Статья "Деятельность классного руководителя в системе воспитания"


Тема: «Деятельность классного руководителя в системе воспитания»

Ты помнишь было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс,
Торжественно и почтительно
Твоя рука и сейчас
В руке твоего Учителя!
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик-
ТОГДА, СЕЙЧАС И НАВЕКИ!
И если в жизни большой-
Вольно или не вольно-
Ты вдруг покривишь душой,
Ему будет очень больно,
А если в суровый час
Ты выстоишь, как мужчина-
Улыбка хлынет из глаз
Лучами добрых морщинок.
Дай на свежем ветру
Ярче ей разгореться !
Из теплых маминых рук
Учитель взял твое сердце!


Сегодня речь пойдет о том, как выстроить систему воспитания, чтобы сердца, которые нам доверили, не погасли.


Открыв Толковый словарь русского языка Владимира Даля, я читаю: «Воспитывать – заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его». Маленький ребёнок похож на чистый лист, на котором можно нарисовать что угодно. Вот и оставляют на этом листе свой след все те, кто соприкасается с ребёнком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, люди высокой нравственной культуры.

Есть такая притча.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:

-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.

Читая эти строки, невольно представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Ведь именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот безумный мир, захотеть что-то в нём изменить, измениться самому и сделать себя и окружающих лучше.

Профессия учителя – особенная профессия. Она – одна из самых важных, почётных и ответственных. Общество доверило учителю самое ценное, самое дорогое – нашу смену, будущее наших детей. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности школьников, уметь предвидеть возможные затруднения, применять инновационные технологии, учитывать особенности каждого и главное – любить детей.

Сегодня в российском обществе наблюдается нарастание социально-экономических, политических и культурных противоречий, происходит формирование нового образа жизни. Коснулись эти изменения и системы образования.

Я – несу ответственность за воспитание детей. Понимаю, что должна идти в ногу со временем, иметь свой взгляд на систему воспитания и своё место в этой системе. Постоянно совершенствуясь, искать и находить новые пути к детскому уму и сердцу.

Моя главная цель – сделать процесс воспитания результативным для учителей и учащихся. А задача учителей, по моему мнению, помочь детям победно, радостно и с удовольствием прожить школьные годы.


.

Говоря о школе будущего, имеют в виду школу воспитания.

 

Прежде всего, школа будущего живет  и  развивается как педагогическая система. В ней хорошо сбалансированы все основные ее компоненты, но ни один не развивается за счет другого, в ней нет неоправданных уклонов, перегибов, шараханий из одной крайно­сти в другую.

Признаками педагогической системы могут быть  и  целостность,  и  стрем­ление к гармонии,  и  разумная достаточность, и  чувство меры,  и  педагогическая целесо­-

образность,  и  - главное - хорошо отработанные системные связи, в роли которых высту­пают отношения, опирающихся на систему психологической поддержки. Учебная  деятельность  мало способствует объеди­нению педагогов: каждый преподает свой предмет, а их в школе множество. 

 

 Воспитываю­щая  деятельность  объединяет всех работников школы,

ставит  и  если не в равные усло­вия, то в сходные.

Вот почему воспитание становится  и  главным интегратором,  и  глав­ным

регулятором человеческих отношений.

 Раньше она была единой для всей стра­ны  и  всех школ. Теперь положение принципиально изменилось: сегодня каждая школа имеет право на свой путь развития  и  выбор типа учебного заведения. А их, этих типов, - великое множество: государственные  и  частные, гуманитарные  и  ма­тематические, и экологические  и  художественные, и  военные  и  спортивные, и  языковые  и  специализированные школы, и гимназии  и  лицеи. В этих условиях напрасно рас­считывать на универсальную программу воспитания; каждая современная школа  и  школа ближайшего будущего должна разрабатывать свою авторскую  воспитатель­ную  программу.

Существует много толкований термина «воспитание».

 

От того, какое из них выберет педагогический коллектив конкретной школы,

зависит  и  программа воспитания.

:«Воспитание - это максимальное развитие личности в разумно организо­ванном обществе». В этом случае целью воспитания становится личность, а глав­ным средством воспитания - «разумно организованное общество». Под этим пони­мается не только  и  не столько общество в глобальном понимании (это от нас не зависит) этого слова, сколько образ жизни населения конкретной школы, живущей по правилам  и  законам порядочных людей.

Уважение к воспитательному процессу заставляет нас перейти к рассмотрению следующего вопроса,а именно — основных педагогических условий, опреде­ляющим образом влияющих на качество воспитания детей.

К педагогическим условиям относятся обстоятельства, спо­собствующие проявлению и развитию творческой индивидуаль­ности классного руководителя.

Успешность воспитательной прак­тики школы во многом зависит от сплоченности педагогическо­го коллектива. Вместе с тем творческий поиск отдельных класс­ных руководителей может внести в образовательный процесс то новое, что способно перевести на более высокий уро­вень всю работу школы. И, наконец, самое главное. Как же добиться результата и при этом еще полу­чить удовлетворение? Наше убеждение в том, что все надо делать вместе, нужен коллектив единомышленников.

На ключевом характере фигуры учителя в жизни детского коллектива настаивал В.А. Сухомлинский: «Если мы говорим, что коллектив - великая сила, то, образно говоря, мы имеем в виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство учителя». Постоянно наращивать, обогащать свой воспитательный потенциал  - важная задача педагога, взявшегося работать с ученическим коллективом. Её выполнение невозможно без профессиональной диагностики, высвечивающей уровень и характер воспитательных возможностей педагога.

Какие же воспитательные задачи ставит перед собой классный руководитель?

  1. Сплочение ученического коллектива

  2. Организация коллективных творческих дел (в том числе - личностно-ориентированных)

  3. Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика

  4. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учениками

  5. Стимулирование позитивного поведения учащихся

  6. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях

  7. Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей



Воспитывать - значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими.

Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, бо­лее того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам ребенок. Самое  главное  приобретение,   которое  необходимо  сделать ребенку  в   период  школьнoгo ученичества - это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он  знает, умеет и способен. Ребенок перестает чего-то хотеть, когда понимает, что он Не может, Не способен. Этого достичь можно только добром. Ибо только добро рождает добро. Так завещал замечательный педагог А.В. Сухомлинский.

 

Воспитывать может только человек органически добрый, великодушный, способный верить воспитаннику и прощать его, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитывает только тот, кому дети полностью доверяют, кого искренне уважают, образу которого бессознательно стремятся подражать. Педагог должен создавать условия, чтобы ребенок стал хорошим, нужно, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим, «Воспитание есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения» Это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, и лишь ощущаемый сердцем наставника процесс духовного взаимодействия учителя и ученика.

Воспитание есть в огромной мере передача воспитаннику самого себя,  собственных ценностей и отношений, своего «образа жизни», где  работают механизмы подражания, внушения, заражения. Не может воспитывать    педагог, которого дети не любят.

Школьный учитель вводит детей в науку, классный руководитель вводит детей в жизнь.

 

 Каждый из нас помнит фильм 20 лет спустя. Бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили эти 20 лет. Кем стали, чего добились. Мы не будем анализировать сюжет фильма, но на некоторые моменты реальной жизни  хочется обратить внимание педагогов. например, бывает так, что класс вместе прожил 9 лет в школе, но как только отзвучали последние аккорды выпускного вечера, ребята ушли из школы. У них не появляется желание собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако, бывает и наоборот. Школьные годы, обычаи и традиции класса, теплота общения зовет и манит из детства, тянет, как магнитом еще и еще раз встретиться и вспомнить все, чем была наполнена школьная жизнь.

         Если каждому в классе  было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, лечили душу и согревали сердце – класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5, и через 10, и через 20 лет. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т.д. но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.

На каких же принципах должно строиться сотрудничество клас­сного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?

Правила успеха классного руководителя.

1.Будь честным и искренним.

2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивай не личность, а поступок.

4.Не будь равнодушным.

5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.

6.Если не прав, умей признать свои ошибки.

7.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.

8.Умей управлять своим настроением.

9.Способность понять и поддержать ученика;

 

 

Принципы успешной деятельности классного руководителя

Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый - отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не под­аться влиянию предвзятого мнения.

 Принцип восьмой - умение признавать ошибки. Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе.

Начиная работать с классным коллективом, необходимо задать учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей.

1.Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?

2.Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

3.Какие традиции уже есть в вашем классе?

4.Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе.

5.Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными.

 

Правила педагогической гигиены.

1.    Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.

2.    Каждый раз, когда тебе захочется командовать детьми, вспомни свое детство или лучше съешь мороженное.

3.    Пусть все манекенщицы мира увидят твою улыбку и подадут в отставку.

4.    Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.

5.    Помни- плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.

6.    Говори родителям самую лучшую правду, которую ты знаешь.

7.    Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется улыбкой.

В заключение хотелось бы привести«10 заповедей «классно­го» руководителя»:

*  Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.

*  Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, ска­занные тихо, будут быстрее услышаны.

*  Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно.

*  Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.

*  Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в де­тях больше, чем плохого.

*  Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом.

*  Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои причины.

*  Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.

*  Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.

*  Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать от завтрака и до обеда.

 

         И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

 

Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

И снова «классный» делом перегружен
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен.
Когда не нужен он ученику

 


Полный текст материала Статья "Деятельность классного руководителя в системе воспитания" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лозгарь Оксана Ивановна  Публикатор
22.08.2024 0 122 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК