Возможности интегрированных уроков русского языка при подготовке к ЕГЭ в условиях внедрения ФГОС.


В методических рекомендациях представлен опыт внедрения ФГОС и возможности интегрированных уроков русского языка при подготовке к ЕГЭ. Педагогические приоритеты современного учителя должны быть связаны с качественным образованием, поэтому формула: «Удивить, взволновать, заставить задуматься»- стала концентрированным выражением сущности методики преподавания, направленной на реализацию метапредметных, межпредметных и предметных связей.В работе названы теоретические и практические аспекты применения современных образовательных идей и ИКТ, даны рекомендации по выбору типа и разработке модели урока, приведена концепция художественно-педагогической драматургии интегрированного урока в 10 классе по обучению сочинению. Целевым направлением опыта стало создание познавательной и творческой среды посредством интеграции, способствующей повышению качества образования, раскрытию внутренних ресурсов обучающихся в условиях внедрения ФГОС, подкреплению мотивации обучения и снижению перегрузок в период подготовки к ЕГЭ.
На практике интеграция даёт возможность показать обучающимся «мир в целом», преодолев разобщённость научного знания по смежным дисциплинам, ориентирует на усвоение основ лингвистики и формирование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Вашему вниманию предлагается модель интегрированного урока русского языка в 10 классе, в котором показаны возможные варианты использования интеграции русского языка и литературы, истории и информатики.
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.Некрасова в условиях подготовки к ЕГЭ».
Методическая идея урока: развитие мышления и формирование языковой грамотности через проникновение и синтезирование изучаемой темы, использование знаний из разных дисциплин посредством межпредметной и внутрипредметной интеграции, практическое применении информационно-компьютерной технологии и элементов проблемного обучения в условиях подготовки к ЕГЭ.
Объектом интеграции был выбран фрагмент из произведения художественной литературы для многоаспектного анализа текста и организации обобщающего повторения по русскому языку при подготовке к ЕГЭ (текст В. Некрасова «Через 10 лет…» был прочитан ранее на уроке внеклассного чтения по литературе). Цель урока: формирование лингвистической, коммуникативной, эстетической и нравственной компетенции при подготовке к ЕГЭ. (Общая цель позволяет решить образовательно-воспитательную проблему урока)
На уроке решались определенные поэтапные задачи: систематизировать знания по русскому языку, литературе и истории с целью подготовки к ЕГЭ; активизировать познавательную деятельность (через создание ситуации для поиска материала, обработки материала); систематизировать знания об особенностях художественного стиля, основных видах тропов и способах их выражения; развивать навыки создания сочинений - рассуждений; развивать речь, учить излагать информацию убедительно, обосновывать и аргументировать авторскую и свою точку зрения; содействовать формированию патриотических чувств и нравственных качеств личности.
Формой организации учебной деятельности был выбран урок- практикум русского языка в 10 классе.
На уроке нашли применение активные методы обучения:
проблемно-тематический метод создания текстов сочинения-рассуждения по типу задания «С» с определением проблемы;
метод формирования приемов учебной работы посредством применения правил, образцов, алгоритмов, планов, памятки;
коммуникативно- диалоговый метод формирования речевых навыков и умений, применяемый в эвристической беседе, дискуссии;
метод «текстоцентрического» подхода к лингвостилистическому и литературоведческому анализу, выявление языковых единиц и их функций в контексте. Обучающиеся должны были до урока прочитать произведение В.Некрасова, ответить на ряд вопросов литературоведческого плана, подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя, истории создания произведения, подобрать аргументы к контексту, определить орфографические и пунктуационные особенности текста. Индивидуально отдельные ребята приняли участие в создании информационной презентации (поиск информации в Интернет, оформление дидактических и методических материалов). Практический этап аналитического анализа текста В.Некрасова «Через десять лет…» позволил реализовать проблемно-исследовательское задание. Интерпретируя художественный текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок образов и тем, дополненных выдержками из литературоведческих работ, иллюстрациями, историческими документами, фотографиями. При лингвистическом и смысловом анализе текста учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.
Пример задания: определите тему текста /О памятных местах, связанных с историей Великой Отечественной войны/;
определение противоречий и основной проблемы /Центральная проблема: конфликт жизни и смерти, живого — мёртвого. Проблема душевной кра-соты и щедрости личности, проблема созидания пре¬красного [в любых условиях: военных и мирных]
Теоретический материал повторяется с помощью мини-разминки, аналитической беседы по содержанию исходного текста:
1. Где происходит действие рассказа? (В Сталинграде)
2. В каких временных отрезках развивает действие рассказа? Сколько их? (В трёх временных пластах: осень 1942 года, спустя 10 лет)
3. Какие события изображены в каждом времени? Война. Послевоенное время. Возведен сад. Прошло ещё несколько лет. Страна восстала из руин.
4. Зачем садовник сохранял тополя и посадил вишни? Что движет им?
(Надежда на то, что живое победит мёртвое, он верил в счастливое будущее –победу. Это человек со светлой душой и стремлением к прекрасному, движимый тихой любовью к родной земле.)
5. Какой сквозной образ объединяет все части текста? (Тополя…)
6. Что они олицетворяют? (Сквозной образ деревьев олицетворяет жизнь)
7. Какой конфликт изображён в рассказе? (Конфликт жизни и смерти. Антитеза живого и мёртвого. Война — смерть, деревья— жизнь.)
8. Можно ли назвать поступок садовника подвигом? (По-своему он совершает подвиг: израненную, из¬решечённую пулями, искалеченную войной землю возвращает к жизни.)
Тренинг. Самопроверка. Кроме того, учащиеся расширяют целостные знания о языке, формируют эстетический вкус, желание обога¬тить свой словарный запас и применять полученные знания и умения в практике устной и письменной речи.
Далее проверяем записи в таблице, которые помогут правильно и качественно подобрать аргументы, определить художественное своеобразии языка В.Некрасова. Обучающиеся находят метафоры, сравнения, эпитеты доказывают понимание роли в тексте изобразительно - выразительных средств языка.
Для закрепления предложено решение тестовых заданий блока «А» и «В». Особое внимание уделяется видам речевых ошибок.
В представленном уроке учитывается принцип поэтапной подготовки к выполнению заданий ЕГЭ. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения в условиях подготовки к экзаменам имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков и развитие познавательных и творческих способностей. Домашняя работа с электронной тетрадью - «флеш» должна быть продолжена на следующем уроке.
Интегрированный урок-практикум – условие для развития литературно-творческих способностей школьников. Кроме того, на всех этапах осуществлялись воспитательные цели: формирование нравственных качеств, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, к коллективу, к Родине.
Полный текст материала Возможности интегрированных уроков русского языка при подготовке к ЕГЭ в условиях внедрения ФГОС. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабенко Любовь Петровна  Любарада
19.09.2012 0 8249 2856

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК