Методическая разработка "Системы счисления с произвольным основанием" для 10-11 кл.
Павлова Марина Владимировна
МОУ Гимназия №4, г. Можайск, МО,
учитель информатики
Системы счисления с произвольным основанием.
Теоретические сведения по этой теме.
Система счисления с основанием N использует N цифр для записи числа:
0, 1,2,3,….N-1
Старшая цифра в системе счисления с основанием N равна N-1.
Любое десятичное число D можно разложить по степеням основания N:
D = аkNk +ak-1Nk-1 + … +a2N2 +a1N1 +a0N0 = аkak-1…a2a1a0 (1)
Где ai – цифры системы счисления с основанием N; аkak-1…a2a1a0 – число в системе счисления с основанием N.
Как видно из записи (1) число в системе счисления с основанием N составляется из множителей при степенях основания N.
Перевод десятичного числа в число системы счисления с основанием N осуществляется методом деления.
Обратный перевод осуществляется разложением по степеням.
Разберем примеры типовых задач из демонстрационных вариантов ЕГЭ.
Пример 1.
Переведите число 75 в двоичную систему счисления.
Решение:
рассмотрим перевод числа с помощью метода деления нацело и записи остатков.
Алгоритм перевода
1. Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых
частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не
получится частное, меньше делителя.
2. Полученные остатки, являющие цифрами числа в новой системе
счисления, привести в соответствие с алфавитом в новой системе
счисления.
3. Искомое число составляется из последнего частного и остатков, записанных в обратном порядке от последнего к первому.
Применим алгоритм к заданному числу 75 и основанию 2.
Рис.1
В данной задаче искомое число: 10010112.
Ответ: 10010112
На рис.1 показан перевод десятичного числа 75 соответственно в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. 7510 =1138, 7510 = 4В16.
Пример 2
Переведите число 101,012 из двоичной системы счисления в десятичную.
Решение:
используем метод разложения по степеням.
Определяем разряд каждой цифры, входящей в запись числа. Разряды нумеруются справа налево, начиная с нуля.
Номер разряда соответствует степени основания в разложении.
Для нашего примера преобразование из двоичной системы счисления в десятичную выполняем по следующему правилу: записываем двоичное число в развёрнутой форме и вычисляем его значение. Числа в двоичной системе в развёрнутой форме записываются в виде суммы ряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которого выступают цифры 0 или 1.
10,11 2 =1*21+0*2 0+1*2 −1 +1*2 −2 =1*2+0*1+1*0,5+1*0,25=2,7510
Ответ: 2,7510
Пример 3 (1-й тип задач)
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 12 записывается в виде 110.Укажите это основание.
Решение:
Обозначим через х неизвестное основание.
Составим уравнение:
110х =1*х2 + 1*х1 +0*х0;
С другой стороны:
1*х2 + 1*х1 +0*х0 =1210;
1*х2 + 1*х1 =12;
х2 + х1 =12;
х2 + х1 -12 =0;
Решим полученное квадратное уравнение относительно переменной х;
Получим натуральный корень х1 = 3;
Второй корень: х2 = -4 (не подходит, т.к. основание системы счисления, по определению, натуральное число большее единицы).
Проверим полученный ответ подстановкой:
9+3-12=0.
Ответ: 3.
Существует еще другой вариант решения, основанный на простом подборе. Пусть наше число имеет основание х, тогда оно записывается в виде 110х =1*х2 + 1*х1 +0*х0. Будем подставлять в качестве основания различные натуральные числа, начиная с 2. При х=2 получим 1102 =610, при х=3 получим 1103 =1210, то есть искомое решение. Ясно, что при х >3 мы будем получать большие числа, например, при х=4 получим 1104 =2010.
Ответ: 3.
Пример 4 (2-й тип задач)
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 22 оканчивается на 4.
Решение:
Поскольку число в некоторой системе счисления оканчивается на 4, следовательно, основание искомой системы счисления должно быть больше 4.
Обозначим за Х искомое основание системы счисления.
Обратимся к алгоритму перевода десятичного числа в другую систему счисления. В этом алгоритме последняя цифра в записи числа в новой системе счисления получается как остаток от деления исходного числа на основание.
Значит, исходная задача сводится к тому, чтобы найти все натуральные числа, для которых остаток от деления 22/ Х будет равен 4. Этот можно записать в виде:
(22 - 4) = А*Х,
где А – результат деления нацело числа 22.
Преобразуем выражение:
18 = А*Х.
Задача сводится к тому, чтобы найти делители числа 18, большие 4.
Выпишем все делители числа 18:
1, 2, 3,6, 9, 18. Из этих делителей подходят числа 6, 9,18.
Проверим свой ответ тем, что запишем число 22 в указанных системах счисления.
2210=346, 2210=249, 2210=1418.
Ответ: 6, 9, 18.
Пример 5 (3-й тип задач)
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 50, запись которых в системе счисления с основанием 6 оканчивается на12.
Решение:
Переведем заданное десятичное число в систему счисления с основанием 6.
Найдем все числа в указанной системе счисления меньшие, чем полученное число, и оканчивающее на требуемые цифры.
Получим: 5010 =1226
Теперь задача сводится к тому, чтобы найти все числа шестнадцатеричной системы счисления, оканчивающихся на 12. Это будут числа126 и 1126.
Сделаем обратный перевод этих чисел в десятичную систему счисления;
126 = 1*61 + 2*60 = 810;
1126 = 1*62 +1*61 +2*60 = 4410.
Ответ: 8, 44.
Задания для самостоятельного решения.
Переведите число 123 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную.
Переведите число ВЕ из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Переведите число СА из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Как будет выглядеть число 658 в десятичной системе счисления?
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число
38 записывается в виде 102. Укажите это основание.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число
43 записывается в виде 133. Укажите это основание.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 21 записывается в виде 111. Укажите это основание.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 10 записывается в виде 101. Укажите это основание.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 17 записывается в виде 101. Укажите это основание.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 49 записывается в виде 100. Укажите это основание.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 4.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 33 оканчивается на 1.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 41 оканчивается на 6.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 36 оканчивается на 4.
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 60, запись которых в системе счисления с основанием 6 оканчивается на 11.
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 76, запись которых в системе счисления с основанием 8 оканчивается на 14.
Список используемой литературы:
ЕГЭ. Информатика. Раздаточный материал тренировочных тестов / И.Ю.Гусева. – СПб. : Тригон, 2008;
Единый государственный экзамен 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Под редакцией В.Р. Лещинера/ ФИПИ. –М.: Интеллект – Центр, 2009;
1С: Репетитор «Сдаем Единый экзамен 2010»;
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ 2011. Типовые задачи / Под ред.
проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2011.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлова Марина Владимировна
→ klonn 08.08.2011 6 5435 1052 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.