Статья "Развитие общекультурной функциональной грамотности при использовании ЦОР на занятиях предрофильного курса «Войны ХХ века»"
Научно-методическая статья
(опубликована в сборнике научных статей Х межрегиональной научно-практической конференции ТИ(ф) ГОУ ВПО ЯГУ молодых учёных, учителей, аспирантов. 2008г.)
Развитие общекультурной функциональной грамотности при использовании ЦОР на занятиях предрофильного курса «Войны ХХ века»
Овсянникова М.В.
учитель истории и обществознания
МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри»
e-mail: marina_9201@mail.ru
научный руководитель: заместитель директора
по научно-методической и экспериментальной работе
Блинкова Л.В.
Развитие общекультурной функциональной грамотности учащихся - одна из важнейших задач современного образования. Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [Социология: Энциклопедия, с.454]. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Важным моментом в организации учебной работы является систематическое и целенаправленное формирование, развитие и совершенствование у школьников способов учебно-познавательных действий и соответствующих им способов мыслительной деятельности. Личностно - ориентированное обучение, объединение разных педагогических технологий, обучение в сотрудничестве - вот в чем заключается развитие общекультурной функциональной грамотности в современной педагогике.
Для нас, учителей истории, главным вопросом формирования функциональной грамотности учащихся остался один - как учить? Наиболее сложным в процессе формирования функциональной грамотности на уроках истории является выбор источников информации, адекватных целям учебно-познавательной деятельности, и, выбор средств решения познавательных задач. В период перехода к информационному обществу, одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные информационные технологии [Митрофанов С., с.9-11].
Информационные технологии - это совокупность различных способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием новейших цифровых образовательных ресурсов [Афанасьева О. В., www. pedsovet.org]. Цифровыми образовательными ресурсами называют такие компьютерные продукты, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. К цифровым образовательным ресурсам относятся обучающие программы, электронные учебники, словари, энциклопедии, тренажёры (репетиторы), программы дистанционного обучения, контролирующие программы, наконец, программы освоения и конструирования обучающих программ и т.п.[ Чернов А.В, с.40-46].
Успешность проведения занятий предпрофильного курса «Войны ХХ века», главная задача которого состоит не в том, чтобы дать учащимся 8-х классов систематического знания, а помочь реализовать свой интерес к истории, уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне, обеспечивается применением различных методов обучения (учебные деловые игры, поисковая, проектная и исследовательская деятельность), а также использованием современных цифровых образовательных ресурсов: Интернет, СD-диски, дистанционные формы и т.д. Данный курс рекомендуется проводить при использовании компьютерного учебника фирмы Клио Софт «Россия XX век». /Авторы: Антонова Т.С., Коновалов В.Е., Харитонов А.Л./, а также различных справочников по истории, энциклопедий для детей или ресурсов Интернет.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Поэтому на первом вводном занятии можно использовать следующие приёмы:
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Кроме того, можно побеседовать с ребятами о том:
- есть ли в вашей семье участники какого-либо военного конфликта?
- что вы знаете об этом военном конфликте? и т.п.
Школьники довольно активно включаются в беседу, тем более, если они могут рассказать об известной им войне или военном конфликте. Что усиливает интерес к данному предмету.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности, такие как:
словесные методы (поставить вопросы, требующие установления сходства и различия: чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить)
наглядные и практические методы (редактирование (или дополнение) материала – один из действенных методов обучения и развития учащихся)
репродуктивные и поисковые методы (вопросы по установлению причинно–следственных связей: открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию)
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя (действия выбора, работа по желанию) [Сборник трудов. Всероссийская научно-практическая конференция 18-19 сентября 2001 г.].
Формирование мотивации в начале каждого занятия предполагает так же разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную учебную работу. Хочу обратить внимание на то, что на одном занятии мы можем одновременно использовать несколько различных форм и приёмов. Кроме того, по каждому разделу ребятам предлагается набор узких тем, каждую из которых они могут рассмотреть как отдельно взятую тему.
Например, тема «Первая мировая война».
Работая над вопросом «причины войны» используется конструкторский метод. Ребята знакомятся с материалом, анализируя слайд подготовленной ранее презентации «Цели воюющих сторон». (Приложение №1)
Далее, работают над моментом, рассказывающим о вовлечении в войну европейских держав (используя материал электронного учебника), и рисуют соответствующую схему на следующем предложенном презентационном слайде (Приложение №2). Данный метод направлен на развитие творческой деятельности учащихся – распознание объектов. А использование анимации позволяет наглядно изобразить процесс решения какой-либо поставленной задачи. Затем, так называемый «свободный полёт» действий. Каждый ученик выбирает ту область, которая ему наиболее интересна: знакомится с ходом военных действий, новым вооружением, героями войны, итогами и т.п.
Занятие заканчивается обзорной беседой, главная цель которой заключается в том, чтобы каждый из учащихся мог рассказать, что он узнал о Первой мировой войне.
Опыт работы показывает, что у школьников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном оттоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, что непременно способствует развитию общекультурной функциональной грамотности. Поэтому, я считаю, очень важна роль учителя истории в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатики, но и на предметных занятиях. Цифровые образовательные ресурсы позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую и графическую информацию.
В заключении можно с уверенностью сказать, что использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании как уроков истории, так и предпрофильных курсов по истории позволяет развивать познавательные навыки школьников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, Уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Результат очевиден — школьники овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует функциональную грамотность.
Список литературы:
Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2001. 40 - 46с.
Митрофанов С. Использование компьютерных технологий в преподавании истории в школе // История.- 8-15 мая 2002.- №18.- С.9-11.
Сборник трудов. Всероссийская научно-практическая конференция 18-19 сентября 2001 г.- Санкт-Петербург, Юкос.
Приложение №1.
П риложение №2.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овсянникова Марина Валерьевна
→ М@рин@ 05.11.2010 3 5840 665 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.