Руководство исследовательской деятельностью учащихся (на примере изучения истории Краснополянской хлопкопрядильной фабрики); 8-9 классы
Муниципальное образовательное учреждение
лицей города Лобня
Аргунова Наталия Владимировна
«Руководство исследовательской
деятельностью учащихся в лицее
(на примере изучения истории
Краснополянской хлопкопрядильной фабрики)»
Лобня-2010
Оглавление: |
|
1.Вступление. |
3 |
2.Актуальность и целесообразность выбранной темы. |
3 |
3. Воспитательное значение краеведения. |
4 |
4. Исследовательский метод в краеведении. |
5 |
5. Описание опыта исследовательской краеведческой работы. |
6 |
6. Заключение. |
9 |
Приложение. Классный час «Краснополянская хлопкопрядильная фабрика сквозь призму времени». |
10 |
1.Вступление.
Основными направлениями воспитательной работы, которыми я руководствуюсь при работе в лицее, являются:
Нравственное воспитание;
Патриотическое воспитание;
Эстетическое воспитание;
Духовное воспитание;
Интеллектуальное воспитание;
Трудовое воспитание;
Личностное воспитание.
2.Актуальность и целесообразность выбранной темы.
Исследовательская краеведческая работа учащихся затрагивает сразу несколько направлений воспитательной работы. В первую очередь – интеллектуальное и патриотическое. Как конечный результат – духовно-нравственное и эстетическое.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социальной личностно значимой деятельности во внеурочное время содействуют эффективному решению воспитательных задач. При этом важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми – от привития им любви к малой Родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.
3. Воспитательное значение краеведения.
Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д.) С этой точки зрения "моральная отдача" краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика.
Чрезвычайно велико воспитательное начало краеведения как науки, требующей от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения.
Краеведение в руках творчески работающего воспитателя является одним из могучих средств вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную и общественно полезную деятельность. Оно имеет большое практическое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании.
Краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и наш город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались.
Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.
Занимаясь исследовательской краеведческой работой, учащиеся воспитывают в себе нравственность, уважение к окружающему миру, к прошлому, задумываются о будущем.
Образовательно-воспитательное значение краеведения, прежде всего, проявляется в активизации учебно-воспитательной работы. Активизация учебно-воспитательного процесса — это совершенствование организационных форм и методов учебно-воспитательной работы, направленной на усиление активной познавательной и практической деятельности учащихся.
Активизация познавательной деятельности направлена не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности учащихся.
4. Исследовательский метод в краеведении.
Исследовательский метод - высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Я, как руководитель исследовательской работы, преследую следующие цели:
исследование краеведческого объекта;
приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
использование собранных материалов в воспитательном процессе.
Исследовательская работа учащихся в области краеведения выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей деятельности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. Используя исследовательский метод в краеведении, ученики учатся раскрывать взаимосвязь общеисторического и местного материала. Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.
Исследовательская работа обогатила знания учащихся о родном крае, дала им возможность участвовать в оригинальном исследовании, приобщила их к поисковой работе.
Исследовательский метод в краеведении носит целенаправленный характер, пробуждает интерес к исследованиям, открытиям, создает творческий подъем, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.
5. Описание опыта исследовательской краеведческой работы.
Целью исследования было:
Познакомиться с историей родного края;
Найти материал о Краснополянской хлопкопрядильной фабрике;
Изучить её историю через судьбу династии Крестовниковых и узнать настоящее фабрики;
Познакомиться с сотрудниками предприятия и узнать об их работе;
Поделиться информацией с остальными учащимися класса;
Создать презентацию о фабрике.
Год назад нашему классу было поручено найти материал для лицейского Интернет-музея о Краснополянской хлопкопрядильной фабрике. Я не думала, что работа с этим материалом так увлечет ребят. Сначала мы искали материал о фабрике в книгах школьной и городской библиотек, в Интернете. Я поручила группе ребят найти этот материал. Дети находили информацию, перечитывали её, отмечали самое необходимое, а потом обменивались друг с другом. Были найдены и фотографии фабрики.
Мы обработали информацию и постепенно стали создавать презентацию для Интернет-музея.
В процессе работы дети обращались за помощью ко мне. Я помогала в выборе информации, координировала действия ребят, контролировала их работу.
Когда материал был изучен и переработан, мы захотели к истории добавить немного практики. Для этого вначале была организованна поездка на фабрику, и были сфотографированы её здания и окрестности. Мы созвонились с администрацией предприятия и познакомились со старейшим работником и ветераном фабрики, Раисой Егоровной Тарасовой. Она пригласила нас на открытие Доски Почёта фабрики, на которое мы отправились в канун Дня легкой промышленности, 10 июня 2009 года.
Теплым летним днём мы отправились на фабрику. Для ребят это было целым приключением. Сначала мы дожидались Раису Егоровну на контрольно-пропускном пункте фабрики, изучали стенды с уставом фабрики и читали стихотворения о лёгкой промышленности. После того, как нас провели на территорию фабрики, мы смогли познакомиться с внутренним двориком, полюбоваться клумбами и ухоженными деревьями. Чуть позже нас представили директору фабрики, Татьяне Николаевне Громовой и главному бухгалтеру. Вскоре площадь перед Доской Почёта заполнилась людьми.
Ребята присутствовали на митинге в честь открытия Доски Почёта. Впервые они увидели, как награждают лучших работников фабрики разных специальностей. Выступали директор и ещё несколько представителей администрации, Раиса Егоровна, награждённые прядильщицы.
Лицеисты всех сфотографировали и записали некоторую информацию в свои блокноты. Особенно они были горды тем, что их назвали «прессой» и «фотокорреспондентами».
Следующим этапом нашей исследовательской деятельности была подготовка к интервью с Раисой Егоровной Тарасовой. Для этого ребята записали свои вопросы к ветерану предприятия. В течение недели они добавлялись, изменялись, дописывались. Там, где это было необходимо, я оказывала ребятам помощь. И вот мы снова на фабрике – беседуем с Раисой Егоровной. Ребята задавали ей свои вопросы и записывали ответы в блокноты. Беседа была очень интересна, ведь Раиса Егоровна и её родственники проработали вместе на фабрике 300 лет! По окончании беседы Раиса Егоровна тоже расспросила ребят об их предпочтениях, будущей профессии. Она провела нас по территории фабрики. Мы сфотографировали Мемориальную доску Крестовниковых, корпуса фабрики, общежитие, сделали групповое фото.
Следующим этапом было создание презентации. Ребята также написали статьи в лицейскую и городскую газеты.
В процессе работы ребята так увлеклись, что продолжили летом искать материалы о фабрике. В результате в начале учебного года материалы о фабрике были дополнены материалами, связанными с династией Крестовниковых, основателей и владельцев фабрики. Изучив их вклад в становление фабрики, ребята узнали много нового об истории поселка Красная Поляна и деревне Катюшки, которые тесно связаны с родом Крестовниковых. Мы нашли много материалов, связанных с деятельностью Крестовниковых в нашем городе и области. Ребята нарисовали генеалогическое древо Крестовниковых, мы вместе нашли фотографии братьев, орудий труда и объектов того времени. Ученики узнали много интересного об истории русской промышленности XIX и начала XX века.
На основе полученных материалов при активной помощи и содействии ребят был подготовлен классный час и презентация о фабрике. На классный час была приглашена Раиса Егоровна Тарасова.
Ребятам очень понравился рассказ Раисы Егоровны, и ещё то, что им продемонстрировали все производственные материалы фабрики - от растения-хлопка до нитей. Ребята впервые в жизни могли потрогать своими руками и необработанный хлопок, и очищенный, и растянутый. После классного часа ребята долго беседовали с Раисой Егоровной.
На этом наша работа не оканчивается. Мы договорились ещё раз посетить фабрику и пройти с экскурсией по цехам. Это нужное и интересное исследование будет продолжено.
6. Заключение.
Наша исследовательская работа позволила лицеистам познакомиться с историей родного края на примере изучения истории Краснополянской хлопкопрядильной фабрики, проследить судьбу наших знаменитых земляков, Крестовниковых, и оценить их вклад в становление и развитие фабрики. Исследовательская работа развивает в девятиклассниках уважение к старшим поколениям, гордость за людей труда. Работа позволила познакомиться с интересными людьми, с различными рабочими специальностями, с технологическим процессом на фабрике.
Учащиеся прикоснулись к настоящей жизни фабрики, смогли проявить себя в качестве журналистов и фотокорреспондентов. А участие Раисы Егоровны в классном часе и интерес к её рассказу учащихся еще раз доказывает, что живой рассказ ничто не заменит.
В целом, работа позволила развить в лицеистах чувство уважения к родному краю, его прошлому и задуматься над настоящим и будущим родной земли.
В своей работе мы не ограничиваемся тематикой данного исследования. Мы регулярно проводим классные часы по краеведению «Победа под Москвой », в которых основной упор делается на подбор материала о боях, которые шли в окрестностях нашего родного города. Планируется классный час и об истории Лобни.
Приложение.
Классный час по теме:
«Краснополянская хлопкопрядильная фабрика
сквозь призму времени»
Цель: Пробудить интерес к изучению родного края, познакомить ребят с историей Краснополянской хлопкопрядильной фабрики.
Задачи:
1. Расширить знания учеников об истории родного края и нашего города.
2. Изучить историю фабрики через судьбу династии Крестовниковых.
3. Рассказать о нашей исследовательской работе.
4. Познакомить девятиклассников с интересными людьми.
Ход классного часа:
Учитель.
Среди озер и елок,
Под кронами берез
Фабричный наш поселок
Мужаясь, жил и рос.
Станки, знакомых лица,
За клубом — стадион…
Такому не забыться,
Ушедшему, как сон.
Это отрывок из поэмы Натальи Соколовой «Красная Поляна». Даже по этим двум четверостишиям видно, с какой любовью автор пишет о родном крае.
Очень важно знать историю своего края. А мы, порой, очень мало знаем о тех местах, где родились и живём. В этом нам помогает краеведение. Эта наука не только позволяет людям узнавать что-то новое о родных местах, но и гордиться своей малой родиной, родным краем, его историей. В этом мы убедились, подготавливая материал для лицейского Интернет-музея. Ещё мы познакомились с ветераном фабрики, замечательным человеком, добрым и отзывчивым, Тарасовой Раисой Егоровной. И сегодня она у нас в гостях.
Ученик.
В прошлом учебном году нам было поручено узнать побольше о Краснополянской хлопкопрядильной фабрике. Нас очень заинтересовала её история. Но, изучая историю фабрики, мы узнали много нового и интересного, и хотим поделиться этим с вами.
Ученик. Красная Поляна и Пучки.
История этих населенных пунктов тесно переплетается. В Писцовых книгах за XVII век говорится о пустошах Поляне (Полянке, Полянах, Полянской), о Пучковой пустоши и Пучковой деревне.
Деревня Поляна возникла в XVIII веке. В Отказной книге 1700 года говорится: «...да из того же села Нового Озерецкого после переписных книг переведены на пустошь, что ныне деревня, Поляну крестьяне (3 двора)». Таким образом, первыми жителями деревни Поляны были выходцы из села Мышецкого.
Недалеко от Поляны находится село Чашниково, принадлежавшее роду Нарышкиных, родственников Петра I. В селе есть церковь, и несколько деревень были приписаны к Чашниковскому приходу. Возможно, и Поляна была землей Нарышкиных. Ведь она связана с именем купцов Крестовниковых. А купец первой гильдии Кузьма Крестовников, занимал видное положение в московском торговом сословии и владел несколькими заводами. Он появился в 1813 году в Чашниковской общине, взял часть земли в аренду. Затем приобрел пустоши на окраине сельца Поляна, около реки Альбы, близко от Рогачевского тракта. Земли было 66 десятин. Он их взял под сенной покос, лес дровяной, пахоту, проселочные дороги и под строения.
Ученик. Как возникла фабрика.
Для начала купцы основали здесь раздаточную контору. Около 300 крестьян окрестных деревень у себя дома, на ручных ткацких станках, ткали ткань из английской пряжи. Позднее, на нынешней территории от клуба фабрики до ЛЭЗа, были построены несколько ткацких контор и светелок. В светелки приходили на работу оброчные крестьяне, вырабатывавшие сарпинку, кашемировые платки, люстрин, ластик. Так в сельце Поляна осуществлялся мануфактурный способ производства тканей. Однако такой ручной способ стал не удовлетворять Крестовниковых, поскольку он не мог конкурировать с западноевропейским машинным производством.
Поэтому в 1850 году купцы построили бумагопрядильную фабрику. С этого момента начинается бурное развитие сельца Поляны. Труд вольнонаемных рабочих был более производительным, чем труд крепостных крестьян. Но их нужно было закрепить постоянно на Поляне. Поэтому хозяева фабрики решают вложить некоторые средства в постройку жилья. В 1879 году была выстроена первая казарма. Маленькие каморки в казармах предназначались для двух семей (одна жила на одной стороне, другая семья — на другой). Такая скученность приводила к заболеваниям, освещение было керосиновым. При фабрике была больница на десять коек.
Школы в Поляне не было, и дети ходили учиться в деревню Пучки. В 1899 году в Пучковском земском училище преподавали учительница Краснопольская Варвара Васильевна и законоучитель дьякон Добров Николай Иванович. Занятия проводились в частных домах. Основными предметами были закон божий, история царского дома Романовых, русский язык и математика.
Крестовниковы построили баню, пекарню, часовню для отпевания усопших. Рабочие, проживавшие на фабрике, все продукты питания приобретали в хозяйской лавке в кредит. Каждый для этого имел заборную книжку.
Фабрика состояла из двухэтажного кирпичного корпуса с пыльным подвалом, и оснащена была оборудованием английских фирм Говард-Булло, Плат и Тейлор-Ланг и паровой машиной на 20 лошадиных сил. Мощность составляла 6000 веретен.
К концу XIX века в Поляне проживало 676 человек и 580 человек в Пучках.
В 80-х годах XIX века рабочие Полянской фабрики начали борьбу за улучшение условий труда. Рабочий день официально длился 10 часов. Прядильщики сами на себе носили пряжу, ровницу, ящики с третьего этажа на первый. Все побочные работы делали сами.
Ученик. История рода Крестовниковых.
Как уже было сказано, история фабрики неразрывно связана с семьёй Крестовниковых.
Род Крестовниковых является одним из самых старых. В писцовых книгах Костромской губернии еще во второй половине XVII века упоминается крестьянин под кличкой «Крестовник», каковая, видимо, произошла оттого, что он постоянно принимал участие в «крестных ходах». Его сыновья сохранили это прозвище, и только позднее появилась полная фамилия. Впоследствии часть семьи переселилась в Москву и другие города. Так, по преданию семьи Крестовниковых, во время осады Оренбурга Пугачевым, в 1773-1774 годах, поставщиком на гарнизон был Гаврило Крестовников.
В Москве Крестовниковы появляются в начале XIX века. По материалам для истории московского купечества, собранным Н. А. Найденовым, они состоят в московском купечестве с 1826 года, и перечислились из города Переславля-Залесского Владимирской губернии. Но, видимо, они были в Москве и ранее, так как в библиотеке Московского биржевого комитета сохранились письма одного из Крестовниковых, повествующего о своих приключениях в Москве, занятой французами в 1812 году, и о том, как он оттуда с трудом выбрался. Сохранились также и балансы их предприятий (от 1817 года), где они участвовали с какими-то другими компаньонами. Но с конца 20-х годов они начинают действовать самостоятельно.
У Константина Косьмича Крестовникова, умершего совсем молодым около 1830 года, было семь сыновей, из которых только у старшего, Александра Константиновича, и у Владимира Константиновича были дети. Остальные умерли бездетными. Все братья первоначально участвовали в общих торговых и промышленных делах, но главное руководство было в руках Александра Константиновича.
Ученик. Братья Крестовниковы.
Крестовников Александр Константинович (1825-1881) - предприниматель, общественный деятель
Мануфактур-советник, потомственный почётный гражданин, московский купец первой гильдии, гласный Московской городской думы (1863-1876)
Глава семейной фирмы "Бр. Крестовниковы и Ко", которой принадлежали бумаго-прядильная фабрика в селе Поляна Московского уезда, стеариновый завод в Казани, кожевенный завод в Казани, 26 торговых контор в Европейской России, Сибири, Средней Азии, а также комиссионерства за границей.
Крестовников Николай Константинович (1831-после 1903)- московской предприниматель.
Совладелец семейной фирмы "Бр. Крестовниковы и Ко".
Николай Константинович - автор "Семейной хроники Крестовниковых", изданной в 1903 году.
Крестовников Владимир Константинович (1833-1901) - предприниматель.
Мануфактур-советник, потомственный почётный гражданин, московский купец первой гильдии. Совладелец семейной фирмы "Бр. Крестовниковы и Ко".
Ученик. Григорий Александрович Крестовников.
В 1847 году Александр Константинович Крестовников женился на Софии Юрьевне Милиотти, и в 1855 году у нее родился сын Григорий.
Будущий председатель Московского биржевого комитета окончил Московский университет по естественному отделению физико-математического факультета и, совместно с профессором В. В. Мордвиновым, опубликовал ряд работ по органической химии в журнале Русского физико-химического общества, и в Берлинском химическом обществе. Проработав около года, после окончания университета, на Казанском заводе своей семьи, он поступил на службу в управление Московской-Купеческой, тогда еще частной, железной дороги.
В 1878 году Морозовы и Крестовниковы, совершая двухмесячную поездку по Западной Европе по случаю бракосочетания Григория Александровича и Юлии Тимофеевны, дочери Тимофея Саввича Морозова, посетили товарно-промышленную выставку в Париже.
В начале 90-х годов Григорий Александрович вернулся в товарищество братьев Крестовниковых, где занял место председателя правления. К этому времени братья его отца достигли уже старости и уходили на покой. Григорию Александровичу пришлось активнейшим образом взяться за руководство сложными и разносторонними делами их фирмы.
По инициативе Григория Александровича было создано товарищество Московского механического завода, первого в России (по времени) по изготовлению ткацких станков. Это свое начинание Григорий Александрович считал одним из самых важных из осуществленных им.
Примерно в это время начинается и его работа в биржевом комитете. В 1896 году, во время всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, отнесет трудную обязанность председателя комиссии экспертов; участвует активно в происходящем там торгово-промышленном съезде.
Г. А. Крестовников был, несомненно, одним из самых выдающихся общественно-промышленных деятелей, которых знала дореволюционная Россия, и это тем более примечательно, что его активная работа на командных постах продолжалась сравнительно недолго: около десяти лет (с 1906 по 1915 год); она сводилась всего к двум моментам: председательству в Московском биржевом комитете и участию в Государственном совете по выборам от торговли и промышленности.
Г. А. Крестовников отлично разбирался в вопросах общегосударственного значения; доказательством тому служат его речи в Государственном совете, где он был одним из ораторов, которых слушали, но в порядке организационном он отстаивал самостоятельность — можно бы сказать «самостийность» — биржевого комитета в Москве. Это ему Московская биржа обязана тем, что ее комитет до самых дней революции остался «сам по себе», — одной из самых влиятельных промышленных группировок в России.
Примерно с 1900 года Григорий Александрович состоял председателем совета Московского купеческого банка. Банковской организации тогда в России еще не было, а когда она возникла, она была в Петербурге. Купеческий банк был самым крупным финансовым учреждением, и остальные банки группировались вокруг него, образовав, не формально, как бы банковский комитет. Это придавало должности председателя Совета как бы общественный характер и было впоследствии важным дополнением к роли Григория Александровича - председателя биржевого комитета.
Григорий Александрович был одним из основателей и членом ЦК "Союза 17 октября". В 1910 получил дворянство и чин действительного статского советника. Похоронен на кладбище Покровского монастыря.
Ученик. Юлия Тимофеевна Крестовникова, урожденная Морозова (1858-1920).
Потомственная почетная гражданка. Дочь владельца и председателя Никольской мануфактуры, мануфактур-советника Тимофея Савича Морозова. Родилась в Москве. Образование получила в гимназии. Пайщица Товарищества Никольской мануфактуры. Крупная московская домовладелица. Благотворительница. Член Городского попечительства о бедных Хитрова рынка. На деньги Юлии Тимофеевны были построены третий корпус Старо-Екатерининской больницы - в память о рано умершей младшей дочери Алевтине - и родильный дом имени Саввы Морозова при этой же больнице - в память о брате. Похоронена на кладбище Покровского монастыря.
Ученик. История фабрики и Красной Поляны продолжалась.
Мы создали небольшую презентацию, которая кратко рассказывает о фабрике и поселке Красная Поляна.
Показ презентации «КРАСНОПОЛЯНСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ФАБРИКА».
Ученик. Православная церковь в Красной Поляне появилась благодаря Крестовниковым.
Церковь Архистратига Михаила на Красной Поляне построена из небольшой часовни, возведенной братьями Крестовниковыми в 1861 году в честь отмены крепостного права для отпевания усопших рабочих, трудившихся на хлопкопрядильной фабрике. Для отпевания приходили священники из соседних приходов: с. Киово, с. Чашниково и монастыря в Катюшках. В советские времена в часовне была организована лавка по продаже керосина. Когда лавка прекратила свое существование, часовню переделали под склад. Когда стали открываться храмы, часовню передали православной общине. В 1996 году по благословению Митрополита Крутитского и Коломенского Ювеналия в открывшуюся часовню был назначен священник. В часовне стали проводиться богослужения. По истечении некоторого времени к часовне был пристроен алтарь, притвор и колокольня; приобретены колокола, установлено два купола с крестами; кирпичные, стены оштукатурены и покрашены снаружи и внутри, выложен плиточный пол, установлены живописные иконы и иконостас; приобретена церковная утварь. В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения в воскресные и праздничные дни.
Ученик. История Катюшек тоже тесно связана с родом Крестовниковых.
В справочниках XIX века эта деревня четвертого стана на Большой Рогачевской дороге называется по-разному: Катюха, Катюхи, Катюшки. Она находилась в 27 верстах от Тверской заставы Москвы.
Трудно сказать, когда возникла деревня. Но в XVII веке она, очевидно, была пустошью. А в середине XIX века принадлежала титулярному советнику Каренину Александру Митрофановичу. В это время жили в ней 265 человек в 38 дворах.
Купцы Крестовниковы построили на южной окраине деревни Катюхи женский монастырь. Здание его было деревянным с очень красивой резьбой. Там находилась икона святого Серафима, поэтому монастырь назывался Серафимовским. А игуменьей монастыря была Надежда Крестовникова, сестра фабрикантов. Окрестные жители ходили в церковь при монастыре.
В начале XX века деревня увеличилась. В 1911 году в ней уже было 57 домов.
После революции, в духе времени, монастырь принял название «Серафимовская коммуна», продолжая жить своей размеренной жизнью. Монахини разводили сады, обрабатывали огороды, держали скот. На всю округу славились одеяла, что стегали в монастыре. К свадьбе каждый старался заказать здесь одеяла для будущей семьи. Лес, что неподалеку, жители деревни всегда называли монастырским. Была при монастыре школа, где училась катюшкинская детвора. Церковную службу вел отец Иоанн (Виноградов). А в большие праздники приезжал архиерей. Первого августа в монастыре праздновали престольный праздник преподобного Серафима.
В 1923 году в монастыре случился пожар.
В 1928 году монастырь был разрушен. Из бревен где-то выстроили чайную, а на каменном фундаменте устроили МТС. В годы войны большое количество домов в деревне было сожжено немцами.
Ученик.
На месте разрушенного женского монастыря во имя Преподобного Серафима Саровского летом 2001 года был установлен Поклонный Крест.
Панихиду ветры отслужили...
Панихиду ветры отслужили,
Средь листвы склоненных тополей.
И поплыли пред глазами были,
Уж давно минувших в лету дней.
Некогда обитель Серафима
Божьей милостью жила в этих краях.
Старец сам не раз являлся зримо
В близлежащих долах и лесах.
Кипенно сады цвели весною,
Радуя изысканным нарядом.
В зданьях, изукрашенных резьбою
Жизнь велась размеренным укладом.
Но заголосили над купелью
Ветры, в годы горьких перемен.
Пороша кровавою метелью
У подножья монастырских стен...
Внемля памяти поруганной Святыни,
Памяти почивших в пекле битв,
Крест поклонный смотрит в небо ныне.
Преклони главу под чин молитв.
Ученик.
10 июня 2009 года мы ездили на Краснополянскую хлопкопрядильную фабрику, посетили митинг работников в честь дня лёгкой промышленности, встретились с сотрудниками фабрики. Мы также присутствовали на открытии Доски Почёта предприятия и были там фотокорреспондентами. Мы познакомились и с директором фабрики, побеседовали с ветераном фабрики Раисой Егоровной. Посмотрите маленький фотоотчёт о нашей поездке.
Показ презентации «Фотоальбом».
Ученик.
У нас в гостях ветеран предприятия Раиса Егоровна Тарасова. Глядя на эту милую женщину, нельзя сказать, что всю свою жизнь проработала на фабрике. Когда Раиса Егоровна только приехала на фабрику, она была совсем молоденькая. В то время она еще не закончила институт. Раиса Егоровна писала дипломную работу «Как переустроить фабрику». Аттестационной комиссии очень понравилась ее дипломная работа, то, как она ее защитила и ей предложили остаться на предприятии. Она с радостью согласилась, потому ей очень понравился коллектив, работающий на фабрике, и то, как ее приняли. Своего будущего мужа она встретила на фабрике, и оказалось, что его отец, дед и прадед проработали в текстильной промышленности. Родственники Раисы Егоровны также работали и работают там. И получается, что стаж работы Тарасовых около 300 лет! Мы с удовольствием предоставляем слово замечательной женщине - Раисе Егоровне Тарасовой.
Выступление ветерана фабрики Раисы Егоровны Тарасовой.
Заключительное слово учителя.
Вот и подошёл к концу наш классный час. Что вы узнали нового сегодня? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы учащихся).
Я думаю, изучение истории фабрики, сотрудничество с его директором и с Раисой Егоровной будет продолжено. Благодарю всех ребят за подготовку к классному часу. Спасибо всем за внимание!
Итак, сегодня на классном часе мы:
изучили историю фабрики;
узнали о семье Крестовниковых и оценили её вклад в историю нашего города;
расширили знания об истории Лобни и некоторых её районов;
увидели, как живёт фабрика сегодня;
познакомились с интересными людьми.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аргунова Наталия Владимировна
→ Натали1807 21.02.2015 0 1950 280 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.