Сценарий литературно-исторического вечера "Подвиг живет рядом"


ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ

«ПОДВИГ ЖИВЕТ РЯДОМ»

Голос ведущего: 77-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады посвящается.

Звучит песня В. Плешака «Ленинградцы»

Ведущий 1: О подвиге не помышляют, не думает о подвиге герой.

Он просто чью-то жизнь спасает, ради других идет в неравный бой.

Ведущий 2: Он знает, как врагу ответить, не ждет похвал, не ждет наград.

Идёт опасности навстречу. И не оглянется назад.

Звучит музыка. На сцену выбегают дети, Дети играют, разговаривают. Неожиданно звучит сирена.

1-й ребенок: Что это?

2-й ребенок: Наверное что-то случилось...

3-й ребенок: Это была сирена?

К микрофонам выходят ведущие.

1-й ведущий: Да, это была сирена. Именно так оповещают людей об опасности.

2-й ведущий: Сегодня сирена звучит в честь памяти. В честь памяти великого подвига непокоренных людей.

1-й ребенок: А что это был за подвиг?

2-й ребенок: Это люди воины?

3-й ребенок: Эти люди богатыри?

1-й ведущий: Подвиги совершают и воины, и богатыри, и самые обычные люди и их дети.

2-й ведущий: И совершали они их не только в былинах, и на поле боя, но и в нашем городе, на нашей улице, в нашей школе. Давайте перелистаем страницы истории обычной блокадной школы.

Дети остаются сидеть у сцены.

Сцена 1

Звучат первые строки песни «Священная война»

1-й ведущий: Сентябрь 1941 года.

На сцену выходят дети. Они заклеивают окна полосками бумаги. Входит учительница в гимнастерке. За плечами рюкзак.

1-й ребенок: Надежда Ивановна, смотрите, как мы полоски наклеили.

2-й: ребенок: Ой, Надежда Ивановна, а почему вы в гимнастерке?

3-й ребенок: Надежда Ивановна, а зачем вам рюкзак?

Учительница: Ребята, я ухожу на фронт.

Дети наперебой: А как же мы без вас? А может вы передумаете и останетесь?

Учительница: Я попрощаться зашла. А вы уже большие без меня справитесь. Вон, как вы хорошо окно заклеили. А я пойду, покажу этим немцам, как на чужую землю лесть! И вернусь.

1-й ребенок: Надежда Ивановна, а если на фронте вы моего папу встретите, передайте ему, что у нас всё в порядке.

2-й ребенок: И моему!

3-й ребенок: И моему папе… и брату…

Учительница: Если встречу, обязательно передам. А вы меня не поведите. Занятия скоро начнутся, вы не пропускайте уроков и обязательно в бомбоубежище спускайтесь, когда тревога будет. Я вам письмо напишу. И вы мне пишите.

Дети: Мы будем обязательно писать.

1-й ребенок: А вы поскорее немцев прогоните и возвращайтесь.

Учительница: Я постараюсь. Ну, ребята, мне пора.

Дети: А можно мы вас проводим?

Учительница: Нет, нет. Вдруг воздушная тревога. А вы, я вас очень прошу, слушайтесь взрослых и помогайте друг другу. До свидания, родные мои.

Дети: До свидания, Надежда Ивановна.

Учительница уходит. Звучит песня . «Ах война, что ты подлая сделала»

Дети машут в окно и замирают в живой картинке.

1-й ведущий: Ушел учитель на войну, ушел врага громить.

Ушел он защищать страну, но продолжал учить.

2-й ведущий: Отваге, мужеству, тому, чему учить он мог.

Ушел учитель на войну, но продолжал урок.

Музыка стихает. Дети уходят со сцены.

1-й ведущий: Добровольно ушли на фронт защищать свой город и не вернулись очень многие учителя.

2-й ведущий: Более 700 тысяч защитников нашего города остались навсегда на поле боя.


 

Сцена 2

Звучит «Священная война»

1-й ведущий: Декабрь 1941 года.

На сцену выходит девочка. Она только что пришла с улицы и пытается обогреться. Неожиданно вбегает её подруга. Она хлопает в ладоши, пританцовывает, радуется.

1-я девочка: Маша, что с тобой, чему ты так рада?

Маша: Я...я... я карточки нашла! У нас будет много хлеба!

1-я девочка: Где ты их нашла?

Маша: У школы. Теперь моя мама сможет встать. Она три дня уже не встает от голода. Но теперь... (хлопает в ладоши)

1-я девочка: Теперь кто-то не выживет....

Маша: А нечего было карточки терять.

1-я девочка: Не правильно это...

Входит третья школьница, садится на стул и плачет.

Девочки: Таня, что случилось?

Таня: Я карточки потеряла. Что же теперь будет?

1-я девочка(Маше): Отдай ей карточки.

Маша: Но моя мама не сможет встать.

1-я девочка: Отдай, это её хлеб.

Маша: Возьми, вот твои карточки, наверное...

Таня : Где ты их нашла?

Маша: У школы.

Таня: Спасибо, большое тебе спасибо! Ты самая лучшая на свете!

Маша: Значит, мама не встанет...

1-я девочка(подумав, достает из кармана кусочек хлеба, отламывает крошку, кладет в рот, остальное протягивает Маше): На, возьми...маме.

Маша: А как же ты?

1-я девочка: Но я же не умираю.

Маша: А я ведь тоже могу отдавать свой хлеб маме.

Маша держит хлеб на ладони. Девочки, замирая смотрят на хлеб.

Звучит музыка «Молитва» Б. Окуджавы

1-й ведущий: От чего зависит жизнь людская?

От случайности, от бомб летящих с неба.

2-й ведущий: От того, чего порой не знаем.

А бывает от кусочка хлеба.

Дети уходят. Музыка смолкает.

1-й ведущий: 125 грамм хлеба в день — это всё , что получали дети в ноябре и декабре 1941 года.

2-й ведущий: Кусочек хлеба делили на три части: завтрак, обед, ужин.

1-й ведущий: Взрослые, как могли, старались защищать детей от голода. Но силы покидали всех. Порой не было сил дойти до школы.

2-й ведущий: И тем не менее 39 школ города не прекращали уроки даже в самое трудное время.

1-й ведущий: Помимо занятий, ребята приходили в школу, чтобы помочь взрослым, чтобы побыть вместе. Школа была местом, где всегда ждали ребят.


 

Сцена 3

Звучит «Священная война»

На сцену выходят 4-5 детей.

1-й ведущий: Январь 1942 года.

1-й ребенок: Зачем нас сегодня собрали? Не знаете?

2-й ребенок: А я так спать хочу. Мне сегодня сон приснился. Будто у нас праздник и всем дали по большому куску пирога.

3-й ребенок: А с чем был пирог?

2-й ребенок: Я не успел рассмотреть. Проснулся. Воздушная тревога началась.

4-й ребенок: Даже попробовать не успел?

2-й ребенок: Нет.

Входит учительница.

Учительница: Здравствуйте, ребята. У меня к вам важное дело. Вы знаете, что на Первой линии открылся госпиталь? Там уже много раненых, а посуды не хватает. Нам нужно собрать ложки, миски, чашки, и отнести туда. Наверное, каждый может принести что-нибудь из дома. И еще, я думаю, я предлагаю для раненых дать концерт.

Дети: А что мы можем?

Учительница: Петь, читать стихи. Вы же много стихов знаете.

1-й ребенок: А я ничего не помню.

2-й ребенок: А как же без музыки петь?

Учительница: Можно и без музыки спеть. А стихи надо вспомнить.

Входит мальчик.

Мальчик: Смотрите, что я у бабушки нашел. Это волшебная шкатулка. Отгадайте, что в ней?

Дети: Конфеты!

Мальчик: Нет. Не угадали. Сейчас я её открою...

Учительница: Ребята, мы собрались по важному делу! Потом посмотрите шкатулку.

Мальчик: Елена Тимофеевна, ну пожалуйста. Посмотрите, как интересно.

Учительница: Ну, хорошо, открой шкатулку.

Мальчик открывает шкатулку. Звучит «Менуэт» Л.Боккерини.

Мальчик: Это старинная музыкальная шкатулка.

Учительница: Вот и замечательно. Теперь у нас есть музыка для концерта.

Дети: а КАК МЫ БУДЕМ ПОД НЕЁ ПЕТЬ?

Учительница: Не петь, а танцевать.

1-й ребенок: Танцевать?

2-й ребенок: А у меня ноги болят.

3-й ребенок: А мне ходить трудно.

Учительница: Это ничего. Это пройдет. У вас все получится. Сейчас я вам покажу.

Учительница начинает танцевать. Вначале медленно, потом всё увереннее. Дети завороженно смотрят на учительницу и начинают повторять движения. Постепенно все дети начинают танцевать. Музыка продолжает звучать. Все замирают.

1-й ведущий: И не было сил подняться

И не было сил вставать.

2-й ведущий: Но были они ленинградцы.

Умели они побеждать.

Музыка стихает. Дети и учительница уходят.

1-й ведущий: Учителя и ученики регулярно посещали госпитали. Снабжали раненых посудой, давали концерты.

2-й ведущий: Вместе с солдатами мечтали о победе. О том, как еще споют и станцуют после войны. И решали, как ускорить долгожданную Победу.

1-й ведущий: А впереди еще было два года блокады.


 

Сцена 4

Звучит «Священная война»

Входит учительница с газетой в руках, за ней дети.

1-й ведущий: Февраль 1942 года.

Учительница: Ребята, идите сюда, смотрите, что написано в газете (все садятся в полукруг). Статья называется «Юные ленинградцы на посту». Читай, Лена (протягивает газету девочке).

Лена (читает): Исключительное мужество проявили учащиеся ленинградских школ во время бомбардировок нашего города. Так ученик Олег Мнето потушил за один вражеский налет 14 бомб, Коля Авдеев с двумя товарищами потушил 42 зажигательные бомбы, ученики Александров и Сорокин 16 бомб упавших на школу.

Учительница: Вот какие молодцы ребята.

Лена: А нам не разрешают дежурить на крыше, только старшеклассникам. Я бы знаете сколько бомб потушила.

1-й ученик: И я бы мог.

2-й ученик: Я тоже.

3-й ученик: Почему нас не пускают?

Учительница: Вам дается другое задание. Не менее важное. Для этого я вас и позвала. Фашисты закидывают нас зажигательными бомбами, и мы ответим им тем же. Только для этого нужны бутылки для зажигательной смеси. Командование поручает вам собрать как можно больше бутылок.

Дети: А куда их приносить?

Учительница: Конечно в школу.

Вбегает мальчик: Нина Александровна, на чердаке пожар!

Учительница: Вы оставайтесь здесь. Я думаю, ничего страшного.

Учительница спешно уходит.

Лена: Наверное, после ночного налета, на чердаке осталось что-то тлеть.

1-й ученик: Нина Александровна обязательно потушит, она умеет.

2-й ученик: Давайте пойдем поможем ей.

3-й ученик: Нет, она сказала оставаться здесь. Мы должны её слушаться, как солдаты командира. Сегодня же пойдем искать бутылки. Надо подвалы обойти.

Входит учительница, в руках у нее старые тетради.

Дети: Нина Александровна, вы потушили пожар?

Учительница: Нет, не я, а наши десятиклассники. А смотрите, что я на чердаке нашла. Теперь есть на чем писать. Завтра на уроке я раздам вам настоящие тетради.

1-й ученик: Они же старые.

Учительница: Посмотри сколько места между строк. Но это будет завтра, а сегодня пора за работу. Задание понятно? Я надеюсь на вас. Только будьте осторожны.

Учительница приобнимает детей. Замирают.

Звучит музыка. Б.Окуджава «Белорусский вокзал»

1-й ведущий: Млад и стар не жалели ни сил, ни терпения.

Несмотря ни на что, ни на боль, ни на голод

2-й ведущий: Приближали великие те мгновения.

Когда снова свободно вздохнет их город.

Музыка стихает, все уходят.

1-й ведущий: Учащимися города было собрано более миллиона бутылок для изготовления зажигательных бомб.

2-й ведущий: За первый год войны на город фашистами было сброшено 67 тысяч зажигательных бомб, третью часть которых потушили школьники.

1-й ведущий: Учителя и дети вместе дежурили на крышах, рыли окопы, дежурили на улицах, обходили квартиры в поисках людей нуждающихся в помощи.


 

Сцена 5

Звучит «Священная война»

На сцену выходят старшеклассники.

1-й ведущий: Март 1942 года.

1-я ученица: Ой, как я устала. 20 квартир одна обошла.

2-я ученица: А зачем ты одна ходила. Нам же запретили в одиночку ходить. Только вдвоем, а еще лучше втроем.

1-я ученица: Люся сегодня встать не могла, ноги отекли. Вот я и пошла одна. А вот смотрите, что я в 16 квартире нашла. Там открыто было, а на столе письмо лежало. Здесь стихи.

Школьники подходят, рассматривают листок.

Ученик: Смотрите, с обратной стороны написано - «Помолитесь о нас»

Входит еще одна из учениц.

3-я ученица: Ребята, я к Сергей Тимофеевичу ходила.

Все: Ну как он? Скоро в школу придет?

3-я ученица: Соседка сказала, его вчера на Смоленское отвезли. А еще добавила: «Нынче все равны, что учитель, что солдат».

Тихо начинает звучать музыка «Аve maria” Ф.Шуберта.

Дети читают по очереди письмо.

1: Черный снег за окном и стучит метроном

И проснулись опять, кто не стал умирать.

2: Смерть сегодня в чести, с ней бы счеты свести.

И пытаются встать, кто не стал умирать

3: В печке пламя дрожит, значит будем мы жить.

И Победу встречать, кто не стал умирать.

Ведущий 1: За годы блокады в Ленинграде погибло 1,5 миллиона человек. Только от голода не смогли встать 700 тысяч. Почтим память павших в годы блокады минутой молчания.

На сцену выходят все участники вечера памяти. Дети, которые сидели у сцены, несут свечи (фонарики, лампадки), по две красные гвоздики.


 

Звучит метроном.

Дети проходят по залу и двигаются в музей. Если нет музея, можно создать импровизированный мемориал.


 

Звучит песня «Дети блокады»

Ведущий 2: Сегодня в нашем городе проживает чуть более 60 тысяч жителей блокадного Ленинграда. Они выстояли, выдержали, они совершили подвиг. Мы всегда будем в долгу перед ними.

 


Полный текст материала Сценарий литературно-исторического вечера "Подвиг живет рядом" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романенко Мария Валерьевна  Публикатор
11.10.2021 0 1387 15

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК