Подготовка к ГИА. Сочинение.


Буряченко Елена Васильевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»

Москаленский район

Омская область




Подготовка к ГИА. Сочинение рассуждение.


Не нужно писать много, главное – НЕ МЕНЕЕ 50 слов!


Алгоритм построения сочинения рассуждения:


ТЕЗИС

АРГУМЕНТЫ ( задайте вопрос к тезису ПОЧЕМУ? и ответьте на него, для этого подберите убедительные аргументы, примеры(2-3), опираясь на прочитанный текст.

Запишите их, используя вводные слова:

А) во-первых, ….

Б) во-вторых, …

ВЫВОД, который по своему содержанию будет напоминать тезис, с другой – расширять смысл тезиса, формулировать основную идею текста, то есть то, что хотел сказать автор.


ТЕЗИС – АРГУМЕНТ(ПРИМЕР) – ВЫВОД


















От тезиса у аргументам можно поставить вопрос «Почему?»,

а аргументы отвечают: «Потому что…»


Например:

Тезис: Чтение художественной литературы необходимо.

Аргументы:

  1. Чтение расширяет кругозор

  2. Чтение художественных произведений пробуждает эмоции

  3. Художественная литература воспитывает нас, делает нас лучше.











При построении текста можно использовать речевые КЛИШЕ:


Структурные элементы

Вводные слова

Речевые обороты


Тезис

По-моему мнению

Я считаю

Я думаю

Смысл фразы текста я понимаю так….

Как я понимаю смысл этой фразы?

При переходе от тезиса к аргументам


Докажем это

Это можно доказать так…

Постараемся доказать эту мысль примерами из текста…

Попробуем доказать нашу точку зрения

Почему я так считаю?

В чем это выражалось?

Аргументы

Во-первых,

во-вторых,


Вывод

Таким образом, итак,

следовательно

Несомненно

Безусловно

Я думаю

Я считаю


Все сказанное позволяет сделать следующий вывод…

Все сказанное убеждает нас в том, что…

Эти примеры говорят о том, что…

Эти примеры убеждают меня в том, что…






ПРИМЕР сочинения:

Т: «Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет». Смысл этой фразы я понимаю так. Сергею не нужно быть художником, он просто прекрасный человек, который умеет дарить радость людям. Я постараюсь доказать эту мысль примерами из текста.

А 1: Во-первых, когда он шел в гости, его букет из нескольких астрочек или гвоздичек превращался в великолепный подарок, который делал окружающих его людей счастливыми.

А 2: Во-вторых, он умел с помощью самых простых и обыкновенных предметов: зеркала, бумажных скатертей, свечей, яблок, мандарин – создать необыкновенную атмосферу праздника. «Бумажный новый год» говорит о Сереге как о человеке, способном дать радость людям.

В: Я думаю, что замечательно жить рядом с такими людьми, как Серега, которые умеют оставлять неповторимый след в сердце каждого человека.





















ПРИМЕР сочинения:

Т: «Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет», - так заканчивается прочитанный мною текст. Как я ее понимаю? На мой взгляд, Серега – это тот человек, который умел создавать прекрасные мгновения, дарить людям радость. В чем это выражалось?

А 1: Во-первых, у него всегда находилась идея, которую он воплощал в жизнь. То подарит необыкновенную свечку, то создаст удивительную атмосферу праздника в то время, когда нет денег.

А : Во-вторых, он не забывал покупать цветы, отправляясь в гости. А как он их преподносил! Это дано не каждому.

В: Все сказанное убеждает нас в том, что вовсе не важно, что «Серега не был настоящим художником». Художником он был по духу. С такими людьми, умеющими во всем видеть чудесное, положительное, любые трудности преодолимы.





























ПРИМЕР сочинения:

Т: «Старик Филиппов был в этом случае честным человеком: он уважал свое честное имя и имел сострадание ко всем людям», - говорит автор текста. Как я понимаю эту фразу? Я считаю, что Филиппов - бескорыстный человек, который занимался любимым делом не ради наживы или каких-то почестей, а ради блага людей, которых уважал, независимо от их сословия или социального положения. Какие строки текста убеждают меня в этом?

А 1: Во-первых, Филиппов никогда не мошенничал и не продавал лежалый товар за полную стоимость по благотворительным заказам на подаяние заключенным, как это делали другие булочники, наживая огромные куши. Филиппов продавал всегда только свежий хлеб.

А 2: Во-вторых, Филиппов барыш от заказов никогда не оставлял себе, а жертвовал на улучшение питания больным арестантам. При этом даже сам отвозил его в тюрьму.

В: Эти примеры говорят о том, что Филиппов – честный, благородный человек, проявлявший искреннюю заботу о других людях. Его нельзя не уважать. Мне кажется, наш мир стал бы намного добрее, если бы рядом с нами было как можно больше таких людей, как Филиппов!




















Запятая:

Разделительная

(отделительная)


Разделяют: однородные члены предложения, части сложного предложения

Выделительная

Выделяют: причастный и деепричастный оборот, приложения, , уточняющие члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты, обращение.



Двоеточие:

Разделительная

(отделительная)


Разделяет: обобщающее слово и однородный ряд (если обобщающее слово стоит перед однородным рядом), части БСП, слова автора и прямую речь (А: «П».)



Тире:

Разделительная

(отделительная)


Разделяет: однородный ряд и обобщающее слово (если обобщающее слово стоит после однородного ряда), части БСП, подлежащее и сказуемое (если то и другое выражены одной частью речи, например: Москва – столица России)


Выделительная

Выделяют: вставные конструкции (Каждую субботу и среду – нас по этим дням нас отпускали домой – я бегал к любимому озеру);

распространенные приложения (Тополев – высокий молодой человек – за весь вечер не проронил ни слова).







Кавычки:


Выделительная

Выделяют: прямую печь («П»).


Скобки:


Выделительная

Выделяют: вставные конструкции

(Каждую субботу и среду ( нас по этим дням нас отпускали домой ) я бегал к любимому озеру);


Функция ограничения предложения:

Точка

Выражают законченность, завершенность мысли.

Отделяют одно предложение от другого.

-

!

Выражает радость, восторженность, страх, настойчивость, раздраженность и др. чувства (см. в конкретном предложении)

Н, Попугая заберите! Вместе с клеткой! (раздраженность

?

Выражает ожидание ответа.

А вы, конечно, согласились с этим?


Пример сочинения на тему «Зачем нужны запятые?»

Т: По мнению Сергея, без запятых на письме обойтись невозможно. Безусловно, я разделяю эту точку зрения. Почему? Запятые выполняют две важные функции в письменной речи.

А 1: Во-первых, запятые выполняют разделительную функцию. Например, в предложении №6 они разделяют части бессоюзного предложения, в предложениях №2, 17, 21 - однородные члены предложения.

А 2: Во-вторых, запятые выполняют выделительную функцию. Например, в предложении № 1, 6, 9 запятые выделяют вводные слова, а в предложении №3, 18 выделяют причастный оборот.

В: Эти примеры говорят о том, запятые играют важную роль в письменной речи. Без них невозможно понимание содержания высказывания, ведь они делят предложения на важные смысловые отрезки и помогают автору выразить свои чувства, эмоции. Несомненно, нужно знать правила постановки запятых и применять их в письменной речи.







































Пример сочинения на тему» Зачем нужны тире и двоеточия?»


Т: Позиция автора, утверждающего, что «тире и двоеточия необходимы», убедительна. Действительно, это так, потому что тире и двоеточие выполняют важные функции в тексте.

Во-первых, тире и двоеточие выполняют разделительную функцию. Например, в предложении № 12 тире разделяет части БСП, а в предложении № 1 – подлежащее и сказуемое, выраженные одной частью речи. В предложении № 4 двоеточие разделяет обобщающее слово и однородный ряд.


Во-вторых, тире выполняет выделительную функцию. Например, в предложении № 8 оно выделяет вставную конструкцию.

Таким образом, тире и двоеточие необходимы в письменной речи. Они делят текст на смысловые отрезки, необходимые для понимания целостного высказывания, помогаю пишущему выразить свои мысли, а читающему – понять их.






























Полный текст материала Подготовка к ГИА. Сочинение. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буряченко Елена Васильевна  завуч-филолог
02.01.2012 0 5549 1538

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК