Статья "И вновь о проблеме текста"


И ВНОВЬ О ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА

Барская Инна Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 9 г. Видное

Ленинского района Московской области.





Единый государственный экзамен по русскому языку представляет определенную сложность для выпускника, потому что требует от него не только знаний по орфографии, пунктуации, грамматике, но и такого умения, как выявление проблемы текста или высказывания.

Современный ученик не всегда видит проблемную ситуацию, довольствуется буквальным пониманием текста, редко задумывается над прочитанным. Это приводит к тому, что многие не могут написать сочинение-рассуждение части С единого государственного экзамена.

Чтобы научить выпускника видеть проблему, учитель привлекает внимание к тексту, к его отдельным фрагментам, словам. Таким образом, авторское произведение становится материалом для изучения языка. Ю.М.Лотман отмечал: «Текст сознательно превращается в урок русского языка». [Лотман 1996:18-19]

Одним из способов привлечения внимания к авторскому замыслу является восприятие учеником ключевых словесных образов. Ключевые слова – это наиболее часто встречающиеся у данного автора или в конкретном текстевыражения, несущие существенную информацию.В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» под редакцией М. Н. Кожинойчитаем: «Ключевые слова» - под этим терминологическим сочетанием некоторые исследователи художественной (поэтической и прозаической) речи называют слова, выражающие главную идею целого художественного текста» [Кожина: 153].

Мысли, чувства, переживания, намерения автора отражаются в языке. Ученик должен их уловить. Обычно мы понимаем текст тогда, когда нам понятна ситуация, о которой идет речь. Поэтому в число ключевых должны входить такие слова, такие словесные образы, которые характеризуют ситуацию, время, место, персонажа, событие. А.Р.Лурия, определяя ключевые слова текста как его «смысловые ядра» считает, что это «элементы текста, которые носят ядерное смысловое значение для понимания всего смысла»[Лурия:307]

Работа над ключевыми понятиями предполагает:

  1. Привлечение внимания к языковой единице.

  2. Определение ее значения, частного смысла в конкретном тексте.

  3. Подбор синонимов с целью показать, почему автор выбрал именно это слово.

  4. Привлечение внимания к повторяющимся деталям или словесным образам.

  5. Подбор тематических словесных рядов, их связь с другими единицами текста, их сопоставление и противопоставление.

Как правило, в любом тексте можно заметить какое-либо противоречие, которое отражается в противоположных по смыслу словесных рядах. Это противоречие и порождает проблему.

Под проблемой высказывания обычно понимается реальная трудность, противоречие, конфликт. В их разрешении заинтересовано большинство и к рассмотрению их обращается автор. Перед учащимся стоит задача выявить, сопоставить, противопоставить эти ряды.

На этапе подготовки к экзамену считаем целесообразным использовать не только тексты, которые публикуются в различных пособиях, но и небольшие по объему произведения русских писателей 19-20 веков и современных авторов. Работать над этими тестами можно не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Они расширяют кругозор учащихся, дают более полное представление о творчестве писателя, затрагивают различные проблемы и, наконец, представляют собой совершенные образцы. Примером могут быть «Стихотворения в прозе»И.С.Тургенева, «Крохотки»А.И.Солженицына, «Тетради» В.П.Астафьева.

В соответствии с программой по литературе в 11 классе изучается повесть А.И.Солженицына «Один деньИвана Денисовича». Считаем полезным познакомить ребят и с таким оригинальным сборником миниатюр, как «Крохотки». Можно предложить следующие виды работ и задания с целью подготовки к экзамену.

А.И. Солженицын.

ДЫХАНИЕ

Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.

Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше.

Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма:дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.

Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить!



  1. Выделите ключевые слова в тексте.

  2. Как вы понимаете слова «напаивает», «сочают»?

  3. Какое значение имеет употребление этих индивидуально-авторских слов? Какие синонимы можно было бы подобрать к ним?

  4. Какие выражения усиливают образ воли?(«Дышу» – «сладкий дух» – «аромат» – «воля» – «воздух», «напоенный цветением, сыростью, свежестью»)

  5. Какие выражения характеризуют противоположный образ?

( «Тюрьма» – «звериные клетки» – «стрельба»).

  1. Найдите слова и выражения, которые употребляет автор для подтверждения мысли, что воздух свободы можно пить?(«Напаивает», «сочают», «напоеннного»)

  2. Как эта мысль соотносится с проблемой текста?Определите тему, главную мысль этого произведения. Сформулируйте проблему. (Тюрьма не только ограничивает свободу. Она не дает возможности дышать. Проблема обретения свободы через свободное дыхание)



Выполняя языковой анализ, выпускники видят противоречие, которое отражается в словесных тематических группах «свобода» - «несвобода». Этот конфликт, видимий учащимися, и подводит их к формулировке проблемы текста.

А.И.Солженицын

ВЯЗОВОЕ БРЕВНО

Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали егона части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось!

Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую,

Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!



1.Выделите ключевые слова в тексте.

2. Выпишите слова и выражения, описывающие действия людей. (Пилили, срезали, тащили, распиливали, кидали, накатывали, сваливали) Какую мысль хочет подчеркнуть автор обилием глаголов?

(Люди делали все, чтобы уничтожить бревно, лишить его жизни.Эти слова создают картину гибели, смерти, «плахи»)

3.Выпишите словесный ряд, противоположный по смыслу. («Не сдалось», «свежий зелёный росток», «целый будущий вяз»,«тоже жить хочет». Это словесный образ жизни)

4. Какое противоречие лежит в основе проблемы? Сформулируйте проблему, которую затронул Солженицын? (Проблема неистребимой жажды жизни, которая заложена в каждом существе)



Многие сталкиваются с тем, что даже в небольшом тексте можно найти несколько проблем. Ребятам бывает сложно определиться с выбором конкретной проблемы. Можно вносить сведения, полученные в результате работы над текстом, а также свои соображения в таблицу. Покажем этот вид деятельности, направленный на подготовку к написанию сочинения, на примере миниатюры В.Т.Шаламова «По снегу».



В.Т.Шаламов

ПО СНЕГУ

Как топчут дорогу по снежной целине? Впереди идет человек, потея и ругаясь, едва переставляя ноги, поминутно увязая в рыхлом глубоком снегу. Человек уходит далеко, отмечая свой путь неровными черными ямами. Он устает, ложится на снег, закуривает, и махорочный дым стелется синим облачком над белым блестящим снегом. Человек уже ушел дальше, а облачко все еще висит там, где он отдыхал, - воздух почти неподвижен. Дороги всегда прокладывают в тихие дни, чтоб ветры не замели людских трудов. Человек сам намечает себе ориентиры в бескрайности снежной: скалу, высокое дерево, - человек ведет свое тело по снегу так, как рулевой ведет лодку по реке с мыса на мыс.

По проложенному узкому и неверному следу двигаются пять-шесть человек в ряд плечом к плечу. Они ступают около следа, но не в след. Дойдя до намеченного заранее места, они поворачивают обратно и снова идут так, чтобы растоптать снежную целину, то место, куда еще не ступала нога человека. Дорога пробита. По ней могут идти люди, санные обозы, тракторы. Если идти по пути первого след в след, будет заметная, но едва проходимая узкая тропка, стежка, а не дорога - ямы, по которым пробираться труднее, чем по целине. Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из сил, вперед выходит другой из той же головной пятерки. Из идущих по следу каждый, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след. А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели. (1956)



1.Выделим в тексте ключевые слова и словосочетания.

2. Какой основной прием использован автором? (Повтор) С какой целью автор использует повторы слов «дорога», «человек», «труд» «след» ?

3. Выпишите из текста контекстные синонимы и определите их роль в тексте.

«Дорога» –«снежная целина» - «целина» – «путь» – «ориентиры» -«место, куда еще не ступала нога человека» - «тропка» - «стежка» -«ямы».

«Труд» - «вклад» - «след» - «дым» - «облачко»

«Маленький» –« слабый».

4. Отметьте в тексте глаголы и глагольные формы, обозначающие действия человека («Потея и ругаясь», «едва переставляя ноги», «поминутно увязая» «уходит далеко», «ушел дальше», «ведет свое тело».)

Словесные группы, которые выделяют ребята в процессе анализатекста, позволяют сделать основные выводы: человек сам прокладывает себе путь, на этом пути могут встретиться различные препятствия, но важно внести свой вклад и оставить после себя след, а не дым или ямы. Учащиеся формулируют основные проблемы, отмечают позицию автора по каждой из проблем, подбирают варианты аргументов из произведений художественной литературы и заполняют таблицу. Можно предложить ученику написать сочинение по заинтересовавшей егопроблеме. Он пишет по ней работу только в том случае, если смог заполнить графу, которая соответствует этой проблеме в таблице.





Проблемы данного текста

Авторская позиция по каждой из проблем

Примеры из литературы, которые можно привести в качестве аргументов

Заметки учащегося по данной проблеме


Проблема выбора человеком своей дороги

Автор считает, что выбор своей дороги -сложная задача.

На пути могут встретиться различные трудности. Человек несет ответственность за свой выбор.

Пугачев в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина


Проблема человека в коллективе

(Одни в поле не воин)

В общем деле важен труд каждого

Князь Игорь в «Слове о полку Игореве»


Проблема писательского труда

Писатель – тот, кто прокладывает путь, указывает читателю дорогу. Писателем может быть только тот, кто сам выстрадал, пережил

Поэзия-та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи слов словесной руды. В.В.Маяковский.


Б.Л.Пастернак «Гамлет»





Необходимо обратить внимание на заключительную фразу миниатюры. Она, на первый взгляд, кажется нелогичной: « А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели». Это тоже одна из проблем текста Шаламова. В процессе рассуждений становится понятно, что писателем может быть только тот, кто сам проложил дорогу, «поминутно, увязая в снегу», кто сам выстрадал, пережил. Будет не лишним вспомнить, что сочинение – это вид творческой работы. Написать хорошее, оригинальное сочинение по заданному тексту сможет тот, кто внимательно прочел этот текст, погрузился в него, прочувствовал, на каком нерве он был написан, пережил его вместе с писателем. М.М.Бахтин называл такое взаимодействие читателя и писателя «сотворчеством понимающих»[Бахтин:346]. Только в результате такого сотворчества может получиться сочинение, а не заполненный методический шаблон.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Бахтин М.М. Эстетика литературного творчества. М., 1979, с.424.

2. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров: человек текст семиосфера история. М., 1996,с.704

3.Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1998, с.320

4.Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под редакцией Кожиной М. Н. Флинта, Наука, 2003 год, с.696.





Аннотация

И вновь о проблеме текста.И.М.Барская.

Настоящая статья посвящена вопросам анализа небольшого по объему художественного текста, определения его проблематики. Данная работа будет интересна учителям-словесникам, преподающим в выпускных классах средних общеобразовательных школ. Материал статьи может быть использован при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Ключевые слова: текст, формулировка проблемы, ключевые словосочетания, смысловые словесные ряды, анализ теста.



And again about a text problem.I.M.Barskaja.

The present article is devoted questions of the analysis small on volume of the art text, definition of its problematics. The given work will be interesting to the teachers-language and literature teachers teaching in graduation classes of average comprehensive schools. Article material can be used by preparation of pupils for Unified State Examination.

Keywords: the text, the problem formulation, key word combinations, semantic verbal numbers, the test analysis.


Полный текст материала Статья "И вновь о проблеме текста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Барская Инна Михайловна  innabarskaya
23.09.2012 1 6577 1092

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК