4.
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
4.1.
Военная демократия. Сложнее
реставрируются общественные отношения
восточных славян. Византийский автор
Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет:
Эти
племена, славяне и анты, не управляются
одним человеком, но издревле живут в
народоправстве, и поэтому относительно
всех счастливых и несчастливых
обстоятельств у них решения принимаются
сообща. Скорее всего речь здесь идет
о собраниях (вече) общинников, на
которых решались важнейшие вопросы
жизни племени, в том числе и выбор вождей
- военных предводителей. При этом в
вечевых собраниях участвовали только
мужчины-воины. Таким образом в этот
период славяне переживали последний
период общинного строя - эпоху военной
демократии, предшествующую образованию
государства. Об этом же свидетельствуют
и такие факты как острое соперничество
между военными вождями, зафиксированное
другим византийский автором У1 в. -
Маврикием Стратегом, появление рабов
из пленных, набеги на Византию, которые,
в результате раздачи награбленных
богатств, укрепляли престиж военных
предводителей и приводили к складыванию
дружины, состоящей из профессиональных
военных, соратников князя.
4.2.
Переход от родовой общины к земледельческой.
Кроме того происходили изменения в
общине: на смену коллективу родственников,
владеющих всеми угодьями сообща приходит
община, состоящая из больших патриархальных
семей, объединенных между собой общностью
территории, традициями, верованиями и
самостоятельно распоряжающихся
продуктами своего труда.
4.3.
Племенные княжения. Сведения о первых
князьях содержатся в ПВЛ. Летописец
отмечает наличие у племенных союзов,
правда, не у всех, своих княженье. Так в
отношении полян им записана легенда о
князьях, основателях города Киева: Кие,
Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.
Более достоверными являются данные
арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х
в.), который писал о том, что задолго до
его времени у славян существовало
политическое объединение, названное
им Валинана. Скорее всего речь идет
о славянах-волынянах (летописных
дулебах), чей союз был сокрушен, согласно
данным ПВЛ, аварским нашествием в нач.
У11 в. В трудах других арабских авторов
содержатся сведения о трех центрах
восточного славянства: Куявии, Славии,
Артании. Первый некоторые отечественные
историки отождествляют с Киевом, второй
- с Новгородом или его более древним
предшественником. Месторасположение
Артании продолжает вызывать споры.
Видимо они представляли собой
предгосударственные образования,
включающие в себя ряд племенных союзов.
Однако все эти местные княжения были
мало друг с другом связаны, соперничали
между собой и потому не могли противостоять
мощным внешним силам: хазарам и варягам.