Подготовка к ГИА. Сочинение.
Буряченко Елена Васильевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия имени А.М. Горького»
Москаленский район
Омская область
Подготовка к ГИА. Сочинение рассуждение.
Не нужно писать много, главное – НЕ МЕНЕЕ 50 слов!
Алгоритм
построения сочинения рассуждения: ТЕЗИС
АРГУМЕНТЫ
( задайте вопрос к тезису ПОЧЕМУ? и
ответьте на него, для этого подберите
убедительные аргументы, примеры(2-3),
опираясь на прочитанный текст. Запишите
их, используя вводные слова: А)
во-первых, …. Б)
во-вторых, … ВЫВОД,
который по своему содержанию будет
напоминать тезис, с другой – расширять
смысл тезиса, формулировать основную
идею текста, то есть то, что хотел сказать
автор.
ТЕЗИС
– АРГУМЕНТ(ПРИМЕР) – ВЫВОД
От тезиса у аргументам можно поставить вопрос «Почему?»,
а аргументы отвечают: «Потому что…»
Например: Тезис:
Чтение художественной литературы
необходимо. Аргументы: Чтение
расширяет кругозор Чтение
художественных произведений пробуждает
эмоции Художественная
литература воспитывает нас, делает
нас лучше.
При построении текста можно использовать речевые КЛИШЕ:
-
Структурные элементы
Вводные слова
Речевые обороты
Тезис
По-моему мнению
Я считаю
Я думаю
Смысл фразы текста я понимаю так….
Как я понимаю смысл этой фразы?
При переходе от тезиса к аргументам
Докажем это
Это можно доказать так…
Постараемся доказать эту мысль примерами из текста…
Попробуем доказать нашу точку зрения
Почему я так считаю?
В чем это выражалось?
Аргументы
Во-первых,
во-вторых,
Вывод
Таким образом, итак,
следовательно
Несомненно
Безусловно
Я думаю
Я считаю
Все сказанное позволяет сделать следующий вывод…
Все сказанное убеждает нас в том, что…
Эти примеры говорят о том, что…
Эти примеры убеждают меня в том, что…
ПРИМЕР
сочинения:
Т:
«Свечи горели, и мы чувствовали себя
частью странной, но красивой картины,
спектакля и книги вместе, которую Серега
никогда не напишет». Смысл
этой фразы я понимаю так.
Сергею не нужно быть художником, он
просто прекрасный человек, который
умеет дарить радость людям. Я
постараюсь доказать эту мысль примерами
из текста.
А
1:
Во-первых,
когда он шел в гости, его букет из
нескольких астрочек или гвоздичек
превращался в великолепный подарок,
который делал окружающих его людей
счастливыми.
А
2:
Во-вторых,
он умел с помощью самых простых и
обыкновенных предметов: зеркала,
бумажных скатертей, свечей, яблок,
мандарин – создать необыкновенную
атмосферу праздника. «Бумажный новый
год» говорит о Сереге как о человеке,
способном дать радость людям.
В:
Я
думаю,
что замечательно жить рядом с такими
людьми, как Серега, которые умеют
оставлять неповторимый след в сердце
каждого человека.
ПРИМЕР
сочинения:
Т:
«Свечи горели, и мы чувствовали себя
частью странной, но красивой картины,
спектакля и книги вместе, которую Серега
никогда не напишет», - так заканчивается
прочитанный мною текст. Как
я ее понимаю?
На мой взгляд, Серега – это тот человек,
который умел создавать прекрасные
мгновения, дарить людям радость. В
чем это выражалось?
А
1: Во-первых,
у него всегда находилась идея, которую
он воплощал в жизнь. То подарит
необыкновенную свечку, то создаст
удивительную атмосферу праздника в то
время, когда нет денег.
А
: Во-вторых,
он не забывал покупать цветы, отправляясь
в гости. А как он их преподносил! Это
дано не каждому.
В:
Все
сказанное убеждает нас в том,
что вовсе не важно, что «Серега не был
настоящим художником». Художником он
был по духу. С такими людьми, умеющими
во всем видеть чудесное, положительное,
любые трудности преодолимы.
ПРИМЕР
сочинения:
Т:
«Старик
Филиппов был в этом случае честным
человеком: он уважал свое честное имя
и имел сострадание ко всем людям», -
говорит автор текста. Как
я понимаю эту фразу?
Я
считаю, что
Филиппов - бескорыстный человек, который
занимался любимым делом не ради наживы
или каких-то почестей, а ради блага
людей, которых уважал, независимо от
их сословия или социального положения.
Какие
строки текста убеждают меня в этом?
А
1: Во-первых,
Филиппов никогда не мошенничал и не
продавал лежалый товар за полную
стоимость по благотворительным заказам
на подаяние заключенным, как это делали
другие булочники, наживая огромные
куши. Филиппов продавал всегда только
свежий хлеб.
А
2: Во-вторых,
Филиппов барыш от заказов никогда не
оставлял себе, а жертвовал на улучшение
питания больным арестантам. При этом
даже сам отвозил его в тюрьму.
В:
Эти
примеры говорят о том,
что Филиппов – честный, благородный
человек, проявлявший искреннюю заботу
о других людях. Его нельзя не уважать.
Мне кажется, наш мир стал бы намного
добрее, если бы рядом с нами было как
можно больше таких людей, как Филиппов!
Запятая:
-
Разделительная
(отделительная)
Разделяют: однородные члены предложения, части сложного предложения
Выделительная
Выделяют: причастный и деепричастный оборот, приложения, , уточняющие члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты, обращение.
Двоеточие:
-
Разделительная
(отделительная)
Разделяет: обобщающее слово и однородный ряд (если обобщающее слово стоит перед однородным рядом), части БСП, слова автора и прямую речь (А: «П».)
Тире:
-
Разделительная
(отделительная)
Разделяет: однородный ряд и обобщающее слово (если обобщающее слово стоит после однородного ряда), части БСП, подлежащее и сказуемое (если то и другое выражены одной частью речи, например: Москва – столица России)
Выделительная
Выделяют: вставные конструкции (Каждую субботу и среду – нас по этим дням нас отпускали домой – я бегал к любимому озеру);
распространенные приложения (Тополев – высокий молодой человек – за весь вечер не проронил ни слова).
Кавычки:
-
Выделительная
Выделяют: прямую печь («П»).
Скобки:
-
Выделительная
Выделяют: вставные конструкции
(Каждую субботу и среду ( нас по этим дням нас отпускали домой ) я бегал к любимому озеру);
Функция ограничения предложения:
-
Точка
Выражают законченность, завершенность мысли.
Отделяют одно предложение от другого.
-
!
Выражает радость, восторженность, страх, настойчивость, раздраженность и др. чувства (см. в конкретном предложении)
Н, Попугая заберите! Вместе с клеткой! (раздраженность
?
Выражает ожидание ответа.
А вы, конечно, согласились с этим?
Пример
сочинения на тему «Зачем нужны запятые?»
Т:
По мнению Сергея, без запятых на письме
обойтись невозможно. Безусловно, я
разделяю эту точку зрения. Почему?
Запятые выполняют две
важные функции в письменной речи.
А
1:
Во-первых,
запятые выполняют разделительную
функцию. Например, в предложении №6
они разделяют части бессоюзного
предложения, в предложениях №2, 17, 21 -
однородные члены предложения.
А
2:
Во-вторых, запятые выполняют выделительную
функцию. Например, в предложении № 1,
6, 9 запятые выделяют вводные слова, а в
предложении №3, 18 выделяют причастный
оборот.
В:
Эти примеры говорят о том, запятые
играют важную роль в письменной речи.
Без них невозможно понимание содержания
высказывания, ведь они делят предложения
на важные смысловые отрезки и помогают
автору выразить свои чувства, эмоции.
Несомненно, нужно знать правила
постановки запятых и применять их в
письменной речи.
Пример
сочинения на тему» Зачем нужны тире и
двоеточия?» Т:
Позиция автора, утверждающего, что
«тире и двоеточия необходимы»,
убедительна. Действительно, это так,
потому что тире и двоеточие выполняют
важные функции в тексте.
Во-первых,
тире и двоеточие выполняют разделительную
функцию. Например, в предложении № 12
тире разделяет части БСП, а в предложении
№ 1 – подлежащее и сказуемое, выраженные
одной частью речи. В предложении № 4
двоеточие разделяет обобщающее слово
и однородный ряд.
Во-вторых,
тире выполняет выделительную функцию.
Например, в предложении № 8 оно выделяет
вставную конструкцию.
Таким
образом, тире и двоеточие необходимы
в письменной речи. Они делят текст
на смысловые отрезки, необходимые для
понимания целостного высказывания,
помогаю пишущему выразить свои мысли,
а читающему – понять их.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буряченко Елена Васильевна
→ завуч-филолог 02.01.2012 0 5563 1538 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.