Презентация "Культура речи"; 11 класс
Слайд 2
Культура речи и
языковая норма
Слайд 3
Орфоэпическая разминка:
• 1. В каком слове ударение на 2 слоге?
• 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком
• 2. В каком слове ударение на 1 слоге?
• 1) танцовщица 2) эксперт 3) дремота 4)знамение
• 3. В каком слове ударение на 3 слоге?
• 1) инструмент 2) зевота 3) вчистую 4) издавна
• 4. В каком слове ударение на 2 слоге?
• 1) балансировать 2) красивее 3) договор 4) издавна
Слайд 4
Культура речи• Умение пишущего или
говорящего излагать
свои мысли в
соответствии с
содержанием, правильно и
выразительно.
Слайд 5
Языковая норма • одно из ключевых
понятий в учении о
правильности
речи.
Слайд 6
Норма• это социально одобряемое
правило, т.е. общепринятое
употребление слов, их форм,
синтаксических
конструкций, закрепленное в
словарях и справочниках и
рекомендованное ими.
Слайд 7
Основные признаки нормы:
• Относительная
устойчивость
• Общеупотребительность
• Обязательность
Слайд 8
Существуют нормы:
• Лексические
• Фразеологические
• Словообразовательные
• Грамматические (морфологические и
синтаксические)
• Орфографические
• Пунктуационные
• Стилистические
• Орфоэпические (произносительные)
Слайд 9
Морфологические нормы• Нормы образования
различных частей речи
(образование форм родительного
падежа числительных, и.п. и р.п.
множественного числа
существительных, сравнительная
и превосходная степень
прилагательного)
Слайд 10
Образование и склонение порядковых
и количественных числительных:
• Больше шестьдесят рублей;
• Образование различных глагольных форм
(повелительного наклонения, прошедшего
времени):
• Едь быстрее, разожгет костер,
началися каникулы.
Слайд 11
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ:
• КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (обозначают количество
или число и отвечают на вопрос сколько?);
• ПОРЯДКОВЫЕ (обозначают порядок
предметов при счете и отвечают на вопрос
какой?);
• Числительные изменяются по падежам;
• У составных и сложных числительных
склоняются все составляющие их части
(больше шестидесяти рублей), у порядковых
склоняется только последняя цифра (две
тысячи одиннадцатого года, тысяча девятьсот
девяносто восьмого года).
Слайд 12
Собирательные числительные
(двое, трое) могут употребляться:
• 1. В сочетании с существительными
мужского и общего рода (двое друзей);
• 2. с существительными, имеющими
только форму множественного числа
или обозначающими парные предметы
(двое ножниц);
• 3.с существительными, обозначающими
• детенышей (семеро козлят, трое котят).
Слайд 13
Образование сравнительной и
превосходной степени
прилагательных:
• Простая сравнительная степень образуется
при помощи суффиксов –е, -ее, -ей, -ше:
быстрее, решительнее;
• Простая превосходная степень образуется при
помощи суффиксов -ейш, - айш: быстрейший,
серьезнейший, глубочайший;
• Сложная сравнительная степень образуется
при помощи слов более, менее: более
решительный, менее решительный;
• Сложная превосходная степень образуется при
помощи слов наиболее, наименее, самый:
наиболее решительный, наименее
решительный, самый решительный.
Слайд 14
Именительный падеж множественного
числа существительных мужского и
женского рода образуется:
•
•
•
•
•
С помощью окончаний – ы (-и): опытные аптекари; клапаны;
Некоторые существительные мужского и среднего рода имеют
окончания – а (-я): города, дома, профессора;
Окончания – ов (-ев) при образовании родительного падежа у
существительных 2 склонения : пять домов, много помидоров;
Окончание –ей у некоторых существительных трех склонений :
морей, степей;
С помощью нулевого окончания в р.п. образуются большинство
существительных 1склонения и некоторые 2 склонения: корзин,
дорог, сапог, грузин, чулок, партизан, простынь, просьб, солдат.
• Ошибки: несколько помидор
•
несколько грамм
•
немного апельсин
Слайд 15
Основные трудности в
образовании глагольных форм:
•
Недостаточные глаголы. Они обозначают действия, не
относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься,
ржаветь, горчить, выздороветь, отняться). Эти глаголы не
имеют формы 1 лица. Чтобы употребить эти глаголы в форме
1 лица, используется описательная форма: сумею победить,
могу ощутить.
• Изобилующие глаголы. Имеют двоякие личные формы:
полоскаю – полощу; колыхать, махать, плескать, рыскать,
глохнуть. Нормой считается форма колышет, плещет, рыщет,
глохнет.
• Безличные глаголы, обозначающие действие или состояние
(брезжит, смеркается), совершающееся само по себе. Такие
глаголы не образуют форму повелительного наклонения.
• Форма повелительного наклонения образуется с помощью
суффикса – И и нулевого окончания (в единственном числе) и
окончания – ТЕ (во множественном числе)
• От глаголов несовершенного вида (что делать?) образуется
будущее сложное время (буду ехать), а от глаголов
совершенного вида (что сделать?) – будущее простое (поеду).
Слайд 16
ПОМНИТЕ!
• Глагол ЧТИТЬ имеет две формы 3 лица
множественного числа: ЧТЯТ, ЧТУТ;
• У некоторых глаголов при образовании
различных форм происходит
чередование в корне: лечь – ляг (не
ляжь!); стереть – сотрем (не стерем!);
• Различные формы, образующиеся от
глаголов ЖЕЧЬ, имеют ЖЖ: ЖЖЕШЬ,
РАЗОЖЖЕТ.
Слайд 17
• Глаголы бывают
ПЕРЕХОДНЫМИ, т.е. могут
иметь при себе дополнение в
В.п. без предлога, и
НЕПЕРЕХОДНЫМИ
Слайд 18
Источники:
• Е.А.Влодавская Единый
Государственный Экзамен ( поурочное
планирование) – М.: Экзамен, 2007
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Падерина Ирина Александровна
→ Paderina |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий