Урок русского языка "Предложение. Составление схем предложений и предложений по схеме" для 2 класса
Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100». В данном уроке использованы разнообразные виды заданий, которые направлены на формирование универсальных учебных действий.
Тема. Предложение. Составление схем предложений и предложений по схемам.
Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель: формирование умений составлять схемы предложений и конструировать предложения с опорой на схему.
Задачи:
1. Содействовать совершенствованию умения анализировать предложения (по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов).
2. Создать условия для развития внимания, мышления через анализ группы слов, предложений. Развивать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
3. Воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
Ход урока
I. Орг. момент
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд №2)
«Ученье без уменья
не польза, а беда»
Как вы понимаете данное высказывание?
Вы с ним согласны?
Урок русского языка. О чем пойдет речь сегодня на уроке, я думаю, чуть позже вы скажите сами. А вот с чего мы начнем, догадайтесь.
II. Актуализация знаний.
1. Упражнение, предусматривающее выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.
Учитель. Внимательно рассмотрите данную запись. (Слайд №3) Определите принцип, по которому составлено слово в скобках. По такому же принципу составьте слово из слов второй строчки.
ВОЛК (ВОЛГА) ГАДЮКА
СЛОН ? ВОРОНА
Ответ: слово
2. Работа в группах
Учитель. Именно слова помогут узнать тему сегодняшнего урока.
У каждого ребенка в группе вырезка из газеты, на которой записано словосочетание, и только у одного ребенка в группе вырезка с предложением. Объединившись в группы, ученики должны найти лишнюю вырезку (предложение) и объяснить свой выбор.
Например: натяжные потолки, карточки с рецептами, болит спина, комфортное пищеварение, домашняя аптечка и т.п.
Учитель. О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Что такое предложение?
Чего не хватает в ваших предложениях? (знаков препинаний)
Поставьте знаки препинания в конце этих предложений (. ? !)
Что объединяет эти предложения? (нераспространенные)
Распространите их и составьте схемы получившихся предложений.
Какими бывают предложения по цели высказывания?
III. Применение знаний.
1. Тест «Виды предложений по цели высказывания»
Учитель. Определите вид предложения по цели высказывания (работа с карточками)
Учитель. Прежде чем мы узнаем о том, как вы справились с этим заданием, предлагаю выполнить следующее:
Найдите и запишите в тетрадь предложение, которое соответствует схеме (Слайд №4)
Проверка теста (Слайд №5)
Учитель. Расположите буквы правильных ответов внизу таблицы.
Ответ: векша.
2. Проблема.
Учитель. Составьте предложение с этим словом
Почему не можете этого сделать? (не знают лексического значения этого слова).
Чем вы можете воспользоваться для определения лексического значения слова?
Какой словарь помогает определить лексическое значение слова? (Слайды №6- 11)
3. Работа со словарями (Толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова).
«… я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми.», написал К.Паустовский в своем произведении «Поэзия дождя».
Учитель. Только тогда, когда мы знаем значение слова, мы можем правильно употреблять его в речи.
Группа, у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия».
ВЕКША ж. вокша ниж. лесной зверек (Толковый словарь Даля)
Знакомство с другими электронными словарями
Учитель. Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово. (Слайд №12)
4. Работа в парах.
Учитель. Перед тем, как начнем конструировать предложения, предлагаю повторить основные понятия, которые нам пригодятся. Достаньте содержимое конвертов. Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова. Дайте название каждой группе.
Имя существительное Подлежащее Определение
Сказуемое Обстоятельство Имя прилагательное
Глагол Предлог Союз
Местоимение Дополнение Наречие
Проверка слайд №13
Ответ:
ЧАСТИ РЕЧИ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5. Подбор ключевых слов. Словарно-орфографическая работа.
Учитель. Какие части речи вам могут пригодиться для составления предложений со словом ВЕКША?
Имена существительные Имена прил. Глаголы Наречия
Ученики предлагают свои слова к каждой группе и объясняют их написание.
Например:
гнездо быстрая прыгает быстро
дерево рыжая перелетает ловко
грибы ручная собирает бесстрашно
гайно маленькая пряталась
проворная запасает
6. Составление предложений по схеме. (Слайд №14)
Учитель. Какая часть речи вам будет необходима для связи слов в предложении? (предлог)
7. Проверка.
IV. Итог
Рефлексия (Слайд №15)
Сегодня на уроке
Я не знал (а)… Теперь я знаю…
Мне было трудно
Теперь я могу…
Мне было легко, потому что…
Мне захотелось…
Домашнее задание.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Люлькова Светлана Петровна
→ завкаф 17.09.2011 6 155984 3333 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.