Теоретический минимум. Готовимся к ЕГЭ. А3. 10-11 классы.
Лавринович Ирина Владимировна
МОУ «СОШ №7 с углублённым изучением отдельных предметов»
Учитель русского языка и литературы
Готовимся к ЕГЭ
Теоретический минимум
Морфологические нормы (А3)
Имя существительное.
Род имён существительных.
М. р. (он, мой): тюль, кофе, шампунь, атташе, кенгуру, бюллетень, шимпанзе.
Ж. р. (она, моя): туфля, тапка, кроссовка, сандалия.
Ср. р. (оно, моё): кашне, кашпо, такси, жюри, бра.
Форма Р. п. мн. ч:
- с окончанием –ОВ: апельсинов, мандаринов, абрикосов, фруктов, лимонов, томатов, помидоров, баклажанов, носков, килограммов, граммов, метров, гектаров, джинсов, гольфов, рельсов;
- с нулевым окончанием: мест, дел, ботинок, сапог, валенок, погон, чулок, раз, солдат.
Приложения.
Если приложение – название города или реки, то оно изменяется по падежам вместе с определяемым словом: река Ока, нет реки Оки, к реке Оке, реку Оку, рекой Окой, о реке Оке.
Если приложение – название гор, озёр, островов или художественных произведений, картин и т.п., то при наличии определяемого слова приложение употребляется в форме И.п.: озеро Байкал, нет озера Байкал, к озеру Байкал, озером Байкал, об озере Байкал; если же определяемое слово отсутствует, то имя собственное употребляется в нужной падежной форме: Байкал, нет Байкала, к Байкалу, Байкалом, о Байкале.
Запомни: находиться в отпуске, деревья в вишнёвом саду – в «Вишнёвом саде» А.П. Чехова, в восемнадцатом году – в «Восемнадцатом годе» А.Н. Толстого.
Имя прилагательное.
Степени сравнения имён прилагательных.
|
Сравнительная степень сравнения |
Превосходная степень сравнения |
Простая форма (1 слово) |
-ЕЕ -Е - ШЕ Красивее, выше, тоньше. |
-ЕЙШ- -АЙШ- Красивейший, тончайший. |
Составная форма (2 слова) |
БОЛЕЕ + прил. МЕНЕЕ + прил. Более красивый, менее умный. |
САМЫЙ + прил. Самый красивый.
2) Прил. в простой сравнительной степени + ВСЕГО/ВСЕХ Красивее всех, тоньше всего. |
Имя числительное.
Собирательные числительные (двое, трое, четверо… девятеро, десятеро) употребляются:
- с существительными, которые имеют форму только мн. ч. или обозначают парные предметы: двое суток, трое шипцов, четверо перчаток;
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола: пятеро студентов, шестеро рабочих;
- с личными местоимениями: нас было семеро, их восьмеро.
|
мужской и средний род |
женский род |
|
|
И. Р. Д. В. Т. П. |
оба обоих обоим как И. или Р. обоими (об) обоих |
обе обеих обеим как И. или Р. обеими (об) обеих |
трое троих троим как И. или Р. троими (о) троих |
четверо четверых четверым как И. или Р. четверыми (о) четверых |
Склонение количественных числительных.
|
2 |
3 |
4 |
5-20, 30 |
И. Р. Д. В. Т. П. |
два, две двух двум как И. или Р. двумя (о) двух |
три трёх трём как И. или Р. тремя (о) трёх |
четыре четырёх четырём как И. или Р. четырьмя (о) четырёх |
пять пяти пяти как И. или Р. пятью (о) пяти |
|
50-80 |
200-400 |
500-900 |
И. Р. Д. В. Т. П. |
пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью (о) пятидесяти |
двести двухсот двумстам двести двумястами (о) двухстах |
пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами (о) пятистах |
Запомни: восемью, восемьюдесятью, восемьюстами.
|
40, 90, 100 |
1 1/2 |
150 |
И. В. Р. Д. Т. П. |
сорок, девяносто, сто сорока, девяноста, ста |
полтора, полторы полутора |
полтораста полутораста |
3. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово, при склонении составных порядковых числительных – только последнее.
|
Количественное числительное (сколько?) |
Порядковое числительное (который по счёту?) |
И. Р. Д. В. Т. П. |
Двести шестьдесят один Двухсот шестидесяти одного Двумстам шестидесяти одному Двести шестьдесят один Двумястами шестьюдесятью одним (О) двухстах шестидесяти одном |
Двести шестьдесят первый Двести шестьдесят первого Двести шестьдесят первому Как И. или Р. Двести шестьдесят первым (О) двести шестьдесят первом |
Глагол.
Глаголы победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и др. НЕ имеют формы 1 лица ед. ч. Для того чтобы употребить эти слова с местоимением Я нужно использовать описательный оборот:
хочу
надеюсь
Я + могу + глагол начальной формы
пытаюсь
стараюсь
Я стараюсь пылесосить ежедневно. Я пытаюсь переубедить Светлану Ивановну.
Выучи:
Лечь – ляг – лягте.
Ехать – поезжай – поезжайте.
Ездить – езди – ездите.
Положить – положи – положите.
Класть – клади – кладите.
Бежать – беги – бегите.
Лазать – лазай – лазайте.
Махать – машут.
Колыхать – колышут.
Плакать – плачут.
Клокотать – клокочут.
Плескать – плещут.
Полоскать – полощут.
Хлестать – хлещут.
Сыпать – сыплют.
Щипать – щиплют.
Трепать – треплют.
Дремать – дремлют.
Иссякнуть – иссяк.
Утихнуть – утих.
Достигнуть – достиг.
Настигнуть – настиг.
Потухнуть – потух.
Охрипнуть – охрип.
Замёрзнуть – замёрз.
Озябнуть – озяб.
Отвергнуть – отверг.
Продрогнуть – продрог.
Постричься, поскользнуться, насмехаться.
Местоимение.
ИХ!!!
СкОлько, скОльких, скОльким, скОлькими, скОльких.
Предлоги.
По = после: по приезде домой, по прибытии в полк, по окончании школы, по выполнении задания, по истечении срока, по заключении договора.
вопреки
благодаря
наперекор + сущ. в Д. п.
согласно
навстречу
Вопреки желанию, благодаря родителям, наперекор судьбе.
Союзы.
Нельзя изменять части двойных союзов: не только …, но и …
как …, так и …
не столько …, сколько…
если не …, то…
Не только студенты, но и преподаватели вышли на субботник.
Источники:
Русский язык: В 2-х ч.: Ч. 1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 304 с.
Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011. – 368 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лавринович Ирина Владимировна
→ Lavirina 20.11.2012 0 5603 1140 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.