и т.д.
Принципы взаимной деятельности:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Направлениями и формы работы с родителями
1.Изучение условий семейного воспитания. Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке. Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс'' творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2.Информирование родителей о содержании учебно - воспитательного процесса в классе Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей - проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
3.Психолого-педагогическое просвещение родителей
4.Взаимодействие с родительским комитетом. Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
5.Совместная деятельность родителей и учащихся. Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6.Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
7.Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации
Положение о родительском комитете 1. Общие положения
1 .Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.
2.Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один год.
3.В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
4.Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
6.0 своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
7.Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, школьных конференциях, встречах родительских коллективов классов со школьной администрацией.
*
2. Права родительского комитета класса
Родительский комитет класса имеет право:
активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
посещать вместе с классным руководителем учащимися на дому;
присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
принимать совместно с классным руководителем определенные мебры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
проводить беседы с проблемными учащимися;
поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка в семье;
привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
Литература:
1. Андреев А. А. - Методика для изучения удовлетворенности педагогов, учащихся и их родителей. Классный руководитель. 2000. № 2
2. Бахирева Т.А Система воспитательной работы
3. Воспитательная система школы. Классный руководитель. 2001. №3
4. Диагностика и анализ воспитательной работы \\ Классный руководитель. 2001. № 2
5. Иченская М. А. Из опыта работы классного руководителя в 10 -11 классах: взаимодействие с родительским коллективом, беседы, лекции. – Волгоград: Учитель, 2006
6. Максименко Н. А. Спутник классного руководителя 10 - 11 классы.- Волгоград: Учитель, 2006
7. Степанова Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2000
8. Яковенко О. В. Комплексно-целевая программа работы с “проблемными” детьми.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гапонова Лариса Викторовна
→ gaponowalarisa 10.11.2014 1 3410 395 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.