Слайд 1
Литературное чтение
А.С.Пушкин « Уж небо осенью дышало»
Программа «Перспективная начальная школа»
МОУ НОШ №75
Учитель начальных классов Калинкина Ольга
Николаевна
г. Оренбург 2011г.
МОУ НОШ №75 г. Оренбург
Калинкина Ольга Николаевна, учитель начальных классов.
Урок литературного чтения.
Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цель:
Познакомить учащихся с новым лирическим произведением А.С.Пушкина;
Формировать читательскую компетенцию младших школьников;
Формировать умение постановки проблемных вопросов и ответов на них;
Научить понимать настроение лирического героя;
Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;
Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии.
Оборудование: презентация, дополнительная литература стихов об осени, цветные
осенние листочки для рефлексии.
Ход урока.
I Мобилизующее начало.
II Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Чтение наизусть произведения И. Бунина «Детство»
Ввод в новую тему.
Учитель: Чтобы прочитать стихотворение, человек обязательно должен почувствовать, как бы пропустить через себя всё то, о чём он рассказывает. Когда взрослый человек вспоминает о своих детских годах, то в его памяти всплывает множество удивительных историй. В детстве вы все любите фантазировать. Давайте отправимся вместе с вами в эту удивительную страну воображения. Вы сейчас услышите маленький рассказ и мне очень хочется, чтобы вы представили всё то, о чём услышите, а потом расскажите, какие картины проходили перед вашими глазами.
( Рассказ под музыку читает подготовленный ученик. Дети слушают с закрытыми глазами)
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики .И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучьям, понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
- Расскажите, что пронеслось перед вашим взором в вашем внутреннем мире, что вы представили?
- Да, ребята, каждое время года хорошо по – своему. Но мы сегодня будем говорить об одном. Осень. Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, но мы обратим свои взоры только к одному.
III. Основная часть урока.
Автобиографическая справка.
В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С.Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С.Пушкин писал:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.
Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:
«Всё мрачную тоску на душу мне наводит».
Здесь, в селе Михайловском , он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.
Вопросы для первичного восприятия текста:
- Из каких отдельных картин складывается общая картина осени в данном произведении?
- Какой вид данного произведения?
3. Чтение стихотворения учителем.
4. Проверка восприятия. Ответы на предыдущие вопросы.
5. Самостоятельная работа. «Жужжащее» чтение с расстановкой логического ударения и пауз.
6. Работа над произведением.
А) чтение детьми первого отрывка:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
- О ком обычно говорят: дышит, дышал, дышало? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие? (небу)
- Как называется это изобразительное средство языка? (метафора)
- Объясните, как это небо дышало осенью?
- Какие признаки неживой природы описываются в этих строчках?
Б) выразительное чтение первого отрывка. (несколько учеников)
В) чтение детьми следующего отрывка:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
- Если бы мы с вами не знали, в какое время было написано это произведение, смогли бы
мы сейчас это сказать? Какое слово нам это подскажет? Прочитайте объяснение этого слова в толковом словаре. (Сень – то, что покрывает кого, что – нибудь)
- Каким он бывает у леса?
- Почему он назван таинственным?
- Какая картина встаёт перед глазами при чтении второй строчки этого отрывка?
С печальным шумом обнажалась
- Почему с печальным?
- Какой ещё писатель использует приём, чтобы мы как наяву услышали шум и шуршание
листвы? (звукопись)
- Прочитайте, выделяя данные звуки.
Г) Эмоциональное чтение второго отрывка.
Д) Чтение третьего отрывка:
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Кто видел летящих в небе журавлей или гусей?
- Как выстраиваются птицы в летящей стае?
- Почему гуси в полёте кричат?
( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Они вам напоминают кого – то? (Пушкин себя сравнивает с улетающими птицами, это он оторван от родных)
- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)
- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
-Это четверостишье непростое для чтения. Представьте, что вы первые три строчки пишите на уроке русского языка. Прочитайте их:
Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора.
Е) Эмоциональное чтение последней части.
7. Выразительное чтение всего произведения.
8. Слушание звукозаписи данного произведения
9. Заключительное чтение всего произведения детьми.
IY. Заключительная часть урока.
- Как вы думаете, нравится ли А.С.Пушкину осень? (высказывания детей)
- Давайте послушаем ещё некоторые его строчки об этом времени года:
( читают дети)
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно,
Как нелюбимое дитя в семье родной…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса…
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод.
(дети высказываются по поводу этих строчек, делают вывод)
Y. Рефлексия.
- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев.
YI. Итог урока. Спасибо за работу.
Автор: Калинкина Ольга Николаевна
→ КОН 17.02.2011 6 35415 4537 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.