Игра "Брейн ринг "Этот удивительный этикет" в 5 классе
Негосударственное общеобразовательное учреждение
Школа интернат № 22 ОАО «РЖД»
Игра - брейн-ринг
«Этот удивительный этикет»
Подготовила: Овчинникова Валентина Владимировна,
воспитатель НОУ школы интерната №22
Улан-Удэ
Игра - брейн-ринг «Этот удивительный этикет»
Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Форма: брейн-ринг.
На доске: «Вежливость проявляется в отношениях с людьми»;
«Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой»;
«Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!»( М. Сервантес);
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований»( Р. Эмерсен)
Ход мероприятия:
Ι. Организационный момент. Сообщение темы и цели часа общения.
ΙΙ. Воспитатель: У нас есть три команды, задача каждой показать хорошую подготовку и набрать большее количество баллов. А для начала давайте познакомимся, ведь знакомству в этикете отводится очень важная роль. (Команды называют свое название и девиз, жюри оценивает визитную карточку)
Ι БЛОК- ПРИВЕТСТВИЕ
Небольшая информационная справка о приветствии в разных культурах:
Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах и культурах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», древние греки говорили друг другу «Радуйся!»; арабы приветствуют друг друга фразой : «Мир с тобой!», индейцы навахо – фразой «Все хорошо!». А как приветствуете друг друга вы ? ( Ребята отвечают на вопрос).
Вопросы командам :
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
Кто первым подает руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подает руку женщина мужчине)
Воспитатель: Французы говорят «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будите следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь.
(Жюри оценивает первый конкурс)
ΙΙ БЛОК – ЧАЙНЫЙ КОНКУРС (= столовый этикет)
С чего начинается чаепитие, застолье? Конечно с сервировки. Сейчас мы проведем первое общее задание. Вам даются приборы, которые вы должны за 1 минуту правильно расположить на столе – тарелку, вилку, ложку, нож, бокал, салфетку.
( Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку; слева – вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят бокал. Салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку или слева от нее)
Вопросы командам:
Как нужно брать хлеб с общей тарелки? (Хлеб берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку или салфетку, отламывают кусочками)
Как следует есть пирожные, торты? ( Торты, пирожные едят специальной вилкой или чайной ложечкой. Твердые, слоеные пирожные, которые легко крошатся, можно есть, держа в руках).
Как правильно выходить из-за стола? ( Только с разрешения хозяев, поблагодарив их, задвинуть за собой стул).
Дополнительные вопросы (3 балла):
1. Что такое шведский стол?
2. Как без слов сказать о том, что вы закончили трапезу? Продемонстрируйте это. (Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде, параллельно – окончание трапезы).
ΙΙΙ БЛОК «В ТЕАТРЕ»
Мы часто с вами ходим в театр, сейчас проверим, знаете ли вы, как нужно себя вести в театре.
Вопросы командам:
Спектакль задерживается, надо ли аплодировать? (Нет)
Как продвигаться вдоль ряда? (Лицом к сидящим)
Можно ли занимать оба подлокотника? (Нет)
Если вам не нравится спектакль, когда можно покинуть зал? (Только в антракте)
Если вы опоздали в театр/кино куда садиться? Надо ли искать свое место? ( Необходимо сесть на ближайшие свободные места)
Надо ли аплодировать после подъема занавеса? (Да)
ΙV БЛОК СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ
Вопросы командам:
На улице кто должен здороваться первым : стоящий или проходящий? (Проходящий)
При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)
При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)
Вопросы капитанам:
Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?
Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?
Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…».
V. Подведение итогов членами жюри.
- Ну а пока жюри подводит итоги, предлагаю вам «Веселую пятиминутку»:
Попрощайтесь. У арабов помахивание рукой означает «иди сюда».
Покажите согласие и несогласие. В Болгарии это выглядит наоборот.
Укажите на чью-то глупость. Если в Голландии покрутят пальцем у веска, то это будет означать, что кто-то сказал остроумную фразу.
Объявление результатов, награждение команд.
Воспитатель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будите использовать их в своей жизни. А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание.
Заключение:
Правила поведения, ребята, сослужат вам в жизни огромную службу, т.к. научат жить в ладу с окружающими. Сейчас вы повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует ваш чересчур веселый, а точнее, чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!» Что ж, это правильно, но только в одном случае: когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы же живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.
Послушайте небольшой рассказ, который называется «Бумеранг»:
Гражданин Н. пришел за покупкой в магазин. «Яблок килограмм, пожалуйста. Если можно, покрупнее…» - «Много вас тут ходит – всем покрупнее подавай! Не нравится – не покупай, ящик переворачивать не буду!» - «любезно» ответила продавщица.
Озлобленный на весь свет Н. ушел из магазина и устроил скандал в троллейбусе гражданке У., которая нечаянно задела его сумкой с картошкой. Та, вернувшись домой вечером, заявила мужу, что не будет больше «ишачить» и впредь картошку пусть покупает сам. В результате семейного конфликта муж гражданки У. долго не мо заснуть и наутро встал с головной болью. На работе У. «смешал с грязью» подчиненного И., допустившего незначительную ошибку. Расстроенный И. после работы залил свою беду бутылкой спиртного и устроил дома дебош, обвиняя жену в том, что она его не уважает. Женой, как вы догадались, была та самая невежливая продавщица. Круг замкнулся.
Вывод: весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по – доброму. Ведь недаром существует такое правило: «Если я хочу, чтобы мне было хорошо, я должен относиться к окружающим так, как мне хотелось бы, чтобы они относились ко мне»
Самоанализ мероприятия
«Этот удивительный этикет».
Данное мероприятие проводилось 31 января в 5 классе. Мероприятие носило характер познавательной игры в форме брейн-ринга, и было итоговым в цикле мероприятий по этикету. Перед этим с ребятами было проведено несколько часов общения, объединенных темой «Этикет»: «Ежели вы вежливы», «Братья милосердия», «Школа этикета. Мы пришли в театр», которые были направлены на изучение и усвоение правил поведения в обществе.
«Этот удивительный этикет» - заключительное мероприятие, целью которого было: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Подготовка мероприятия:
Предварительно ребята были поделены на три команды, им было дано задание подготовить название и девиз. Все команды подготовились и даже сделали эмблемы команд каждому участнику, то есть отнеслись ответственно, проявили творчество.
Заранее к мероприятию были подготовлены и размещены на доске афоризмы и высказывания о вежливости, а также сделаны из бумаги наборы столовых приборов для одного из конкурсов. В игре принимали участие все присутствующие ребята класса.
Ведущий (=я) объявлял названия конкурсов, а также количество баллов, которые можно было заработать в том или ином конкурсе, а оценивали ответы команд члены жюри (Крапивенцева Н.Г., Кашина М.В.) .
Содержание мероприятия, на мой взгляд, отвечало поставленным целям. Вопросы, задаваемые командам в течение всей игры, были тематически выдержаны и распределены на 4 блока («Приветствие», «Чайный конкурс», «В театре», «Современный этикет»). В каждом блоке командам задавались по одному вопросу, «стоимостью» 1 балл, но в «Чайном конкурсе» были заданы дополнительные вопросы (3балла), что давало командам возможность изменить свое состояние. Также в четвертый блок был включен конкурс капитанов, где капитаны ( Кулакова О., Устинов В., Черных И.) один на один боролись за дополнительные очки (= воспитание чувства ответственности).
По сложности, я считаю, задания были посильны пятиклассникам. Хотя некоторые вопросы вызвали затруднения у ребят, например, о шведском столе, конкурс сервировки, некоторые вопросы из блока «Современный этикет». Но в этом есть и плюсы – ребята узнавали новую для себя информацию.
Также при подборе заданий я старалась выбирать те, где описаны ситуации, в которых ребята в повседневной нашей жизни совершают ошибки. Например, выход из-за стола, как правильно брать хлеб из общей тарелки, приветствие.
Приятно удивил меня первый и последний конкурсы. В первом «Знакомство» ребята проявили свою фантазию, объединившись, придумали названия, нарисовали эмблемы, сочинили девизы. А в последнем «Слова благодарности» порадовала команда «Улыбка», которая выразила свои мысли в целом стихотворении, сочиненном на наших глазах.
В конце игры жюри подвело итоги, и был определен победитель. Всем командам в соответствии с занятым местом были вручены подарки.
В целом, я считаю, мероприятие прошло хорошо. Ребята с интересом участвовали в игре, показывали свои неплохие знания правил этикета и в то же время пополнили их новыми сведениями. Распределение команд членами жюри по местам не вызывало неудовольствия, ребята были согласны с их мнением.
Спустя неделю после проведения данного мероприятия было проведено тестирование «Хорошо ли я воспитан», где еще раз ребята смогли проверить и закрепить свои знания, отвечая на 12 вопросов теста. Вопросы содержали в себе ситуации, которые уже были разобраны на предыдущем мероприятии («Этот удивительный этикет»), а также вопросы, описывающие «новые» ситуации. В итоге из 20 человек 12 получило оценку «отлично», 7 «хорошо», 1- «удовлетворительно» (Игумнова Т.). Таким образом, можно сказать, что цель мероприятия достигнута, ребята усвоили основные требования в поведении и общении с людьми, овладели навыками культурного поведения. Остается надеяться на то, что они будут использовать эти знания в своей жизни.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овчинникова Валентина Владимировна
→ фарао 03.05.2012 0 20278 3380 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.