Слайд 1
Измерение информации
Презентация к уроку
систематизации и
обобщения
Автор: учитель информатики высшей категории МБОУ
«СОШ №9 г. Вязники, Владимирской области»
Воробьева Людмила Васильевна
Учитель информатики МБОУ «СОШ№9» г. Вязники, Владимирской области
План урока
Предметная тема: Измерение информационного объема текстовых, графических и звуковых сообщений.
10 класс. Класс неоднородный по способностям и наклонностям к творческой и продуктивной деятельности. Можно назвать ленивым, т.к. имеет большой неразвитый творческий потенциал. Не все ученики изучали тему «Измерение информации» в 8 классе, т.к. класс сборный из разных школ.
Тип урока. Обобщение и систематизация.
Лозунг. «Не боги горшки обжигают».
Образовательные цели урока : Создать условия для повторения и систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Предметные: Способствовать запоминанию формулы Хартли как ориентира для понимания количественной характеристики различных видов информации. Способствовать осознанию основного материала о кодировании информации и представлении информации в цифровом виде. Способствовать формированию представления о физической сущности информационных процессов в ПК. Способствовать пониманию зависимости между количеством информации и способом кодирования с определенной длиной кода и количеством используемых для кодирования символов.
Метапредметные: Способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений. Подготовка к решению разнотипных задач в условиях ограниченного времени. Умение отобрать справочный материал, подобрать формулы для получения результата.
Регулятивные: Умение самостоятельно распределить свое время на этапы при работе с трудными задачами.
Личностные: ориентация на наивысшие ценности, труд, познание, общение. Показать, что взаимосвязь деятельности ученика, его интересов и знаний, их взаимодополняемость - условие успешного обучения.
Предполагаемые цели учащихся.
Предметные. Осознать возможности измерения информационного объема различных видов информации универсальным способом по формуле Хартли.
Метапредметные: Научиться умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления. Подготовиться к решению разнотипных задач в условиях ограниченного времени. Развить умение отобрать справочный материал, подобрать формулы для получения результата.
Личностные: использовать личный потенциал для получения новых знаний и способов деятельности.
Оборудование и материалы к уроку. Компьютер на ученическом месте с выходом в Интернет для получения и выбора учеником материала к решению поставленной задачи. Материал находится на сайте учителя и имеет свободный доступ на время проведения урока и подготовки домашнего задания.
Листы с задачами. Листы для рефлексии по уроку.
Компьютер и проектор, через который учитель иллюстрирует свое выступление. Презентация для урока.
Открытое задание ученикам с целью создания продукции учащимися: Задачи на листах по разным видам информации с разным коэффициентом трудности, неизвестным заранее ученику.
Форма демонстрации образовательной продукции: Презентация.
Форма рефлексивной деятельности как итог урока. Лист раздатка.
Формы контроля и оценки результатов урока. Сверка решения с образцом. Взаимопроверка по парам. Фиксация процесса и результата решения задач в тетради для проверки учителем.
Задания на дом. записано на доске и в презентации по уроку на сайте.§ 18 учебника. Прочитать. Решить из списка задач задачи по выбору на все виды информации. Задачи и материал на сайте учителя.
Дополнительный материал. § 28 учебника. Задачи из ЕГЭ и ГИА.
1. Оргмомент. Приветствие, создание позитивной психологической обстановки.
2. Целеполагание и мотивация. Научиться решать задачи на измерение информационного объема сообщений, представленных в различных формах – текстовой, графической, звуковой.
3. Актуализация. Совместная работа учителя и учеников. Учитель показывает материнскую плату ПК и задает вопросы о том, в каком виде должны быть любые виды информации для однообразного прохождения по каналам обмена. Почему это возможно? Измерение информации необходимо для определения трафика в Интернет и его оплаты, а так же определения информационного объема различных носителей информации при их выборе. Как его определить?
Учитель показывает презентацию и задает ученикам наводящие вопросы, определяя уровень обученности по предыдущим темам. Напоминание о числовой, текстовой, графической и звуковой информации и способах кодирования. Каждый раз демонстрируется формула Хартли с акцентом на ее элементы и учетом уровня знаний школьников.
Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях. В презентации есть задачи с разбором и вопросы по элементам формулы. Систематизация и обобщение. Сочетание рассказа учителя и наглядности, подтверждающее основную информацию. Прочтение учебного текста.
Беседа с использование вопросов типа: Каковы взаимосвязи между информационным весом символа в тексте, глубиной цвета в графике, глубиной звука в звуковой информации? Какова зависимость между информационным весом символа , количеством символов в тексте и общим информационным объемом сообщения? Как зависит информационный вес одного символа от мощности языка кодирования? Решение познавательной задачи.
Проверка уровня обученности. Даются задачи для самостоятельного решения разного уровня сложности. Задачи по шаблону и задачи на сравнения. Наиболее трудные задачи из ЕГЭ, задача на измерение информационного объема документа при сканировании.
7. Информация о домашнем задании. Даются ряд задач типовых, повышенного уровня из ЕГЭ и простые и сложные тесты, которые можно взять с сайта учителя или из других ЦОР по указанному адресу. Для систематизации и закрепления знаний по теме ученику со средним и низким уровнем обученности предлагается написать эссе на тему.
Продвинутым ученикам с высоким уровнем обученнности самостоятельно по учебнику предлагается разобрать «Вероятностный подход к измерению» и решить задачи.
Рефлексия (подведение итогов). Учащиеся сдают записи решений задач на проверку и заполняют листок Рефлексии своей деятельности по уроку.
Диагностика урока
Предметные цели достигнуты, если более 50% учащихся решили задачи на 4 и 5. В случае неудовлетворительного решения учитель проводит дополнительную консультацию и рекомендует ознакомится и решить ряд задач по темам «Универсальность двоичного кодирования», «Алфавитный подход к измерению информации»,«Графика», «Звук». Презентации на эти темы есть
на сайте учителя Vl-9.ucoz.ru. ;
авторская мастерская учителя Л.Л.Босовой metodist.lbz.ru
Метапредметные целиопределяются путем наблюдения за деятельностью учащихся на уроке, их самостоятельностью в работе и активностью в диалоге с учителем.
Достижение воспитательных целей определяется, как правило, в процессе наблюдения за уровнем гуманистических отношений, которые складываются между одноклассниками и между участниками педагогического процесса. Сделать вывод о нормальном уровне гуманистических отношений учитель может, если: 1) в классе доброжелательные межличностные отношения и каждого ученика принимают в коллективе; 2) в классе складываются нравственные отношения, не унижается достоинство учителя и учащихся, ценятся доброта и отзывчивость; 3) школьники ориентируются на высокие результаты в учебе, с уважением относятся к людям с развитым интеллектом; 4) у школьников проявляется потребность позитивно проявить себя, а в коллективе есть возможность для самореализации детей, как на учебном занятии, так и во внеклассной работе; 5) ученик и учитель, взаимодействуя, чувствуют себя комфортно; 6) учитель справедливо относится к ученикам,
Рефлексия своей деятельности по уроку:
• Какие чувства и ощущения возникли у меня в ходе работы на уроке?
___________________________________________________________________
• Каков мой главный результат урока, благодаря чему он достигнут?
___________________________________________________________________
• Какие трудности встретились, и как я их преодолевал (собираюсь преодолевать)?
_____________________________________________________________________
• Сформулируйте пожелания: а) себе, б) одноклассникам, в) учителю.
Автор: Людмила Васильевна Воробьева
→ Mars0063 18.12.2012 0 5156 710 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.