Урок-исследование. А.С. Пушкин "Зима! Крестьянин..."; 2 класс
УМК «Школа России» Литературное чтение 2 класс.
Урок-исследование.
Учитель: Герасимова М.А.1 квалификационная категория.
Пушкин А.С. «Зима! Крестьянин торжествуя..»
Описание исходного уровня ЗУН учащихся по литературному чтению.
К моменту обучения в школе у детей сформировался начальный уровень восприятия художественного произведения .Им свойственна два вида деятельности: воспроизводящий (репродуктивный) и комбинирующий ( творческий).На основе результатов читательской деятельности( ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту) можно определить 4 уровня восприятия:
уровень « идеи»- 3 чел
уровень « героя» – 8чел
констатирующий уровень – 8 чел.
фрагментарный уровень - 2 чел.
При чтении художественных произведений, написанных в 19 веке ,довольно часто встречаются устаревшие слова и разнообразные архаичные формы, которые вызывают помехи в понимании .Узнать и понять эти слова помогут словари. На уроках литературного чтения дети уже обращаются за помощью к словарю в конце учебника. Но необходимо знакомить их и с другими словарями и в первую очередь «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Учащиеся умеют находить в тексте непонятные ,трудные слова, но даже когда все слова объяснены необходимо обратить внимание на смысловую и эмоциональную нагрузку совокупности слов, создающие образные картины .В определенной взаимосвязи с восприятием произведения находится и беглость чтения. Согласно программе темп чтения учащихся 2 класса 1 полугодия составляет 25-30 слов/мин.Входная диагностика показала следующие результаты:
Выше нормы – 10 чел
Норма - 11 чел
Ниже нормы - 0 чел
Таким образом, исходя из особенностей данного класса, можно сделать вывод, что учащимся будет доступен урок в форме исследования.
Тема урока: Пушкин А.С. «Зима! ..Крестьянин торжествуя»
( отрывок из 5 главы романа «Евгений Онегин»)
по учебнику «Литературное чтение» ,2 класс, 1 часть,стр.89
Цель: познакомить с данным стихотворением и провести лексическое исследование текста лирического произведения.
Задачи:
А) обучающие:
исследовать текст стихотворения с целью осмысления содержания и художественных особенностей ,обучать умению пользоваться словарем
учить вдумчивому восприятию текста лирического произведения.
Б) развивающие:
развивать творческое воображение ,образное мышление, способность воспринимать различные виды искусства( музыка, живопись, поэзия),коммуникативные умения.
В) воспитательные:
воспитывать уважение к слову литературного произведения и прививать любовь к чтению лирических произведений.
Г) здоровьесберегающие:
Следить за посадкой во время чтения, предупреждать усталость при помощи минуток отдыха ,создать на уроке доброжелательную атмосферу сотрудничества .
Оборудование урока: портрет Пушкина А.С. , рисунок солнца, учебники, словарь В.И.Даля, компьютерная презентация( слайды репродукций картин русских художников),магнитофон, диск с записью классической музыки, у учащихся сигнальные карточки с изображением ? и !,словарик настроений.
План урока и хронометраж.
Организационный момент 1 мин.
Постановка учебной задачи. 2 мин
Работа над новым материалом. 20 мин.
подготовка к восприятию текста
первичное чтение учителем наизусть
проверка восприятия
речевая разминка
повторное чтение учащимися про себя
лексическое исследование текста
Физ. пауза 3 мин.
Закрепление нового материала. 12мин.
Домашнее задание. 2 мин.
Итог урока. 5мин.
Итого: 45 мин.
Конспект урока.
Ход урока |
Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент. На доске портрет поэта и рисунок солнца. У: что объединяет эти понятия? Дети вспоминают из вступительной статьи к разделу фразу «Солнце русской поэзии», так говорили о Пушкине его современники . Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь себе. ! Приготовимся к встрече с великим поэтом. 2.Постановка учебной задачи. У:Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним отрывком из романа «Евгений Онегин», прочитайте первую строчку.( показ слайда 1) «Пушкин - всегда открытие и всегда тайна» У: подумайте над этим высказыванием о великом поэте .Так говорят о его творчестве ученые –исследователи. Мы с вами тоже побываем в роли исследователей и узнаем ,что скрывается за строчками этого произведения .Сядьте удобнее, можно даже закрыть глаза. 3. Работа над новым материалом: а) подготовка к восприятию текста Звучит музыка (Гайдн И ,сб. Времена года .Зима.)1 мин., постепенно звук убавляется и учитель читает стихотворение наизусть. б) первичное чтение учителем. Учитель читает стихотворение на фоне музыки, в конце прочтения- пауза, звук прибавляется и дети еще 0,5 мин слушают это музыкальное произведение. в) проверка восприятия У: какие картины вы представили? У: что особенно запомнилось? (Д: как мальчик посадил в санки собачку, мама смотрит на него в окно и ругает, все радуются зиме, лошадка едет) У:какое у вас было настроение?(из словарика настроения дети выбирают нужное слово- грустное ,радостное ,веселое, тревожное, праздничное, и т.д. -У:а теперь давайте обратимся к тексту стихотворения, но чтобы правильно читать сделаем речевую разминку. г) речевая разминка ( на доске)- Читай сам! Читай с соседом! Читай с классом! Читай целыми словами: Зима снег мать вот окно Читай по слогам ,а затем слитно: Крес-тья-нин—крестьянин ; пре-об-ра-зив--преобразив Об-нов-ля-ет---обновляет; взры-ва-я--взрывая Пле-тет-ся---плетется; тор-жест-ву-я—торжествуя Читай внимательно! На дровнях – бразды- кибитка –облучке- рысью –ямщик- салазки. У: Молодцы! Физ.минутка для глаз. д) повторное чтение текста учащимися про себя с дифференцированным заданием: 1 группа( высокий уровень)- прочитать ,разделить на части ,подчеркнуть непонятные слова. У детей этой группы на столах карточки с ? «Почемучки» 2 группа( средний и низкий уровень)- прочитать, разделить на 3 части .У детей этой группы на столах карточки с ! «Искатели» е) лексическое исследование текста ( словарная работа с презентацией) -У:Вы внимательно прочитали стихотворение, давайте объединим работу всех групп и исследуем этот текст. У: прочитайте 1 часть( дети 2 гр. читают).Учитель показывает слайд 2-3 )Как красиво русские художники изобразили зиму. «Почемучки» что вы нашли в этой части?( дети называют непонятные слова, поднимают свои карточки) У:Что такое дровни? Учитель предлагает вспомнить новогоднюю песенку «В лесу родилась елочка» Р Кудашевой .Везет лошадка дровенки.. Значит ,дровни это сани для перевозки дров(показ слайда 4) У:Плетется рысью ?Что такое рысью? Обратимся к словарю Даля( учитель заранее делает закладки на страницах, вызванный ученик просматривает страницу ,находит нужное слово и читает объяснение) У:«Искатели» ,прочитайте нам 2 часть -Перед нами не менее яркая картина( показ слайда5) -«Почемучки»,вам слово. -Д:Мы нашли слова: бразды, кибитка, ямщик, облучок,кушак. У: Посмотрите внимательно на картину(слайд6),постарайтесь объяснить «кибитка». -Это верхом крытая повозка, сани. Передняя часть называется облучок, здесь сидит ямщик. Кто такой ямщик ? Это крестьянин, который управлял кибиткой, на нем тулуп, чтобы было не холодно .А кушак? Это пояс. Слово бразды- борозды. Почему бразды пушистые? Снег выпал недавно ,не успел слежаться.. -«Искатели прочитайте нам 3 часть.( показ слайда 7-8) -рассмотрите данные картины. Художник изобразил детей ,катающихся с горы. Какое у них настроение? Чему они радуются? Д:«Почемучки»-нам непонятно слово- дворовый мальчик. -Давайте обратимся к словарю Даля ( подготовленный ученик читает объяснение: Крестьяне, которые не работали в поле ,не пахали землю ,а прислуживали в доме господ или работали на дворе .Их называли дворовыми. Дворовой мальчик-сын прислуги. У:Молодцы! «Почемучки» и «Искатели» справились со своими заданиями ,а вместе мы открыли значение таких непонятных для нас слов. Каждое пушкинское слово создает нам яркий образ. У:А сейчас немного отдохнем. 4. Подвижная физ.пауза( под музыку) 5. Закрепление нового материала. У:Кажется, все слова теперь понятны в этом стихотворение .Но у вдумчивого читателя возникают вопросы. Мы с вами сегодня исследователи и постараемся ответить на вопросы. а) Беседа по осмыслению содержания: Почему крестьянин торжествует?(Д: Он радуется зиме, наконец-то после ненастной осени, выпал снег) Докажите, что крестьянин выезжает первый раз? (Д: обновляет путь) Лошадка тоже рада зиме ,но в лес не торопится ,почему?( Д: лошадка понимает, что ей придется тащит тяжелый груз ,она привыкла к труду, но не упускает возможность отдохнуть) Почему кибитка удалая? (Д: автор имел в виду лошадь, которая везет эту кибитку, она бежит быстро ,стремительно-«бразды пушистые взрывая» Опишите ямщика.( выборочное чтение) Можно ли крестьянина на дровнях назвать ямщиком?(Д: нет, у него другая работа) Чем занят дворовый мальчик? Почему он решил сделаться конем?(Д: наверное, он увидел проезжающую кибитку и решил поиграть в лошадку, а в седоки определил собаку) Докажите строчками из текста, что мальчик гуляет давно на улице? (Д: «Шалун уж заморозил пальчик; ему и больно ,и смешно..» Догадайтесь, будет ли мать его ругать? (да) А почему она грозит ему?( Д:наверное, она тоже радуется)
У:Все герои этого стихотворения охвачены радостью прихода зимы .А сам Пушкин как относиться к зиме? ( свое отношение он передал одним предложением «Зима!..»
б)обобщение ( слайд 9)по уровням: 1. прочитайте слова строчки и продолжите это…(низкий уровень) 2. дополни данные выражения( средний уровень) 3.раздели на 2 группы( высокий уровень) - проверка с низкого уровня. 6.Домашнее задание. - подготовить выразительное чтение стихотворения. - составить рассказ о том, как вы встречали приход зимы, вспомните свои чувства, настроение. 7.Итог урока. Показ 1 слайда. Прочитайте еще раз это высказывание. Что для нас было тайной? Какие открытия вы сделали для себя из пушкинских строк? Зачем нам нужен этот урок? Если урок понравился - поднимите карточку с ! Если урок был непонятным – карточку с ? Показ 10 слайда. - прочитайте высказывание Пушкина .Подумайте! Мы сегодня с вами учились мыслить, вдумчивое чтение позволило нам увидеть гораздо больше и понять эти великолепные пушкинские строки. Молодцы! Урок окончен.( Звучит музыка Гайдн И. «Зима»)
|
Актуализация знаний, эмоциональный настрой, мотивация учения
релаксация
Визуальный канал Эффективное внимание
Вербальный прием
Использование ТСО, кинестетический канал
Аудильный канал
Повышение уровня восприятия
Развитие воображения
Аналитико-синтетический метод
ситуация успеха развитие фонематического слуха
развитие беглости чтения
точность речи
похвала в ситуации успеха релаксация, предупреждение усталости переключение внимания
формирование мотивационного успеха
частично-поисковый метод
обогащение словарного запаса
эффективное внимание
просмотровое чтение организация обратной связи
проблемная ситуация
Развитие мышления
Проблемная ситуация Развитие умения работы со словарем
Развитие произвольного внимания
Развитие сравнения обобщения
Творческое воображение
Проблемная ситуация
Коммуникативные умения
рефлексия ситуация успеха
снятие эмоционального и физического напряжения переключение внимания Эмоционально-эстетический мотив
Вопросно-ответная форма беседы с целью выявления понимания содержания
Коммуникативные умения
Развитие воображения
Связное высказывание, рассуждение
Развитие творческого воображения
рассуждение
просмотровое чтение
рассуждение, предположение
проблемная ситуация
создание ситуации успеха
развитие мышления, памяти
инструктаж творческое задание
рефлексия осмысление услышанного на уроке
рассуждение коммуникативные умения
эмоциональный настрой кинестетический канал |
Самоанализ урока.
Данный урок проведен во 2 классе по учебнику «Литературное чтение» 1 часть, авторы- Климанова Л.Ф .,Горецкий В.Г., Голованова М.В.Это 3 урок в разделе «Русские писатели»Содержание урока соответствует целям и задачам ,а также возрастным особенностям младших школьников. Проведенная диагностика показала, что данному классу доступен урок- исследование. Выбранная форма урока способствовала поддержанию внимания детей в течение всего урока организации активной мыслительной деятельности, создавала положительный эмоциональный фон( в интеграции с музыкой и живописью),создавала ситуации успеха, а осознание своих успехов способствовало раскрытию психологических возможностей детей .Почему урок –исследование? Во-первых ,при знакомстве с литературой 18-19 вв дети часто встречаются с разнообразными устаревшими словами и их формами. Как правило ,эти явления вызывают помехи в понимании художественного произведения. Очень важно ,чтобы дети сами находили слова и объясняли их по мере понимания или обращались к словарям. Но, словарь ,который есть в конце учебника, не объясняет все слова. Поэтому необходимо учить пользоваться и другими источниками. Во-вторых, классические лирические произведения не вызывают у детей особого интереса. А все потому ,что многие читают стихи быстро ,не задумываясь над смыслом ,над образами, которые создал поэт, над пейзажами, созданными не красками ,а словами. Данный урок способствовал вдумчивому чтению ,при котором возникают вопросы и на них нужно найти ответ. На уроке учитель не провел работу над выразительностью чтения, т.к.после такого подробного лексического исследования учащиеся самостоятельно поработают над этим. Урок можно считать развивающим.Содержание способствовало развитию личных качеств и психических процессов учащихся: восприятие через аудильные, визуальные, кинестетические каналы; презентация слайдов – внимание эффективное, произвольное, положительные эмоции; при выполнение заданий – дифференциация по уровням способствовала созданию ситуаций успеха ,развитию коммуникативных умений, конструктивному поведению,рефлексии. Большое внимание уделено самому чтению текста: прослушивание на фоне музыки( интеграция музыки и поэзии),речевая разминка, повторное чтение про себя для полного осознания, просмотровое и выборочное чтение .Проблемные ситуации способствовали развитию умения рассуждать, высказываться ,осмысливать услышанное.При подготовке к уроку учитель использовал для презентации репродукции картин русских художников: В.Д.Поленова, И.И Шишкина, Б.М. Кустодиева, иллюстрации из газеты «Начальная школа» №11 1999 г., диск «Музыкальная коллекция»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Герасимова Марина Алексеевна
→ meri1967 23.05.2012 1 10237 1386 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.