Конспект урока литературы "В чём заключается высший смысл жизни… (по рассказу А. П. Чехова "Студент")
«В чём заключается высший смысл жизни… (по рассказу А. П. Чехова «Студент»)»
Задача: раскрыть духовное содержание рассказа
Цели урока:
- продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание на лексике, синтаксисе, символике текста
- помочь увидеть глубокий смысл рассказа благодаря знакомству с библейским сюжетом и его толкованием, помочь раскрыть замысел использования его в данном рассказе
Использованная технологии - продуктивного чтения.
Методические приёмы: выразительное чтение, верные неверные утверждения, пометки на полях, элементы анализа текста с определением/прогнозированием эмоционального восприятия текста.
Содержание урока
1. Стадия вызова
Тема нашего урока «В чём заключается высший смысл жизни… (по рассказу А. П. Чехова «Студент»)». Кто-нибудь из вас готов дать ответ на этот вопрос?
2. Стадия чтения и осмысления текста. Выразительное чтение, дети делают пометки на поля (наиболее важные абзацы, предложения).
3. Беседа. Работа с текстом после чтения.
Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
ВОПРОСЫ:
- Кто главный герой рассказа? Какие ассоциации вызывает у вас имя героя?
Для учителя: в этом имени — колокольня Иван Великий; сказочный Иван-дурак; святитель Иоанн Константинопольский, т. е. Златоуст (недаром почти половина рассказа — вдохновенное повествование главного героя)… Но далее герой везде именуется просто «студентом», вырастая до размеров символа. Это подчеркивается и самим названием рассказа. Евангельскую символику выражает и имя главного героя (Иван — Иоанн), означающее в переводе с древнееврейского буквально «Бог милует». Он из духовного сословия (духовенства), причём из беднейшей его части: сын дьячка – церковнослужителя, не имеющего священного сана. Если даже священники (иереи) и диаконы были в России того времени, как правило, небогатыми людьми, то дьячки (причётчики, псаломщики) жили крайне бедно, нередко на грани нищеты. Именно такая картина жизни родителей главного героя рисуется в цитируемом отрывке. Метафорический эпитет «лютая бедность» отражает в размышлениях Ивана не только характерное явление исторической жизни России, но и суровую реальность его собственной юности.
- Как вы думаете, в чём причина мрачного настроения героя?
- Когда происходит действие рассказа? Почему автору важно подчеркнуть время?
- Центральный эпизод рассказа – встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает простонародность, бедность, обездоленность женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной жизни. В чём символическое значение двух вдов?
- Какой же смысл имеет эта евангельская история для верующего человека?
- Какова реакция слушательниц на слова студента? (Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья (текст от слов «Студент пожелал вдовам… » до слов «…имеет к ней какое-то отношение»)
- Что стало результатом их общения у костра?
- С чем связано преображение героя?
- Какие ключевые понятия выделяет писатель?
- Чем завершается рассказ?
- Как будет складываться дальнейшая жизнь Ивана Великопольского?
- Подведём итоги по проделанной работе. Вернёмся к началу урока, к записи наших целей. Мы познакомились с рассказом Чехова «Студент»; узнали, главное в жизни человека – это… Ответ запишите
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шубина Ксения Сергеевна
→ Публикатор 19.08.2021 0 1013 150 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.