Муниципальное
образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №50»
Методическая
разработка
«Развитие
творческой активности учащихся
3-х
классов на уроках литературного чтения»
Составитель:
учитель начальных классов
МОУ
«СОШ №50»
Кириллова
Екатерина Александровна
г.
Чебоксары - 2010
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………...……3
Актуальность
и новизна данной темы…………………………………………………………3
Объект
и предмет
исследования………………………………………………..........................3
Цель
и задачи
разработки……………………………………………………….........................4
Применение
данной разработки в
практике…………………………………………………...4
Глава
I………………………………………………………………………………………………...5
Роль
творческой активности на уроках
литературного чтения………………………………5
Роль
семьи в развитии творческой
личности………………………………………………….7
Показатели
сформированности творческой
активности……………………………………...8
Требования
к системе творческих заданий……………………………………………………9
Глава
II………………………………………………………………………………………………10
2.1
Воображение
- основа развития творческой
деятельности.…………………………….…...10
2.2
Проектная деятельность на уроках
литературного чтения…………………………………..12
2.3
«Дерево творчества»……………………………………………………………………………13
Заключение.........................................................................................................................................15
Библиографический
список………………………………………………………..........................16
Приложение…………………………………………………………………………………………17
Введение
"Через
сказку, фантазию, игру,
через
неповторимое детское творчество –
верная
дорога к сердцу ребёнка”
(В.
А. Сухомлинский)
Современное
общество предъявляет своим гражданам
требование овладения навыками творческого
мышления. Развитие творческих способностей
учащихся и воспитание активной личности
– первостепенная задача современной
школы.
Задатки
творческих способностей присущи любому
ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить
их. Выпускники средних школ должны не
только овладевать материалом школьных
программ, но и уметь творчески применять
его, находить решение любой проблемы.
Это возможно только в результате
педагогической деятельности, создающей
условия для творческого развития
учащихся. Поэтому проблема развития
творческой активности учащихся является
одной из наиболее актуальных.
1.1
Актуальность и новизна данной темы
В
России сегодня время инноваций и
современных технологий, и именно сейчас
востребованы граждане с нестандартным
мышлением, развитыми творческими и
аналитическими способностями. Однако
в настоящее время развитию творческого
воображения детей уделяется недостаточно
внимания. Воображение не появится просто
так, его нужно формировать и развивать.
Оно является высшей психической функцией
и свойственно только человеку, что
делает проблему его развития очень
значимой. В основном, программы обучения
направлены на развитие памяти, мышления,
внимания и т.д., а специальных занятий,
направленных на развитие творческого
воображения нет, даже на таких занятиях
как лепка, конструирование, рисование,
где, казалось бы, очень большое поле
деятельности для творчества, дети
действуют в основном по образцу, и
отступать от него в большинстве случаев
не разрешается, а в поделках, рисунках
на свободную тему, дети просто слепо
следуют тому "как надо" и боятся
привносить что-то новое, необычное,
боятся критики со стороны, боятся, что
им скажут, что так не делают и что это
никуда не годится. Таким образом, следует
уделять больше внимания специальным
заданиям, направленным на развитие
творческих способностей, и создавать
обстановку, психологически комфортную
для ребёнка, которая бы стимулировала
проявления его творчества. Всё это
делает данную проблему очень актуальной
в наши дни.
Новизна
исследования заключается в том, что
выявлена специфика проблематики
творческой активности применительно
к младшему школьному возрасту
(необходимость специальной работы по
развитию у детей творческих способностей
как в рамках учебной программы, так и в
семье). А также выявлены основные
показатели сформированности творческой
активности младшего школьника; апробирован
комплекс заданий, способствующих
формированию творческой активности у
младших школьников.
1.2
Объект и предмет исследования
Объектом
исследования является проблема
организации творческой деятельности
на уроках литературного чтения в 3
классе.
Предметом
моего исследования является методика
работы направленная на развитие
творческой активности учащихся, а также
методические средства, направленные
на развитие воображения учащихся 3-х
классов на уроках литературного чтения.
1.3
Цель и задачи разработки
Цель
моей работы – разработать методический
материал для работы по повышению
творческой активности на уроках
литературного чтения в 3 классе.
Задачи:
изучить методическую литературу по
теме; выявить показатели сформированности
творческой активности; обобщить
требования к системе творческих заданий;
разработать разные виды заданий по
развитию творческих способностей
учащихся 3-х классов.
1.4
Применение данной разработки в практике
В
своей методической разработке я провела
анализ и описание разработанных мною
разнообразных приемов творческой работы
на уроках литературного чтения в 3-х
классах. Разнообразие форм творческой
работы на уроках литературного чтения
с учетом современных методик повышает
эффективность усвоения материала и
качество знаний младших школьников.
Разработанные
мною виды работ, направленные на развитие
творческой активности, применяются
мною, а также и моими коллегами. Результатом
применения данной методики является
высокий уровень творческой активности
учащихся на уроках литературного чтения.
Глава
I
Роль
творческой активности на уроках
литературного чтения
Развитие
творческой личности в процессе обучения
и воспитания является одной из социально
значимых задач современной школы.
Вопросы
развития творческой активности личности
нашли свое отражение в работах психологов
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского и др.
Творческая активность может быть
определена как целостность, для которой
характерно множество ее проявлений:
единство внутренней и внешней творческой
активности, взаимная обусловленность
мотивационного и операционного
компонентов, воображение и продуктивное
мышление как основа единого исполнительного
механизма психической творческой
активности (Л.С. Выготский), включенность
поисковой активности вследствие того,
что результат творчества не задан
изначально. Отражает целостность
творческой активности и перенос способов
и особенностей творческой деятельности
из структуры одного направления
творчества в структуру другого,
проявляющийся, в частности, в «универсальных»
творческих способностях (Б.М. Теплов).
Ряд
ученых (М.А. Данилов, А.В. Петровский,
Т.И. Шамова и др.), давая оценку понятия
«творческая активность» в контексте
деятельности, определяют ее как установку
на преобразующие и поисковые способы
деятельности, как количественную или
качественную характеристику деятельности,
проявляющуюся в интенсивности,
напряженности, своеобразии используемых
мыслительных операций, результативности,
эстетической ценности усвоенных знаний.
Творческая
активность выражает стремление и
готовность личности сознательно и
добровольно, по внутреннему убеждению,
совершенствовать инициативные новаторские
действия в самых различных областях
человеческой деятельности. В число
показателей творческой активности
считаю рациональным включить:
–
самостоятельность
(вслед за Д.Б. Богоявленской, В.И.
Коротяевым, Н.Д. Левитовым);
–
оригинальность
(согласно работам многих исследователей,
например В.И. Андреева, Я.А. Пономарева);
–
новизну
результатов и способов деятельности –
показатель, без которого изучение
творческой активности невозможно.
Справедливо считает Д.Б. Богоявленская,
что «в выходе за пределы заданного и
кроется "тайна" высших форм
творчества, т.е. способность видеть в
предметах нечто новое, такое, чего не
видят другие». Однако сложность выявления
степени новизны обусловлена трудностями,
связанными с определением разницы между
старым и новым, между вновь созданным
и существовавшим ранее.
Овладение
навыком чтения – сложный и долгий
процесс. В структуре начального
образования учебный курс «Литературное
чтение» является одним из основных
предметов в системе подготовки младшего
школьника. Навык чтения необходим
ученику на уроке математики, русского
языка, окружающего мира, труда,
изобразительного искусства. От навыка
чтения зависит производительность
труда на уроке, грамотность учащихся,
речь. Эта проблема волнует всех учителей
начальных классов. Чтение также является
основным показателем культурного
человека. Поэтому я решила попробовать
устранить эту проблему через развитие
творческих способностей учащихся на
уроках чтения, через повышение интереса
к чтению. Творческие способности
развиваются не тогда, когда мы говорим
детям о необходимости их развития, а
тогда, когда мы умеем развивать их, сами
показываем это ребятам в нашем общении.
Давая учащимся задания, объясняем, что
ждем от них не только демонстрации
знаний основ предмета, но и элементов
творчества, которые будут поощряться.
Уроки
развития речи – это уроки творчества,
которые требуют, прежде всего, атмосферы
креативности, так как акт постижения
искусства немыслим без личностного
включения, без творческой направленности.
Эффективность учебного процесса
определяется, в конечном счете, характером
деятельности учителя. Если учитель не
сумел вызвать и организовать собственную
творческую деятельность учащихся,
содержательное и разумное их общение,
большого успеха он не добьётся.
Начиная
со второго класса, на каждом уроке
литературного чтения рекомендую отводить
пять минут для развития творческих
способностей, которые так и называются
«творческие минутки». Детям предлагаются
следующие задания творческого характера:
продолжи
рассказ, начатый товарищем;
составьте
рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает
по одному предложению на заданную тему,
чтобы получился связный рассказ);
конкурс
«Литераторов» (класс делится на группы,
каждая сочиняет свой рассказ, сказку,
четверостишие и т.д. на заданную тему,
сюжет, картинку, а затем определяется
победитель);
интеллектуально
– развивающие игры: «На что это похоже?»,
«Заколдованные картинки», «Волшебные
кляксы», «Помоги художнику», «Волшебные
очки»;
ролевые
диалоги («Разговор птиц», «На лесной
полянке», «На приёме у Айболита» и т.д.;
составь
рассказ-этюд (небольшое яркое образное
описание предмета);
«иллюстрирование»
произведения;
минутки
– «сочинялки» (придумать мини- рассказы
«Хорошо ли живётся мячу?», «О чём
расскажет облачко?» и т.д.)
инсценирование;
«ассоциативный
ряд»;
«Фантазёры»
(задания придумывают сами дети)
При
работе над литературным произведением,
помимо традиционных вопросов и заданий,
обязательно нужно включить задания
творческой направленности, требующие
преобразования формы текст, активизации
словаря учащихся:
творческое
пересказывание, которое включает
передачу собственного индивидуального
мнения школьника;
придумай
свою концовку к произведению;
придумай
задание для одноклассников по изучаемому
произведению;
составь
«Интервью» (содержание вопросов может
выходить за рамки изученного в классе
материала);
«словесное
рисование» с опорой на творческое
воображение;
слушание
музыкального произведения и сравнение
его с настроением, возникшим после
прочтения произведения;
подбери
музыку, соответствующую данному
произведению.
Мои
ученики почти всегда делают иллюстрации
к тому, что читают. Рисунки развивают
следующие креативные качества:
воображение, фантазию, способность
применять знания в иной плоскости. Мир
в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие
ученики даже буквы-надписи раскрашивают
в разные цвета.
Выразительное
чтение, инсценировки сказок или других
произведений развивают творческие
способности, обеспечивают самостоятельное
вхождение детей в мир искусства.
Роль
творчества на уроках литературного
чтения велика. Творческий подход поможет
решить вопросы развития самостоятельного
мышления, воображения, речи, позволит
учащимся свободно общаться друг с
другом, проявлять критичность,
самокритичность, уметь свободно выражать
свои мысли. Способность к творчеству –
это в первую очередь способность находить
особый взгляд на повседневные вещи.
Ведь в будущем нам нужен думающий,
инициативный, способный к творческому
подходу в любом деле человек.
1.2
Роль семьи в развитии творческой личности
Было
бы наивным считать, что без участия
семьи возможно гармоничное развитие
творческой личности. Вспомним притчу:
«Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги.
Видят – киоск на поляне. На нем надпись:
«У нас есть все». Купили они папе пилу
для камней, маме платье красивое, меняющее
цвет по настроению, дочке куклу, умеющую
говорить. Ушла семья довольная. А продавец
загрустил: «Опять не понадобились шлем
для творчества, самолет для полетов во
сне и наяву, машина времени. Опять
придется только пыль с них вытирать».
Если
родные люди, которым ребенок доверяет,
поддерживают познавательный интерес
ребенка, то он проявляется в потребности
в новых впечатлениях и социальных
контактах, в стремлении активно пробовать,
преобразовывать, изобретать.
В
школе ребенок получает эту возможность,
но она является дозированной. Она только
будит интерес ребенка, в семье этот
интерес должен целенаправленно
развиваться.
Ребенку
свойственно познавать мир, ему хочется
все попробовать и потрогать. Но это не
всегда удается, и тогда на помощь приходит
фантазия. С помощью нее ребенок попадает
в такие ситуации и пробует такую
деятельность, какая в реальной жизни
может быть ему недоступна. Это стимулирует
его интерес к деятельности, в том числе
учебной.
Для
развития как воссоздающего, так и
творческого воображения дома можно
рекомендовать родителям следующие
упражнения:
Предложите
своему ребенку на несколько секунд
превратиться в:
-
тигра, крадущегося по джунглям;
-
робота;
-
парящую над скалами птицу;
-
инопланетянина;
-
вождя индейского племени;
-
пограничника.
2.
Предложите своему ребенку объяснить
на что похожи:
-
облака;
-
солнце;
-
яблоко;
-
кривая линия;
-
окно;
-
треугольник.
3.
Предложите своему ребенку найти сходство
и различие между предметами:
-
мальчик и мужчина;
-
цветок и ягода;
-
платье и костюм;
-
закат и рассвет;
-
страна и город;
-
квадрат и круг.
4.
Назовите ребенку сказочных персонажей
из разных историй и попросите составить
рассказ, в котором бы они были главными
действующими лицами. Например, Баба Яга
и Колобок.
5.
Предложите ребенку составить рассказ
из предложенных вами слов. Каждое слово
должно быть употреблено не более одного
раза. Слова должны употребляться в том
порядке, в котором вы их детям предложили.
Например: солнце, дорога, шляпа, волк,
остров, корабль, черепаха, радость, лес,
слезы.
6.
Предложите ребенку рассказать сказку,
которую он хорошо знает на новый лад.
Для этого к тому традиционному тексту
сказки добавьте новые современные
слова. Например, к сказке «Колобок»-
велосипед, мотор, соревнование, успех,
награда.
7.
Предложите ребенку дорисовать рисунок,
который вы начали рисовать, и дать ему
название.
8.
Предложите ребенку крылатое выражение
и попросите его составить с этим
выражением рассказ. Например, «Семь раз
отмерь - один раз отрежь».
9.
Начните с ребенком читать какой-либо
рассказ и спустя несколько минут прервите
его чтение. Предложите ему самому
придумать окончание рассказа. Затем
предложите ребенку сравнить свой рассказ
с прочитанным текстом.
10.
Предложите ребенку придумать предложения
со словами, у которых несуразные смысловые
связи. Например, жук – стул, рыба –
пожар, мухомор – диван.
Нет
сомнений в том, что ребенок, живущий в
творческой и доброжелательной обстановке,
став взрослым, будет инициативным,
неравнодушным, творческим человеком.
«Все начинается с детства», - писал в
одноименной книге С.В.Михалков.
1.3
Показатели
сформированности творческой активности
Анализ
различных подходов позволил выделить
следующие показатели
сформированности творческой активности
детей
в процессе обучения литературному
чтению:
1.
Высокий уровень интереса к урокам
литературного чтения.
2.
Способность к фантазированию, воображению
и моделированию.
3.
Проявление догадливости, сообразительности;
открытие новых для себя знаний, способов
действий, поиск ответов на вопросы в
книгах.
4.
Проявление радостных эмоций в процессе
работы.
5.
Способность переживать ситуацию успеха,
наслаждаться процессом творчества.
6.
Стремление к оригинальности.
7.
Проявление самостоятельности в работе.
8.
Умение преодолевать возникшие трудности.
На
основании этих показателей можно
выделить несколько уровней
сформированности
творческой активности детей:
Низкий
уровень –
отсутствует потребность в пополнении
знаний, умений и навыков. Познавательный
интерес носит занимательный характер.
Дети не стремятся к самостоятельному
оригинальному выполнению работ
творческого характера, не проявляют
высокой умственной активности, склонны
к репродуктивной деятельности. От
заданий на перенос знаний, умений в
новые ситуации отказываются. Практически
не применяют приемов самоконтроля. При
возникновении трудностей у таких детей
преобладают отрицательные эмоции. Они
не могут и порой не желают преодолевать
трудности в поисках ответа на вопрос.
Средний
уровень
– потребность в пополнении знаний,
умений и навыков проявляется редко.
Познавательный интерес непостоянен,
ситуативен. Дети со средним уровнем
творческой активности стремятся к
выполнению заданий нестандартного
характера, но выполнить их самостоятельно
могут редко, им необходима помощь
взрослого. Они могут находить новые
способы или преобразовывать известные
им, предлагать свои идеи, при сильной
заинтересованности осуществляют поиск
нового решения. Самостоятельно
осуществлять самоконтроль не могут.
Преодолевают трудности только в группе
или с помощью взрослого. В случае
получения искомого результата испытывают
радость.
Недостаточно
высокий уровень
– потребность в пополнении знаний,
умений и навыков проявляется часто.
Познавательный интерес широк, но
неустойчив. Интерес к творческой
деятельности часто проявляется на
высоком уровне. Сильно развито стремление
к самостоятельному, оригинальному
выполнению работ творческого характера.
Такие дети проявляют достаточную
умственную активность, способны
осуществлять широкий перенос знаний,
умений в новые ситуации. Самоконтроль
присутствует на всех этапах деятельности.
При неудачах часто останавливаются на
полпути, хотя вполне могут преодолеть
возникшие трудности. Не всегда доводят
начатую работу до конца. Охотно берутся
за выполнение любого творческого
задания, при удачном решении которого
испытывают радость.
Высокий
уровень
– стремятся постоянно удовлетворять
потребность впополнении знаний, умений
и навыков, проявляют устойчивый
познавательный интерес. Всегда
самостоятельны в выполнении работ
творческого характера. Часто предлагают
оригинальные решения. Поиск ответа на
нестандартные задания, как правило,
завершается успешно. Дети с высоким
уровнем творческой активности проявляют
высокую умственную активность, у них
хорошо развита способность осуществлять
самоконтроль.
Такое
понимание уровней творческой активности
детей в обобщенном виде показывает не
просто деятельностное состояние ребенка,
но и связанную с ним сформированность
личностных качеств, проявляемых в этой
деятельности.
1.4.
Требования к системе творческих заданий
На
уроках литературного чтения использовалась
система
творческих заданий,
отвечающая следующим требованиям:
1)
познавательные творческие задания
должны строиться на междисциплинарной
интегративной основе и содействовать
развитию памяти, внимания, воображения
детей;
2)
творческие задания должны подбираться
с учетом рациональной последовательности
их предъявления: от репродуктивных,
направленных на актуализацию имеющихся
знаний, к частично-поисковым, а затем и
к собственно творческим;
3)
система заданий должна вести к развитию
гибкости ума, любознательности, умения
выдвигать и проверять гипотезы.
Конкретные
примеры творческих заданий на основе
программы «Школа России», учебник
Климановой
Л. Р., Горецкого В. Т., Головановой М. В.
«Родная речь. 3 класс», указаны
в приложении 1.
Глава
II
2.1.
Воображение - основа развития творческой
деятельности.
Человек
не только созерцает и познает, но и
изменяет мир, преобразуя природу, создает
предметы, которых в ней нет. Обычно перед
материализацией какого – либо замысла
строится мысленный его образ. Именно
поэтому, воспитание новой современной
личности должно быть ориентировано на
развитие творческого воображения.
Воображение сопряжено со всеми сторонами
жизнедеятельности человека. Оно
включается в восприятие, обогащает
новые образы, влияет на создание образов
воспринимаемых предметов. Развитию
творческого воображения помогают
развитые творческие способности –продукт
самостоятельного решения вопросов и
задач, самостоятельного вскрытия
закономерностей и связей между предметами
и явлениями, это – продукт развития,
при котором учитываются интересы,
увлечения и страсть, т.е. главные движущие
силы.
Чтобы
развивалась творческая личность,
необходимо сосредоточенность, нацеленность
на активную работу воссоздающего и
творческого воображения, ассоциативного
мышления, которое питается за счёт
тех или иных разнообразных запасов
впечатлений и представлений, почерпнутых
в окружающей действительности.
Важно
формировать творческое воображение в
учебной деятельности младших школьников.
Ведь именно оно предполагает самостоятельное
создание новых образов, которые
реализуются в продуктах деятельности.
От
уровня развития творческого воображения
во многом зависит качество дальнейшего
обучения и воспитания младших школьников.
Разработанные
задания и упражнения, применяемые
систематически, развивают
творческое воображение учащихся на
уроках литературного чтения.
Для
развития творческого воображения на
уроках литературного чтения, предлагаю
те упражнения, использование которых
на каждом уроке, в системе, обязательно
поможет развитию воссоздающего и
творческого воображения на уроках
литературного чтения.
I
. Упражнения, направленные на развитие
у детей способности эмоционально
откликаться на прочитанное.
Для
полноценного восприятия стихотворения
ученикам необходимо проникнуться
эмоциональным состоянием героя,
прочувствовать и пережить то, что
волнует, удивляет и радует персонаж.
Для усиления эмоционального восприятия
учащимся можно предложить следующие
задания:
Какие
чувства при чтении возникли у вас:
изумление, радость, восхищение, сожаление,
восторг?
Обратите
внимание на слова, которые выбирает
автор, для того, чтобы передать свою
радость, восхищение, огорчение, восторг,
грусть и т.п.
Найдите
в тексте слова, передающие настроение
автора;
Придумайте
или подберите мелодию к прочитанному
произведению.
II.
Упражнения, направленные на пробуждение
воображения и фантазии школьников.
Пробуждение
воображения и фантазии учащихся
необходимо на каждом уроке. Ведь, чтобы
развивать воображение школьников,
нужна систематическая и кропотливая
работа. И данные
упражнения помогут в этой деятельности
любому учителю.
Представьте
себе, что вам нужно нарисовать картинку
к этому тексту. Подумайте, какие краски
вы используете, чтобы нарисовать небо,
облака, зелень, землю и т.п.
Подберите
словесную иллюстрацию к выбранному
вами отрывку или нарисуйте её сами;
Какие
строки произведения подходят к вашей
иллюстрации?
III.
Упражнения, направленные на детализацию
и конкретизацию представлений об
эпитетах,
сравнении, олицетворении, метафоре.
Работа
над образным языком очень важна. Она
способствует развитию речи, обогащению
словарного запаса учащихся, приближает
к творческому процессу. Именно
выразительные средства языка, красоту
поэтических выражений должны понимать
дети.
Подберите
свои эпитеты к указанному слову и
сравните с авторскими;
Изменится
ли описанный образ, если вы замените
эпитет, сравнение, метафору?
Найдите
в тексте образные средства языка:
эпитет, сравнение, олицетворение,
метафору;
Найдите
эпитет и слово, которое он определяет.
IV.
Упражнения, направленные на выражение
личностного отношения:
Любому
учащемуся нужно чувствовать настроение
автора, произведения в целом, уметь
высказывать своё отношение к прочитанному
и к каждому герою в отдельности. Предлагаю
упражнения, которые помогут выражению
личностного отношения:
Какие
настроения автора вы почувствовали?
Поделитесь
с товарищами, родителями своими
впечатлениями об услышанном;
Выразите
возникшее у вас чувство;
Расскажите
о своём отношении к воображаемой после
прочтения картине.
Используя
метод иллюстрирования для развития
воображения на уроках чтения, нужно
иметь ввиду то, что существуют формы
иллюстрирования различной сложности,
которые необходимо вводить постепенно,
начиная от простого к сложному.
Первостепенно необходим анализ
иллюстраций и картин, включающий в себя
работу над иллюстрацией – портретом,
анализ группового портрета и сопоставление
иллюстрации и текста; а только затем
можно использовать словесное
рисование со зрительной динамической
опорой; графическое рисование отрывка,
с последующим выборочным чтением текста,
составление диафильма к изучаемому
литературному произведению; драматизацию
и музыкальное иллюстрирование.
Каждому
учителю необходимо помнить, что важным
методическим условием
формирования у учащихся творческого и
воссоздающего воображения с помощью
иллюстрирования является система форм
иллюстрирования, расположенных от
простого к сложному.
Невозможно
обойти стороной и способы для тренировки
воображения по мотивам книги Джанни
Родари «Грамматика фантазии»:
Детям
предлагается перечислить все случаи
употребления слова «кирпич», какие они
знают или могут вообразить.
Этим
тестом можно проверить и сообразительность,
и память, и воображение ребёнка. Можно
также пофантазировать, как использовали
бы кирпич те или иные герои сказок.
Например, если любимая сказка ребёнка
«Золушка», можно спросить: «А как
использовала бы кирпич мачеха Золушки?»
Может быть, она подперла бы им дверь,
чтобы Золушка не могла попасть на бал.
А сводные сестры Золушки? Они могли бы
колоть кирпичом орехи. А сама Золушка?
Поставила бы на кирпич горшок с цветком,
чтобы он был поближе к солнцу.
Конечно,
вместо «кирпича» может быть любой
предмет. Даже тот, который является
новым для ребёнка. Увидев что – то новое,
ребенок интересуется открытием, и можно
использовать это любопытство для
развития воображения, пофантазировав,
какие еще функции, кроме основной, может
выполнять данный предмет.
Чтобы
активизировать воображение, Джанни
Родари предлагает взять два разных
слова и найти способ их соединить.
«Когда
я был учителем, я вызывал к доске двух
учеников, одного просил написать слово
на видимой стороне доски, другого – на
оборотной. Этот небольшой подготовительный
ритуал имел определенный смысл. Он
создавал атмосферу определенного
напряжения, сюрприза. Если ребенок писал
на виду слово «пёс», то оно уже было
особым словом… Повернув доску, мы
обнаруживали, предположим слово
«шкаф». Дети встречали его взрывом
смеха… Но «шкаф» в паре с «псом» - это
совсем другое дело. Это уже открытие,
изобретение, стимул… Самый простой
способ их сочленить – это прибегнуть
к помощи предлога. Таким образом,
получится несколько картин: пес со
шкафом; шкаф пса; пес на шкафу; пес в
шкафу и т.д.»
Из
соединения двух слов можно придумывать
истории. Дж. Родари утверждает, что их
таких сочетаний можно получить отличные
сказки. Но даже для простой тренировки
воображения такой способ может быть
очень полезен.
Он
призывает задавать наводящие вопросы:
для чего два слова-объекта объединились?
Что из этого вышло? При этом можно
обсудить все варианты соединения.
Ещё
способ придумать историю – гипотеза.
Техника гипотезы проста: «Что было бы,
если….?»
Что
было бы, если бы динозавры дожили до
наших дней?
Что
было бы, если круглые сутки был только
день или только ночь?
При
этом, чем сложнее задача, тем интереснее
ребенку будет её решать. Дети любят
решать «взрослые» задачи. И ещё,
пофантазировав на тему отсутствия дня
или ночи, вы можете рассказать своему
ребенку, что на севере, на самом деле,
бывает такое время, когда наступает
полярная ночь и т.д.
2.2.
Проектная деятельность на уроках
литературного чтения
Современная
педагогическая наука по-новому
рассматривает содержание образования.
В педагогической практике по-прежнему
преобладают технологии информационного
характера, в то время как объективные
потребности общества делают актуальной
проблему широкого внедрения развивающих
и личностно-ориентированных технологий.
Модернизация российского образования
направлена не только на изменение
содержания изучаемых предметов, но и
на изменение подходов к методикам
преподавания, расширения арсенала
методических приемов, активизацию
деятельности обучающихся в ходе занятия,
приближении изучаемых тем к реальной
жизни через рассмотрение ситуаций и
поисков путей решения наиболее острых
общественных проблем. Важно, чтобы
ученик не был пассивным объектом
воздействия, а мог самостоятельно найти
нужную информацию, обменяться мнением
по определенной теме со своими
сверстниками, участвовать в дискуссии,
находить аргументы, выполнять разнообразные
роли. Поэтому необходимо выявить наиболее
оптимальные формы обучения, методы и
приемы, используемые на уроках для
расширения кругозора школьников и их
общей культуры на основе индивидуального
и дифференцированного подхода к учащимся.
Многие методические инновации связаны
сегодня с применением интерактивных
методов обучения.
Дело
в том, что сейчас очень большой поток
информации, информационное пространство
очень расширилось. Телевидение,
электронные носители буквально заполонили
нашу жизнь. С появлением телевидения и
компьютера поток информации с небывалой
силой обрушился на человека. Дети
овладевают компьютером раньше, чем
учатся читать, ориентируются в клавиатуре
лучше, чем в оглавлении книги. Так почему
же учителям не воспользоваться этим?
Предлагаю развивать творчество учащихся,
а так же интерес к предмету литературное
чтение, по средствам объединения
компьютерных технологий, программ и
учебного предмета.
Проектная
деятельность – один из методов
интерактивного обучения, вбирающий в
себя разнообразные варианты
(исследовательские, творческие,
информационные, ролевые (игровые),
прикладные). Создание презентаций –
один из видов проектной деятельности,
который предполагает знание компьютера,
а точнее создание проектов с помощью
компьютера.
На
уроках литературного чтения детям очень
интересно создавать свои проекты в виде
презентаций, используя дополнительную
литературу, а так же ресурсы сети
интернет. В 3 классе учащиеся могут уже
вполне самостоятельно создавать
презентации на темы: «Биография автора»,
«Времена года», «Родина» и т.п.
Данный
вид работы создает следующие условия
для интеллектуального развития, для
развития гибкости мышления младших
школьников: обеспечение благоприятной
атмосферы, предоставление ученику
свободы выбора области приложения сил
и способов деятельности; обогащение
обучающей среды разнообразными новыми
предметами и стимулами; поиск альтернативных
подходов к решению учебных задач;
углубленное изучение предметов и явлений
окружающего мира; поощрения максимальной
вовлеченности в совместную деятельность
и высказывания оригинальных идей.
2.3
«Дерево творчества»
Для
создания условий, обеспечивающих свободу
самовыражения детей, развитие их
эмоциональной и духовной сферы предлагаю
прием под названием «Дерево творчества».
На
дерево дети прикрепляют листочки, цветы,
плоды на которых выполняли творческие
задания. (Мини – сочинения, стихи,
загадки). Сочиняя загадку, стихотворение
ребята развивают логическое и образное
мышление. «Дерево творчества» способствует
умению публичного выражения своих
мыслей, идей, стимулирует не только
активное участие в общественной
деятельности класса, но и усовершенствованию
«плодов» своего творчества по отношению
к другим ученикам. Данная творческая
деятельность позволяет учащимся раскрыть
и активизировать свои способности;
неуверенным ребятам – развить инициативу,
сообразительность, мышление. Ведь даже
самые незначительные достижения
порождают в ученике веру в свои
возможности.
Известно
старое изречение, что загадка – для ума
зарядка. Вот какие загадки придумали
учащиеся 3 класса на школьную тематику:
По
воздуху летаю,
По
карте я скольжу.
И
правильный ответ всегда вам укажу.
Помощник
и подсказка
Учителя
... указка
Не
простая я тетрадь,
Не
надо рвать меня и мять.
Открыв
мои страницы,
Узнаешь,
ученик,
Задание
на завтра.
Так
что же я? ... дневник
Емельянова
Екатерина, 9 лет
Примеры
детских работ в стихах:
Любимым.
Сяду
я в машину и поеду к ней,
К
бабушке в деревню и к сестре своей.
Обниму
я бабу и скажу я ей:
«Бабушка
родная, подойди ко мне!»
Крепко
поцелую и пойду к сестре,
Ей
спою я песню, Катеньке своей.
Крепко
поцелую всех родных своих,
Помахаю
ручкой, в гости приглашу,
И
скажу любимым: «Как я, вас, люблю!»
Мирошник
Елена, 8 лет
Динозавр.
Динозавр
кушал травку
На
большой-большой лужайке.
Слышит
он, что хищник бродит,
Чует
запах не простой…
Хищник
злобно зарычал,
Динозавр
убежал.
Федоров
Кирилл, 9 лет
Другу
в День рождения.
Поздравляю!
Поздравляю!
Счастья,
радости желаю!
Чтоб
пятёрки прибегали,
Ну
а двойки убегали.
Чтоб
от скуки не сидел
И
науку одолел.
Павлов
Ярослав, 9 лет
Мустанг.
По
полям, по лесам,
Громко
цокая копытом,
Скачет
лошадь под названием – мустанг.
Любит
он грозу и ветер,
Любит
молнию и гром,
Любит
крик свободных птиц
И
прекрасный край родной.
Мартьянова
Екатерина, 9 лет
Летние
воспоминания.
Вспомню,
как солнце восходит с утра
И
кажется, лето провел я не зря.
С
друзьями гулял, веселился, играл,
Ходил
я в походы, еще и читал.
Про
школу я помнил и даже скучал,
О
ней я любимой стихи написал.
Иванов
Сергей, 9 лет
Природа
щедро наградила каждого здорового
ребёнка возможностями развиваться. И
каждый здоровый малыш может подняться
на самые высокие ступени творческой
деятельности. И именно мы должны создать
определенные условия для того, чтобы
богатый творческий потенциал детей мог
актуализироваться и ввести ребёнка в
настоящую творческую деятельность, а
значит помочь самореализоваться в
жизни.
Заключение
По
утверждению американского писателя П.
Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит
в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
Решение проблемы творческого развития
дает возможность ребенку почувствовать
вкус успеха и обрести уверенность в
своих силах. Содержание работы позволяет
вносить современные изменения, которые
могут получить развитие в последующих
классах.
Каждый
педагог знает, что дети младшего школьного
возраста очень любят придумывать,
сочинять, фантазировать. При использовании
упражнений, развивающих воображение,
используется индивидуальный подход к
каждому ученику. Ведь творчество – это
именно то, без чего ребёнок не может
существовать, без чего не может в полной
мере развиваться его личность, его
индивидуальность, реализовываться его
потенциал. Задача учителя состоит в
том, чтобы направить свою творческую
мысль на поиск и применение таких приёмов
и методов педагогического воздействия,
которые опирались бы на наиболее сильные
стороны формирующейся личности
современных детей; на широкий круг их
знаний и интересов, на их неуемную
энергию, жизнерадостность, возросшую
самостоятельность и творческую
активность. Только при этих условиях
можно добиться желаемого результата и
управлять сложным и противоречивым
процессом становления развитой творческой
личности подрастающего поколения.
Итоги
проделанной работы можно представить
в виде таблицы:
Уровни
сформированности
творческой
активности
учащихся
|
Количество
детей
до
использования системы
творческих
заданий
|
Количество
детей
после
использования
творческих
заданий
|
Высокий
|
4
(16%)
|
10
(40%)
|
Недостаточно
высокий
|
4
(16%)
|
11
(44%)
|
Средний
|
12
(48%)
|
2
(8%)
|
Низкий
|
5
(20%)
|
2
(8%)
|
У
многих детей появилось положительное
отношение к заданиям творческого,
проблемно-поискового характера. Они
постепенно начали проявлять более
высокую степень самостоятельности;
научились задавать вопросы и находить
на них ответы, соразмышлять и сопереживать,
а также делать анализ прочитанного
текста; понимать чужие мысли, заключенные
в тексте; представлять картины,
нарисованные автором, и видеть, какими
языковыми средствами созданы эти
картины; чувствовать настроение автора,
находить для его передачи нужную
интонацию.
У
детей изменилось отношение к собственным
ошибкам и затруднениям, возникающим в
ходе творческой деятельности: они стали
восприниматься ими более спокойно;
возросло умение преодолевать трудности,
доводить начатую работу до конца. Более
ярко стала проявляться способность к
фантазированию и воображению при
выполнении работ творческого характера,
а также способность моделировать
нестандартные ситуации.
Таким
образом, разработанный методический
материал, а также примененные в нем
показатели сформированности творческой
активности, обобщенные требования к
системе творческих заданий и их виды
доказывают, что применение творческих
заданий на уроках литературного чтения
способствует развитию творческой
активности младших школьников. У учащихся
повышается интерес к языку, улучшается
внимание, память; формируется определенный
интерес к предмету, расширяется кругозор,
развивается речь, навыки общения,
творческое воображение, обогащается и
активизируется словарный запас,
развивается артистизм, пробуждается
интерес к чтению. У детей возникает
стремление самостоятельно добывать
новые знания, они испытывают потребность
в учебной деятельности.
Работу
необходимо продолжить с учащимися
класса и в последующие годы обучения.
Библиографический
список
Афонина
Р.Н. Развитие творческого мышления
учащихся в процессе выполнения
экспериментов. – Журнал «Начальная
школа», № 6, 2007.
Батюшков
Ф.Д. Творчество. / «Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона», 1901 .
Богоявленская
Психология творческих способностей.
– М.: Академия, 2002.
Винокурова
Н.К. Развитие творческих способностей
учащихся. – М: Педагогический поиск,
1999.
Воскобойников
В.М. Как определить и развить способности
ребенка. – СПб.: Респекс, 1996.
Все
о младшем школьнике: Книга для родителей
о том, как воспитывать и обучать детей
/ Под ред. чл.-кор. РАО, проф. Н.Ф.
Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Джанни
Родари Грамматика фантазии. – М.:
"Прогресс", 1978
Рапенкова
Т.В. Развитие воображения учащихся на
уроках русского языка. – Журнал
«Начальная школа», № 11, 2005.
Сухомлинский
В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение,
1984.
Интернет
Приложение
1
Примерное
тематическое планирование
уроков
литературного чтения
Класс
3
Учебник
Климанова
Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В.
Родная речь. 3 класс
Количество
часов всего 84 ч +19 ч (внеклассное чтение)
Количество
часов в неделю 3 ч
№
урока
|
Тема
урока
|
Цель
урока
|
Элементы
творческой
работы
|
I
четверть
(24 ч)
|
1-2
|
Рукописные
книги Древней Руси.
Первопечатник
Иван Федоров.
|
Познакомить
с различными произведения устного
народного творчества;
Учить
приводить примеры произведений
фольклора (пословицы, загадки, сказки)
|
Придумать
задание для одноклассников по изучаемому
материалу.
|
3
|
Устное
народное творчество.
|
Развивать
творческую инициативу, фантазию,
воображение, мышление.
|
1.
Придумать загадку про петуха по рифме:
поет – клюет, несет – встает,
поет
– зовет.
2.
Придумать загадку про какое-либо
растение.
3.
Конкурс загадок.
|
4
|
Устное
народное творчество. Русские народные
песни.
|
Развивать
творческую инициативу, фантазию,
воображение, мышление.
|
1.Подготовить
выразительное исполнение на выбор
русской народной песни.
2.Конкурс
на лучшее исполнение русской народной
песни.
|
5
|
Докучные
сказки.
|
Развивать
творческую инициативу, фантазию,
воображение, мышление.
|
2.
Придумать докучную сказку.
3.
Конкурс докучных сказок.
|
6
|
Первичное
чтение сказки «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение.
|
1.
Выразительное чтение сказки
2.
Подготовка к инсценированию
сказки:
девочки учат слова Аленушки,
мальчики
– Иванушки.
|
7
|
Инсценировка
сказки «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
|
Развивать
умение искать новые решения,
выразительность чтения, самостоятельность
мышления, исполнительность, творческое
воображение.
|
1.
Инсценировка сказки
2.
Нарисовать иллюстрацию к прочитанному
произведению. Подписать рисунок
словами из текста.
|
8
|
Первичное
чтение сказки «Иван-царевич и серый
волк»
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение.
|
«Словесное
рисование» с опорой на творческое
воображение
|
9
|
Выразительное
чтение сказки «Иван-царевич и серый
волк»
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Пересказ сказки «цепочкой»
2.
Выставка
рисунков на тему «Жар птица, приносящая
людям счастье»
|
10
|
Первичное
чтение сказки «Сивка-бурка».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение.
|
Составление
характеристик главных героев:
1)
Старик
2)
Братья
3)
Иван
|
11
|
Пересказ
сказки «Сивка-бурка».
|
Развивать
речь,
самостоятельность
мышления, творческое воображение.
|
Творческое
пересказывание, которое включает
передачу собственного индивидуального
мнения школьника
|
12
|
Обобщающий
урок по теме.
|
развивать
творческое воображение, речь,
любознательность, творческое мышление,
нешаблонный анализ, умение творчески
воспроизводить текст.
|
Задания
выполняются детьми по выбору.
1.
Нарисовать портрет любимого сказочного
персонажа.
2.
Подготовить устный рассказ о сказочном
персонаже, не называя его,
но
так, чтобы все дети догадались, о ком
идет речь.
3.
Письменный рассказ о герое в форме
его письма ребятам о себе по
данному
началу:
Здравствуйте,
ребята!
Давайте
познакомимся. Меня зовут …
Я
живу …
Я
люблю …
4.
Пересказ самого интересного эпизода
с участием любимого героя.
|
13
|
Ф.И.
Тютчев «Весенняя гроза».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Выступление учащегося с презентацией
«Ф.И. Тютчев»
2.
Выразительное чтение стихотворения.
3.
- Какие
чувства при чтении возникли у вас:
изумление, радость, восхищение,
сожаление, восторг?
-
Найдите в тексте слова, передающие
настроение автора;
-
Придумайте или подберите мелодию к
прочитанному произведению.
|
14
|
Ф.И.
Тютчев «Листья».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация 2 – 4 учащихся «Время года
– осень»
2.
Выразительное чтение стихотворения
3.
Описание своих чувств
|
15
|
А.А.
Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «А.А. Фет»
2.
Выразительное чтение стихотворения
3.
Иллюстрация к произведению
|
16
|
А.А.
Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Выразительное чтение стихотворения.
2.
- Какие
чувства при чтении возникли у вас:
изумление, радость, восхищение,
сожаление, восторг?
-
Придумайте или подберите мелодию к
прочитанному произведению.
|
17
|
И.С.
Никитин «Полно, степь моя, спать
беспробудно…», «Утро».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «И.С. Никитин»
2.
Выразительное чтение стихотворений
|
18
|
И.С.
Никитин «Встреча зимы».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Выразительное чтение стихотворения
2.
Описание своих чувств
|
19
|
И.З.
Суриков «Детство».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «И.З. Суриков»
2.
Выразительное чтение стихотворения
3.
Сочинить собственное стихотворение
«Детство»
|
20
|
И.З.
Суриков «Зима».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация 2 – 4 учащихся «Время года
– зима»
2.
Выставка рисунков «Зима»
|
21
|
А.С.
Пушкин. Стихи.
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «А.С. Пушкин»
2.
Конкурс стихов А.С. Пушкина
|
22
|
А.С.
Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение.
|
1.
Прослушивание аудио-сказки.
2.
Выразительное чтение «цепочкой»
|
23
|
А.С.
Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
|
Учить
планировать работу,
развивать
самостоятельность, инициативу,
воображение.
|
Создание
диафильма по группам (4 группы). Дети
выбирают лучшие работы (рисунки),
склеивают их в одну ленту и озвучивают
кадры.
|
24
|
И.А.
Крылов «Мартышка и очки».
|
Развивать
умение планировать работу, речь,
творческое мышление, воображение;
учить анализировать, сравнивать,
обобщать.
|
1.
Презентация учащегося «И.А. Крылов»
2.
«Живая картина». Один ученик
читает
вслух басню.
Другой
ученик, исполняющий роль мартышки,
мимикой и жестами
передают
услышанное.
|
II
четверть
(19 ч)
|
25
|
И.А.
Крылов «Зеркало и обезьяна», «Ворона
и лисица».
|
Развивать
умение планировать работу, речь,
творческое мышление, воображение;
учить анализировать, сравнивать,
обобщать.
|
1.
Рассказать о главном герое по плану.
2.
Проиллюстрировать самый смешной
эпизод басни.
|
26
|
М.Ю.
Лермонтов «Горные вершины…», «На
севере диком…»
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «М.Ю. Лермонтов»
2.
Выразительное чтение стихотворения
|
27
|
М.Ю.
Лермонтов «Утёс», «Осень».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
Конкурс
стихов
|
28
|
Детство
Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).
|
Развивать
умение искать но_
вые
решения, выразительность чтения,
самостоятельность мышления,
исполнительность, творческое
воображение.
|
1.
Презентация учащегося «Л.Н. Толстой»
2.
Написать мини-сочинение или стихотворение
на тему «Детство»
|
29
|
Л.Н.
Толстой «Акула».
|
Развивать
умение искать новые решения,
выразительность чтения, самостоятельность
мышления, исполнительность, творческое
воображение.
|
1.
Придумай задание для одноклассников
по изучаемому произведению;
2.
Творческое пересказывание, которое
включает передачу собственного
индивидуального мнения школьника
|
30
|
Л.Н.
Толстой «Прыжок».
|
Развивать
умение искать новые решения,
выразительность чтения, самостоятельность
мышления, исполнительность, творческое
воображение.
|
1.
Придумай свою концовку к произведению;
2.
Иллюстрирование произведения
|
31
|
Л.Н.
Толстой «Лев и собачка»
|
Развивать
умение искать новые решения,
выразительность чтения, самостоятельность
мышления, исполнительность, творческое
воображение.
|
1.
Выразительное чтение
2.
Инсценирование отрывка.
|
32
|
Л.Н.
Толстой «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из моря».
|
Развивать
умение искать новые решения,
выразительность чтения, самостоятельность
мышления, исполнительность, творческое
воображение.
|
1.
Выразительное чтение произведения
2.
Свое отношение к произведениям
|
33
|
Обобщающий
урок по теме «Великие русские писатели».
|
Развивать
творческое воображение, речь,
любознательность, творческое мышление,
нешаблонный анализ, умение творчески
воспроизводить текст.
|
Конкурс
рассказов «Мой любимый русский
писатель»
|
34
|
Н.А.
Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер
бушует над бором…». ИКТ
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «Н.А. Некрасов»
2.
Выразительное чтение
3.
Определить настроение автора
4.
Свое отношение к стихотворению.
|
35
|
Н.А.
Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
|
Развивать
умение искать новые решения,
выразительность чтения, самостоятельность
мышления, исполнительность, творческое
воображение.
|
1.
Коллективное составление диафильма.
2.
Озвучивание диафильма.
|
36
|
К.Д.
Бальмонт «Золотое слово».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
Выразительное
чтение стихотворения
|
37
|
И.А.
Бунин «Детство», «Полевые цветы».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «И.А. Бунин»
2.
Выразительное чтение стихотворения
|
38
|
И.А.
Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Какой человек способен быть защитником
природы?
2.
Что вас взволновало? О чём задумались?
3.
Сделать иллюстрацию к этому стихотворению.
4.
Найти или сочинить стихи о природе.
|
39
|
Развивающий
час («Поэтическая тетрадь»)
|
Выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
исполнительность, творческое
воображение.
|
Конкурс
рассказов и стихов собственного
сочинения.
|
40
|
Д.
Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго
зайца – длинные уши, косые глаза,
короткий хвост», «Присказка к
«Аленушкиным сказкам».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение.
|
1.
Выразительное чтение сказки
2.
«Живая картина».
|
41
|
В.Гаршин
«Лягушка-путешественница».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Пересказ от лица Лягушки-путешественницы
2.
Нарисовать иллюстрацию
|
42
|
В.Ф.
Одоевский «Мороз Иванович».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
Составление
рассказа по группам:
а)
рассказ о Морозе Ивановиче;
б)
рассказ о Рукодельнице;
в)
рассказ о Ленивице;
5.
Нарисовать иллюстрацию
|
43
|
Обобщающий
урок по первой части учебника.
|
Контроль
и оценка знаний учащихся.
|
Контрольная
работа.
|
III
четверть (21 ч)
|
44
|
М.
Горький «Случай с Евсейкой».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Охарактеризовать поступки героев.
|
45
|
К.Г.
Паустовский «Растрепанный воробей».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Найдите в сказке слова, которые помогают
понять, что все явления окружающего
мира – дом, сад за окнами, каменный
лев у ворот, зима – в этом произведении
одушевляются.
2.
Прочитать II часть сказки – до слов
«Должно быть, ворона воровала…»,
выбрать наиболее интересный эпизод
и сделать к нему иллюстрацию.
|
46
|
А.
Куприн «Слон».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Закончите предложения:
Сегодня
на уроке я узнал..
Мне
показалось
интересным
….
Меня
удивило…..
Я
хочу похвалить …., за ……
2.
Подготовьте пересказ.
1
гр. – пересказ от имени Нади.
2
гр. – пересказ от имени Слона.
3
гр. – пересказ от имени отца.
4
гр. – пересказ от имени хозяина зверинца
|
47
|
Урок
– викторина «С миру по нитке» (русские
народные загадки)
|
Развивать
творческую инициативу, фантазию,
воображение, мышление.
|
1.
Придумать загадки о животных.
2.
Придумать загадку о растениях.
3.
Конкурс загадок.
|
48
|
Саша
Черный «Что ты тискаешь утенка?..»,
«Воробей».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Выразительное чтение стихотворений.
2.
Придумать стих о каком-либо животном.
|
49
|
Саша
Черный «Слон».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Рассмотрите иллюстрацию. Найдите в
тексте строки, которые подходят к
рисунку
2.
Конкурс стихов (учащиеся заучивают
понравившееся стихотворение Саши
Черного)
|
50
|
А.
Блок «Ветхая избушка», «Сны».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «А. блок»
2.
Выразительное чтение стихотворения
|
51
|
А.
Блок «Ворона».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Выразительное чтение стихотворения.
2.
«Живая картина»
|
52
|
С.Есенин
«Черемуха».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
выразительное чтение стихотворения.
2.
Какое настроение автора вы почувствовали:
ликующее, восторженное, шутливое,
печальное, веселое, праздничное,
радостное, спокойное, мечтательное,
грустное? Обоснуйте свой выбор.
3.
Словесное рисование
4.
Конкурс рисунков «Весна»
|
53
|
Урок-викторина
«Поэтическое буриме»
|
Развивать
творческую инициативу, фантазию,
воображение, мышление.
|
Составление
стихов на заданную рифму.
|
54
|
М.
Пришвин «Моя Родина».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Работа в группах: Текст для 1 группы:
Пришвин
родился в имении Хрущево Елецкого
уезда Орловской губернии (теперь
Орловская область), провел здесь свое
детство. Среди громадного сада с
тополевой, ясеневой, березовой, еловой
и липовой аллеями стоял старинный
деревянный дом. Это было настоящее
дворянское гнездо. Жилось в семье
трудно – мать осталась вдовой с 5
детьми. Семья была вынуждена уехать
в Германию. Там он окончил университет,
стал агрономом. Он собирался заниматься
наукой, но к 30 годам решил стать
писателем.Вопрос:
- Что узнали о жизни Пришвина? Текст
для 2 группы:
Очень часто в произведениях Пришвина
читатели встречаются с собаками. Все
собаки, о которых рассказывает писатель,
были «лично известны» автору –
принадлежали ему самому или его
друзьям. Он очень любил этих животных
и даже немного завидовал их «нюхательному
аппарату»: «Вот если бы мне такой
аппарат, вот побежал бы я на ветерок
по цветущей красной вырубке и ловил
бы и ловил интересные мне запахи».
Вопрос:-
Каких животных особенно любил автор,
и чему зави довал Пришвин?
2.
Чтение цепочкой. Обмен впечатлениями.
|
55
|
И.
Соколов-Микитов «Листопадничек».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Выразительное чтение с комментированием.
2.
Придумать продолжение этой истории
|
56
|
В.И.
Белов «Малька провинилась».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Пересказ самого интересного эпизода
с участием любимого героя.
2.
Иллюстрация произведения
|
57
|
В.И.
Белов «Еще раз про Мальку».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Прочитать
соответственно выражению:
-
Сиди! – осадила ее Лидия. – Сиди, никто
не возьмет твоих шаромыжников! Кому
они нужны…
2.
Решение проблем: 1-ая группа: В чём
провинилась Малька? За что её ругала
Лидия ? 2-ая группа:
Как
вы считаете – правильно ли поступила
Лидия, раздав щенят? 3-ая группа: Как
вы понимаете слова “материнская
верность собаки”? Покажите на примере.
3.
Дать характеристику героине, дать
характеристику людям, которые принимают
участие в судьбе Мальки
Составить
свой собственный рассказ о Мальке.
Нарисовать понравившийся эпизод из
жизни собачки
|
58
|
В.В.
Бианки «Мышонок Пик».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
Пересказ
самого интересного эпизода с участием
любимого героя.
|
59
|
Б.С.
Житков «Про обезьянку».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Придумать свой конец истории.
2.
Нарисовать понравившийся эпизод
|
60
|
В.Л.
Дуров «Наша Жучка».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
Почему? Какой эпизод для вас показался
самым напряженным?
2.Найдите
в тексте слова, которые подтверждают
добро.
3.
Пересказ с высказыванием своего
мнения.
|
61
|
В.П.
Астафьев «Капалуха».
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Составление плана
2.
Придумайте другой конец этому рассказу
|
62
|
Урок-конференция
«Земля – наш дом родной».
|
Развивать
фантазию, воображение, учить передавать
личностные чувства и переживания.
|
Конкурс
сочинений «За что наша планета может
сказать тебе спасибо?»
|
63
|
В.Ю.
Драгунский «Он живой и светится»
|
Учить
планировать свою работу, развивать
речь,
выразительность
чтения, самостоятельность мышления,
творческое воображение
|
1.
Составление плана
2.
Пересказ цепочкой
|
64
|
Обобщающий
урок по изученному в 3 четверти.
|
Контроль
и оценка знаний учащихся.
|
Контрольная
работа.
|
IV
четверть (20 ч)
|
65
|
С.Я.
Маршак «Гроза днём».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «С.Я. Маршак»
2.
Выразительное чтение
3.
Приметы весны в городе.
|
66
|
С.Я.
Маршак «В лесу над росистой поляной».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Выразительное чтение
2.
Придумать свой стих о природе.
3.
Иллюстрация к стихотворению.
|
67
|
А.
Барто «Разлука», «В театре».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «А.Л. Барто»
2.
Выразительное чтение
3.
Мини-сочинение «Чтобы я сделал для
мамы» или «Поведение в театре»
|
68
|
С.В.
Михалков «Если».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Выразительное чтение
2.
Составить и записать рассказ «Если»
|
69
|
Е.
Благинина «Кукушка», «Котенок».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Выразительное чтение
2.
Словесное рисование
|
70
|
Урок-игра
«Поймай словечко»
|
Развивать
творческую инициативу, фантазию,
воображение, мышление.
|
Групповая
игра. Группа ребят (5 человек) перекидывают
друг другу мягкую игрушку: бросающий
произносит любой слог, ловящий
заканчивает слово.
|
71
|
Б.
Шергин «Собирай по ягодке – наберешь
кузовок».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Объяснение смысла пословиц.
2.
Деление текста на части.
3.
Пересказ «по цепочке»
|
72
|
А.П.
Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Закончи рассказ
2.
Личное отношение к произведению.
|
73
|
М.
Зощенко «Золотые слова».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
Записать
случай из своей жизни, когда родились
слова, ставшие золотыми и как они стали
для вас стали золотыми.
|
74
|
М.
Зощенко «Великие путешественники».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
Создание
диафильма. Дети выбирают лучшие работы
(рисунки), склеивают их в одну ленту и
озвучивают
кадры.
|
75
|
Н.
Носов «Федина задача».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Презентация учащегося «Н.Носов»
2.
Инсценирование так, чтобы слушающим
было смешно, весело. Необходимо своим
голосом, интонацией показать главных
героев.
|
76
|
Н.
Носов «Телефон».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
Инсценирование
произведения
|
77
|
В.Ю.
Драгунский «Друг детства».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Подобрать пословицу к произведению.
2.
Придумать рассказ или стихотворение
о своем друге.
|
78
|
Ю.
Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Выразительное чтение по ролям
2.
Нарисовать
иллюстрацию к про
читанному.
Подписать рисунок
словами
из текста.
|
79
|
Г.Остер
«Вредные советы».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
Конкурс
стихов «Вредный совет»
|
80
|
Г.Остер
«Как получаются легенды».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
Придумать
легенду.
|
81
|
Р.
Сеф «Веселые стихи».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Придумать веселый стих.
2.
Нарисовать иллюстрацию к своему
произведению.
|
82
|
Мифы
Древней Греции.
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
Подготовить
выразительный пересказ понравившейся
легенды.
|
83
|
Г.Х.
Андерсен «Гадкий утенок».
|
Учить
выразительности чтения, развивать
инициативу, фантазию, творческое
воображение, языковую инициативу.
|
1.
Рассказать о главном герое по плану.
2.
Составить план сказки.
3.
Творческий пересказ от имени утенка.
4.
Проиллюстрировать понравившийся
эпизод сказки.
|
84
|
Обобщающий
урок за курс 3 класса.
|
Контроль
и оценка знаний учащихся.
|
Контрольная
работа.
|