Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №8»
Городского
округа Саранск Республики Мордовия
Выступление
на педагогическом совете:
«Формирование
духовно-нравственных качеств личности
младших школьников через развитие
толерантных взаимоотношений»
подготовила
учитель
начальных классов
первой
квалификационной категории
Малышева
Марина Ивановна
г.
Саранск
2010
Перед
современными педагогами стоит задача
формирования новой культуры отношений.
К сожалению, в нашем обществе много
агрессии, нетерпимости и непримиримости.
Стремительный темп жизни, социальные
проблемы и воспитательная инерция
родителей по отношению к детям порождают
отсутствие толерантности у современных
детей. Осознавая важность данного
вопроса воспитания, Министерством
образования и науки РФ рекомендована
государственная программа. Основная
ее цель - воспитание детей в духе
терпимости, уважения друг к другу
независимо от вероисповедания,
национальной принадлежности, социального
и материального уровня родителей.
Данная программа построена на принципах
толерантности:
Отказ
от насилия;
Добровольность
выбора;
Искренность
убеждений.
Наибольшую
сложность у младших школьников вызывают
такие требования толерантного отношения
к окружающим, как проявление терпимости
к чужому мнению или поведению, способность
простить обидчика, относиться к людям
с физическими недостатками как к равным.
Распространенным явлением в группе
детей младшего школьного возраста
становится то, что кого-то ребята
постоянно не принимают в игру, дразнят,
обижают, между детьми происходят
постоянные стычки, драки, проявляется
агрессия.
Перед
педагогами стоит задача формирования
толерантных взаимодействий.
Оно не является врожденным, а развивается,
подвергается стимулированию и коррекции.
Жан Пиаже выделяет три этапа в формировании
толерантности у ребенка:
В
6 - 7 лет ребенок
приобретает первые знания о своем месте
в обществе;
В
8 - 9 лет ребенок
уже четко идентифицирует себя в своем
коллективе;
В
10 - 11 лет
толерантная идентичность формируется
в полном объеме.
Все
ранее мною изложенное, дает основания
считать младший школьный возраст
наиболее оптимальный для формирования
толерантных взаимоотношений.
За
период начальной школы ребенок приобретает
новые ценностные ориентиры в общении.
Если
1 - 2 классах отношения
строятся преимущественно через учителя:
Учитель
выделяет кого-либо из учеников как
образец для подражания;
Определяет
суждения детей друг о друге;
Организует
их совместную деятельность и общение;
Требования
и оценки учителя принимаются и усваиваются
учащимися.
То
в 3 - 4 классе построение
отношений изменяется:
отношение
к ребенку одноклассников определяет
положение среди других детей и
обеспечивает переживание им большего
или меньшего эмоционального благополучия.
Оценка
товарищей, мнение детского коллектива
становятся постепенно основными
мотивами поведения школьника. Педагогу
необходимо строить свой воспитательный
процесс с учетом этих особенностей
развития. Именно в этот период учитель
начальных классов начинает формировать
коллективные связи и отношения, опираясь
на возникающее у детей общественное
мнение, требовательность друг к другу,
взаимную оценку, желание делать все
сообща, делать то, что делают другие.
Трудовая
и игровая деятельности, присутствующие
в жизни младшего школьника, имеют большое
значение в формировании толерантных
взаимоотношений. А особое значение
для установления неконфликтных отношений
имеют игры с правилами:
Игра
требует от участников организованности,
внимания и проявления воли.
Несколько
участников, которые играют, должны
действовать согласованно, т.е. возникает
командность.
Дети
должны действовать в соответствии с
правилами, которые опять предполагают
коллективные действия.
Эффективной
игра становится благодаря участию
взрослого на равных позициях с детьми,
который поддерживает и поощряет его
самостоятельность и делает ее серьезной,
привлекательной, создается атмосфера
сотрудничества.
Еще
одним важным условием успешного
формирования толерантных взаимоотношений
младших школьников является адекватная
самооценка ребенка.
Диаграмма
1. Самооценка учащихся
Из
диаграммы видно как меняется самооценка
учащихся моего класса всего лишь за
один год обучения в школе. В первый класс
много детей приходит с завышенной или
заниженной самооценкой, что отрицательно
влияет не только на процесс обучения,
но и на умение взаимодействовать с
другими людьми, т.е. учитывать позицию
другого, давать адекватную оценку себе
и своим поступкам.
Причинами
заниженной самооценки могут быть:
Объективные
недостатки.
Вымышленные
недостатки.
Неуспех
в общении.
Угроза
отчуждения в детстве.
Чрезмерное
внимание к внешним оценкам, исходящим
от значимых для ребенка лиц.
Причины
завышенной самооценки все перечисленные
мною, только наоборот.
Дети
с заниженной самооценкой не уверенны
в себе, бояться вступать в отношения с
другими, держатся в стороне от общих
дел, а при общении проявляют либо
замкнутость, либо агрессию. А дети с
завышенной самооценкой, из-за своей
исключительности, тоже попадают в зону
отчуждения, и поведение их может носить
тот же, описываемый выше характер.
В
ходе своей работы педагогу необходимо
реализовать следующие задачи:
Организовать
целенаправленную педагогическую
деятельность.
Обеспечить
планомерное усвоение учащимися
необходимых знаний.
Развивать
и поддерживать у детей интерес к
окружающим людям.
Формировать
адекватную оценочную деятельность.
Повысить
уровень самооценки ребенка.
Развивать
творческие и организаторские способности.
Учить
осознавать практическое значение
знаний.
Эти
задачи можно решить при помощи специальной
работы с детьми, которая включает в себя
следующие формы работы:
Специальные
занятия строятся по определенной логике.
1
этап «Про меня» (1 класс).
В
ходе занятий ребенок получает возможность
увидеть свой облик, задуматься о своем
характере, о социальных ролях.
2
этап «Про тебя» (2 класс).
В
ходе занятий ребенок приходит к открытию,
что каждый человек для кого-то - свой,
что каждый для себя является личностью.
3
этап «Про нас» (3 - 4 класс).
Ребенок
исследует объединения людей, в которые
он включен.
Чего
же должен достичь педагог в своей работе.
Результатом сформированности толерантности
у младшего школьника являются следующие
показатели:
Способность
принимать на себя ответственность и
контролировать свои поступки;
Приобретение
навыка умения действовать с наличной
ситуацией;
Следование
правилам, принятым в группе;
Способность
выражать адекватную эмоциональную
реакцию на происходящее события;
Способность
понимать других людей на основе овладения
информацией.
Приведу
пример занятия по формированию
толерантных взаимоотношений, в ходе
которого дети учатся понимать, что,
несмотря на внешнее различие, все люди
очень похожи. В школьной столовой часто
на завтраки дают апельсины, поэтому не
возникнет особой сложности к выполнению.
Дети класса разбиты на семейки, около
каждой своя тарелка с апельсинами, мы
просим взять его в руки. Ребенок держит
свой апельсин и «знакомится» с ним:
нюхает, ощупывает, кто-то подкинет в
воздух, а кто-то догадается и ковырнет
кожицу. Соберем апельсины в тарелку и
попросим узнать свой. Спрашиваю: «Как
узнали?» Получаю разные ответы, что мой
большой, что у моего ямочки, вмятины и
т.д. Теперь снова собираем, чистим их и
кладем в тарелку, просим узнать. Дети
растеряны, теперь нельзя отличить. В
ходе обсуждения возникает вывод: люди
снаружи все разные, они оказываются
похожими внутри.
Литература:
Бухвалова
В.А. «Развитие учащихся в процессе
творчества и сотрудничества», М.: 2000г.
Кульевич
С.В., Лакоценина П.Г. «Воспитательная
работа в современной школе: от
коллективизма к взаимодействию»,
Воронеж, 2006г.
Ничаева
Н.П. «Управление воспитательным процессом
в классе», М.:
2006г.
Щуркова
Н.Е «Игровые методики», М.: 1999г.