Слайд 60
Парсуу на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним
современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и
времени написания. Понятие «парсуна», как произведение переходного периода от
иконописи к светской портретной живописи, предложено И. М. Снегирёвым в 1854 году.
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования
средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые
русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского
Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю,
приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон,
выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент
иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто
пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает
содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной
живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е годы, однако, в
провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.
В парсуне портретное сходство
передаётся весьма условно,
часто используются атрибуты и
подпись, позволяющие
идентифицировать
изображённого. Персонажами
являются, прежде всего, цари,
князья, военачальники,
церковные иерархи.
В настоящее время некоторые
художники снова обращаются
к парсунной живописи,
представляющей реальное
лицо иконописными приёмами