Сценарий литературно-исторического вечера "Подвиг живет рядом"
ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ
«ПОДВИГ ЖИВЕТ РЯДОМ»
Голос ведущего: 77-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады посвящается.
Звучит песня В. Плешака «Ленинградцы»
Ведущий 1: О подвиге не помышляют, не думает о подвиге герой.
Он просто чью-то жизнь спасает, ради других идет в неравный бой.
Ведущий 2: Он знает, как врагу ответить, не ждет похвал, не ждет наград.
Идёт опасности навстречу. И не оглянется назад.
Звучит музыка. На сцену выбегают дети, Дети играют, разговаривают. Неожиданно звучит сирена.
1-й ребенок: Что это?
2-й ребенок: Наверное что-то случилось...
3-й ребенок: Это была сирена?
К микрофонам выходят ведущие.
1-й ведущий: Да, это была сирена. Именно так оповещают людей об опасности.
2-й ведущий: Сегодня сирена звучит в честь памяти. В честь памяти великого подвига непокоренных людей.
1-й ребенок: А что это был за подвиг?
2-й ребенок: Это люди воины?
3-й ребенок: Эти люди богатыри?
1-й ведущий: Подвиги совершают и воины, и богатыри, и самые обычные люди и их дети.
2-й ведущий: И совершали они их не только в былинах, и на поле боя, но и в нашем городе, на нашей улице, в нашей школе. Давайте перелистаем страницы истории обычной блокадной школы.
Дети остаются сидеть у сцены.
Сцена 1
Звучат первые строки песни «Священная война»
1-й ведущий: Сентябрь 1941 года.
На сцену выходят дети. Они заклеивают окна полосками бумаги. Входит учительница в гимнастерке. За плечами рюкзак.
1-й ребенок: Надежда Ивановна, смотрите, как мы полоски наклеили.
2-й: ребенок: Ой, Надежда Ивановна, а почему вы в гимнастерке?
3-й ребенок: Надежда Ивановна, а зачем вам рюкзак?
Учительница: Ребята, я ухожу на фронт.
Дети наперебой: А как же мы без вас? А может вы передумаете и останетесь?
Учительница: Я попрощаться зашла. А вы уже большие без меня справитесь. Вон, как вы хорошо окно заклеили. А я пойду, покажу этим немцам, как на чужую землю лесть! И вернусь.
1-й ребенок: Надежда Ивановна, а если на фронте вы моего папу встретите, передайте ему, что у нас всё в порядке.
2-й ребенок: И моему!
3-й ребенок: И моему папе… и брату…
Учительница: Если встречу, обязательно передам. А вы меня не поведите. Занятия скоро начнутся, вы не пропускайте уроков и обязательно в бомбоубежище спускайтесь, когда тревога будет. Я вам письмо напишу. И вы мне пишите.
Дети: Мы будем обязательно писать.
1-й ребенок: А вы поскорее немцев прогоните и возвращайтесь.
Учительница: Я постараюсь. Ну, ребята, мне пора.
Дети: А можно мы вас проводим?
Учительница: Нет, нет. Вдруг воздушная тревога. А вы, я вас очень прошу, слушайтесь взрослых и помогайте друг другу. До свидания, родные мои.
Дети: До свидания, Надежда Ивановна.
Учительница уходит. Звучит песня . «Ах война, что ты подлая сделала»
Дети машут в окно и замирают в живой картинке.
1-й ведущий: Ушел учитель на войну, ушел врага громить.
Ушел он защищать страну, но продолжал учить.
2-й ведущий: Отваге, мужеству, тому, чему учить он мог.
Ушел учитель на войну, но продолжал урок.
Музыка стихает. Дети уходят со сцены.
1-й ведущий: Добровольно ушли на фронт защищать свой город и не вернулись очень многие учителя.
2-й ведущий: Более 700 тысяч защитников нашего города остались навсегда на поле боя.
Сцена 2
Звучит «Священная война»
1-й ведущий: Декабрь 1941 года.
На сцену выходит девочка. Она только что пришла с улицы и пытается обогреться. Неожиданно вбегает её подруга. Она хлопает в ладоши, пританцовывает, радуется.
1-я девочка: Маша, что с тобой, чему ты так рада?
Маша: Я...я... я карточки нашла! У нас будет много хлеба!
1-я девочка: Где ты их нашла?
Маша: У школы. Теперь моя мама сможет встать. Она три дня уже не встает от голода. Но теперь... (хлопает в ладоши)
1-я девочка: Теперь кто-то не выживет....
Маша: А нечего было карточки терять.
1-я девочка: Не правильно это...
Входит третья школьница, садится на стул и плачет.
Девочки: Таня, что случилось?
Таня: Я карточки потеряла. Что же теперь будет?
1-я девочка(Маше): Отдай ей карточки.
Маша: Но моя мама не сможет встать.
1-я девочка: Отдай, это её хлеб.
Маша: Возьми, вот твои карточки, наверное...
Таня : Где ты их нашла?
Маша: У школы.
Таня: Спасибо, большое тебе спасибо! Ты самая лучшая на свете!
Маша: Значит, мама не встанет...
1-я девочка(подумав, достает из кармана кусочек хлеба, отламывает крошку, кладет в рот, остальное протягивает Маше): На, возьми...маме.
Маша: А как же ты?
1-я девочка: Но я же не умираю.
Маша: А я ведь тоже могу отдавать свой хлеб маме.
Маша держит хлеб на ладони. Девочки, замирая смотрят на хлеб.
Звучит музыка «Молитва» Б. Окуджавы
1-й ведущий: От чего зависит жизнь людская?
От случайности, от бомб летящих с неба.
2-й ведущий: От того, чего порой не знаем.
А бывает от кусочка хлеба.
Дети уходят. Музыка смолкает.
1-й ведущий: 125 грамм хлеба в день — это всё , что получали дети в ноябре и декабре 1941 года.
2-й ведущий: Кусочек хлеба делили на три части: завтрак, обед, ужин.
1-й ведущий: Взрослые, как могли, старались защищать детей от голода. Но силы покидали всех. Порой не было сил дойти до школы.
2-й ведущий: И тем не менее 39 школ города не прекращали уроки даже в самое трудное время.
1-й ведущий: Помимо занятий, ребята приходили в школу, чтобы помочь взрослым, чтобы побыть вместе. Школа была местом, где всегда ждали ребят.
Сцена 3
Звучит «Священная война»
На сцену выходят 4-5 детей.
1-й ведущий: Январь 1942 года.
1-й ребенок: Зачем нас сегодня собрали? Не знаете?
2-й ребенок: А я так спать хочу. Мне сегодня сон приснился. Будто у нас праздник и всем дали по большому куску пирога.
3-й ребенок: А с чем был пирог?
2-й ребенок: Я не успел рассмотреть. Проснулся. Воздушная тревога началась.
4-й ребенок: Даже попробовать не успел?
2-й ребенок: Нет.
Входит учительница.
Учительница: Здравствуйте, ребята. У меня к вам важное дело. Вы знаете, что на Первой линии открылся госпиталь? Там уже много раненых, а посуды не хватает. Нам нужно собрать ложки, миски, чашки, и отнести туда. Наверное, каждый может принести что-нибудь из дома. И еще, я думаю, я предлагаю для раненых дать концерт.
Дети: А что мы можем?
Учительница: Петь, читать стихи. Вы же много стихов знаете.
1-й ребенок: А я ничего не помню.
2-й ребенок: А как же без музыки петь?
Учительница: Можно и без музыки спеть. А стихи надо вспомнить.
Входит мальчик.
Мальчик: Смотрите, что я у бабушки нашел. Это волшебная шкатулка. Отгадайте, что в ней?
Дети: Конфеты!
Мальчик: Нет. Не угадали. Сейчас я её открою...
Учительница: Ребята, мы собрались по важному делу! Потом посмотрите шкатулку.
Мальчик: Елена Тимофеевна, ну пожалуйста. Посмотрите, как интересно.
Учительница: Ну, хорошо, открой шкатулку.
Мальчик открывает шкатулку. Звучит «Менуэт» Л.Боккерини.
Мальчик: Это старинная музыкальная шкатулка.
Учительница: Вот и замечательно. Теперь у нас есть музыка для концерта.
Дети: а КАК МЫ БУДЕМ ПОД НЕЁ ПЕТЬ?
Учительница: Не петь, а танцевать.
1-й ребенок: Танцевать?
2-й ребенок: А у меня ноги болят.
3-й ребенок: А мне ходить трудно.
Учительница: Это ничего. Это пройдет. У вас все получится. Сейчас я вам покажу.
Учительница начинает танцевать. Вначале медленно, потом всё увереннее. Дети завороженно смотрят на учительницу и начинают повторять движения. Постепенно все дети начинают танцевать. Музыка продолжает звучать. Все замирают.
1-й ведущий: И не было сил подняться
И не было сил вставать.
2-й ведущий: Но были они ленинградцы.
Умели они побеждать.
Музыка стихает. Дети и учительница уходят.
1-й ведущий: Учителя и ученики регулярно посещали госпитали. Снабжали раненых посудой, давали концерты.
2-й ведущий: Вместе с солдатами мечтали о победе. О том, как еще споют и станцуют после войны. И решали, как ускорить долгожданную Победу.
1-й ведущий: А впереди еще было два года блокады.
Сцена 4
Звучит «Священная война»
Входит учительница с газетой в руках, за ней дети.
1-й ведущий: Февраль 1942 года.
Учительница: Ребята, идите сюда, смотрите, что написано в газете (все садятся в полукруг). Статья называется «Юные ленинградцы на посту». Читай, Лена (протягивает газету девочке).
Лена (читает): Исключительное мужество проявили учащиеся ленинградских школ во время бомбардировок нашего города. Так ученик Олег Мнето потушил за один вражеский налет 14 бомб, Коля Авдеев с двумя товарищами потушил 42 зажигательные бомбы, ученики Александров и Сорокин 16 бомб упавших на школу.
Учительница: Вот какие молодцы ребята.
Лена: А нам не разрешают дежурить на крыше, только старшеклассникам. Я бы знаете сколько бомб потушила.
1-й ученик: И я бы мог.
2-й ученик: Я тоже.
3-й ученик: Почему нас не пускают?
Учительница: Вам дается другое задание. Не менее важное. Для этого я вас и позвала. Фашисты закидывают нас зажигательными бомбами, и мы ответим им тем же. Только для этого нужны бутылки для зажигательной смеси. Командование поручает вам собрать как можно больше бутылок.
Дети: А куда их приносить?
Учительница: Конечно в школу.
Вбегает мальчик: Нина Александровна, на чердаке пожар!
Учительница: Вы оставайтесь здесь. Я думаю, ничего страшного.
Учительница спешно уходит.
Лена: Наверное, после ночного налета, на чердаке осталось что-то тлеть.
1-й ученик: Нина Александровна обязательно потушит, она умеет.
2-й ученик: Давайте пойдем поможем ей.
3-й ученик: Нет, она сказала оставаться здесь. Мы должны её слушаться, как солдаты командира. Сегодня же пойдем искать бутылки. Надо подвалы обойти.
Входит учительница, в руках у нее старые тетради.
Дети: Нина Александровна, вы потушили пожар?
Учительница: Нет, не я, а наши десятиклассники. А смотрите, что я на чердаке нашла. Теперь есть на чем писать. Завтра на уроке я раздам вам настоящие тетради.
1-й ученик: Они же старые.
Учительница: Посмотри сколько места между строк. Но это будет завтра, а сегодня пора за работу. Задание понятно? Я надеюсь на вас. Только будьте осторожны.
Учительница приобнимает детей. Замирают.
Звучит музыка. Б.Окуджава «Белорусский вокзал»
1-й ведущий: Млад и стар не жалели ни сил, ни терпения.
Несмотря ни на что, ни на боль, ни на голод
2-й ведущий: Приближали великие те мгновения.
Когда снова свободно вздохнет их город.
Музыка стихает, все уходят.
1-й ведущий: Учащимися города было собрано более миллиона бутылок для изготовления зажигательных бомб.
2-й ведущий: За первый год войны на город фашистами было сброшено 67 тысяч зажигательных бомб, третью часть которых потушили школьники.
1-й ведущий: Учителя и дети вместе дежурили на крышах, рыли окопы, дежурили на улицах, обходили квартиры в поисках людей нуждающихся в помощи.
Сцена 5
Звучит «Священная война»
На сцену выходят старшеклассники.
1-й ведущий: Март 1942 года.
1-я ученица: Ой, как я устала. 20 квартир одна обошла.
2-я ученица: А зачем ты одна ходила. Нам же запретили в одиночку ходить. Только вдвоем, а еще лучше втроем.
1-я ученица: Люся сегодня встать не могла, ноги отекли. Вот я и пошла одна. А вот смотрите, что я в 16 квартире нашла. Там открыто было, а на столе письмо лежало. Здесь стихи.
Школьники подходят, рассматривают листок.
Ученик: Смотрите, с обратной стороны написано - «Помолитесь о нас»
Входит еще одна из учениц.
3-я ученица: Ребята, я к Сергей Тимофеевичу ходила.
Все: Ну как он? Скоро в школу придет?
3-я ученица: Соседка сказала, его вчера на Смоленское отвезли. А еще добавила: «Нынче все равны, что учитель, что солдат».
Тихо начинает звучать музыка «Аve maria” Ф.Шуберта.
Дети читают по очереди письмо.
1: Черный снег за окном и стучит метроном
И проснулись опять, кто не стал умирать.
2: Смерть сегодня в чести, с ней бы счеты свести.
И пытаются встать, кто не стал умирать
3: В печке пламя дрожит, значит будем мы жить.
И Победу встречать, кто не стал умирать.
Ведущий 1: За годы блокады в Ленинграде погибло 1,5 миллиона человек. Только от голода не смогли встать 700 тысяч. Почтим память павших в годы блокады минутой молчания.
На сцену выходят все участники вечера памяти. Дети, которые сидели у сцены, несут свечи (фонарики, лампадки), по две красные гвоздики.
Звучит метроном.
Дети проходят по залу и двигаются в музей. Если нет музея, можно создать импровизированный мемориал.
Звучит песня «Дети блокады»
Ведущий 2: Сегодня в нашем городе проживает чуть более 60 тысяч жителей блокадного Ленинграда. Они выстояли, выдержали, они совершили подвиг. Мы всегда будем в долгу перед ними.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романенко Мария Валерьевна
→ Публикатор 11.10.2021 0 1509 15 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.