Презентация "Культура речи"; 11 класс


Слайд 1
Слайд 2
Культура речи и языковая норма
Слайд 3
Орфоэпическая разминка: • 1. В каком слове ударение на 2 слоге? • 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком • 2. В каком слове ударение на 1 слоге? • 1) танцовщица 2) эксперт 3) дремота 4)знамение • 3. В каком слове ударение на 3 слоге? • 1) инструмент 2) зевота 3) вчистую 4) издавна • 4. В каком слове ударение на 2 слоге? • 1) балансировать 2) красивее 3) договор 4) издавна
Слайд 4
Культура речи• Умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.
Слайд 5
Языковая норма • одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.
Слайд 6
Норма• это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Слайд 7
Основные признаки нормы: • Относительная устойчивость • Общеупотребительность • Обязательность
Слайд 8
Существуют нормы: • Лексические • Фразеологические • Словообразовательные • Грамматические (морфологические и синтаксические) • Орфографические • Пунктуационные • Стилистические • Орфоэпические (произносительные)
Слайд 9
Морфологические нормы• Нормы образования различных частей речи (образование форм родительного падежа числительных, и.п. и р.п. множественного числа существительных, сравнительная и превосходная степень прилагательного)
Слайд 10
Образование и склонение порядковых и количественных числительных: • Больше шестьдесят рублей; • Образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени): • Едь быстрее, разожгет костер, началися каникулы.
Слайд 11
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: • КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?); • ПОРЯДКОВЫЕ (обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?); • Числительные изменяются по падежам; • У составных и сложных числительных склоняются все составляющие их части (больше шестидесяти рублей), у порядковых склоняется только последняя цифра (две тысячи одиннадцатого года, тысяча девятьсот девяносто восьмого года).
Слайд 12
Собирательные числительные (двое, трое) могут употребляться: • 1. В сочетании с существительными мужского и общего рода (двое друзей); • 2. с существительными, имеющими только форму множественного числа или обозначающими парные предметы (двое ножниц); • 3.с существительными, обозначающими • детенышей (семеро козлят, трое котят).
Слайд 13
Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных: • Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов –е, -ее, -ей, -ше: быстрее, решительнее; • Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш, - айш: быстрейший, серьезнейший, глубочайший; • Сложная сравнительная степень образуется при помощи слов более, менее: более решительный, менее решительный; • Сложная превосходная степень образуется при помощи слов наиболее, наименее, самый: наиболее решительный, наименее решительный, самый решительный.
Слайд 14
Именительный падеж множественного числа существительных мужского и женского рода образуется: • • • • • С помощью окончаний – ы (-и): опытные аптекари; клапаны; Некоторые существительные мужского и среднего рода имеют окончания – а (-я): города, дома, профессора; Окончания – ов (-ев) при образовании родительного падежа у существительных 2 склонения : пять домов, много помидоров; Окончание –ей у некоторых существительных трех склонений : морей, степей; С помощью нулевого окончания в р.п. образуются большинство существительных 1склонения и некоторые 2 склонения: корзин, дорог, сапог, грузин, чулок, партизан, простынь, просьб, солдат. • Ошибки: несколько помидор • несколько грамм • немного апельсин
Слайд 15
Основные трудности в образовании глагольных форм: • Недостаточные глаголы. Они обозначают действия, не относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься, ржаветь, горчить, выздороветь, отняться). Эти глаголы не имеют формы 1 лица. Чтобы употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, могу ощутить. • Изобилующие глаголы. Имеют двоякие личные формы: полоскаю – полощу; колыхать, махать, плескать, рыскать, глохнуть. Нормой считается форма колышет, плещет, рыщет, глохнет. • Безличные глаголы, обозначающие действие или состояние (брезжит, смеркается), совершающееся само по себе. Такие глаголы не образуют форму повелительного наклонения. • Форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса – И и нулевого окончания (в единственном числе) и окончания – ТЕ (во множественном числе) • От глаголов несовершенного вида (что делать?) образуется будущее сложное время (буду ехать), а от глаголов совершенного вида (что сделать?) – будущее простое (поеду).
Слайд 16
ПОМНИТЕ! • Глагол ЧТИТЬ имеет две формы 3 лица множественного числа: ЧТЯТ, ЧТУТ; • У некоторых глаголов при образовании различных форм происходит чередование в корне: лечь – ляг (не ляжь!); стереть – сотрем (не стерем!); • Различные формы, образующиеся от глаголов ЖЕЧЬ, имеют ЖЖ: ЖЖЕШЬ, РАЗОЖЖЕТ.
Слайд 17
• Глаголы бывают ПЕРЕХОДНЫМИ, т.е. могут иметь при себе дополнение в В.п. без предлога, и НЕПЕРЕХОДНЫМИ
Слайд 18
Источники: • Е.А.Влодавская Единый Государственный Экзамен ( поурочное планирование) – М.: Экзамен, 2007

Полный текст материала Презентация "Культура речи"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Падерина Ирина Александровна  Paderina
10.11.2011 3 12654 2940

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК