Программа воспитания в классе. 9-11 класс
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 78 города Краснодара
Недельская Олеся Сергеевна
Организация гуманистического воспитательного пространства класса
Программа воспитания в классе
Пояснительная записка
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путём правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти.
Плутарх.
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания стоит целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и классного руководителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:
- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Таким образом, в центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.
Воспитательное пространство — это лишь часть единого социального пространства. Его эволюция - непременное условие развития всех субъектов процесса воспитания. Воспитательное пространство, в отличие от среды, формируется, что позволяет придавать ему определенные свойства и характеристики. Оно может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху», так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их потребности.
Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности. Если система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
В 2007/08 году я являлась классным руководителем в 9 «В» классе, в 2008/09г. получила классное руководство в 10 общеобразовательном классе, сформированном по условиям отбора из учащихся четырех классов (большинство из них учащиеся моего родного 9-го класса). Поэтому, понимая сложность педагогической ситуации, надо было уделить особое внимание сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью.
Цель программы:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;
- организация учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- формирование системы самоуправления в классе..
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (9-11 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2007-2008 уч.год.
2 этап -2008-2009 уч.год.
3 этап -2009-2010 уч.год.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
- организация малых педагогических консилиумов;
- дискуссии, диспуты;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы;
- «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;
- соревнования;
- викторины;
- интеллектуальные марафоны;
- проектные игры;
- уроки в музее;
- КВН;
- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
1. Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»;
2. Демократизм, уважение ученика;
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
4. Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;
5. Принцип индивидуальности;
6. Принцип развития;
7. Принцип творчества и успеха;
8. Принцип поддержки и доверия;
9. Принцип ответственности;
10. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать);
11. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);
• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
• личностно-ориентированная педагогика;
• концепция поликультурного образования (З.М.Малькова, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова);
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
• технология коллективно-творческих дел;
• игровые технологии.
Основная перспектива развития класса: образ жизни, достойный человека.
Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание и общение. Для овладения культурой общения в классе ежегодно проводятся праздники, игры, тренинги, организуются поездки, экскурсии, походы, посещение выставок и театров.
В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.
Для этого использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка и социометрический статус учащегося, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов педагогического процесса на класс и отдельных учеников.
В работе с ребятами стараюсь использовать либеральный стиль взаимоотношений. Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.
Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
«Я – Человек». Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
«Моя Родина». Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Будучи преподавателем истории, считаю, что это направление одно из ведущих, ибо воспитание на героических примерах прошлого является довольно эффективным. Поэтому учащиеся моего класса принимают активное участие во всех военно-патриотических мероприятиях, проводимых в школе, и осуществляют шефскую помощь ветеранам войны.
В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического воспитания.
Основные направления гражданско – патриотического воспитания :
- военно – патриотическое воспитание;
- героико – патриотическое воспитание;
- национально – патриотическое воспитание;
- гражданское воспитание;
- гражданско – патриотическое воспитание.
Военно–патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций. Героико–патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать. Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.
«Здоровый образ жизни». Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
«Мир прекрасного» - направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
«Ученическое самоуправление». Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.
Самоуправление класса
«Мой класс – мой выбор!»
По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п. 1
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.2
Из собственного опыта хочу отметить, что самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);
создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
формировать толерантность.
Для наглядности, предлагаемую мной структуру классного самоуправления можно представить в виде схемы (см. приложение).
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:
- определение программы деятельности ученического коллектива;
- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);
- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);
- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
- установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;
- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.
Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, возглавляемый президентом класса. Совет класса, как правило, собирается один раз в неделю. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Президент класса выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:
Сектор «Просвещение» - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, помогает классному руководителю проводить рейтинг учащихся по результатам обучения, готовит интересные тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий для учащихся начальных классов.
Сектор «Порядок» - по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.
Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к школьной аллее памяти воинов-афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.
Сектор «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и классным руководителем занимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев.
Сектор «Пресс-центр» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, готовит статьи в общешкольную газету «Школьная планета», отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях; руководит работой по оформлению классного альбома.
Сектор «Олимпиец» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.
Сектор «Забота и добро» вносит разнообразие в социально значимую деятельность учащихся. Сектор организовывает поздравление ветеранов, визиты к долгоболеющим и не посещающим школу ученикам, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях («Подари школе книгу!», «Подари детям радость», «Дети - солдатам» и т.д.)
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет лидеров школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. 3
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Главные заповеди воспитания:
• Главная цель воспитания – счастливый человек
• Воспитание без уважения – подавление
• Интеллигентность – антипод невежеству
• Дорожи доверием святых воспитанников, береги ребячьи тайны
• Дети должны быть лучше нас и жить они должны лучше
Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
• любящей свою малую и большую Родину;
• знающей и хранящей традиции;
• ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Я считаю, что большую роль в воспитательной работе играет проведение классных часов и родительских собраний, правильный выбор их тем (они должны быть актуальны, интересны и доступны для учащихся и их родителей.)
“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
Классные часы мною проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
- составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
- уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
- определение времени и места проведения классного часа;
- определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
- подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
- определение участников подготовки и проведения классного час;
- распределение заданий между участниками и группами;
- проведение классного часа;
- анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Примерная тематика классных часов
Направление «Я - человек»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Класс |
Время проведения |
1 |
Как научиться властвовать собой? |
тренинг |
9,11 |
3 четверть |
|
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть |
беседа |
9 |
2 четверть |
2 |
“Я имею право на…” |
дискуссия |
9 |
1 четверть |
3 |
Я среди людей, люди вокруг меня |
деловая игра |
10 |
1 четверть |
|
«Все профессии хороши, выбирай на вкус...» |
встреча с интересными людьми |
9,11 |
3 четверть |
4 |
Моя будущая профессия. Какой я её вижу? |
экскурсия в мир профессий |
9,11 |
1, 2 четверть |
5 |
Чувство взрослости. Что это такое? |
беседа |
10 |
2 четверть |
6 |
Какие воспоминания оставлю я о себе в школе |
классное собрание |
11 |
1 четверть |
7 |
Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? |
конференция |
9,11 |
4 четверть |
8 |
Стресс в нашей жизни |
тренинги |
9,11 |
3 четверть |
9 |
«Новый закон на защите детства» (О Законе Краснодарского края №15.39) |
урок-презентация |
10-11 |
сентябрь |
10 |
«Никого дороже нет…» (классный час посвящен Дню матери). |
театрализованное представление |
10 |
2 четверть |
11 |
Поговорим о нравственности… |
беседа |
11 |
4 четверть |
12 |
«Маме посвящаю… » (классный час посвящен Дню матери). |
урок-презентация |
9 |
2 четверть |
13 |
"Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!" |
театрализованное представление |
11 |
2 четверть |
14 |
«О милосердии" |
беседа |
9 |
1 четверть |
15 |
Что значит быть счастливым? |
дискуссия |
10 |
3 четверть |
16 |
"Человек и закон" |
Деловая игра |
10 |
4 четверть |
Направление «Моя Родина»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Класс |
Время проведения |
1 |
Каким я вижу свой любимый город? (Кл.час ко Дню города) |
дискуссия |
9 |
1 четверть |
2 |
«Память о Холокосте – путь к толерантности» (с использованием ИКТ) |
урок-презентация |
9 |
январь |
3 |
«О них мы будем помнить всегда» |
экскурсия |
9 |
май |
4 |
«Пусть будет ясным вечно небо...» (урок мужества, посвященный освобождению Краснодара от немецко-фашистких захватчиков) |
Встреча с интересными людьми |
9-10 |
февраль |
5 |
Классный час "Есть такое слово –«выстоять» посвященный Дню Победы. |
Встреча с интересными людьми |
11 |
май |
6 |
«Афганистан болит в моей душе»; |
Театрализованное представление |
9 |
февраль |
7 |
«Именем Екатерины нареченный» (с использованием ИКТ) |
Урок-презентация |
10 |
декабрь |
8 |
«Пусть не повторится никогда…» (Кл.час посвященный Дню памяти жертв политических репрессий) |
Театрализованное представление |
11 |
октябрь |
9 |
Из истории символики России. |
Брейн-ринг |
9 |
2 четверть |
10 |
Основной закон страны (Кл.час посвященный Дню Конституции) |
дискуссия |
10 |
декабрь |
11 |
Доблести защитников Отечества. |
беседа |
10 |
февраль |
12 |
"Всеобщая декларация прав человека" |
беседа |
11 |
декабрь |
13 |
"Шаг во Вселенную", посвященный Дню космонавтики |
Ролевая игра |
11 |
апрель |
Направление «Здоровый образ жизни»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Класс |
Время проведения |
1 |
«Кубанские товары и услуги только высшего качества!» |
Конференция, деловая игра |
9-11 |
2 четверть |
2 |
"Урок здоровья" |
Ролевая игра |
9 |
3 четверть |
3 |
«Формула здоровья» |
дискуссия |
9 |
4 четверть |
4 |
«Здоровье – бесценное богатство» |
анкетирование |
10,11 |
2 четверть |
5 |
«Не сломай судьбу свою» |
беседа |
11 |
4 четверть |
6 |
«О вкусной и здоровой пище» |
беседа |
10 |
1 четверть |
7 |
«Причины суицида среди подростков» |
тренинг |
9,11 |
3(4) четверть |
8 |
«Безопасность на дорогах» |
беседа |
9-11 |
1 четверть |
9 |
«Суд над сигаретой» |
Ролевая игра |
10 |
3 четверть |
Направление «Мир прекрасного»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Класс |
Время проведения |
1 |
Человек и творчество. Великие творения человечества. |
Брейн-ринг |
9 |
1 четверть |
2 |
Юмор в жизни человека. |
Театрализованное представление |
11 |
2 четверть |
3 |
"Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) |
Театральная премьера |
10 |
3 четверть |
4 |
«Вдохновенный певец России» (о творчестве Г.Пономаренко) |
беседа |
10 |
3 четверть |
5 |
«Немного о прекрасном…» |
Музейный урок |
9 |
4 четверть |
6 |
"Слава рукам золотым!" |
Брейн-ринг |
11 |
1 четверть |
7 |
"Красота и труд - вместе идут" |
беседа |
10 |
2 четверть |
8 |
"Музыка и мы" |
дискуссия |
11 |
4 четверть |
9 |
«Что такое духовное богатство человека» |
дискуссия |
9 |
3 четверть |
10 |
«Всему начало любовь…» |
дискуссия |
11 |
3 четверть |
Основные благотворительные акции, в которых принимают активное участие учащиеся класса:
«Подари школе книгу!»
«Рассвет»
«Дети - солдатам»
«Подари детям радость»
«Подарок первокласснику»
«Подарок к Рождеству»
Примерные темы родительских собраний
№ |
Тема |
Класс |
Время проведения |
1 |
«Помощь семье в правильной профес-сиональной ориентации» |
9 |
1 четверть |
2 |
"Профилактика злоупотребления психоактив-ных веществ" |
9 |
2 четверть |
3 |
«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам» |
9 |
3 четверть |
4 |
«Роль самооценки в формировании личности» |
9 |
4 четверть |
5 |
«Новый закон на защите детства» (О Законе Краснодарского края №15.39) |
10 |
1 четверть |
6 |
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» |
10 |
2 четверть |
7 |
«Как уберечь детей от вредных привычек». |
10 |
3 четверть |
8 |
«Организация летнего труда и отдыха детей в семье» |
10 |
4 четверть |
9 |
«Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста» |
11 |
1 четверть |
10 |
«Принуждение: может ли оно быть эффективным» |
11 |
2 четверть |
11 |
«Помощь ребятам в период подготовки к ЕГЭ» |
11 |
1 четверть |
12 |
«Методы снижения тревожности у выпускников» |
11 |
2 четверть |
Апробация: Рабочие материалы воспитательной программы, касающиеся организации ученического самоуправления в классе были размещены на федеральных сайтах: «Завуч.Инфо», «Педсовет.org». Опубликованный материал активно обсуждался в сообществе «Классный руководитель ХXI века» в Сети творческих учителей и получил положительные отзывы коллег.
Литература
Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания. – М.: Народное образование, 1997
Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Народное образование, 2001.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогическое общество России, 1997.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=4418&i_id=44 Сайт «Учительской газеты»
http://festival.1september.ru/articles/414609/ Сайт издательства «1 сентября»
http://www.pedsovet.su Каталог образовательных файлов
1 Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С.37.
2 Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С.14–15.
3 Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 33-36.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Недельская Олеся Сергеевна
→ olexi 27.06.2009 12 32115 10526 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.