Программа деятельности классного руководителя; 1 - 4 классы
Югалдиной Людмилы Николаевны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Программа
воспитательной работы в классе
Целостный педагогический процесс –
это процесс, в котором воедино слиты
«воспитывающее обучение» и «обучающее
воспитание».
А. Дистервег
Цель программы: развитие личности в ситуации успеха, создание условий для самовыражения каждого, ориентация на личностный рост, обеспечение личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Основные задачи:
Акцентирование личности на общечеловеческих ценностях, обретение гармонии своего внутреннего мира во взаимодействии с окружающим, включая природу и социум, ровесников и взрослых.
Преодоление психологических установок, препятствующих развитию личности, в процессе разнообразной творческой деятельности и общения.
Создание для каждого ребёнка ситуации успеха как толчка для его личностного роста.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:
коллективные творческие дела;
экскурсии, поездки, походы в театр и т.п.;
классные часы, беседы;
участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
вечера и дни семейного отдыха;
создание фотоальбома класса;
индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
тематические родительские собрания и другие формы.
Программа работы строится на следующих педагогических принципах и подходах:
Индивидуальности.Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Природосообразности.Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа - корни, воспитание - крона.
Целостности учебно-воспитательного процесса.Нельзя делить мир на уроки отдельных предметов.
Доверия и поддержки. Принцип позволяет обогатить арсенал педагогической деятельности личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания. Внутренняя мотивация, а не внешнее воздействие должны приводить к успеху в обучении и воспитании.
Сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
Деятельности. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе, растет самоуважение.
Возрастной подход. Содержание программы должно соответствовать интересам, потребностям и возможностям младшего школьника.
Способы отслеживания и анализ результатов воспитательной деятельности класса:
Полный ежегодный анализ воспитательной работы класса.
Анкетирование детей, родителей для выявления интересов, предложений, пожеланий.
Изучение уровня воспитанности детей школьным психологом, отслеживание динамики роста уровня психических процессов учащихся.
Классно-обобщающий контроль.
Ведение диагностических карт детей классным руководителем, психологом, социальным педагогом, медицинским работником.
Наблюдение, педагогические выводы об учащихся учителей-предметников, классного руководителя.
Беседы с учащимися, родителями по итогам четверти и учебного года.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются:
“Индивидуальность” (проведение диагностик, анкет, опросов как родителей, так и детей, составление плана работы по интересам);
“Самостоятельность”(выбор коллективно-творческих дел, подготовка к их проведению, развитие самоуправления в классе);
“Творчество” (развитие творческих способностей каждого ребёнка, участие в школьных и городских мероприятиях);
“Активность” (повышение активности каждого члена коллектива);
“Коллектив” (выбор и работа творческих групп класса, работа по сплочению коллектива)
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста;
срок ее реализации – 4 года.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся.
Сплочение родителей и детей.
Развитие индивидуальности учащихся.
Развитие интереса к изучаемым предметам.
Развитие самостоятельности.
Конечный результат–создатьсплоченный детский коллектив, настроенный на доброжелательное межличностное общение, в котором каждый ребенокпрежде всего – гражданин своего Отечества, человек, который может помочь другому, может творить и хочет созидать;воспитать личность, соответствующую модели выпускника начальной школы
Модель
выпускника начальной школы
Я
- личность
Структура
взаимодействия классного руководителя
с социальной средой
Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества со всеми её участниками.
Участники взаимодействия |
Цель деятельности
|
Школьная служба сопровождения (медицинский работник, психолог, социальный педагог) |
Осуществление психологического просвещения учащихся и их родителей; Проведение психолого-педагогической диагностики с учащимися и родителями; Проведение коррекционной работы с классным коллективом. |
Родители
|
Организация и проведение родительских собраний; Оказание помощи классному руководителю в решении вопросов, связанных с успеваемостью, поведением учащихся. Участие в разрешении конфликтных ситуаций. Организация и проведение совместных праздников и досуга. |
Педагоги- предметники
|
Оказание помощи в поиске путей повышения учебной мотивации учащихся Учет педагогами учебных интересов учащихся; Выявление степени развития учебных умений учащихся; Оказание помощи учащимся в ликвидации пробелов в учебной деятельности. |
Педагоги дополнительного образования |
Оказание помощи при определении учащимися выбора кружка, секции. |
Городские досуговые центры
|
Организация и проведение внеклассных мероприятий; Содействие в формировании коммуникативных навыков общения. |
Структура
взаимодействия классного руководителя
с социальной средой
Направления
воспитательной деятельности
«Вот мой дом родной»
«Я, моя семья, мои друзья»
«Делу - время, потехе – час»
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
«Дело мастера боится»
«Семья и школа»
Цели
и задачи каждого направления
«Вот мой дом родной»
(Гражданско-патриотическое, нравственное воспитание)
Чем выше цветы поднимаются
к солнцу,тем глубже идут их
корнив землю, на которой растут.
Гримм Фридрих
Цели данного направления: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае, развивать чувство патриотизма. Пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа. Воспитывать у учащихся нравственно-этические качества.
Содержание: изучение российской символики и законов страны.Знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями, художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание народных игр.Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
1 класс
«Дом, в котором я живу» (Беседа – обсуждение)
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок» (Чтение сказок, обсуждение)
«Слава солдатская – сила богатырская» (Праздник)
«Про братьев наших меньших» (Викторина)
«Мои любимые игры и игрушки» (Беседа с играми)
«Милой мамочки портрет» (Выставка рисунков)
«Птичья столовая» (Практическая работа)
2 класс
«Мой город» (Игра - путешествие)
«Наша страна – Россия» (Конкурс чтецов)
«Русский солдат умом и силой богат» (Литературные посиделки)
«Слава тебе, победитель – солдат!» (Лирико-поэтический час)
«Бабушка рядышком с дедушкой» (Устный журнал)
«Откуда мы родом» (Беседа о родословной)
3 класс
«Знания нужны мне и моей стране»
«Моё Отечество!» (Экскурс по городам и сёлам родного края)
«А в нашей семье…» (Сочинения с иллюстрациями)
«Звучи, памяти набат!»
«Моя помощь родным» (Беседа – диспут)
4класс
«Россия, мы дети твои!» (Утренник)
«В память о героях-антифашистах»
«Семейная летопись» (Семейные посиделки)
«Рождество – праздник семейный» (Беседа о традициях)
«Гармония в природе» (Экологический плакат)
«Права детей» (Игра-путешествие)
Методы работы:
« Я, моя семья, мои друзья»(Коммуникативное, социальное развитие)
Взаимодействуя с человеком,
другой человек осознаёт себя.
М.Бахтин.
Цели данного направления: способствовать формированию ценностичеловеческого общения. Формировать коммуникативные навыки. Помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Способствовать формированию ученического коллектива.
Содержание:ребёнок должен знать, кто он сам. Он должен осознавать свой статус в семье («я надежда и помощник») и в обществе («я гражданин, я ученик»). Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «взрослый – ребёнок».Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом. На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
1 класс
«Про то, как добро и зло боролись» (Урок – сказка)
«Учимся дружить» (Ролевые игры)
« Что такое хорошо и что такое плохо?» (Беседа)
«Ежели вы вежливы?» (Праздник)
«Как надо разговаривать со взрослыми» (Беседа – игра)
«Что такое правила хорошего тона» (Учебная игра)
2 класс
«Уважай себя, уважай других» (Беседа – диспут)
«Как надо вести себя в школе» (Беседа – игра)
«Вежливые слова» (Разбор ситуаций)
Произведения В. Осеевой и А. Толстого о поступках детей. (Чтение и обсуждение)
«Как лучше поступить?» (Разбор ситуаций)
«Звёздный час вежливости» (Игра)
3 класс
«Мир эмоций и чувств» (Беседа)
«Учимся правильно жить и дружить» (Практические игры)
«Правила хорошего тона» (Учебные игры)
«Учимся выигрывать и проигрывать» (Беседа)
«Какому человеку можно доверять?»
«Портрет моего класса» (Творческая работа)
4 класс
«ЧП в дружеских отношениях, или что мешает дружбе» (Диспут)
«Каждый сам за себя или дружная семья» (Игра)
«Секреты волшебной речи» (Творческая игра)
«Доброе слово,что день ясный» (Разбор ситуаций)
«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!» (Домашнее сочинение)
Методы работы:
« Делу - время, потехе – час»(Интеллектуальное развитие учащихся класса)
Учение — это лишь один из лепестков того
цветка, который называется воспитанием.
В. Сухомлинский
Цели данного направления: способствовать формированию учебной мотивации, оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Содержание:определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организация коррекционной работы.Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
1 класс
«Мы школьниками стали» (О правилах поведения в школе)
«Азбука – к мудрости ступенька» (Литературный праздник)
« В гостях у мудрого царя!» (Эрудит – шоу)
Участие в интеллектуальных конкурсах.
«Учебная книга – наш друг и помощник!» (Практическое занятие)
«Увидел слово – прочитай!» (Задание на лето)
2 класс
«Мои любимые книжки» (Литературные посиделки)
«Кто лучше и быстрее?» ( Интеллектуальные соревнования)
«Славит человека труд» (Беседа о значении умственного труда)
Конкурс стихов и пословиц о маме.
«Мои любимые уроки» (Викторина)
Участие в интеллектуальных конкурсах.
3 класс
«С книгой жить – век не тужить» (Обучающая игра)
«По дороге знаний, или учение с увлечением» (Урок – путешествие)
«Турнир умных и находчивых»
Участие в интеллектуальных конкурсах.
«Что мы знаем, что умеем» (Тесты, рефлексия)
«Карусель знаний» (Беседа – обсуждение)
4 класс
«Терпенье и труд всё перетрут» (Диспут)
Школьная олимпиада по русскому языку, чтению, математике.
«Экологическое путешествие»
Участие в интеллектуальных конкурсах.
Методы работы:
« Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
(Физическое развитие, здоровьесбережение)
Здоровье дороже золота.
У. Шекспир
Цели данного направления: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека.Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.Формировать умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.Развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.
Содержание: помогает понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Сотрудничество с медицинским работником школы, медицинскими и профилактическими заведениями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
1 класс
«Что такое режим дня?» (Беседа с примерами из литературных произведений)
«Чистота - залог здоровья» (Практическая игра)
«Не шути с огнём» (Правила пользования электроприборами, поведение с огнём)
«Самые ловкие и умелые!» (Спортивные соревнования)
«Как следует питаться?» ( Беседа)
Подвижные игры
2 класс
Здоровые и вредные привычки (Беседа с обсуждением)
«Быстрый бутерброд до добра не доведёт» (О культуре питания)
«Как развивать свои физические возможности»
«Царица Гигиена и её друзья»
«Сильные, смелые, ловкие, умелые» (Соревнования)
«Где нас подстерегает опасность» (Разбор ситуаций)
«Светофор здоровья» (Игра)
3 класс
«Режим дня – здоровый образ жизни» (Беседа)
«Все на лыжи!» (Соревнования)
«Помоги себе сам» (Разбор ситуаций)
«Будем плавать, загорать!» (Правила поведения на воде)
«Путешествие в страну здоровья» (Урок – соревнование)
4 класс
«Значение режима дня в жизни школьника» (Диспут)
«Путешествие в зелёную аптеку» (Игра – путешествие)
«Правила учи – себя береги!» (Викторина о правилах безопасности)
«Вредные привычки» (Беседа)
«Я умею выбирать!» (Тренинг безопасного поведения)
«Правильное питание – залог здоровья!» (Беседа)
«Спортивная карусель» (Соревнования)
Методы работы:
« Дело мастера боится»(Образная, проектно – творческая деятельность)
Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
В. Сухомлинский
Цели данного направления: способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество. Способствовать получению знаний о мировой культуре и культуре России. Формировать потребность в творческой деятельности.
Содержание:развитие творческой личности учащихся на основе формирования творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности.Создание условий для развития личности каждого школьника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей. Развивать способность замечать красоту, стремление всё делать красиво.Активное участие учащихся в художественной самодеятельности.
1 класс
«Красота окружающей природы» (Выставка поделок из природного материала)
«Подарок маме» (Театрализованное представление)
«Наш класс» (Творческий проект)
«Мы сами своими руками» (Выставка работ, сделанных совместно с родителями)
2 класс
«Кто что любит и умеет делать?» (Конкурс)
«Как прекрасен этот мир…» (Творческий конкурс на лучшее стихотворение о …)
«Красота живописи» (Экскурсия на выставку)
«Моя семья» (Конкурс рисунков)
« Игры, в которые играют…» (Проектная деятельность)
Творческий конкурс снежных скульптур.
3 класс
«Умелые руки» (Работа в творческой мастерской)
«Моё хобби» (Диспут)
«Красота движений» (Практическое занятие)
«Природа и фантазия» (Выставка работ)
«Я город свой люблю» (Проектная деятельность)
4 класс
«Красота и уют моего дома» (Выставка поделок)
«Уголки творчества» (Игра – путешествие по местам декоративно-прикладного творчества)
«Родная школа в лицах» (Фотовыставка)
«Первые шаги в науку» (Конкурс проектов)
«Муза посетила» (Проба пера)
Методы работы:
« Семья и школа»
(Взаимодействие с родителями учащихся)
Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребёнок делает свои
первые шаги, а потом перед ним
открывается необозримое море
знаний, и курс в этомморе
прокладывает школа…. Но это не
значит,что он должен совсем
оторваться от берега….
Л.Кассиль.
Цели данного направления:формирование родительского коллектива, способного решать вопросы воспитания классного коллектива и собственного ребенка.Создание единого коллектива единомышленников в лице родителей, учеников и учителей. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Содержание: изучение семей учащихся, ситуации развития ребёнка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребёнка. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей, организация психолого–педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
Принципы проведения родительского собрания
Родительское собрание не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.
И главный принцип работы с родителями – вместе проводятся только радостные и интересные общие дела. Если у какого-то ребёнкавозникают проблемы, неудачи, кто-то совершает неблаговидный поступок, имеет трудности в учёбе, в любом из этих случаев работа с родителями только индивидуальная. О хорошем – всем, о плохом – только родителю, при этом бережно и тактично.
Примерная тематика родительских собраний
1 класс
«Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе.
Режим дня школьника.
Как помогать ребёнку в приготовлении уроков.
Как поддерживать в школьниках желание учиться.
Дружбы и ссоры в детском коллективе.
Особенности развития внимания детей 7 – 8 лет.
Достижения года.
2 класс.
Воспитанность и воспитуемость.
Особенности режима дня для второклассника.
Развитие самостоятельности школьников при приготовлении домашних заданий.
Товарищество и дружба. Особенности взаимоотношений.
От чего зависит успешность обучения?
Книга – источник знаний.
Итоги года и перспективы развития.
3 класс.
Задачи развития третьеклассника.
Роль семьи в формировании мотивации учения.
Способности и одаренность.
Самостоятельность и её границы.
Развитие творческих способностей учащихся.
Самооценка наших детей.
4класс.
Компьютерные игры: возможные опасности.
Природа детской агрессивности.
Права и обязанности школьника.
Значение проектной деятельности в развитии учащихся.
Оценка или отметка.
Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу.
Развитие системы ценностей как основа успешного обучения.
Нравственные уроки начальной школы.
Другие формы работы с родителями
Консультации – индивидуальные и коллективные тематические.
Дни открытых дверей- разрешение родителям присутствовать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.
Телефон доверия – разрешение родителям в определённые дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы.
Привлечение родителей к организацииэкскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.
Методы работы:
Самоуправление
в классе
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление
Самоуправление в классном коллективе можно определить, как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других проблем. Младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.
Цели самоуправленческой деятельности
Содействие развитию ребёнка. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать такие качества, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность.
Создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, для самоутверждения каждого учащегося в процессе включения его в коллективную деятельность.
Положение об ученическом самоуправлении в классе
Самоуправление в классе осуществляется на основе коллективного планирования и распределения дел между творческими и инициативными группами по следующим направлениям:
учебно-познавательные дела;
общественно-полезные и трудовые дела;
культурно-массовые дела и организация досуга;
информационная служба (журналисты, репортеры, редакторы классных уголков);
здоровый образ жизни.
2. Ученические коллективы сами определяют основные направления своей деятельности
3. Самоуправление в классе строится на основе следующих принципов:
добровольность;
сотрудничество;
чередование творческих дел;
добросовестность в выполнении поручений.
4. Высшим органом самоуправления является общее собрание.
Организация полезных дел в классе
Класс делится на творческие группы (экипажи) на добровольных началах.
В каждой группе выбирается руководитель сроком на 1 четверть.
Каждая группа выполняет возложенное на нее Советом класса поручение.
Учащиеся имеют право переходить из одной группы в другую.
Общее собрание класса
Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
Определяет основные направления классной жизни.
Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
Избирает капитана, заслушивает и оценивает работу актива.
Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
Совет класса
Совет класса является высшим исполнительным и координирующим органом ученического самоуправления класса.
В совет класса входят: президенткласса, капитаны экипажей, председатель родительского комитета, классный руководитель.
Совет класса имеет следующие полномочия:
Руководит работой творческих групп.
Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.
Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
Готовит и проводит классные собрания.
Отражает всю важную информацию в классном уголке.
Решает вопрос о порицании и поощрении отдельных учеников.
Рассматривает конфликтные ситуации в классе.
Президент класса
Президент класса – полномочный представитель класса на совещаниях и заседаниях любого уровня, защищает интересы класса.
Президент класса обязан:
Контролировать посещаемость учащимися уроков.
Обеспечивать дисциплину и порядок в классе.
Выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебно-воспитательным процессом.
Капитаны экипажей
Руководители творческих групп организовывают работу в группах.
Отчитываются на Совете класса или на классном собрании о выполнении возложенных поручений.
Пять способов разделиться на группы:
по желанию
по дружбе
по интересам
по общему делу
по способностям
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Учебный сектор «Знайки» - организуют внеклассные мероприятия по предметам; контролируют успеваемость; отвечают за состояние дневников, тетрадей, учебников; организуют консультации по предметам; помогают в проведении предметных олимпиад.
Трудовой сектор «Спасатели» – отвечают за озеленение класса; оформляют классный уголок, портфолио класса; помогают в художественном оформлении праздников, следят за порядком и чистотой, дежурством по классу.
Культурный сектор «Затейники» - организуют и проводят коллективно-творческие дела, конкурсы; организуют посещения выставок, театров, музеев; организуют и проводят конкурсы рисунков, газет, плакатов.
Спортивный сектор «Физкультурники» - организуют спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяют лучших спортсменов.
Активно, творчески и добросовестно выполнять поручения помогают советы-подсказки, изложенные в специально разработанных памятках-советах.
Советы «Затейникам»
Тебе доверили самое интересное дело – играть. Будь заводилой игр с одноклассниками на переменах, после уроков, на классных праздниках.
Расспроси одноклассников про игры, которые любят все. Тебе будет легче выбирать знакомые и подбирать новые игры.
Узнай, в какие игры любили играть твои родители, бабушки и дедушки. Попробуй разучить некоторые из них с ребятами.
Подружись с «затейниками» соседних классов, вместе играть веселее.
Советы «Спасателям»
Тебе доверили поручение, которое принесёт пользу всем. Следи за чистотой и порядком в классе. С помощью классного руководителя составь график дежурства.
Проветривай класс на перемене. Помоги учителю подготовиться к уроку.
При проведении генеральных уборок определяй каждому участок работы. Не забудь проверить, как выполняется поручение.
Следи за сохранностью парт и стульев, о сломанных вещах или оборудовании сообщай учителю.
Проверяй, все ли одноклассники переобуваются в сменную обувь.
Объяви ребятам и проведи рейды «Чистые руки», «Аккуратная прическа», «У кого в порядке книжки и тетрадки», «Самое чистое рабочее место» и т.п. Подведи итоги и сообщи ребятам.
Советы «Знайкам»
Тебе доверили очень серьёзное поручение – учебные дела класса, значит, тебе верят и на тебя надеются. Понаблюдай внимательно за одноклассниками: может быть, кому-то нужна помощь?
Проверяй, все ли ребята готовы к уроку. Помоги тем, кто забыл приготовить все необходимое или что-то оставил дома.
Помоги учителю проконтролировать, все ли ученики записали домашнее задание в дневники. В каком состоянии тетради, учебники.
Следи за результатами конкурсов «Ученик года», «Спортсмен года», рассказывай об этом ребятам.
Организуй, если хочешь, почту Почемучек. Собирай интересные вопросы и постарайся найти на них ответы. Расскажи ребятам об этом или выпусти «Листок Почемучек».
Советы «Физкультурникам»
Проводи перед первым уроком с ребятами зарядку. Подбирай интересные и безопасные упражнения.
Разучи сам и проводи с классом физминутки на уроках.
Помоги классному руководителю и учителю физкультуры в проведении Дней здоровья, соревнований.
Советы « Юнкорам»
Ты – юный корреспондент класса. При помощи карандаша, кисточки и красок ты можешь рассказать всем обо всем.
Внимательно понаблюдай за одноклассниками. Запиши себе в блокнот интересный случай или происшествие из жизни класса. Собирай интересные картинки, используй их в газете.
Предложи одноклассникам сделать выставку рисунков.
Если есть возможность, то сфотографируй своих одноклассников, праздники, проводимые в классе, соревнования. Оформи летопись классных дел.
Выпусти газету-поздравление, газету-информацию.
Точно знай, когда у кого в классе день рождения. Не забудь поздравить именинника в классном уголке «Поздравляем»
Каждую четверть на классном ученическом собрании подводятся итоги работы каждой группы.
Мои
педагогические заповеди
Любить детей и знать о них как можно больше хорошего.
Искать подход к каждому.
Быть справедливой.
Уметь сотрудничать с детьми, не подсказывать готового решения, а показывать возможные пути к нему и разбирать с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
Не пропустить момента достижения первого успеха.
Оценивать поступки, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
Циклограмма
работы классного руководителя
руководителяруководителя
Ежедневно
Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятии.
Организация питания учащихся.
Организация дежурства в классном кабинете.
Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий в классе по плану.
Работа с родителями по ситуации.
Работа с учителями-предметниками по ситуации.
Каждый месяц
Посещение уроков в своём классе.
Консультации у школьного психолога.
Решение хозяйственных вопросов.
Встреча с родительским активом.
Работа с активом класса.
Один раз в четверть
Оформление классного журнала.
Семинар классных руководителей.
Анализ выполнения плана работы за четверть.
Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год
Проведение открытого мероприятия.
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
Сбор статистических данных о классе.
Список литературы
Л.С. Бескоровайная, О.В.Перекатьева «Настольная книга учителя начальных классов»\ «Феникс» Ростов - на – Дону
Под ред. Е.Н.Степанова «Воспитательная система класса»\ «Творческий Центр» Москва 2005
Н.И.Дереклеева «Родительские собрания. 1-4 классы»\ «Вако» Москва 2004
Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя. 1-4 классы»\ «Вако» Москва 2007
М. М. Безруких, С. П. Ефимова «Знаете ли вы своего ученика?»\ Москва «Просвещение» 1991
Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»\ Ярославль «Академия развития» 1996
Т. А. Соловьева, Е. И. Рогалева «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде»\ Москва «ВАКО» 2008
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы»\ Москва «ВАКО» 2007
Л. Н. Яровая, О. Е. Жиренко и др. «Внеклассные мероприятия 2 класс»\ Москва «ВАКО» 2005
Дневник классного руководителя начальной школы\ «ВАКО» 2009
Материалы журналов «Классный руководитель»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Югалдина Людмила Николаевна
→ Публикатор 23.05.2021 0 6998 231 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.