Слайд 1
Урок беседа
Сын земли
Русской
Выполнила Чешуйко Татьяна Владимировна
учитель изобразительного искусства
и кубановедения
МБОУ СОШ № 18 ст. Ивановской
Красноармейского района
Краснодарского края.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
353821 Краснодарский край, Красноармейский район,
ст. Ивановская, ул. Красная 129, тел. 861-65-94-2-36
Разработка
Урок беседа
« Сын земли Русской»
Выполнила Чешуйко Татьяна Владимировна
учитель изобразительного искусства и кубановедения.
2012год
Урок беседа: « Земля отцов - моя земля»
Сын земли Русской
ЦельПознакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью Павла Пантелеймоновича Лукьяненко.
Задачи: Научить выявлять связи событий, учить давать собственную оценку фактам; высказывать своё мнение. Способствовать воспитанию уважения к трудолюбивым предкам, чувства гордости и причастности к своей Родине.
Оборудование: мультимедийная установка.
Предварительная работа:
Подготовка учащимися сообщений на темы « Тринадцатая душа», «Реальное училище», «Слава отечественной селекции»
Эпиграф:
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.
И.Варавва.
Ход классного часа.
(1-3 слайд )
Сегодня мы познакомимся с жизнью и научной деятельностью Павла Пантелеймоновича Лукьяненко (4-5 слайд) Родился Павел Пантелеймонович Лукьяненко 27 мая 1901 года у станичного атамана урядника Пантелеймона Тимофеевича Лукьяненко в станице Ивановской. О матери Павлуши известно очень мало старший брат Василий писал в своих воспоминаниях : « мать Евгения Авдеевна, урождённая Савенко, совсем не знала грамоты. Тихая. Ласковая с добрым и щедрым сердцем, она много трудилась и постоянно болела душой за каждого» Сообщение « Тринадцатая душа»
В первый год нового , двадцатого века числа двадцать седьмого в зелёном мае родился у станичного атамана урядника Пантелеймона Тимофеевича Лукьяненко сын. Нарекли его по имени умершего несколько лет назад братика. Тринадцатая душа а семье на свет белый народилась… Поговаривали приэой вести ивановские старики: « В мае родится – век маяться». Другие- те просто сочувственно покачивали головой, в пониманием и обречённостью утверждали : « Тринадцать- число несчастливое, тут и гадать нечего. Хотя казак народился. Не баба..»
Когда в Скорбященской деревянной церкви станицы Ивановской священник Алексей Лавров окунул Павлуню а купель, то родичи и кумовья затревожились6 не зябко ли младенцу будет? Батюшка чутким ухом своим уловил невольное беспокойство их и загадочно молвил: « Вда- не беда, во благо! Вырастет - жарко будет» орущего хлопчика бережно приняли из лона купели, стали укутывать в белую холстинку. И все, кто был там , благосно рахулыбались, всматриваясь в красноватое личико новорождённого.
- ох и добрый казак будет! – заметила свояченица, крепче сжимая руку сестре. Лицо которой тихо светилось от счастья.
- Ишь ты ! С голосом, с песней! Не горюй ты, Евгеньюшка! Подумаешь, в мае родился! Май- коню сена дай!- храбрился счастливый батька..-Имечко зато отхватил какое –Павлуня!
(6 -7слайд)Вся семья от мала до велика днюет и ночует в поле. И вдруг событие, так круто изменившее всю последующую жизни Василька и Павлуши. Вот что пишет об этом В.П.Лукьяненко в своих воспоминаниях « В первых числах августа 1912 ода отец пешком пришёл в степь в радостном приподнятом настроении и объясняет Павлуше и мне : « В нашей станице открыли реальное училище, я вас обоих записал. Сдавать экзамены в училище 1 сентября»
Сообщение «Реальное училище»
Отец узнал . что для поступления в реальное училище необходимо, кА того требовала комиссия, помнить главнейшие молитвы и важнейшие события из ветхого и Нового заветов. Кроме того, испытуемый обязан был показать на экзаменах свое умение бегло читать и пересказывать прочитанное, грамотно писать под диктовку по-русски, наконец, прочитать наизусть одно из выученных стихотворений. Что же касается знаний по математике, то здесь от поступающего требовалось производить основные арифметические действия над целыми числами и, конечно, оценивалось умение решать как письменно, так и устно (чему придавалось большее значение) небольшие задачи.
Оставалось совсем мало времени, а готовиться надо было серьезно. Труднее всего Павлуше наверстывать по той причине, что он окончил три отделения, а в училище принимают только со знаниями по четырехлетней программе. Впереди меньше месяца, надо напрячь все силы. Одна арифметика чего стоит! Старшему, безусловно, легче, он все это проходил. Поэтому теперь по совету отца он помогает Павлуше. Стали вместе решать задачи, учить стишки и молитвы.
Так после первых радостей пришла пора серьезной заботы. Еще бы! Голова идет кругом от мысли, что они станут реалистами, а там, как обещает отец, может, и в город поедут продолжать учиться. Он уже приобрел для обоих форму, фуражки с лакированными черными козырьками и пояса — широкие ремни с сияющей бляхой, а на ней три большие буквы ИРУ — Ивановское реальное училище.
Наконец-то все это позади. Началось учение. И снова у Павлуши трудности — сказывается годичный пробел Ему, конечно, приходится подольше засиживаться над уроками, чаще обращаться за помощью к окружающим Но постепенно он преодолел свои затруднения. Застенчивый с виду, он отличался завидным упорством и мало-помалу сравнялся в знаниях с теми, кто не прерывал учения. Однако на третьем году обучения в реальном училище, когда только-только Павлуша вошел в колею, случилось непредвиденное. Дело в том, что за обучение младших сынов своих Пантелеймон Тимофеевич должен был ежегодно вносить плату по 60 рублей за душу, то есть сразу 120 рублей. Сумма по тем временам немалая. Подошел срок, и тут оказалось, что он в состоянии пока рассчитаться только за одного. Нет у него сейчас денег. Значит, кто-то из двоих должен оставить учебу. Но кто? И выбор пал на Павлика. Он младший, может и дома посидеть годик. А Вася должен учиться — у него право старшего.
Долго переживал отец, не знал, как сказать сыну — мол, временно все это, ну, год-другой, а там, глядишь появятся деньги, и учись на здоровье. Думал он, что жизнь станет покрепче с молодой вдовой, но та оказалась прижимистой. Забрала в свои руки все хозяйство, как истая казачка, да что-то чересчур. Ведет счет всему до мелочей: и сколько яиц накопилось в кладовке, и сколько масла коровьего стоит в погребе, и когда сало в городе. де подороже станет — все знает, всему учет ведет. Копит, бережет, не дает детям лишнего куска. Только и знает, что на продажу, на копейку все переводит. Не по душе все это Пантелеймону Тимофеевичу, не привык он так жить, да делать нечего — снявши голову, по волосам не плачут. Надо терпеть.
Мачехе не очень нравилась увлеченность отца своими младшими сынами. Настал час, и она сказала, когда однажды Пантелеймон Тимофеевич вошел в хату поздно вечером после игры в «дурачка» с соседями, что нравится это ему или нет, но осталось на учебу у нее только 60 рублей и ни копейки больше. К тому же, заметила она, двоих сразу никто по всей станице и не учит. Слыханное ли дело? Да и к чему? Казаку грамота — чтоб читать-писать кое-как мог, а остальному вахмистр научит. Деды наши, говорит, кое-как крестик поставить могли на бумаге, а прожили не хуже нашего. Не забывай, что Петра скоро снаряжать надо, а деньги откуда возьмутся? Один конь обойдется во столько, что целый год можно и Васю и Павлика в реальном проучить.
Выслушал Павлуша отцовы слова молча. Горько ему стало в первую минуту. Но виду не подал. Может, и правда все наладится. Как знать — уродит хлеб на то лето, и будут у них деньги. И снова пойдет он учиться. Жаль только будет отстать от своих друзей — привыкли за три года друг к другу.
В первые дни он не знал, куда деться от скуки и невыразимой обиды. Часами ждал, когда Вася с занятий придет, расспрашивал его, смотрел тетрадки, даже готовил с его помощью домашние задания. Все надеялся на чудо.
И оно случилось. Через несколько дней законоучитель Василий Акимович Бигдаев при проверке отсутствующих спросил Васю Лукьяненко, где брат, почему он пропустил вот уже несколько занятий. Вася не утаил правды.
На следующий день по приглашению Бигдаева в школу явился отец. Они остались одни и долго о чем-то беседовали. Домой Пантелеймон Тимофеевич возвращался необыкновенно веселым, даже насвистывать что-то озорное пытался, подходя к хате, чего за ним давно уже никто не замечал.
С вечера Павлуша собрал свои книжки, тетради, а наутро увидели соседи . как он вместе с Васей шагал в училище
(8 слайд) В 1926 году с дипломом агронома- полевода Павел Лукьяненко направлен работать на Есентуковский сортоучасток Там же встретил свою будущую жену Полина Александровна Попова.
(9 слайд) С женой и детьми на отдыхе.
(10 слайд) И вот однажды рядовой практик , задумал всерьёз заняться наукой. И то что его в институте научили методике исследований и опытов, теперь пригодилось. Лукьяненко пробовал сеять пшеницу под зиму, для выведения полуозимой пшеницы. Но для выведения новых сортов нужно перебираться в Краснодар , на селекционную станцию.
(11-12 слайд) С 1935по 1955 год путём скрещивания родилась знаменитая « безостая»
(13 слайд )В 1956 году Краснодарская селекционная станция была преобразована в краснодарский научно-исследовательский институт. Сейчас директор института, кандидат экономических наук Романенко Александр Алексеевич.
(14
-16 слайд)
Павла
Пантелеймоновича награждают орденом
Ленина и Трудового Красного Знамении.
дважды Герой социалистического
труда.
(17слайд)
…
Хозяин поля пшеничного, хлебный батько-
так звали его труженики- хлеборобы.
Пшеничное
поле стало полем его жизни, его делом.
На нём он родился, на нём он и умер утром
13июня 1973.
(18слайд) В 1956 году Краснодарская селекционная станция была преобразована в краснодарский научно- исследовательский институт носящий теперь его имя.
(19-20слайд) 15 октября 1976 года в центре станицы Ивановской установлен бюст учённому селекционеру Павлу Пантелеймоновичу Лукьяненко.
(21-22слайд)
В
школе №18 станицы Ивановской создан
уголок селекционеру
XX
века.
(23 слайд) В 2011году исполнилось 110 лет со дня рождения Павла Пантелеймоновича Лукьяненко станичники чтят и помнят своего знаменитого земляка.
Сообщение «Слава отечественной селекции»
В правительственной телеграмме П.П.Лукьяненко говорилось « Наша партия и все советские люди высоко ценят замечательный вклад, который внёс в развитие сельского хозяйства нашей страны академик П.П.Лукьяненко. достижения в разработке нового направления в области селекции сельскохозяйственных культур, созданные учённым высокоурожайные сорта озимой пшеницы , получили широкую известность и признание в Советском Союзе и далеко за его пределами».Им написано около 150 научных работ- монографии, статьи, сообщения. До последнего дня своей жизни Лукьяненко постоянно работал над выведением новых и новых сортов пшеницы, чтобы не было на земле голодных. В разные времена народ наш выдвинул таких подвижников , как Болотов, Темирязев, Вавилов, Мичурин. К этой плеяде относится и Лукьяненко. Очень верится в то, что славу отечественно науки приумножает те. Кто сегодня продолжает их дело.
Используемая литература:
Филарет Плосков « Акдемик Лукьяненко»
Филарет Плосков «Хозяин моря пшенично»
Виталий Бардадым « Радетели земли кубанской»
Василий Пухно « Как изменялась жизнь»
Александр Федорченко « Лукьяненко»
Фото из архива школьного музея.
Автор: Чешуйко Татьяна Владимировна
→ Читка 28.09.2012 0 4203 559 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.