Рабочая программа по информатике для УСПО, групп 1 курса


23


Государственное областное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

МУРМАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ им. Н.Е. МОМОТА

Автор: Борисова Екатерина Сергеевна

Место работы: ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е.Момота»

Должность: преподаватель физики, информатики

Рабочая программа по информатики для УCПО







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА







Дисциплины ИНФОРМАТИКА




Для специальности 260502 - Технология продукции

общественного питания










Регистрационный №_________








2008


ОДОБРЕНА


методической комиссией

естественнонаучного цикла

Составлена в соответствии с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников по специальности:

260502 технология продукции общественного питания


Протокол №______от __ ________200_ г.


Председатель И.А. Егорова

Заместитель директора по ОД

______________Н.А. Кожухарь

«____» _____________________ 200_ г.

«____» ________________ 200_ г.
































Автор: Борисова Е.С.


Рецензенты: ____________________________________________________________


_______________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Информатика» является общеобразовательным курсом базового уровня. Планирование курса в соответствие с учебным планом рассчитано на 149 часов: 39 часов теоретических занятий, 78 часов – практических занятий, 32 часа – самостоятельная работа студентов.

Данный учебный курс осваивается студентами на 1 курсе после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

Данная программа составлена на основе программы Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

  1. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. / Угринович Н.Д.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  2. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. / Угринович Н.Д. и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Изучение дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Общая характеристика учебного предмета


Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо обучающимся как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.


Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе (8 – 9 кл.):

  • Линию информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию алгоритмизации и программирования (понятие алгоритма, основные алгоритмические структуры, основы объектно-ориентированного программирования)

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедиа технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)


Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».


Приоритетной задачей курса информатики является освоение информационных технологий решения задач. Информационные технологии рассматриваются с позиций системного подхода.


При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представление данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.


Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства при последующем изучении курса);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.



Разделы курса «Информатика»

Раздел 1. Информация и информационные процессы.

Раздел 2. Компьютер и программное обеспечение.

Раздел 3. Информационные технологии.

Раздел 4. Информационные модели.

Раздел 5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.

Раздел 6. Алгоритмизация и программирование.

Раздел 7. Коммуникационные технологии.

Раздел 8. Основы социальной информатики.


Требования к уровню подготовки студентов

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Эффективной организации индивидуального информационного пространства.

2. Автоматизации коммуникационной деятельности.

3. Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Разделы и темы

Макс. учебная нагрузка обучающихся, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов

Всего

В том числе практи-ческих занятий

1

2

3

4

5

6

Раздел 1

Информация и информационные процессы.

12

10

8

2

Тема 1.1

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером. Понятия информации и информационных процессов.

2

2



Тема 1.2

Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный и вероятностный подход к определению количества информации.

2

2

2


Тема 1.3

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

4

2

2

2

Тема 1.4

Кодирование информации.

4

4

4


Раздел 2

Компьютер и программное обеспечение.

14

10

6

4

Тема 2.1

Магистрально-модульный принцип построения ПК. Аппаратная реализация ПК.

4

2


2

Тема 2.2

ОС: назначение и состав. Загрузка ОС. Программная обработка данных. Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.

6

6

4


Тема 2.3

Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

4

2

2

2

Раздел 3

Информационные технологии.

38

36

24

2

Тема 3.1

Технология создания и обработки графической информации. Виды компьютерной графики. Типы графических файлов.

8

8

6


Тема 3.2

Технология создания и обработки текстовой информации.

Средства обработки текстовой информации. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов.

10

8

6

2

Тема 3.3

Гипертекст. Автоматизация ввода информации. Системы автоматического распознавания текстов. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

4

4

2


Тема 3.4

Технология создания и обработки числовой информации. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки.

4

4

2


Тема 3.5

Встроенные математические, статистические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

6

6

4


Тема 3.6

Компьютерные презентации

6

6

4



Контрольная работа

1

1



Итого (1 семестр)

65

57

38

8


1

2

3

4

5

6

Раздел 4

Информационные модели.

14

10

6

4

Тема 4.1

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании.

2

2



Тема 4.2

Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели.

12

8

6

4

Раздел 5

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.

16

14

8

2

Тема 5.1

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

2

2



Тема 5.2

Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)

6

6

4


Тема 5.3

Реляционные БД. Связывание таблиц в многотабличных БД. Поиск и сортировка данных.

8

6

4

2

Раздел 6

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

32

24

18

8

Тема 6.1

Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур.

4

2


2

Тема 6.2

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Классы объектов, экземпляры класса и семейства объектов. Объекты: свойства, методы, события. Графический интерфейс и событийные процедуры. Форма и размещение на ней управляющих элементов.

6

6

4


Тема 6.3

Типы переменных. Арифметические, строковые и логические выражения. Выполнение программ компьютером.

4

2

2

2

Тема 6.4

Функции и процедуры. Модульный принцип построения проекта и программного кода.

10

8

6

2

Тема 6.5

Массивы. Задание массивов. Поиск и сортировка в массивах.

8

6

6

2

Раздел 7

Коммуникационные технологии.

16

8

6

8

Тема 7.1

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

4

2

2

Тема 7.2

WWW. Электронная почта и телеконференции. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете.

4



4

Тема 7.3

Основы HTML. Разработка Web-сайта.

8

6

6

2

Раздел 8

Основы социальной информатики.

4

2


2

Тема 8.1

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

4

2


2


Итоговый контроль знаний и умений - зачет

2

2

2



ИТОГО

149

117

78

32

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Информация и информационные процессы (10 час.).

Тема 1.1. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером. Понятия информации и информационных процессов.


Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером.

Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации (понятность, полезность, достоверность, актуальность, точность, полнота). Информационные процессы.


Обучающиеся должны знать:

- технику безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером;

- основные подходы к определению понятия «информация»;

- свойства информации;

- понятие информационных процессов.

Обучающиеся должны уметь:

- соблюдать технику безопасности при работе с компьютером;

- оценивать свойства информации.


Тема 1.2. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний Алфавитный и вероятностный подход к определению количества информации. подход к определению количества информации.


Информация и знания. Уменьшение неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб). Формула, связывающая количество возможных событий и количество информации (N=2I). Алфавит. Алфавитный подход к определению количества информации. Вероятностный подход к определению количества информации.


Практическая работа 1. Определение количества информации (2 часа).

Решение задач на определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний; задания на перевод одних единиц измерения информации в другие. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного подхода.


Обучающиеся должны знать:

- определение бита с позиции содержания сообщения;

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб.

- сущность алфавитного и вероятностного подхода к определению количества информации.


Обучающиеся должны уметь:

- решать задачи на определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний;

- переводить одни единицы измерения информации в другие.

- решать задачи на определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного подхода.


Тема 1.3. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Система счисления. Позиционная система счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления (перевод чисел в десятичную систему счисления; перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную; перевод чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему и обратно). Арифметические операции в позиционных системах счисления (на примере двоичной системы). Компьютерное представление чисел. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.


На самостоятельное изучение: Арифметические операции в позиционных системах счисления (п.2.8, Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов)

Практическая работа 2. Запись чисел в различных системах счисления (2 часа).

Запись чисел в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Обучающиеся должны знать:

- понятие системы счисления, позиционные и непозиционные системы счисления;

- алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления;

- алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления;

- алгоритм перевода чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему и обратно;

- каким образом целые и вещественные числа представляются в компьютере.


Обучающиеся должны уметь:

- решать задачи на перевод чисел из одной системы счисления в другую;

- выполнять арифметические действия над числами, записанными в двоичной системе счисления.


Тема 1.4. Кодирование информации

Представление информации. Кодирование и декодирование информации. Двоичное кодирование информации в компьютере. Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Представление звуковой информации.


Практическая работа 3. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации (2 часа).

Выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации.


Обучающиеся должны знать:

- понятия «представление информации», «кодирование информации», «декодирование информации»;

- способы представления текстовой, графической и звуковой информации в компьютере.


Обучающиеся должны уметь:

- решать задачи на кодирование текстовой, графической и звуковой информации.


Контроль знаний и умений (2 часа)


Теоретическая часть – тестирование.

Практическая часть – решение задач.


РАЗДЕЛ 2. Компьютер и программное обеспечение (10 час.)

Тема 2.1. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Аппаратная реализация ПК.

Магистрально-модульный принцип построения ПК. Принцип открытой архитектуры ПК. Магистраль (шина данных, шина адресов, шина управления). Процессор, его характеристики. Виды памяти. Устройства ввода-вывода. Выбор конфигурации ПК в зависимости от его назначения.

На самостоятельное изучение:

Внешняя (долговременная) память (п.1.2.2),

Устройства ввода информации (п.1.2.3),

Устройства вывода информации (п.1.2.4) (2 часа)

Обучающиеся должны знать:

- понятие архитектуры ПК;

- иметь представление о магистрально-модульном принципе построения ПК;

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК;

- назначение шины;

- что такое контроллер внешнего устройства ПК;

- назначение и характеристики процессора;

- основные виды памяти ПК;

- назначение и основные характеристики устройств ввода-вывода.


Обучающиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения.

Тема 2.2. ОС: назначение и состав. Загрузка ОС. Программная обработка данных Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.

Назначение операционной системы. Составные части ОС. Загрузка операционной системы. Системный диск. BIOS. CMOS. POST. Этапы процесса загрузки операционной системы. Графический интерфейс Windows (рабочий стол, меню, окно, пиктограмма, работа с мышью). Программная обработка данных: данные, программа, программное обеспечение. Структура ПО (системное ПО, прикладное ПО). Файл. Имя файла. Типы файлов. Файловая система. Одноуровневая файловая система. Иерархическая файловая система. Путь к файлу. Файловые менеджеры. Операции над файлами и каталогами (создание каталога, копирование, перемещение, удаление, переименование, изменение атрибутов файла, создание каталога, работа с группами файлов). Логическая структура дисков. Форматирование дисков. Файловые системы (FAT 16, FAT 32, NTFS).


Практическая работа 4. Настройка ОС Windows. Работа с файлами в ОС Windows. (2 часа)

Задания на настройку вида и функциональных возможностей системы (работа с Панелью управления); работа со служебными приложениями Дефрагментация диска, Очистка диска, получение сведений о системе. Настройка ОС Windows при помощи пакета Tune Up Utilities. Задания на работу с программой Проводник, файловым менеджером Total Commander.

Обучающиеся должны знать:

- понятие ОС, назначение ОС;

- составные части ОС;

- этапы процесса загрузки ОС;

- понятие интерфейса;

- понятия «данные», «программа», «программное обеспечение»;

- структуру программного обеспечения ПК.

- понятия «файл», «файловая система», «иерархическая файловая система», «каталог», «логическая структура дисков»;

- назначение файловых менеджеров;


Обучающиеся должны уметь:

- работать в среде ОС Windows на пользовательском уровне

- выполнять стандартные операции в среде файлового менеджера: создание каталога, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и каталогов, изменение атрибутов файла, работа с группами файлов.


Тема 2.3. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.(2 часа).

Архивация. Программы-архиваторы. Функции программ-архиваторов. Самораспаковывающиеся архивы, архивы с паролем, распределенные архивы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Типы компьютерных вирусов (файловые вирусы, загрузочные вирусы, макровирусы, сетевые вирусы). Антивирусные программы (полифаги, ревизоры, блокировщики).


На самостоятельное изучение: Компьютерные вирусы и антивирусные программы (п. 1.10) (2 часа)


Практическая работа 5. Архиваторы и антивирусные программы (2 часа).

Работа с архиваторами WinRAR и 7-Zip. Работа с антивирусной программой NOD 32: проверка дисков на наличие вирусов, настройка антивирусной программы.

Обучающиеся должны знать:

- понятие архивации данных, назначение программ-архиваторов.

- виды компьютерных вирусов;

- назначение и виды антивирусных программ.


Обучающиеся должны уметь:

- работать с архиваторами: создавать архивы, распаковывать архивы, добавлять файлы в созданный архив, создавать самораспаковывающиеся архивы.

- осуществлять проверку дисков на наличие вирусов;


Контроль знаний и умений (2 часа)


Теоретическая часть – тестирование.

Практическая часть – выполнение заданий на настройку системы, совершение типовых операций с файлами, создание архива, работа с антивирусной программой.


РАЗДЕЛ 3. Информационные технологии (36 час.)


Тема 3. 1. Технология создания и обработки графической информации. Виды компьютерной графики. Типы графических файлов.



Растровая графика. Векторная графика. Графические редакторы: растровые редакторы; векторные редакторы. Программы трехмерной графики. Системы автоматизированного проектирования. Форматы графических файлов.

Практические работы:

6. Создание растровых изображений (2 часа).

Создание растровых изображений при помощи графического редактора GIMP: приемы создания и модификации графических примитивов, работа с цветом, использование инструмента Текст, работа со слоями, применении фильтров, сохранение созданного файла в различных форматах.

7. Создание векторных изображений (2 часа).

Создание векторных изображений при помощи векторного редактора Open Office.org Draw: создание, форматирование, группировка фигур, настройка изображения, сохранение изображения в различных форматах.

8. Построение чертежей и схем (2 часа).

Построение чертежей и схем в программе MS Visio.

Обучающиеся должны знать:

- различие растровой и векторной графики;

- назначение и основные возможности современных графических редакторов;

- форматы растровых и векторных графических файлов.

Обучающиеся должны уметь:

- создавать растровые изображения в растровом графическом редакторе;

- создавать векторные изображения в векторном редакторе;

- создавать простые чертежи и схемы с использованием MS Visio.


Тема 3.2. Технология создания и обработки текстовой информации. Средства обработки текстовой информации. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов.


Средства обработки текстовой информации: простейшие текстовые редакторы, текстовые редакторы среднего уровня, текстовые процессоры, издательские системы. Их основные возможности. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов. Форматирование текстовых документов. Элементы текстового документа (символ, абзац, страница). Параметры страницы (формат бумаги, ориентация страницы, поля, нумерация страниц). Форматирование абзацев (выравнивание, межстрочный интервал, положение на странице). Форматирование символов (гарнитура, начертание, кегль (размер), цвет, специальные эффекты). Вставка рисунков. Многоколоночная верстка. Оформление буквицы. Вставка объектов WordArt. Вывод документов на печать. Списки. Нумерованные списки. Маркированные списки. Многоуровневые списки. Таблицы. Редактирование структуры таблиц. Форматирование таблицы.

На самостоятельное изучение: Списки (п. 9.3.3). Таблицы (п.9.3.4). Форматирование символов (п. 9.3.5).

Практическая работа 9. Создание и редактирование текстовых документов (2 часа).

Создание и редактирование текстовых документов при помощи текстового редактора Блокнот, текстового процессора MS Word.

Практическая работа 10. Форматирование текстовых документов (2 часа).

Форматирование абзаца. Форматирование символов. Установка параметров страницы. Вывод документа на печать.

Практическая работа 11. Создание списков и таблиц (2 часа).

Технология создания и форматирования списков и таблиц.

Обучающиеся должны знать:

- основные возможности текстовых редакторов, текстовых процессоров, издательских систем;

- основные элементы текстовых документов (символ, абзац, страница)

- технологию форматирования текстовых документов.

- форматы текстовых файлов.

- типы списков;

- технологию создания таблиц.

Обучающиеся должны уметь:

- создавать и редактировать текстовые документы в текстовом редакторе и в текстовом процессоре;

- сохранять текстовые документы в нужном формате.

- форматировать абзацы;

- изменять параметры шрифта;

- устанавливать параметры страницы;

- выводить документ на печать.

- создавать и форматировать списки;

- создавать и форматировать таблицы, редактировать структуру таблиц.


Тема 3.3. Гипертекст. Автоматизация ввода информации. Системы автоматического распознавания текстов. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.


Гипертекст. Гиперссылка. Указатель ссылки. Адрес ссылки. Автоматизация ввода информации. Сканирование. Программы автоматического распознавания. Автоматизация перевода текстов. Компьютерные словари. Компьютерные переводчики.


Практическая работа 12. Создание гипертекстового документа в текстовом процессоре MS Word. Работа с системой автоматического распознавания. Работа с компьютерным словарем. (2 часа).

Создание гипертекстового документа в текстовом процессоре MS Word. Автоматическое распознавание отсканированного текста в системе ABBYY Fine Reader. Перевод англоязычного текста при помощи электронного переводчика ABBYY Lingvo.

Обучающиеся должны знать:

- понятие гипертекста;

- назначение и основные возможности систем автоматического распознавания;

- назначение и основные возможности компьютерных словарей и компьютерных переводчиков, их отличия.

Обучающиеся должны уметь:

- создавать гипертекстовые документы при помощи процессора MS Word;

- производить распознавание отсканированного текстового документа при помощи системы автоматического распознавания ABBYY Fine Reader;

- переводить слова и выражения при помощи электронного переводчика ABBYY Lingvo.


Тема 3.4. Технология создания и обработки числовой информации. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки.

Электронные таблицы. Основные элементы: ячейка, строка, столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки. Автозаполнение.

Практическая работа 13. Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах. (2 часа).

Технология создания документов в электронных таблицах. Редактирование документов. Форматирование ячеек (установка типа данных, выравнивания, границ и заливки).

Обучающиеся должны знать:

- назначение электронных таблиц;

- основные элементы электронных таблиц (ячейка, строка, столбец, лист, книга).

- типы данных (число, текст, формула);

- правила написания формул в электронных таблицах;

- отличие относительных и абсолютных ссылок;

Обучающиеся должны уметь:

- создавать и редактировать документы в электронных таблицах;

- форматировать ячейки.

- производить вычисления в электронных таблицах с использованием формул;

- использовать автозаполнение при создании электронных таблиц.


Тема 3.5. Встроенные математические, статистические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Встроенные математические функции. Встроенные статистические функции. Встроенные логические функции. Типы диаграмм и графиков. Мастер диаграмм. Создание диаграмм. Форматирование диаграмм.

Практическая работа 14. Решение задач в электронных таблицах (2 часа).

Решение задач с использованием электронных таблиц.

Практическая работа 15. Визуализация числовых данных с использованием графиков и диаграмм (2 часа).

Построение и форматирование диаграмм различного типа. Построение графиков.


Обучающиеся должны знать:

- основные математические, логические и статистические функции в электронных таблицах

- виды графиков и диаграмм;

Обучающиеся должны уметь:

- применять электронные таблицы для решения задач из различных областей знаний.

- представлять числовые данные посредством диаграмм и графиков;

- форматировать диаграммы.



Тема 3.6. Компьютерные презентации.


Компьютерная презентация. Мультимедиа технология. Слайд. Структура слайда. Оформление слайда. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию. Использование анимации в презентациях. Эффекты смены слайдов. Анимация объектов слайдов. Интерактивная презентация. Переходы между слайдами при помощи ссылок. Демонстрация презентации.


Практическая работа 16. Создание презентаций (2 часа).

Технология создания презентаций. Создание слайдов. Изменение структуры слайда. Вставка графических и звуковых объектов. Оформление слайдов.

Практическая работа 17. Создание анимации в презентациях (2 часа).

Применение анимационных эффектов. Создание анимированных объектов. Создание гиперссылок для переходов между слайдами. Настройка презентации.


Обучающиеся должны знать:

- понятие компьютерной презентации;

- понятие мультимедиа технологии

- понятие анимации;

- понятие интерактивной презентации.


Обучающиеся должны уметь:

- создавать, редактировать и форматировать компьютерные презентации

- применять анимационные эффекты в презентациях;

- создавать гиперссылки;

- настраивать презентацию.


Контроль знаний и умений – контрольная работа (семестровая) (1 час)

Задания по темам «Информация и информационные процессы», «Компьютер и программное обеспечение», «Информационные технологии»



РАЗДЕЛ 4. Информационные МОДЕЛИ (10 часов)


Тема 4.1. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании .

Моделирование как метод познания. Модель. Информационные и материальные модели. Формализация. Описательные информационные модели. Формальные информационные модели. Визуализация формальных моделей. Системный подход в моделировании. Понятие о системе. Статические информационные модели. Динамические информационные модели.

Обучающиеся должны знать:

- виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов;

-определения понятий модель, информационная модель, формализация, формальная модель, статическая модель, динамическая модель.


Обучающиеся должны уметь:

- приводить примеры, иллюстрирующие изученные понятия.



Тема 4.2. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели.

Типы информационных моделей: табличные, иерархические, сетевые. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Математические модели. Имитационное моделирование. Биологические модели развития популяций (модель неограниченного роста, модель ограниченного роста, модель хищник-жертва). Геоинформационные модели. ГИС.


На самостоятельное изучение: Исследование физических моделей (п. 5.6) (2 часа)

Исследование математических моделей. (п.5.7) (2 часа).


Практическая работа 18. Построение и исследование биологических моделей развития популяций (2 часа).

Исследование биологических моделей развития популяций: модель неограниченного роста, модель ограниченного роста, модель хищник-жертва в электронных таблицах.

Практическая работа 19. Исследование геоинформационных моделей (2 часа).

Работа с программой Moscow Map (интерактивная географическая карта Москвы и России); построение геоинформационной модели в электронных таблицах (с использованием надстройки Microsoft Data Map).


Обучающиеся должны знать:

- типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые);

- основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере;

области применения компьютерного имитационного моделирования, способы построения и исследования имитационных моделей.

- назначение геоинформационных систем.

Обучающиеся должны уметь:

- создавать табличные, иерархические, сетевые информационные модели;

- исследовать математические модели, используя основные этапы построения и исследования моделей.

- исследовать и анализировать геоинформационные модели.

- строить, исследовать и анализировать имитационные модели развития популяции.


Контроль знаний и умений (2 часа)

Теоретическая часть – опрос; практическая часть - задания на построение и исследование компьютерных моделей.


Раздел 5. Хранение, поиск и сортировка

информации в базах данных (10 час.)


Тема 5.1. Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые) (2 часа).

Понятие и типы информационных систем. База данных. Табличные базы данных. Иерархические и сетевые базы данных.

Обучающиеся должны знать:

- понятие и типы информационных систем;

- определение базы данных;

- типы баз данных (табличные, иерархические, сетевые);

Обучающиеся должны уметь:

- приводить примеры табличных, иерархических и сетевых баз данных.

Тема 5.2. Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных: таблицы, формы, запросы, отчеты.

Системы управления базами данных (СУБД). СУБД Access. Создание структуры табличной БД. Поле, запись, ключевое поле. Ввод и редактирование данных в таблице. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).


Практическая работа 20. Система управления базами данных (2 часа).

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных.

Практическая работа 21. Формы представления данных: формы, отчеты (2 часа).

Технология создания форм. Технология создания отчетов.

Обучающиеся должны знать:

- понятие СУБД;

- понятия: поле, запись, ключевое поле;

- формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты);

Обучающиеся должны уметь:

- создавать структуру табличной базы данных;

- осуществлять ввод и редактирование данных;

- создавать простые формы и отчеты.


Тема 5.4. Реляционные БД. Связывание таблиц в многотабличных БД. Поиск и сортировка данных.


Многотабличные БД. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Типы связей один – к одному, один – ко многим. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Применение фильтров для отбора данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.

На самостоятельное изучение: Обработка данных в БД (п.11.4) (2 часа)


Практическая работа 22. Создание многотабличной БД. Поиск и сортировка данных.

Создание многотабличной БД. Установление связей в многотабличной БД. Сортировка данных. Отбор данных с использованием фильтра. Создание запросов.


Обучающиеся должны знать:

- типы связей в многотабличных БД (один – к одному, один – ко многим)

- виды фильтров;

- назначение запросов.

Обучающиеся должны уметь:

- связывать таблицы в многотабличных базах данных.

- осуществлять поиск и сортировку данных.


Контроль знаний и умений (2 часа).

Практическая часть – создание БД. Теоретическая часть – опрос.


Раздел 6. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Тема 6.1. Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур (2 часа).

Понятие алгоритма. Формальное исполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических структур: линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл.

На самостоятельное изучение: Алгоритмическая структура «выбор» (п. 4.2.3), Алгоритмическая структура «цикл» (п. 4.2.4) (2 часа)

Обучающиеся должны знать:

- понятие алгоритма;

- суть формального исполнения алгоритма;

- основные алгоритмические структуры

Обучающиеся должны уметь:

- строить блок-схему алгоритма.

Тема 6.2. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Классы объектов, экземпляры класса и семейства объектов. Объекты: свойства, методы, события. Графический интерфейс и событийные процедуры. Форма и размещение на ней управляющих элементов.

Визуальное программирование. Объектно-ориентированное программирование. Объект. Свойство. Метод. Событие. Класс. Экземпляр класса. Семейство объектов. Графический интерфейс. Форма. Управляющие элементы. Событийные процедуры. Этапы разработки приложения.

Практическая работа 23. Форма и размещение на ней управляющих элементов (2 часа).

Практическая работа 24. Размещение на форме изображений и графических полей (2 часа)

Обучающиеся должны знать:

- суть объектно-ориентированного программирования;

- понятия объект, метод, событие, класс, экземпляр класса, семейство объектов, графический интерфейс, форма, событийная процедура, управляющий элемент.

- этапы разработки приложения.

Обучающиеся должны уметь:

- создавать формы в интегрированной среде разработки VB, размещать на них управляющие элементы, изображения и графические поля.


Тема 6.3. Типы переменных. Арифметические, строковые и логические выражения. Выполнение программ компьютером.

Переменная. Тип переменной. Имя переменной. Арифметические выражения. Строковые выражения. Логические выражения. Присваивание переменным значений. Метод Print. Интерпретаторы и компиляторы. Процесс выполнения программы.

На самостоятельное изучение: Выполнение программ компьютером (п.4.8) (2 часа)

Практическая работа 25. Типы переменных. Арифметические, строковые и логические выражения (2 часа)

Обучающиеся должны знать:

- типы переменных;

- правила построения выражений;

- основные операции

- отличия компиляторов и интерпретаторов;

- последовательность выполнения программы.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно стоить арифметические, строковые и логические выражения;

- присваивать переменным значения;

- выводить на экран значение переменной.


Тема 6.4. Функции и процедуры. Модульный принцип построения проекта и программного кода .


Функция. Процедура. Функции преобразования типов данных. Математические функции. Строковые функции. Функции ввода и вывода. Функции даты и времени. Графические возможности языка VB. Модульный принцип построения проекта и программного кода.


На самостоятельное изучение: Модульный принцип построения проекта и программного кода (п. 4.12) (2 часа)


Практическая работа 26. Создание инженерного калькулятора (2 часа)

Использование функций преобразования типов данных и математических функций.

Практическая работа 27. Создание тестирующей программы (2 часа)

Использование функций ввода и вывода, функций даты и времени

Практическая работа 28. Графические возможности VB (2 часа).


Обучающиеся должны знать:

- понятия функция, процедура;

- основные функции

- понятие программного модуля

Обучающиеся должны уметь:

- составлять простые программы с использованием основных функций VB.


Тема 6.5. Массивы. Задание массивов. Поиск и сортировка в массивах.

Массив. Одномерные массивы. Двумерные массивы. Индекс. Объявление массива. Заполнение массива. Поиск в строковых массивах. Поиск в числовых массивах. Сортировка массива.


На самостоятельное изучение: Сортировка массива (п.4.13.4) (2 часа)

Практическая работа 29. Поиск и сортировка в массивах (2 часа).


Обучающиеся должны знать:

- понятия массив, одномерный массив, двумерный массив, индекс;

- способы заполнения массива;

- алгоритм поиска в массиве;

- алгоритм сортировки массива.

Обучающиеся должны уметь:

- объявлять массив, заполнять массив;

- производить сортировку и поиск в массиве.


Контроль знаний и умений – защита проекта (2 часа)


Раздел 7. Коммуникационные технологии (8 час.)


Тема 7.1. Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.


Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей (кольцо, звезда, шина, сеть). Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. IP-адрес. Доменная система имен. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

На самостоятельное изучение: Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам (п. 12.6) (2 часа)

Обучающиеся должны знать:

- возможности и преимущества сетевых технологий;

- понятие локальной сети, топологии локальных сетей;

- понятие Интернет;

- принцип построения адреса в Интернет;

- понятие сетевого протокола;

- аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Обучающиеся должны уметь:

- определять IP-адрес компьютера в локальной сети.


Тема 7.2. WWW. Электронная почта и телеконференции. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете (4 часа – самостоятельное изучение)(п.12.8, 12.9, 12.10)

Электронная почта, адрес электронный почты, функционирование электронной почты. Почтовые программы. Телеконференции. WWW. URL-адрес. Браузеры. Файловые архивы. FTP. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Обучающиеся должны знать:

- назначение основных сервисов сети Интернет (электронная почта, телеконференции, WWW, файловые архивы);

- технологию поиска информации в сети Интернет.


Тема 7.3. Основы HTML. Разработка Web-сайта.


Гипертекст. Язык разметки гипертекста HTML. Структура HTML –документа. Теги, атрибуты. Создание заголовков, параграфов, списков, размещение рисунков на странице, форматирование текста, связывание страниц при помощи ссылок. HTML-редакторы.

На самостоятельное изучение: Формы на Web-страницах (п. 13.5) Тестирование и публикация Web-сайта (п. 13.7) (2 часа)

Практическая работа 30. Основы HTML. Разработка Web-сайта (6 часов).

Создание простого Web-сайта.

Обучающиеся должны знать:

- основные элементы языка HTML.

Обучающиеся должны уметь:

- создавать простые Web- документы на HTML.


Раздел 8. Основы социальной информатики (2 часа)

Тема 8.1. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические нормы информационной деятельности человека. Правовая охрана программ и данных. Защита информации (защита доступа к компьютеру, защита программ от нелегального копирования и использования, шифрование данных, защита информации в Интернете).

На самостоятельное изучение – Правовая охрана программ и данных. Защита информации (п. 6.3) (2 часа)

Обучающиеся должны знать:

- понятия «информационная цивилизация», «информационный ресурс», «информационная культура», «информационная безопасность»;

- иметь представление об этических и правовых нормах информационной деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Практическая работа 1. Определение количества информации (2 часа)

Практическая работа 2. Запись чисел в различных системах счисления (2 часа).

Практическая работа 3. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации (2 часа).

Практическая работа 4. Настройка ОС Windows. Работа с файлами в ОС Windows. (2 часа)

Практическая работа 5. Архиваторы и антивирусные программы (2 часа).

Практическая работа 6. Создание растровых изображений (2 часа).

Практическая работа 7. Создание векторных изображений (2 часа).

Практическая работа 8. Построение чертежей и схем (2 часа).

Практическая работа 9. Создание и редактирование текстовых документов (2 часа).

Практическая работа 10. Форматирование текстовых документов (2 часа).

Практическая работа 11. Создание списков и таблиц (2 часа).

Практическая работа 12. Создание гипертекстового документа в текстовом процессоре MS Word. Работа с системой автоматического распознавания. Работа с компьютерным словарем (2 часа).

Практическая работа 13. Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах. (2 часа).

Практическая работа 14. Решение задач в электронных таблицах (2 часа).

Практическая работа 15. Визуализация числовых данных с использованием графиков и диаграмм (2 часа).

Практическая работа 16. Создание презентаций (2 часа).

Практическая работа 17. Создание анимации в презентациях (2 часа).

Практическая работа 18. Построение и исследование биологических моделей развития популяций (2 часа).

Практическая работа 19. Исследование геоинформационных моделей (2 часа).

Практическая работа 20. Система управления базами данных (2 часа).

Практическая работа 21. Формы представления данных: формы, отчеты (2 часа).

Практическая работа 22. Создание многотабличной БД. Поиск и сортировка данных.

Практическая работа 23. Форма и размещение на ней управляющих элементов (2 часа).

Практическая работа 24. Размещение на форме изображений и графических полей (2 часа)

Практическая работа 25. Типы переменных. Арифметические, строковые и логические выражения (2 часа)

Практическая работа 26. Создание инженерного калькулятора (2 часа)

Практическая работа 27. Создание тестирующей программы (2 часа)

Практическая работа 28. Графические возможности VB (2 часа).

Практическая работа 29. Поиск и сортировка в массивах (2 часа).

Практическая работа 30. Основы HTML. Разработка Web-сайта (6 часов).


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ



Основная учебная литература:

  1. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. / Угринович Н.Д.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  2. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. / Угринович Н.Д. и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Дополнительная учебная литература:

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

  2. Бешенков С.А., Кузмина Н.В., Ракитина Е.А., Информатика. Систематический курс: Учебник для 11 класса. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

  3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10 кл./Под ред. Макаровой Н.В.-Питер Пресс, 2006.

  4. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 11 кл./Под ред. Макаровой Н.В.-Питер Пресс, 2006.

  5. Информационные технологии: Пособие для 8-11 классов./ Под общей редакцией С.А. Христочевского. / М.: АРКТИ, 2001.

  6. Сборник задач по курсу информатики/под ред. Белоусовой Л.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Электронные учебники (в формате html):

  1. Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике.

  2. Иллюстрированный самоучитель по локальным сетям.

  3. Иллюстрированный самоучитель по почтовым программам.

  4. Иллюстрированный самоучитель по созданию сайтов.

  5. Иллюстрированный самоучитель по Access 2002

  6. Иллюстрированный самоучитель по Excel 2002.

  7. Иллюстрированный самоучитель по Microsoft Office XP.

  8. Иллюстрированный самоучитель по Microsoft Internet Explorer 6.0.

  9. Иллюстрированный самоучитель по Windows XP.

  10. Иллюстрированный самоучитель по компьютерной безопасности.

  11. Иллюстрированный самоучитель по защите в Интернет.

  12. Краткое руководство по HTML.

  13. Язык гипертекстовой разметки HTML.

Мультимедиа презентации:

  1. Информация и информационные процессы.

  2. Аппаратное обеспечение ПК.

  3. Операционные системы.

  4. Информационное моделирование.

  5. Типы информационных моделей.

  6. Базы данных.

  7. Компьютерные сети.

  8. Интернет.

  9. Электронная почта.

  10. Сервисы Интернет.

  11. Поиск информации в Интернет.

Программное обеспечение:

    1. Операционная система MS Windows XP Home Edition SP 2.

    2. Файловый менеджер Total Commander.

    3. Архиваторы Win RAR и 7 – Zip.

    4. Набор сервисных программ Tune Up Utilities 2006.

    5. Программа тестирования компьютера Aida 32.

    6. Антивирусная программа NOD 32.

    7. Программа MS Visio 2007.

    8. Пакет MS Office 2003.

    9. Электронный переводчик ABBYY Lingvo.

    10. Система автоматического распознавания ABBYY Fine Reader.

    11. Геоинформационная модель Москвы Mom.exe v 4.6.

    12. Программа для создания генеалогического дерева Family Tree Builder.

    13. Программа Graph Wizard (Графопостроитель).

    14. Программа MS Student Calculator.

    15. HTML-редактор Light Pad.

Технические устройства:

      1. Компьютеры обучающихся (ЦП Intel Celeron 2,66 ГГц, 512 ОЗУ, DWD-RW, ЖК монитор 17, сетевая плата) – 10 шт., компьютер преподавателя (ЦП Pentium 3 ГГц, 1 Гб ОЗУ, DWD-RW, ЖК монитор 17, сетевая плата).

      2. Сетевой концентратор Corega FSW 16-PM.

      3. Лазерный принтер МВ 214.

      4. Сканер Epson Perfection 1260.


Полный текст материала Рабочая программа по информатике для УСПО, групп 1 курса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Екатерина Сергеевна  pedagog80
13.07.2011 0 4101 775

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК