Программа по обществознанию "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию студентов СПО"
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет образования
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Экономический колледж»
« Подготовка к ЕГЭ по обществознанию студентов СПО»
Автор: Юн Галина Тюрбеевна,
преподаватель обществознания
Экономического колледжа СПБ
2014год
Пояснительная записка
Стратегия образования российского образования требует новых подходов к формированию знаний, умений и развитию обучающихся. Это находит отражение в ориентации обществоведческого образования на формирование базовых социальных компетенций, усиление его практической направленности.
Актуальной стала проблема подготовки студентов системы СПО к сдаче ЕГЭ, так как результат ЕГЭ по предмету «Обществознание» востребован большим количеством учреждений высшего звена профессионального образования в качестве вступительного испытания по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической и др.
Программа элективного курса « Подготовка к ЕГЭ по обществознанию студентов СПО» предназначена для подготовки студентов 1 и 2 курсов к Государственной итоговой аттестации по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена.
Цель элективного курса: усвоение системы знаний о различных сферах жизнедеятельности общества, качественная подготовка к новой форме аттестации ЕГЭ.
Задачи
курса:
- повышение предметной
компетентности учеников;
- развитие
у учащихся устойчивого интереса к
предмету;
- краткое изложение и
повторение курса обществознания;
-
формирование умений и навыков решения
типовых тестовых заданий;
- формирование
умений выполнять задания повышенной и
высокой сложности;
- воспитание
положительного отношения к процедуре
контроля в формате единого государственного
экзамена;
- знакомство со структурой
и содержанием контрольных измерительных
материалов по предмету; распределением
знаний различного типа (с выбором ответа,
с кратким ответом, с развернутым
ответом);
- формирование умения
работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на
выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с
развернутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа
элективного курса составлена на
основе:
- Федерального компонента
государственного стандарта общего
образования по обществознанию ( от
05.03.2004 № 1089);
- Демонстрационного
варианта контрольных измерительных
материалов единого государственного
экзамена 2014 года по обществознанию;
-
Кодификатора элементов содержания и
требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для
проведения в 2014 году единого государственного
экзамена по обществознанию;
-
Спецификации контрольных измерительных
материалов для проведения в 2014 году
единого государственного экзамена по
обществознанию.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 1 час в неделю на I курсе (34часа) и 1 час в неделю на II курсе (34 часа).
Программа курса состоит из трех разделов:
-
Особенности ЕГЭ по обществознанию.
-
Методика решения заданий ЕГЭ разного
уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
-
работа с различными источниками
социальной информации, включая современные
средства коммуникации ( в том числе
ресурсы Интернета);
- критическое
восприятие и осмысление разнородной
социальной информации, отражающей
различные подходы, интерпретации
социальных явлений, формулирование на
этой основе собственных заключений и
оценочных суждений;
- анализ явлений
и событий, происходящих в современном
мире;
- решение проблемных, логических,
творческих задач, отражающих актуальные
проблемы современности.
Основное содержание
I
курс – 34 часа
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 10 ч.
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
-
кодификатор элементов содержания.
-
спецификация КИМов ЕГЭ по
обществознанию.
Правила заполнения
бланков ЕГЭ
Информационные ресурсы
ЕГЭ.
Раздел 2. Методика решений заданий ЕГЭ разного уровня сложности. – 24 ч.
Задания,
направленные на определение существенных
признаков ключевых обществоведческих
понятий; оценивание приведенных положений
с точки зрения их соответствия современным
научным представлениям; характеристику
социальных объектов на основе
смоделированных социальных ситуаций;
осуществления поиска социальной
информации, представленной в таких
знаковых системах, как схемы, диаграммы,
таблицы; сравнение социальных объектов,
выявляя их общие черты и различия.
Задания,
направленные на установление соответствия
между существенными чертами и признаками
изученных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями; работу с рядом
однородной социальной информации,
определяя лишнее звено, выделяя обобщающее
понятие; выявление структурных элементов
с помощью схем и таблиц; соотнесение
видовых понятий с родовыми; дифференциацию
в социальной информации фактов и мнений;
определение терминов и понятий,
соответствующих предлагаемому
контексту.
Задания, направленные на
выявление умения находить, осознанно
воспринимать и точно воспроизводить
информацию, содержащуюся в тексте в
явном виде; на характеристику текста
или его отдельных положений на основе
изученного курса, с опорой на
обществоведческие знания; на использование
информации текста в другой познавательной
ситуации, формулирование и аргументацию
оценочных, а также прогностических
суждений, связанных с проблематикой
теста.
Задания, проверяющие умение
применять правильно раскрытое
теоретическое положение в заданном
контексте. Задания, требующие конкретизации
приведенных положений, проверяющее
умение иллюстрировать примерами
изученные теоретические положения
понятия социально-экономических и
гуманитарных наук. Задание-задача,
требующее анализа представленной
информации, в том числе статической и
графической, объяснения связи социальных
объектов, процессов, формулирования и
аргументации самостоятельных оценочных,
а также прогностических суждений,
объяснений, выводов. Задания, требующие
составления плана развернутого ответа
по конкретной теме обществоведческого
курса. Задания, требующие плана
развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса. Задания,
требующее написать мини-сочинение
(эссе) по одной теме из шести, предлагаемых
экзаменуемому в форме афористических
высказываний.
II курс – 34 часа.
Раздел 3. Тестовый практикум. – 32ч.
Решение заданий разного уровня сложности по темам:
-
Человек и общество (3 ч.)
- Экономика
(10 ч.)
- Социальные отношения (4 ч.)
-
Политика (10 ч.)
- Право (5 ч.)
Решение вариантов ЕГЭ
Тест
№ 1
Тест № 2
Тест № 3
Тест №
4
Тест № 5
Тест № 6
Итоговое повторение и обобщение. – 2 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
-
Биосоциальную сущность человека
-
Основные этапы и факторы социализации
личности
- Место и роль человека в
системе общественных отношений
-
Закономерности развития общества как
сложной самоорганизующейся системы.
-
Тенденции развития общества в целом
как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов.
-
Основные социальные институты и
процессы
- Необходимость регулирования
общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового
регулирования
- Особенности
социально-гуманитарного познания.
Уметь:
-
Характеризовать с научных позиций
основные социальные объекты (факты,
явления, процессы, институты), их место
и значение в жизни общества как целостной
системы.
- Анализировать актуальную
информацию о социальных объектах,
выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и
понятиями.
- Объяснять внутренние и
внешние связи (причинно-следственные
и функциональные) изученных социальных
объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы,
общества и культуры, подсистем и
структурных элементов социальной
системы, социальных качеств человека)
-
Раскрывать на примерах изученные
теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных
наук.
- Осуществлять поиск социальной
информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать
из неадаптированных оригинальных
текстов (правовых, научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать
и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы.
- Сравнивать
социальные объекты, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными
чертами и признаками социальных явлений
и обществоведческими терминами,
понятиями; сопоставлять различные
научные подходы; различать в социальной
информации факты и мнения, аргументы и
выводы.
- Оценивать действия субъектов
социальной жизни, включая личность, с
точки зрения социальных норм, экономической
рациональности.
- Формулировать на
основе приобретенных обществоведческих
знаний собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам.
-
Подготавливать аннотацию, рецензию,
реферат, творческую работу.
- Применять
социально-экономические и гуманитарные
знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным программам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
-
самостоятельного поиска социальной
информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического
восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой
коммуникации.
- оценки общественных
изменений с точки зрения демократических
и гуманистических ценностей, лежащих
в основе Конституции Российской
Федерации.
- решения практических
проблем, возникающих в социальной
деятельности
- ориентировки в
актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции
-
предвидения возможных последствий
определенных социальных действий
-
ориентации в социальных и гуманитарных
науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего
профессионального образования.
-
оценки происходящих событий и поведения
людей с точки зрения морали и права.
Тематическое планирование
I курс – 34 ч.
№ урока |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 9ч. |
||
1. |
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. |
Лекция. |
2-4 |
Особенности
ЕГЭ по обществознанию: |
Практическая
работа с документами. |
5-6 |
Правила заполнения бланков ЕГЭ |
Урок-практикум |
7-9 |
Информационные ресурсы ЕГЭ |
|
Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. – 25 ч. |
||
10-12 |
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий с точки зрения их соответствия современным научным представлениям. |
Решение заданий
с выбором ответа |
13-15 |
Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия. |
Решение
заданий с выбором ответа
|
16-18 |
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями |
Решение заданий
с кратким ответом |
19-20 |
Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя общее понятие. |
Решение заданий
с кратким ответом |
21-22 |
Задания направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми. |
Решение заданий
с кратким ответом |
23-24 |
Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих данному контексту. |
Решение заданий
с кратким ответом |
25-26 |
Задания, направленные на выявление точно находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. |
Решение заданий
с развернутым ответом |
27 |
Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. |
Решение заданий
с развернутым ответом |
28 |
Задание, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений связанных с проблематикой текста. |
Решение заданий
с развернутым ответом |
29 |
Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук |
Решение заданий
с развернутым ответом |
30 |
Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. |
Решение заданий
с развернутым ответом |
31-32 |
Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. |
Решение заданий
с развернутым ответом |
33-34 |
Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых в форме афористических высказываний. |
Решение заданий
с развернутым ответом |
II курс – 34 ч.
№ урока |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
Раздел 3. Тестовый практикум – 33 ч. |
||
1-3 |
Решение
тематических тестов по темам: |
Фронтальный
опрос по основным терминам и понятиям
раздела. Решение заданий с выбором
ответа |
4-6 |
- Экономика |
Фронтальный
опрос по основным терминам и понятиям
раздела. Решение заданий с выбором
ответа Решение заданий
с кратким ответом |
7-9 |
- Социальные отношения |
Фронтальный
опрос по основным терминам и понятиям
раздела. Решение заданий с выбором
ответа |
10-12 |
- Политика |
Фронтальный
опрос по основным терминам и понятиям
раздела. Решение заданий с выбором
ответа |
13-15 |
- Право |
Фронтальный
опрос по основным терминам и понятиям
раздела. Решение заданий с выбором
ответа |
16 -18 |
Решение вариантов
ЕГЭ |
|
19-21 |
Тест № 2 |
|
22-24 |
Тест № 3 |
|
28-30 |
Тест № 5 |
|
31-32 |
Тест № 6 |
|
33-34 |
Итоговое повторение и обобщение. |
|
Используемая литература
1. Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова , Е.Л. Рутовская – М.: Интелект-Центр, 2009.
2. ЕГЭ-2010: Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.
3. ЕГЭ-2010 открытый банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
4. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е. С. Королькова – М.: Русское Слово, 2009.
5. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.
6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы: О.А. Котова, Т.Е. Лискова, - М.: Астрель, 2009.
7. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач. / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010
8. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
9. ЕГЭ-2011: Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
Интернет-ресурсы
1. http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.
2. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
3. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
4. http://www.school.edu.ru – российский образовательный портал
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юн Галина Тюрбеевна
→ yun65 10.12.2014 1 4123 479 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.