Урок литературного чтения "А.С. Пушкин "Вещий Олег"; 4 класс

Урок литературного чтения "А.С. Пушкин "Вещий Олег"; 4 класс

Цели урока:

  • знакомство с произведением А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»;
  • исторический комментарий к произведению;
  • освоить художественную идею произведения;
  • определить жанр произведения;
  • совершенствовать виды чтения( изучающее и поисковое).

Тип  урока: комбинированный.

Оборудование: учебники по литературному чтению,  словарь И. Даля,  текст летописи, рисунки летописи, презентация к уроку,  проектор, компьютер, экран.

План урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

 

Деятельность учащихся.

  1. Организационный момент.

Подготовка к уроку.

  1. Повторение изученного материала.

 

- что мы называем повестью временных лет?

Каким языком написан текст?

- Какие сведения  мы получили из этого источника?

- можно ли их назвать точными?

 

 

Ответы на вопросы.

  1. Тема урока.

 

Мы продолжим знакомство  произведениями А. С. Пушкина. Сегодня на уроке – « Песнь о вещем Олеге».

 

 

  1. Подготовка к восприятию текста.

 

а)   историческая справка о князе Олеге.-   

 

        Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда

Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

   

 И, конечно, о таком значимом  историческом лице есть запись в летописи.                          слайд №  2

        Писатель – историк Карамзин, написавший « Историю государства Российского», обращался к летописи и отразил  исторические факты  в своем труде. слайд № 3

 

б) А. С. Пушкин читал  работу Карамзина, знал повествование об Олеге. Эта история ему понравилась и он записал ее стихотворным слогом.

 

б)  словарно – лексическая работа с устаревшими словами из пр.А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге».

                                           Слайды № 4,  5, 6, 7

 

Опережающее задание к уроку,

отвечают:

 

а) историки

б) переводчики– толкователи.

 

  1. Первичное  восприятие текста.

                                                             Слайды с №8 по № 34

 Слушают и смотрят видеоряд.

  1. Выявление особенностей восприятия текста.

 

-  что вы почувствовали, прослушав текст?

- что было не понятно?

- каким вы увидели князя Олега? ( черты характера)

 - что ему сначала предсказал кудесник?

 - почему плохую новость он сказал в самом конце?

 -испугался ли князь  слов кудесника?

 - что Олег приказал сделать с конем?

 

 

 

 

 

Работа с текстом книги

 ( выборочное чтение)

 

 

  1. Повторное восприятие текста.

Постановка учебной задачи.

Слайд № 35

Давайте разберёмся,  к какому  литературному жанру можно отнести это произведение?

 

Басня

 Былина

Баллада

Героическая песнь

 

Самостоятельное перечитывание.

 

Чтение про себя.

Дети доказывают, опираясь на строки текста.

 

Работа в 4 группах.

Каждая группа получает листок с названием литературного жанра и его характеристикой.

Дети доказывают к какому жанру принадлежит  или не принадлежит произведение

  1. Анализ текста.

Какое основное событие происходит в произведении?

Что хотел сказать автор  нам, читателям?

От какого лица идет повествование?

             В какое время происходили события?

              - почему Олег  не приказал убить коня?

Почему А.С. Пушкин дал такое название своему произведению?

 

        + прослушивание 1 куплета

                           « Песни о вещем Олеге»

 

  1. Этап обобщения.

 

Что интересного узнали на уроке?

Что нового открыли для себя?

Какими  словами   кудесника Пушкин выражает  отношение  поэта к царствовавшему в то время Александру.

 

Подсказка. Во время написания произведения поэт находился в ссылке на юге, куда его отправили по велению царя, за вольнолюбивые стихи.

 

 

 

  1. Домашнее эадание.

 

Чтение  произведения.

Вопросы к тексту.

Приготовить словесный портрет кудесника, дать характеристику этому герою..

 

 


Полный текст материала Урок литературного чтения "А.С. Пушкин "Вещий Олег"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курчевенкова Марина Николаевна  МАНИК
17.07.2011 6 20690 3220

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 6
avatar
6 Evgeniy-262 • 23:25, 28.01.2012
Марина Николаевна, спасибо за разработку. Ваша презентация поможет ученикам в изучении достаточно сложного для них произведения. И облегчит работу учителям. Будем пользоваться. С уважением, Антонова Е.М и Комарова А.А.
[Материал]
avatar
5 Valentinka262 • 20:46, 20.09.2011
Марина Николаевна, в презентации представлен богатый иллюстративный материал. Это поможет ученикам воспринимать достаточно сложное для них произведение и поможет учителям в проведении уроков. Спасибо.
[Материал]
avatar
4 v-e-r-a • 12:13, 11.09.2011
Марина Николаевна! Большое спасибо за урок и презентацию.
[Материал]
avatar
3 Анжеличка • 19:49, 15.08.2011
Марина Николаевна, спасибо. Качественная презентация.
[Материал]
avatar
2 Играева • 17:10, 14.08.2011
Спасибо большое за урок и презентацию.
[Материал]
avatar
1 tverskay • 21:39, 08.08.2011
Презентация очень понравилась. Большое спасибо, Марина Николаевна!
[Материал]