Сценарий классного часа "День памяти жертв Холокоста"; 8 - 11 классы
«День памяти жертв Холокоста»
Подготовил:
классный руководитель 8-А
Шулика О.Н.
2022
Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста
Цели:
- ознакомление учащихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
-
ознакомление учеников с основными
понятиями, связанными с трагедией
Холокоста;
- формирование эмпатии к жертвам и
сохранение памяти о них; осознание
важности сохранения памяти о выживших,
жертвах, спасителях и освободителях;
-ознакомление
с историей концлагеря Освенцим, как
трагической страницей периода Второй
мировой войны;
-формирование
толерантного сознания, демократичных
и гуманных взглядов;
-повышение информационной грамотности учащихся.
Задачи:
- формирование подлинно гражданского
сознания;
- воспитание у учащихся негативного
отношения к любым формам насилия над
человеком, а также стремление противостоять
им в наше время;
-
воспитание толерантности.
Оборудование:
-ПК, мультимедиа проектор, презентация;
-фонограммы песен, музыкальные заставки (Моцарт «Реквием», «Реквием по мечте», Рахманинов «Концерт для фортепиано №2») для фонового украшения стихов и слов ведущего и чтецов.
Место проведения: актовый зал школы.
Возрастная категория: 6 -11 класс, родители.
Подготовка:
-
изучение материала по теме классного
часа; просмотр фото и видеоматериала
на классных часах; создание презентации
(
слайдовой
подборки фотографий концлагеря с
музыкальным сопровождением);
с учениками разучиваются стихи; оформление
зала.
Ход мероприятия
(слайд 1)
Вступительное слово учителя.
Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.
Возможно, вы нас спросите: почему именно сейчас, когда прошло более шести десятилетий, когда мир и так напряжен, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?
Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники.
Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: “Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?”
Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.
Мы – это и вы, любой и каждый из нас.
Ученик 1 27 января отмечается памятная и трагическая дата в истории Второй мировой войны. Это Международный день памяти жертв Холокоста. Знаете ли вы, что такое Холокост?
(слайд 2)
Ученик 2: Холокост - это геноцид то есть полное уничтожение еврейского народа нацистами и их пособниками в 1933 - 1945 годах; в переводе с древнегреческого это слово означает «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».
(слайд 3)
Ученик 3: Гитлер в годы своего правления ввёл понятие «Нацистская расовая политика». Основная мысль её заключалась в том, что арийцы (то есть чистокровные немцы - голубоглазые со светлыми волосами) – это высшая раса, лучше других. Фашисты считали, что ни в коем случае не должно быть смешения рас. Главным же объектом преследования гитлеровцев стали евреи: им не разрешалось учиться, работать, владеть имуществом. Над ними постоянно совершались акты насилия.(слайд 4,5)
Ученик 1: Всем евреям в независимости от возраста полагалось носить нашивку на одежде в виде желтой звезды или Лата («жёлтый знак» или «знак позора» ) — особый знак, чтобы отличать евреев в общественных местах.
(слайд 6,7)
Чтец 1 Я надену звезду Давида (Показывает звезду Давида)
В день всемирной еврейской скорби,
Мне ни капли не будет стыдно
Этой жёлтой звезды позорной.
Я надену её как Память
О 6 миллионах евреев.
То же самое было бы с нами,
Если мы родились в то время.
Нас бы также сгноили в гетто,
Расстреляли во рвах и Ярах…
Разве можно забыть об этом?
Эту память время не старит
Знаем
точно, что нас сожгли бы
В
бухенвальдской, в освенцимской топке...
Разве
мир придёт под оливы,
Если
будем беспечны и робки?
Разве
станет обычным шрамом
Эта
кровоточащая рана,
Если
нам продолженьем драмы
Угрожают из Тегерана?
Если
в мире большом и малом
Всё
плодятся тёмные силы
И со
свастиками вандалы
Оскверняют наши могилы?
Да,
у Памяти груз тяжёлый,
Но его
сохранить должны мы,
Чтоб
с нагрудной звездою жёлтой
Вновь
не стать крематорским дымом.
Новый
век и те же обиды?
Чем
их вырвать навеки с корнем?
Я
надену звезду Давида
В день
всемирной еврейской скорби.
Ученик 2: 6 миллионов человеческих жертв немыслимого в истории уничтожения людей только за принадлежность еврейской нации! Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, привела к уничтожению около трети еврейского населения мира.
Ученик 3: Для контроля над еврейским населением немцы и их союзники создавали гетто, пересылочные лагеря и лагеря принудительного труда, которые действовали в течение всей войны.
Ученик 1: Самым известным своей кровавостью стал лагерь Освенцим. Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом.
(слайд 8)
Ученик 2 Символом лагеря Освенцим стали Главные ворота с надписью: «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»). Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти. Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа.
(слайд 9)
Ученик 3: Дети страдали больше всего. Из узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейские дети. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия.
(слайд 10)
В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках. (слайд 11)
Чтец 2
«Мама,
мне страшно!»
«Не
бойся, малыш.
Это
не долго
Представь,
что ты спишь.
Закрой
свои глазки
И
вспомни меня…
Потом
все как в сказке
Вся
вместе семья».
«Мама,
мне больно!
Зачем?!
Почему?!
Хватит,
довольно!
Скажите
ему!
Мама,
спаси!
Не
хочу умирать!
Спрячь,
унеси!
Мы
устали страдать.
Вот
уже смерть повернулась лицом…
Мама,
не плачь!
Я
умру храбрецом».
(слайд 12)
Из воспоминаний Василия Васильевича Громадского, полковника в отставке. Он со своими солдатами одним из первых вошел в лагерь смерти «Первое, что я увидел в освобожденном Освенциме, были дети… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.»
Чтец 3
Мужчины
мучили детей.
Умно. Намеренно.
Умело.
Творили будничное дело,
Трудились —
мучили детей.
И это каждый день
опять:
Кляня, ругаясь без причины…
А детям
было не понять,
Чего хотят от них
мужчины.
За что — обидные
слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети
думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они
представить не могли
Того, что
было всем открыто:
По древней
логике земли,
От взрослых дети
ждут защиты.
А дни всё шли, как
смерть страшны,
И дети стали
образцовы.
Но их всё били.
Так
же.
Снова.
И не снимали с них
вины.
Они хватались за людей.
Они
молили. И любили.
Но у мужчин
«идеи» были,
Мужчины мучили детей.
Я жив.
Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает
мне постыла,
Как только вспомню: это —
было!
Мужчины мучили детей!
Ученик 1: Это было что-то вроде… Ада… Миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом…
(слайд 13)
Ученик2 : На оккупированной фашистами советской территории была своя трагедия Холокоста, которая получила название «Бабий Яр». 29 сентября 1941 года фашисты собрали возле большого рва всех евреев, проживавших в Киеве, Там нацисты устроили пропускной пункт и канцелярию. Людей пропускали группами по 30-40 человек, отбирали у них личные вещи, приказывали раздеться, а затем загоняли их палками на край оврага глубиной 20-25 метров и расстреливали. Чтобы заглушить выстрелы и не создать паники среди ожидающих своей участи евреев, немцы включали музыку и запускали в небо самолет, который кружил над яром. После того, как ров заполнился 2-3 слоями тел, их засыпали землей. За целые сутки немцы не успели расстрелять всех прибывших на место казни евреев, поэтому оставшихся размещали на время в военных гаражах.
Чтец 4
Сентябрь 41 года…
Как вспомнишь – так в сердце пожар.
Всему человечьему роду
Позором ты стал, Бабий Яр!
Как много в числе «двести тысяч»
Пустых и безликих нулей!
А сколько же букв надо высечь
На гранях гранитных камней,
Чтоб список хотя бы составить
Простых, неприметных имён,
Хранящий в себе нашу память
Об ужасах тёмных времён!
Ученик 3 С 1941 по 1945 годы в Освенциме погибло почти полтора миллиона человек, из которых 1 миллион 100 тысяч составляли евреи.
Ученик 1. Лагерь был освобождён 27 января 1945 года советскими войсками. День освобождения лагеря установлен ООН как Международный день памяти жертв Холокоста.
Ученик 2 В 1947 году на территории лагеря был создан музей, который включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ученик 3. Результаты проводимой нацистами в 1933-1945 годах политики Холокоста шокируют. За это время было уничтожено 6 миллионов евреев, 3 миллиона советских военнопленных, 2 миллиона поляков, 3 миллиона украинцев, 1,5 миллиона белорусов, 1,6 миллиона русских, 250 тысяч цыган, более миллиона инвалидов.
Ученик 1: 27 января в большинстве стран мира отмечают Международный день памяти жертв Холокоста. Этот День отмечает весь цивилизованный мир.
Чтец 5
Холокост – это наша беда,
Не только евреев, а всех людей,
Мы помним тех, кто погиб тогда,
В годы ужасных дней.
Сегодня снова на сердце боль,
И успокоить её не просто.
Видеоролик
(Зажигаем 2 свечи)
(Слайд 14)
Учитель: Помни… Не забывай…о самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов людей. (Зажигаем 2 свечи)
Просим почтить память всех жертв Холокоста, минутой молчания.
Звучит метроном. Идет минута молчания.
Чтец 6
C днём памяти жертв Холокоста.
Погибли людей миллионы,
Понять этот ужас непросто,
Фашизм был наказан законно.
Тем слава, кто честно боролся
Со злом, воплощением ада,
Что к людям вовек не вернется –
Такого планете не надо!
Учитель: Наш классный час, об этой страшной трагедии в истории человечества, мне хочется закончить словами исследователя Холокоста И.Бауэра: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шулика Ольга Николаевна
→ Публикатор 06.02.2024 0 1126 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.