Мастер-класс по теме "Формула решения школьных конфликтов"


Кадыйский муниципальный район

Костромская область





Мастер – класс по теме

«Формула решения

школьных конфликтов»




Методическая разработка

классного руководителя

7 класса

МОУ Екатеринкинской СОШ

Корниловой Т.А.


2009 г.

Цель работы:

  • Развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Задачи:

  • Уяснить сущность понятия «конфликт».

  • Через проигрывание конфликтной ситуации находить приемлемое поведение в конфликте.

  • Познакомить учащихся с правилами предупреждения конфликтов и приемами успокоения спорящих.

  • Показать полезность в разрешении конфликта роли посредника.

Ход мастер – класса

I этап. Вводная часть

1. Классный руководитель. Каждый из нас сталкивался с конфликтными ситуациями в школе. Мы часто слышим это слово – конфликт. Предлагаю вам выразить свое отношение к проблеме, и написать синквейн («стихотворение», состоящее из пяти строк) по теме «конфликт».

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Пример Конфликт

Непродолжительный Неприятный

Обижает Нарушает Ссорит

«Учитесь властвовать собой»

Столкновение

Обсуждение задания.

2. Формулируем определение понятия «конфликт».

«Конфликт – столкновение, противоречивая ситуация,

когда одна сторона противостоит другой»

3. Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени после конфликтных переживаний. По этой причине конфликты разумнее предупредить, чем устранять последствия запущенного конфликта.

Правила предупреждения конфликтов

  • Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком.

  • Прежде чем сказать о неприятности, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

  • Постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого человека.

  • Не скупитесь на похвалу.

  • Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

II этап. Модель разрешения конфликта

    • Если все же конфликт произошел, попытайтесь найти оптимальное решение.

    • Сам конфликт может иметь различные неприятные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.

    • Во взрослых дети зачастую видят единственную возможность разрешения своих конфликтов. Ведь помирить враждующих людей очень сложно. На мой взгляд, задача классного руководителя выступить в роли посредника и помочь ребятам самим найти решение возникшей проблемы.

1. Шаги посреднического процесса

1. Приблизьтесь к спорящим.
2. Успокойте их, если необходимо.
3. Объясните свою компетентность.
4. Получите согласие.
5. Объясните процесс сотрудничества.
6. Начните процесс посредничества:

а) не делайте предположений;
б) слушайте;
в) повторяйте услышанное;
г) проверяйте;
д) получайте больше информации;
е) предлагайте множество решений;
ж) достигните соглашения.

7. Закончите на позитивной ноте.

2. Пример разрешения конфликтной ситуации

  • Конфликтная ситуация

Мальчики класса готовят поздравление девочкам к 8 Марта, рисуют праздничную газету. У них прекрасное настроение. Саша предложил нарисовать в центре газеты яркий букет, а Сережа цифру 8.

(Разыгрывается сценка)

Саша. Давай не будем рисовать в центре газеты цифру 8, она здесь не смотрится.

Сережа. Вечно ты что-нибудь придумаешь. Все тебе не так, хватит вредничать, пусть будет цифра 8.

Саша. Какой же ты упрямый как осел! Давай рисовать букет.

Сережа. Сколько можно командовать? И почему я должен тебя слушать.

Саша. Да ты ничего в оформлении не понимаешь. У тебя и по рисованию то «4».

Сережа. Ну, тогда и рисуй один!

(Мальчики обижены и не разговаривают друг с другом)

Подробно рассматриваем каждый этап посреднического процесса.

1. Приблизьтесь к спорящим.

Классный руководитель подходит к ссорящимся и говорит: « Давайте вместе решим ваш спор».

Приближение должно быть спокойным, уверенным. Подойти нужно как можно ближе, но так, чтобы это не создавало неудобства конфликтующим.


Классный руководитель приводит несколько стратегий приближения:

  • быстрое приближение — посредник заметил конфликт, оценив обстановку, принимает решение, что момент удачный для вмешательства;

  • выжидание — посредник видит, что для вмешательства момент неудачный: слишком высок накал страстей, необходимо дать возможность «выпустить пар»;

2. Успокойте их, если необходимо.

Классный руководитель рассказывает о различных приемах успокоения.

Первая помощь в конфликтной ситуации.

  • Первое и главное правило гласит, что в конфликтной ситуации не следует принимать ни каких скоропалительных решений.

  • Прислушайтесь к совету предков – сосчитайте до 10.

  • Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно (или сделать три глубоких вдоха).

  • Тактильные прикосновения: положить руки на плечи, обнять спорящих, похлопать по плечу, погладить по голове – это должно быть уместным и не вызывать раздражения.

3. Объясните свою компетентность.

Объясните, что вы можете помочь в решении проблем. Сообщите, что конфиденциальность будет строго соблюдена. Конфиденциальность просто означает: «держи все при себе». Посредник может говорить только о конфликтах вообще.



4. Получите согласие.

Если классный руководитель получил согласие двух сторон, то он может вмешаться; если одна из них не согласна, то не торопите, найдите новые аргументы для убеждения.

После нескольких минут Саша и Сережа соглашаются обсудить проблему.

5. Объясните, как будет проходить процесс сотрудничества.



Правила успешного общения в конфликте через посредника

  • Говори только по просьбе или сигналу посредника.

  • Относись к другому человеку с уважением и доверием.

  • Обращаясь, называй оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашей встречи, или просто называй его по имени.

  • Не перебивай ни оппонента, ни посредника. Проявляй терпение и выдержку.

  • Проявляй добрую волю, настойчивость и старайся вести обсуждение, а не уходить от него.

  • Помни, что посредник не должен предлагать вариантов решения конфликта, он только организатор и помощник во взаимодействии двух сторон.

  • Не разглашай содержание разговора до завершения конфликта.

Далее классный руководитель поясняет, что каждый из конфликтующих может беспрепятственно высказать свою позицию, только после этого начнутся поиски решения, устраивающего обе стороны.
Если конфликтующие стороны приняли правила, то можно начинать посредничество.

Классный руководитель сообщает ученикам, что одна из главных техник в разрешении конфликтов – «Я» - утверждение. Это наименее угрожающая форма коммуникации, ведь когда мы даем оценку каким-то событиям, фактам, то рискуем вызвать возражение противоположной стороны, если она с этим не согласна. При «Я» - утверждении человек не дает оценки, а сообщает о своих чувствах. Такая форма высказывания позволяет выразить свое отношение к проблеме, снижает вероятность возражения противоположной стороны.

«Ты» - утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. Оно заставляет человека больше защищаться, чем стараться решить проблему. Например: «Ты всегда споришь, хоть и неправ. Ты...» В «Ты» - утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего.

Посреднику необходимо избегать «Ты» - утверждений и «глобальных» утверждений. Для оценки каких-то событий желательно использовать «Я» - утверждение.

«Мы» - утверждение используется для объединения усилий конфликтующих и посредника по разрешению конфликта. Оно не только не противопоставляет посредника спорщикам, но и объединяет его со спорящими, не вызывает агрессивной реакции. Нередко «Я» - утверждение вызывает отрицательную реакцию: «Ребята, я сейчас разрешу ваш конфликт». Реакция на это может последовать следующая: «Появился здесь умник, который нас рассудит. Мы здесь уже, сколько бьемся, а он сейчас все разрешит». Может последовать агрессия в адрес посредника. Желательно для разрешения конфликта использовать «Мы» - утверждение.



Анализ конфликтной ситуации

Необходимо подумать и ответить на вопросы:

  • Кто участвует в конфликте?

  • Что является главным противоречием? (разные мнения)

  • Какова цель вашего оппонента?

  • Какова ваша цель в конфликте?

  • Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями. Стоит ли настаивать на своем, может, это и незначимо для вас?

  • Определите для себя что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своём. Но сохранить самое значимое в отношениях с этим человеком?

6. Процесс посредничества.

После того как мальчики высказали свою позицию (их не перебивали), они вместе с посредником рассматривают все возможные способы решения проблемы.

Классный руководитель напоминает, что процесс посредничества осуществляется так:
Дайте высказаться обеим сторонам, укажите, кому говорить первому (обычно это более сердитый). Если возник спор о том, кто будет первым говорить, бросьте жребий. Помогите сосредоточиться на проблеме, а не на личностях.

Помните: мы не ищем, кто прав, это может быть бесконечно. Мы ищем эффективное решение. Обсуждаем возможные последствия хороших и плохих решений.

Учащиеся должны увидеть и понять, каковы будут последствия выбора для участников в той или иной ситуации. Предложите школьникам поработать в группах, смоделировать развитие конфликта между мальчиками Сашей и Сережей, его завершение, последствия и заполнить таблицу.

Таблица «Последствия конфликта» может выглядеть следующим образом.

Развитие конфликта

Разрешен или не разрешен конфликт

Чувства участников конфликта

Отказ от решения проблемы

Конфликт не разрешен. Проблема осталась.

Чувство неудовлетворенности, обиды и горечи.


Попытка разрешить конфликт с позиции силы

I вариант: Конфликт не разрешен. Породил новый конфликт. II вариант :Конфликт разрешен в пользу одного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны.

Чувство неудовлетворенности, злость, обида. Победитель: чувство удовлетворенности, превосходства, злорадства. Потерпевший: чувство горечи, обида, унижение, стыд.

Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса, заключение соглашения

Мирное разрешение конфликта.

Чувство удовлетворенности, радость, гордость за принятое решение.

Проанализировав, какие у участников конфликта возникают чувства, учащиеся должны прийти к выводу, что именно соглашение, мирное решение проблемы между мальчиками обеспечит им комфортное самочувствие.

Затем начинаем мозговой штурм в поисках решения. Поможем конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Предлагаем, но не навязываем.

В результате обсуждения мальчики приходят к выводу, что их дружба выше этого рисунка, что не стоит обижаться по мелочам. Руководимые классным руководителем, они решают поместить в центре газеты фотографии девочек класса.

Если вы достигли согласия по поводу решения проблемы, то переходите к заключительной фазе.

7. Закончите на позитивной ноте.

Поблагодарите обе стороны за разрешение вмешаться и за их работу. Поздравьте их с победой (пожмите руку, обнимите, улыбнитесь).
Если вы не достигли согласия, поблагодарите обе стороны за приложенные усилия, закончите также на позитивной ноте.
Желательно, чтобы в обратной связи преобладали позитивные оценки.

Саша и Сережа пожимают друг другу руки и вместе завершают работу.

III этап. Итоговая дискуссия

Перед тем как подвести итоги, классный руководитель предлагает учащимся обсудить следующие вопросы:

  • Какой выбор делаете вы лично: конфликтовать или не конфликтовать? Почему?

  • Чему научились и что узнали полезного, нового?

IV этап. Подведение итогов работы и выводы

1. Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Что же делать, если тебя обидели? Общих правил в этом случае не существует, потому что причины обиды бывают самые разные. Но все же некоторые секреты нам известны:

  • Не перебивать.

  • Обсуждать ситуацию, а не личность. Не переходить на личности. Не обзываться.

  • Говорить правду. (Быть честным)

  • Не считай, что другие хуже тебя.

  • Действительно стремиться решить проблему. (Стремиться к согласию)

2. Классный руководитель предлагает учащимся дать оценку занятию. Оценка «Мишень». Поставьте два знака + в «Мишень», оцените полезность и общую атмосферу занятия.



П олезность Общая

з анятия атмосфера

занятия









3. Заключительное слово классного руководителя. Спасибо вам ребята за работу, мне было приятно с вами общаться. Результаты оценивания говорят о том, что наше занятие было для вас полезно и интересно.


Полный текст материала Мастер-класс по теме "Формула решения школьных конфликтов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корнилова Татьяна Алексеевна  Kor
08.04.2010 1 15873 1738

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК