Урок литературного чтения "А.С. Пушкин "Вещий Олег"; 4 класс
Цели урока:
- знакомство с произведением А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»;
- исторический комментарий к произведению;
- освоить художественную идею произведения;
- определить жанр произведения;
- совершенствовать виды чтения( изучающее и поисковое).
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебники по литературному чтению, словарь И. Даля, текст летописи, рисунки летописи, презентация к уроку, проектор, компьютер, экран.
План урока.
Этапы урока. Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
|
Подготовка к уроку. |
- что мы называем повестью временных лет? Каким языком написан текст? - Какие сведения мы получили из этого источника? - можно ли их назвать точными?
|
Ответы на вопросы. |
Мы продолжим знакомство произведениями А. С. Пушкина. Сегодня на уроке – « Песнь о вещем Олеге».
|
|
а) историческая справка о князе Олеге.-
Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.
И, конечно, о таком значимом историческом лице есть запись в летописи. слайд № 2 Писатель – историк Карамзин, написавший « Историю государства Российского», обращался к летописи и отразил исторические факты в своем труде. слайд № 3
б) А. С. Пушкин читал работу Карамзина, знал повествование об Олеге. Эта история ему понравилась и он записал ее стихотворным слогом.
б) словарно – лексическая работа с устаревшими словами из пр.А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге». Слайды № 4, 5, 6, 7
|
Опережающее задание к уроку, отвечают:
а) историки б) переводчики– толкователи.
|
Слайды с №8 по № 34 |
Слушают и смотрят видеоряд. |
- что вы почувствовали, прослушав текст? - что было не понятно? - каким вы увидели князя Олега? ( черты характера) - что ему сначала предсказал кудесник? - почему плохую новость он сказал в самом конце? -испугался ли князь слов кудесника? - что Олег приказал сделать с конем?
|
Работа с текстом книги ( выборочное чтение) |
|
|
Постановка учебной задачи. Слайд № 35 Давайте разберёмся, к какому литературному жанру можно отнести это произведение?
Басня Былина Баллада Героическая песнь
Самостоятельное перечитывание.
|
Чтение про себя. Дети доказывают, опираясь на строки текста.
Работа в 4 группах. Каждая группа получает листок с названием литературного жанра и его характеристикой. Дети доказывают к какому жанру принадлежит или не принадлежит произведение |
Какое основное событие происходит в произведении? Что хотел сказать автор нам, читателям? От какого лица идет повествование? В какое время происходили события? - почему Олег не приказал убить коня? Почему А.С. Пушкин дал такое название своему произведению?
+ прослушивание 1 куплета « Песни о вещем Олеге» |
|
Что интересного узнали на уроке? Что нового открыли для себя? Какими словами кудесника Пушкин выражает отношение поэта к царствовавшему в то время Александру.
Подсказка. Во время написания произведения поэт находился в ссылке на юге, куда его отправили по велению царя, за вольнолюбивые стихи.
|
|
Чтение произведения. Вопросы к тексту. Приготовить словесный портрет кудесника, дать характеристику этому герою..
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курчевенкова Марина Николаевна
→ МАНИК 17.07.2011 6 21080 3220 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.