Программа работы с одаренными детьми "Наша надежда"
Директор СШ №12 Решением педагогического
Шебединова М.У. совета МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 12»
______ марта 2007г.
одаренными детьми
«Наша надежда».
Авторы: Нудурова А.К.
Шебединова М.У.
г. ИЗБЕРБАШ
ул. Геолога Брода, 19
Республика Дагестан
Содержание:
I. Паспорт программы. 3
1. Пояснительная записка. 4
II. Современное состояние проблемы развития одаренности. 5
III. Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми. 6
IV. Цели и задачи программы. 6
V. Классификация учащихся по видам одарённости, на развитие которых направлена программа «Наша надежда». 8
VI. Принципы выявления одаренных детей в школе. 8
VII. Научно-методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми. 9
VIII. Принципы обучения одаренных детей в программе «Наша надежда». 10
IX. Формы и методы обучения. 11
X. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы и образовательным потребностям одаренных детей. 11
XI. Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми. 12
XII. Этапы и план реализации программы «Наша надежда». 12
XIII. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми «Наша надежда». 12
XIV. Список использованной литературы. 13
МОУ «СШ № 12» г. Избербаш, Республика Дагестан.
I.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Название программы: «Наша надежда».
Задачи программы:
2. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских
навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
3. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной
цивилизации.
4. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
5. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
6. Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.
Нормативно-правовая база программы:
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- Закон Республики Дагестан за № 24 от 15 декабря 1998г. «О защите прав ребенка в Республике Дагестан» и «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Дагестан «О защите прав ребенка в Республике Дагестан» от 28 декабря 2004г.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Перспективный план развития МОУ «СШ № 12» на 2006-2010г.г.;
- Устав МОУ «СШ № 12» 14.09.2000г.
Разработчик: МОУ «СШ № 12».
Год разработки: 2007г.
Сроки реализации программы: 2007-2010г.г.
Руководители: Шебединова М.У. – директор МОУ «СШ № 12»,
Алиева А.А. – зам. директора по УВР,
Нудурова А.К. – зам. директора по УВР.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Развитие детской одаренности является превалирующим направлением
образовательной модели МОУ «СШ № 12» . При разработке данной программы
использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержку
Федеральной Программы «Дети России».
Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с
одаренными детьми. Программа «Наша надежда» охватывает главные аспекты
воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального
общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты
развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по
достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в
разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения
и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы
непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и
переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми.
А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития
самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать
детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально -личностная
готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и
личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска ;
- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
- зрелость педагогического самосознания.
Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной
школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и
развития интеллектуального потенциала страны:
- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,
преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового
стандарта образования на всех возрастных уровнях;
- изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-
ориентированных учебных систем (Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, УДЕ).
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который
создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от
вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос
«Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из
условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ.
Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое для всех временя на овладение программой, единая для всех длительность урока , единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников,
Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
IV. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также переоценка основных положений программы школы « Одаренные дети» (2007-2010 г.г.) мотивировали методическую службу школы к модернизации системы работы школы с одаренными детьми.
Это привело к написанию программы « Наша надежда», которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наша школа- школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. В школе работают 9 кружков и 3 секции. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.
V.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.
Воспитательная цель- воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель- расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель- развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- внедрять в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыживании;
- совершенствовать здоровье сберегающие и здоровье развивающие компоненты образовательного пространства школы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико - педагогическую поддержку одаренных детей;
-совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
- организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
VI. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВИДАМ ОДАРЁННОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА « НАША НАДЕЖДА».
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия « одаренность» были выделены следующие виды одаренности:
- общая интеллектуальная одаренность: Расулова Э.3 «а» кл.,
Салихов С. 2 «г» кл.,
Басраев М. 2 «в» кл.,
Адамова С. 5 «б» кл.,
Будаева З. 5 «б» кл.,
Асадулаев М. 5 «а» кл.,
Тагирова З. 5 «а» кл.,
Рамазанова Р. 5 «а» кл.,
Бубакишиев К. 5 «в» кл.,
Газилова С. 5 «в» кл.,
Раджабова С. 8 «а» кл.,
Алиева П. 9 «в» кл.,
Алиева С. 10 «а» кл.,
Алиев Р. 8 «б» кл.,
Юсупова С. 8 «б» кл.,
Кубаева С. 10 «б»
- творческая одаренность:
Багатыров К. 7 «а» кл.,
Курбанова О. 8 «б» кл.,
Омарова Э. 10 «а» кл.,
Меджидова А. 9 «а» кл.,
Тулпаров Р. 8 «б» кл.,
Даудова К. 4 «б» кл.,
Шихмансуров А. 3 «а» кл.,
Курбанова А. 11 «а» кл.,
- спортивная одаренность:
Гаджиалиев М. 9 «б» кл.,
Муталимов М. 10 «б» кл.,
Махмудов 6 «а» кл.,
Махмудов М. 5 «б» кл.,
Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий. В нее включены возрастные особенности, что позволит детям ориентироваться в образовательном процессе.
VII. ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ. - Опора на методы психодиагностики;
- Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого - педагогического статуса одаренного ребенка;
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления « потенциальной» одаренности, это:
1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;
2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития».
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
VIII. НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.
В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.
Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно - воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов. Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств:
- общие или специальные способности выше среднего;
- высокий уровень включенности в задачу;
- высокий уровень креативности.
Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них:
Использование трактовки одаренности Джозефа Рензулли при составлении учебных программ для одаренных детей позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.
Задача учителя- помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
IX. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОГРАММЕ « НАША НАДЕЖДА».
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
2. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
3. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
5. поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;
6. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.
Реализация программы « Наша надежда» предполагает несколько организационных форм ускорения:
1. ускорение в обычном классе;
2. профильные классы;
3. радикальное ускорение ( возможность заниматься по университетской программе).
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
X. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
При выборе форм и методов обучения мы опирались на основные положения:
- технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) – обучение В.В.Полякова.
- технологии саморазвития личности Г.К.Селевко;
- технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.
XI. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1. Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.
2. Разнообразные виды поддержки учащихся:
- Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;
- правовые;
- социальные (равные стартовые возможности в обучении);
- валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий.
3. Право свободного выбора:
- профиля;
- уровня;
- вида творческого труда.
XII. КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.
2006-2007 уч. год – диагностико - прогностический этап.
2007-2008 уч. год - организационный этап.
2008-2009 уч. год – практический этап.
2009-2010 уч. год – обобщающий этап.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «НАША НАДЕЖДА»
XIY.ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ « НАША НАДЕЖДА».
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Программа работы с одаренными детьми « Наша надежда».
МОУ « СШ № 12», г. Избербаш, Республика Дагестан.
XY. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета,1997г., 13 мая.
2. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.
4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
5. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО
«АиФ Принт» , 2003г.
6. Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
7. Журнал « Начальная школа» № 3,1997г.
Программа работы с одаренными детьми « Наша надежда».
На странице приведен фрагмент.